Замена щеток стартера — важная процедура для восстановления работоспособности автомобиля и предотвращения дорогостоящего ремонта. Щетки передают электрическое напряжение на коллекторные пластины якоря, и их износ может вызвать проблемы с запуском двигателя. В этой статье рассмотрим процесс замены щеток стартера своими руками и дадим рекомендации по сборке и разборке устройства, что поможет сэкономить время и деньги на обслуживании автомобиля.
Причины для замены щеток
Симптомы изношенных щеток:
-
Стартер не реагирует на поворот ключа в положение “On”. При износе или перекосе щеток нарушается соединение с пластинами якоря, что приводит к недостаточному напряжению для его вращения. Для проверки можно замкнуть вывод втягивающего реле, где есть постоянный плюс от аккумулятора и контакт к корпусу стартера. Если стартер начинает вращаться, причина отсутствия реакции на поворот ключа не в щетках.
-
Стартер вращает венец маховика двигателя, но медленно.
Для точной диагностики аккумулятор должен быть полностью заряжен, а на контактах пускового устройства не должно быть паразитного сопротивления (окислы на клеммах, ржавчина, окислы в местах подключения питания к стартеру, слабо зажатые клеммы и т. д.).
Замена щеток стартера — это важная процедура, требующая внимательности и аккуратности. Эксперты рекомендуют начинать с отключения аккумулятора, чтобы избежать короткого замыкания. Затем следует снять стартер, что может потребовать использования специального инструмента для доступа к крепежным элементам. После этого необходимо аккуратно извлечь щетки, проверяя их состояние на предмет износа. При установке новых щеток важно убедиться, что они правильно зафиксированы и имеют хороший контакт с коллектором. Завершив процесс, специалисты советуют протестировать стартер, чтобы убедиться в его исправности. Правильная замена щеток не только продлевает срок службы стартера, но и обеспечивает надежный запуск двигателя.
Демонтаж
Во многом тонкости процесса демонтажа стартера будут обусловлены особенностями расположения навесного оборудования на двигателе. Узнать, где находится стартер и как его снять, можно в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля.
Вне зависимости от места расположения и модели авто, демонтаж стартера начинается со снятия минусового вывода АКБ. Так вы гарантирования убережете себя от короткого замыкания при откручивании клемм и снятии защиты стартера.
Шаг | Действие | Важные замечания |
---|---|---|
1 | Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора. | Это предотвратит случайное короткое замыкание и повреждение электроники. |
2 | Найдите стартер. | Обычно он расположен на блоке двигателя, часто со стороны водителя. |
3 | Отсоедините провода от стартера. | Запомните или сфотографируйте, как они были подключены, чтобы избежать ошибок при сборке. |
4 | Открутите крепежные болты стартера. | Возможно, потребуется головка и вороток подходящего размера. |
5 | Снимите стартер с автомобиля. | Будьте осторожны, стартер может быть тяжелым. |
6 | Найдите щетки стартера. | Они обычно расположены внутри стартера, часто под крышкой. |
7 | Снимите крышку, защищающую щетки. | Возможно, потребуется отвертка. |
8 | Извлеките старые щетки. | Обратите внимание на их расположение и износ. |
9 | Установите новые щетки. | Убедитесь, что они правильно установлены и плотно прилегают. |
10 | Установите крышку на место. | Затяните все крепежные элементы. |
11 | Установите стартер на место. | Затяните крепежные болты. |
12 | Подключите провода к стартеру. | Убедитесь, что они подключены правильно. |
13 | Подключите отрицательную клемму к аккумулятору. | Проверьте работу стартера. |
14 | Проверьте работу стартера. | Попробуйте завести двигатель. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене щеток стартера:
-
Износ щеток: Щетки стартера изготавливаются из углеродного материала, который со временем изнашивается из-за трения о коллектор. Замена щеток может значительно продлить срок службы стартера и улучшить его производительность, так как новые щетки обеспечивают лучший контакт и меньшее сопротивление.
-
Проверка других компонентов: При замене щеток стартера стоит также проверить состояние других компонентов, таких как коллектор и подшипники. Наличие износа или повреждений в этих частях может привести к повторному выходу из строя стартера, даже если щетки были заменены.
