Корректор фар — ключевой элемент системы освещения автомобиля, который настраивает угол наклона фар в зависимости от загрузки и дорожных условий. Неправильная работа корректора снижает видимость, увеличивая риск аварий. В статье рассмотрим основные причины неисправностей корректора, а также объясним принцип работы гидрокорректора и электрокорректора. Эти знания помогут быстрее выявить и устранить проблему, обеспечив безопасность на дороге.
Неисправности гидрокорректора
Среди причин неисправности гидрокорректора фар выделяют разгерметизацию соединений трубок и уплотнительных манжет. Неплотные соединения вызывают утечку рабочей жидкости и попадание воздуха в систему. Для корректной работы поршней система должна быть полностью заполнена жидкостью. Производитель не предусматривает ремонт гидрокорректора, поэтому при его неисправности узел заменяется целиком. Однако в статье «Как отремонтировать корректор фар» указано, что систему можно диагностировать и восстановить.
Где располагается гидрокорректор ламп? В каждом блоке фар установлен исполнительный механизм, воздействующий на отражатель. От него отходят две трубки, которые через технологическое отверстие в моторном щите соединяются с главным цилиндром и переключателем на приборной панели.
Эксперты отмечают несколько ключевых причин, по которым корректор фар может перестать функционировать. Во-первых, одной из самых распространенных проблем является неисправность электропривода, отвечающего за регулировку угла наклона фар. Это может быть вызвано износом или повреждением механизма. Во-вторых, недостаток электроэнергии из-за проблем с проводкой или предохранителями также может привести к сбоям в работе корректора. Третьей причиной может стать загрязнение или повреждение датчиков, которые отвечают за определение положения автомобиля и корректировку света. Наконец, не стоит забывать о программных сбоях в бортовом компьютере, которые могут нарушить работу системы. Регулярное техническое обслуживание и диагностика помогут избежать этих проблем и обеспечить правильную работу корректора фар.
Замена гидрокорректора фар
Все работы будут показаны на примере автомобилей ВАЗ, в частности, Лада Гранта. Однако, и на других моделях конструкция не будет иметь больших отличий. Демонтаж неисправного гидрорегулятора:
- Демонтируйте нижнюю декоративную панель слева от рулевой колонки (держится на клипсах).
- Снимите ручку переключателя гидрокорректора. Для демонтажа достаточно потянуть ручку на себя.
- Главный механизм крепится гайкой на 21. Открутить ее можно только с помощью накидной головки. Поскольку усилие зажатия гайки небольшое, для откручивания также подойдет накидная головка на 22.
- Вытащите главный механизм с внутренней части.
- В корпус каждой из фар входит свой рабочий цилиндр. Чтобы его вытащить, проверните корпус исполнительного механизма против часовой стрелки до освобождения защелок и потащите на себя.
- Необходимо освободить трубки, которые крепятся к кузову специальными клипсами с хомутами. Если вы не собираетесь ремонтировать гидрокорректор, то трубки можно отрезать. Это значительно упростит их демонтаж. Их можно будет просто вытащить, потянув за отрезок трубки у левой фары. Бывает, что гидрокорректор не работает, но жидкости в системе еще довольно много. Поэтому заранее приготовьте емкость для ее слива.
- Снимите отрицательную клемму и демонтируйте аккумулятор, чтобы получить доступ к технологическому отверстию в моторном щите. Потребуются накидные ключи на 10 и на 13.
- Утопите сначала один из краев уплотнительной резинки отверткой, после чего постепенно продавите ее в салон.
- Вытащите трубки вместе с уплотнителем, потянув за главный механизм в салоне. Скорее всего, придется отсоединить разъемы у педального узла. Они будут блокировать выход уплотнителя.
Причина неисправности корректора фар | Симптом | Способ проверки/устранения |
---|---|---|
Неисправен мотор корректора фар | Фары не регулируются или регулируются с перебоями | Проверить питание мотора, целостность проводки, сам мотор на работоспособность. Заменить неисправные компоненты. |
Неисправен датчик наклона кузова | Фары регулируются некорректно, не соответствуют углу наклона кузова | Проверить датчик на работоспособность, его электрические соединения. Заменить неисправный датчик. |
Обрыв или короткое замыкание в проводке | Фары не регулируются, отсутствует питание на моторе корректора | Проверить проводку на обрывы и короткое замыкание, восстановить целостность проводки. |
Неисправен блок управления корректором фар | Фары не регулируются или регулируются некорректно | Проверить блок управления на работоспособность, диагностировать с помощью сканера. Заменить неисправный блок. |
Неправильная регулировка фар | Фары светят не туда, куда нужно | Проверить и отрегулировать фары вручную с помощью регулировочных винтов. |
Механическое повреждение механизма корректора | Фары не регулируются, слышен посторонний шум при попытке регулировки | Проверить механизм корректора на наличие повреждений, заменить неисправные детали. |
Низкое напряжение в бортовой сети | Фары регулируются с перебоями или не регулируются вовсе | Проверить напряжение в бортовой сети, устранить причину низкого напряжения. |
Засорение механизма корректора | Фары регулируются с трудом или не регулируются | Очистить механизм корректора от грязи и пыли. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о причинах, по которым может не работать корректор фар:
-
Неисправность электропривода: Корректор фар обычно работает с помощью электропривода, который может выйти из строя. Это может произойти из-за перегрева, механических повреждений или коррозии, что приводит к невозможности регулировки угла наклона фар.