-
Техника безопасности: При замене щеток стартера важно соблюдать меры безопасности, так как работа с электрическими компонентами автомобиля может быть опасной. Необходимо отключить аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания, и использовать защитные очки и перчатки для предотвращения травм.
Разборка
Конструкция редукторных пусковых устройств с постоянными магнитами на различных автомобилях схожа, поэтому процесс разборки стартера ВАЗ, описанный ниже и показанный на видео, универсален:
- Отсоедините клемму, соединяющую втягивающее реле с корпусом стартера. Перед разборкой проверьте люфт вала привода (на рисунке – № 15). При большом люфте замените бронзовые или меднографитовые втулки.
- Открутите два болта стяжных шпилек (№ 20), фиксирующих заднюю крышку стартера и две части корпуса. Отделите переднюю часть, где находятся редуктор, обводная муфта и шестерня, взаимодействующая с венцом маховика. Шурупы на задней крышке не трогайте, они крепят щеточный узел.
- Снимите крышку планетарного редуктора (№ 17). За ней находится дистанционная шайба, предотвращающая осевой люфт электромотора. Не потеряйте ее!
- Извлеките щеточный узел и заднюю крышку из корпуса, на котором установлены постоянные магниты.
- Открутите винты, фиксирующие щеточный узел к задней крышке.
- Уберите стопорное кольцо с задней части якоря (№ 21). В конструкции может быть уплотняющая шайба, предотвращающая осевой люфт вала. Также может присутствовать бумажная прокладка, которую нужно установить обратно при сборке.
- Удалите старый щеточный узел.
Дефектовка, профилактические работы
В процессе работы щетки изнашиваются, так как плотно прижаты пружинами к вращающемуся коллектору. Это также приводит к выработке и загрязнению токопроводящих пластин. Продукт износа щеток стартера — графитовая пыль, которая вместе с другими продуктами износа и пылью оседает на внутренностях пускача. Перед сборкой почистите магниты внутри стартера ветошью. Почистите пластины коллектора, а также якорь мелкозернистой наждачной бумагой.
Мы не напрасно упомянули о проверке осевого люфта. Изношенные втулки приводят к радиальному люфту якоря. Какие щетки вы бы не установили, наличие люфта значительно ускорит их износ.
Замена щеточного узла
При замене щеточного узла просто совместите пластиковую втулку нового узла с коллектором и аккуратно перенесите щетки на коллектор. Не вытаскивайте пластиковую втулку! Щетки под давлением пружин, и их правильная установка на коллектор будет затруднительна.
Затем соберите стартер в обратном порядке, предварительно слегка смазав втулки моторным маслом.
Замена щеток
В некоторых случаях менять щеточный узел нет необходимости, так как можно заменить лишь щетки. Существует 2 варианта крепления щеток:
- С использованием фиксатора. Для замены достаточно вытащить старые щетки и установить новые;
- Методом пайки.
Если в первом случае все довольно просто, то для пайки новых щеток потребуется контактная сварка и немного фтористой меди. Обычным паяльником надежно припаять щетки не удастся. В крайнем случае паяльник все же можно использовать, но мощность его должна быть не менее 100 Вт. При желании и достаточной теоретической подкованности в электрике точечную сварку можно собрать своими руками из подручных средств. Видео одного из вариантов сборки в конце статьи. Старые щетки можно выдернуть из посадочных мест плоскогубцами. Контакты в местах пайки необходимо очистить от загрязнений и окислов. Между металлом щеткодержателя и гибким контактом щетки должен быть кусочек пластины из фтористой меди.
При пайке соблюдайте все меры безопасности! Обязательно наденьте защитные очки, так как от места соединения могут разлетаться искры.
Обратите внимание на то, что подобранные щетки от другой модели стартера, скорее всего, будут неплотно прилегать к коллектору. Чтобы избегнуть трудностей с пуском двигателя, не стоит надеяться на то, что щетки притрутся к коллектору при запусках двигателя. Рекомендуем закрепить коллектор в патрон шуруповерта, дрели и немного притереть щетки вручную.
Сборка и установка
Чтобы избежать вопросов о сборке стартера, аккуратно раскладывайте детали в порядке их снятия. При установке старого щеточного узла немного растяните пружины, прижимающие щетки к коллектору.
Перед установкой стартер проверьте, а также проведите диагностику втягивающего реле для уверенности в его надежности. Используйте провода с достаточным сечением и обеспечьте надежный контакт. В противном случае стартер может не запуститься, что создаст ложное впечатление о возможных ошибках при сборке. Подключайте клемму аккумулятора только после присоединения всех клемм и установки защитного кожуха стартера.
Тестирование стартера после замены щеток
После завершения процесса замены щеток стартера важно провести тестирование, чтобы убедиться, что устройство функционирует корректно. Это поможет выявить возможные проблемы и предотвратить дальнейшие неисправности. В этом разделе мы рассмотрим основные шаги, которые необходимо выполнить для тестирования стартера после замены щеток.
1. Подготовка к тестированию
Перед тем как приступить к тестированию, убедитесь, что все соединения надежно закреплены, а щетки установлены правильно. Проверьте, что нет видимых повреждений на проводах и контактах. Также убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен, так как недостаточное напряжение может привести к неправильной работе стартера.
2. Визуальный осмотр
Первым шагом в тестировании является визуальный осмотр стартера. Убедитесь, что все компоненты находятся на своих местах, нет трещин или других повреждений. Проверьте, что щетки правильно соприкасаются с коллектором и что они не заедают. Также проверьте, что нет посторонних предметов, которые могут мешать работе стартера.
3. Проверка напряжения
Используйте мультиметр для проверки напряжения на клеммах стартера. Для этого подключите мультиметр к положительной и отрицательной клеммам аккумулятора. При повороте ключа зажигания в положение «Старт» напряжение должно оставаться в пределах нормы (обычно от 10 до 12 вольт). Если напряжение значительно ниже, это может указывать на проблемы с аккумулятором или проводкой.
4. Проверка работы стартера
После проверки напряжения можно переходить к тестированию работы стартера. Попросите помощника повернуть ключ зажигания, в то время как вы наблюдаете за стартером. Он должен вращаться плавно и без задержек. Если стартер издает щелкающие или скрипящие звуки, это может указывать на неправильную установку щеток или другие механические проблемы.
5. Проверка на наличие перегрева
После нескольких попыток запуска стартера проверьте его на наличие перегрева. Осторожно прикоснитесь к корпусу стартера; он не должен быть слишком горячим. Если стартер перегревается, это может свидетельствовать о проблемах с щетками или о том, что они не обеспечивают должного контакта с коллектором.
6. Заключение
Если стартер успешно прошел все тесты, вы можете быть уверены, что замена щеток выполнена правильно, и устройство готово к дальнейшей эксплуатации. В противном случае, если вы обнаружили какие-либо проблемы, рекомендуется обратиться к специалисту для более детальной диагностики и устранения неисправностей. Регулярное обслуживание стартера и его компонентов поможет продлить срок службы устройства и предотвратить неожиданные поломки в будущем.
Вопрос-ответ
Как понять, что умерли щетки на стартере?
Как понять, что пора менять щетки стартера? Есть целый ряд признаков неисправности щеток: запах гари, слабые обороты, механизм не вращается после поворота ключа, во время работы появилось потрескивание, хруст и т. д.
Можно ли заменить щетки стартера?
В некоторых моделях щётки можно заменить, не снимая двигатель, через отверстие сбоку торцевой пластины. На всех инерционных пускателях с коллекторами торцевого типа щётки можно заменить, не снимая якорь/коллектор. В пускателе с предварительным зацеплением встроенный соленоид снимается (см. раздел «Разборка стартера»).
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно отключите аккумулятор автомобиля. Это поможет избежать случайного короткого замыкания и обеспечит вашу безопасность во время замены щеток стартера.
СОВЕТ №2
При снятии стартера внимательно запоминайте порядок подключения проводов и крепежных элементов. Это упростит процесс сборки и поможет избежать ошибок при установке нового компонента.
СОВЕТ №3
Используйте качественные щетки, соответствующие модели вашего стартера. Некачественные или неподходящие детали могут привести к быстрому износу и повторным поломкам.
СОВЕТ №4
После установки новых щеток, проверьте работу стартера. Убедитесь, что он запускает двигатель без задержек и посторонних звуков. Если возникают проблемы, проверьте правильность подключения и состояние других компонентов системы.