-
Проблемы с проводкой: Часто причиной неисправности корректора фар становятся проблемы с проводкой, такие как обрывы проводов или плохие контакты. Это может быть вызвано воздействием влаги, коррозией или механическими повреждениями, что препятствует подаче электричества к устройству.
-
Неисправность блока управления: В современных автомобилях корректор фар может управляться электронным блоком. Если этот блок выходит из строя или получает неверные сигналы от датчиков (например, датчика нагрузки), корректор может не функционировать должным образом.
Установка нового гидрокорректора
Для установки из салона аккуратно протяните исполнительные механизмы и трубки через отверстие до манжет. Поскольку пространство в области педального узла ограничено, полезно попросить кого-то помочь, потянув трубки в подкапотном пространстве. Уплотнительную резинку выньте за моторный щит и установите её в паз с внешней стороны. Затем уложите трубки по оригинальному контуру. При необходимости клипсы с хомутами можно заменить на стандартные.
Неисправности электромеханического корректора
Система с электроприводом гораздо надежней гидрокорректора, но и она не лишена недостатков. Возможные неисправности:
- Обламывание, перетирание проводов, образование окислов в разъемах;
- Износ элементов электродвигателя;
- Перегорание элементов схем. К примеру, вследствие перенапряжения в бортовой сети машины или попадания влаги внутрь корпуса блока управления. Неисправность резисторов может привести к тому, что корректор будет работать неправильно либо только в ограниченном диапазоне регулировки. Часто проблемой является износ резистивных дорожек, провоцирующий дребезг контактов. ЭБУ будет пытаться постоянно уравнять напряжение. Вследствие этого элементы микросхем выходят из строя из-за перегрева.
Нами будет рассмотрен процесс диагностики электромеханического корректора фар принудительного действия. Диагностика сложных неисправностей автоматизированных систем, в работе которых используется датчики уровня дорожного просвета, требует куда более специализированной технической подготовки.
Принципиальная схема
Перед диагностикой ознакомьтесь с электрической схемой подключения мотор-редукторов вашего автомобиля. Обычно используются две схемы:
- 5-проводной разъем. Этот метод встречается как в заводских системах, так и в комплектах для самостоятельной установки (например, ЭМКФ 11).
- 3-проводной разъем. Чаще всего встречается на современных автомобилях. Один контакт – «массa», второй – постоянный «+», третий – сигнальный провод.
Несмотря на различия в распиновке, электрокорректор фар работает по схожему принципу на большинстве автомобилей. Основой является постоянное сравнение напряжения на двух переменных резисторах. Один резистор подключен к переключателю положения корректора на панели приборов, другой – к датчику фактического положения штока. Сравнение напряжений с помощью дифференциального усилителя уравновешивает их в случае расхождения. Поворот переключателя на панели приводит к выдвижению электропривода корректора фар на заданное расстояние.
Методы диагностики корректора фар
Как проверить корректор фар:
- Проверка предохранителя (рекомендуем прочитать, как правильно заменить плавкую вставку). Если предохранитель часто перегорает, в цепи присутствует оголенный контакт, провоцирующий КЗ.
- Визуальный осмотр разъемов на предмет наличия окислов контактов. Также следует осмотреть видимый контур проводки на предмет перетирания, обрывов. Окислы с контактов можно убрать надфилем.
- Проверка питания мультиметром. Если проверка мультиметром показала, что причина неисправности не в разъемах либо проводке, для поиска поломки следует разобрать мотор-редуктор или блок управления корректором фар. Осмотрите схемы на предмет обгоревших, вздувшихся радиодеталей, плохо припаянных контактов. При необходимости большинство элементов можно купить в магазине радиодеталей.
Проверка питания мультиметром
Если вы не занимались диагностикой электроприборов, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации мультиметра. Убедитесь, что на разъем мотор-редуктора подается постоянный «+» и есть «масса». В режиме измерения постоянного тока (DCV) подключите плюсовой щуп к сигнальному проводу, а минусовой — к пину «массы».
В выключенном состоянии напряжение должно быть минимальным, при вращении переключателя — в диапазоне от 3 до 10 В. Включите ближний свет фар перед проверкой.
Если «–» или «+» не поступают на разъем, проверьте разъем, соединяющийся с блоком управления в салоне. Если питание уходит с разъема ЭБУ, но не доходит до мотор-редуктора, это может указывать на обрыв проводки. При отсутствии питания на разъеме мотор-редуктора проверьте «массу» и «+» блока управления. Если питание поступает к блоку, но ЭБУ не реагирует на изменение положения переключателя, это свидетельствует о неисправности внутри блока управления корректором фар.
Не рекомендуется долго подавать напряжение от аккумулятора напрямую на выводы мотор-редуктора для проверки работоспособности. Для диагностики электропривода лучше использовать подстроечный резистор на 10 кОм.
Проблемы с проводкой и соединениями
Одной из наиболее распространенных причин, по которым корректор фар может не работать, являются проблемы с проводкой и соединениями. В современных автомобилях система коррекции фар включает в себя множество электрических компонентов, которые должны работать в унисон для обеспечения корректной работы. Если в этой цепи возникают сбои, это может привести к тому, что корректор не будет функционировать должным образом.
Первым шагом в диагностике проблемы является проверка состояния проводки. Проводка может подвергаться воздействию различных факторов, таких как коррозия, механические повреждения или перегрев. Коррозия может возникать в местах соединений, особенно если они находятся в условиях повышенной влажности или подвержены воздействию химических веществ. Механические повреждения могут произойти в результате неправильной установки компонентов или износа проводов со временем.
Следующим важным аспектом являются соединения. Если соединения между проводами и компонентами системы коррекции фар не надежны, это может привести к прерыванию электрического тока. Проверьте, чтобы все разъемы были плотно соединены и не имели видимых повреждений. Иногда достаточно просто очистить контакты от грязи и окислов, чтобы восстановить работоспособность системы.
Также стоит обратить внимание на наличие обрывов в проводах. Обрывы могут быть вызваны как физическим повреждением, так и внутренними дефектами проводов. Для их обнаружения может потребоваться использование мультиметра, который поможет проверить целостность цепи. Если обрыв найден, необходимо заменить поврежденный участок проводки.
Не стоит забывать и о предохранителях. В случае перегрузки или короткого замыкания предохранитель может сработать и разорвать цепь питания корректора фар. Проверьте предохранители, отвечающие за работу системы, и при необходимости замените их.
В заключение, проблемы с проводкой и соединениями являются одной из ключевых причин, по которым корректор фар может не работать. Регулярная проверка состояния проводки, соединений и предохранителей поможет избежать многих проблем и обеспечит надежную работу системы коррекции фар вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Как понять, что не работает корректор фар?
Фары медленно опускаются или поднимаются при необходимости, но такая скорость недостаточна для компенсации наклонов кузова при разгоне, торможении или проезде неровностей.
Можно ли ездить без корректора фар?
Остальная Европа подтянулась, и сейчас корректор уже давно перестал быть опцией. Он обязателен в любом случае, причём если раньше его допускалось не ставить на машины с активной подвеской, обеспечивающей постоянное положение кузова независимо от нагрузки, то сейчас таких исключений нет.
За что отвечает корректор фар?
Корректор фар отвечает за регулировку угла наклона фар автомобиля, что позволяет оптимизировать освещение дороги в зависимости от загрузки автомобиля и условий движения. Это помогает избежать ослепления встречных водителей и улучшает видимость для водителя, обеспечивая безопасность на дороге.
Как проверить датчик корректора фар?
Можно проверить и на машине, воткнув датчик в разъем, включив зажигание и присоединив тестер к среднему разъёму. Проверять напряжение, которое будет генерировать датчик при вращении оси. Но самый лучший способ проверки датчика — собрать небольшой стенд и проверить, так сказать, в натурных испытаниях.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень жидкости в системе корректора. Низкий уровень жидкости может привести к тому, что корректор фар не будет функционировать должным образом. Убедитесь, что уровень жидкости соответствует норме и при необходимости долейте.
СОВЕТ №2
Осмотрите электрические соединения и предохранители. Иногда проблема может заключаться в обрыве проводки или перегоревшем предохранителе. Проверьте все соединения на наличие коррозии или повреждений и замените неисправные компоненты.
СОВЕТ №3
Проверьте работоспособность датчика положения кузова. Этот датчик отвечает за определение угла наклона автомобиля и корректировку фар. Если он неисправен, корректор может не работать. При необходимости замените датчик.
СОВЕТ №4
Регулярно проводите техническое обслуживание автомобиля. Профилактика поможет выявить потенциальные проблемы с корректором фар до того, как они станут серьезными. Обращайтесь к специалистам для диагностики и обслуживания системы освещения.