Шкворень УАЗ — виды, пошаговая инструкция по замене и регулировке

Шкворень — ключевой элемент подвески УАЗ Патриот, обеспечивающий стабильность и управляемость. В статье рассмотрим виды шкворней и предоставим пошаговую инструкцию по их замене и регулировке. Знание признаков поломки и причин неисправности поможет своевременно выявить проблемы и избежать серьезных последствий. Эта информация будет полезна как опытным владельцам, так и новичкам, стремящимся поддерживать автомобиль в хорошем состоянии.

Виды шкворней

Существует пять основных типов, каждый из которых обладает уникальными характеристиками в производственном процессе.

Эксперты отмечают, что шкворень является ключевым элементом подвески УАЗ, обеспечивающим стабильность и управляемость автомобиля. Существует несколько видов шкворней, включая стандартные и усиленные, которые отличаются по материалам и конструкции. При замене шкворня важно следовать четкой пошаговой инструкции: сначала необходимо поднять автомобиль и демонтировать колесо, затем снять тормозной механизм и отсоединить рулевую тягу. После этого можно аккуратно извлечь старый шкворень и установить новый, предварительно обработав его смазкой. Регулировка шкворня также требует внимания: необходимо проверить зазоры и убедиться в отсутствии люфта. Правильная установка и регулировка шкворня обеспечивают долговечность подвески и безопасность на дороге.

УАЗ Patriot,Hunter регулировка и смазка шкворней.УАЗ Patriot,Hunter регулировка и смазка шкворней.

Т-образные, бронзовые шкворни

Самый классический и надежный вариант. За процесс скольжения между соединениями шкворня отвечают специализированные втулки и шайбы из бронзы, относящиеся к группе мягких металлов. Благодаря этому, обеспечивается плавность скольжения. Также шайбы и втулки этого вида имеют большую площадь, что повышает защиту от поломок.

Главным минусом является низкая износостойкость. Это обусловлено мягкостью бронзы. Но если регулярно добавлять свежую смазку в узел и контролировать состояние шкворневого механизма, можно надолго продлить срок работы детали.

Обычно такой вид механизма выбирают водители, предпочитающие экстремальную езду, либо те, кто занимается автоспортом.

Важно: Зачастую бывалые гонщики возлагают большие надежды на систему АБС, думая, что она поможет им в случае внезапной потери над управлением автомобиля и выручит при незначительном повреждении (например, шкворня). На самом деле, эта система не дает стопроцентной гарантии, и надеяться только на нее не стоит.

Т-образный шкворень

Характеристика Шкворень УАЗ-469 (стандартный) Шкворень УАЗ (усиленный/модернизированный)
Тип Кованый, цельный Кованый, цельный/сферический (зависит от производителя)
Материал Сталь 45 Сталь 45, 40Х, легированная сталь (зависит от производителя)
Закалка Поверхностная Поверхностная/объемная (зависит от производителя)
Износ Быстрый износ при агрессивной эксплуатации Повышенная износостойкость
Регулировка Регулируется гайками на поворотном кулаке Регулируется гайками на поворотном кулаке (возможно наличие дополнительных элементов регулировки)
Замена (шаг 1) Демонтаж колеса и тормозного механизма Демонтаж колеса и тормозного механизма
Замена (шаг 2) Откручивание гаек шкворня и снятие шкворневой крышки Откручивание гаек шкворня и снятие шкворневой крышки
Замена (шаг 3) Выпрессовка шкворня из поворотного кулака Выпрессовка шкворня из поворотного кулака (возможно использование специального съемника)
Замена (шаг 4) Установка нового шкворня с использованием пресса Установка нового шкворня с использованием пресса
Замена (шаг 5) Затяжка гаек шкворня с последующей регулировкой Затяжка гаек шкворня с последующей регулировкой
Регулировка (шаг 1) Проверка люфта в шкворневом соединении Проверка люфта в шкворневом соединении
Регулировка (шаг 2) Регулировка гаек для устранения люфта Регулировка гаек для устранения люфта
Регулировка (шаг 3) Контроль затяжки гаек и проверка люфта Контроль затяжки гаек и проверка люфта
Примечания Требуется опыт и специальный инструмент Требуется опыт и специальный инструмент, возможно использование дополнительных фиксаторов

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о шкворне УАЗ и его замене:

  1. Конструкция шкворня: Шкворень — это важный элемент подвески, который обеспечивает поворот колес. УАЗ использует шкворни с различными конструктивными особенностями, включая подшипники и втулки, что влияет на долговечность и устойчивость автомобиля на бездорожье.

  2. Регулировка шкворня: Правильная регулировка шкворня критически важна для обеспечения стабильности управления и уменьшения износа подвески. Неправильная установка может привести к неравномерному износу шин и ухудшению управляемости автомобиля.

  3. Пошаговая инструкция по замене: Замена шкворня на УАЗ включает несколько этапов: сначала необходимо поднять автомобиль и снять колесо, затем открутить крепления шкворня, извлечь его и установить новый, следуя рекомендациям производителя. Важно также провести регулировку после установки, чтобы обеспечить правильную работу системы.

Эти факты подчеркивают важность шкворня в конструкции УАЗ и необходимость внимательного подхода к его замене и регулировке.

УАЗ Патриот. Регулировка шкворней поворотного кулака.УАЗ Патриот. Регулировка шкворней поворотного кулака.

2. Шкворень на подшипнике

Это второй по распространенности тип подшипников. Он имеет роликовый механизм с конусовидным непрессованным подшипником и обоймой, установленной в кулак. При движении элементы вращаются на роликовом подшипнике, что снижает трение и повышает надежность конструкции. Механизм предназначен для радиальных и осевых нагрузок.

Недостатки включают низкую устойчивость к влаге и сложности при установке. Эти проблемы можно решить, выбрав качественное изделие.

Шкворни на подшипниках

Шаровой шкворень

Особенностью этого вида является наличие трех компонентов в конструкции:

  • верхняя часть, находящаяся в кулаке;
  • нижняя часть, расположенная в шаровой опоре;
  • сам стальной шар, который располагается в чашах полусферических углублений.

Втулки и шайбы этого вида имеют меньшую площадь, по сравнению с предыдущими, а также не имеют в составе мягкого металла. Такая конструкция рассчитана на радиальную и осевую нагрузку и способна выдержать более двадцати тонн.

Отрицательная черта — это низкая износостойкость. При некачественной установке, при наличии люфтов и зазоров нагрузка приходится на край обоймы. Из-за этого ее края имеют свойство обламываться, а в посадочном месте шара может образоваться эллипс.

Также шкворень требует постоянного контроля, т. к. шар перекрывает канал, по которому поступает смазка.

Шкворни на шарах

Современный сферический шкворень

Это тип шкворневого механизма, устанавливаемый на последние модели автомобилей УАЗ. Конструкция основана на бронзовых и шаровых шкворнях. В верхней части стержень имеет сферическую форму, а внизу расположены гайка и резьба.

Шкворень фиксируется в корпусе кулака с помощью втулки и стягивается гайкой. Сферическая часть соприкасается со специальным вкладышем из бронзы или пластика, помещенным в опору.

При повороте руля шкворень вращается вместе с кулаком во вкладышах.

Недостатком механизма является сложность настройки, поэтому важно обратиться к опытному мастеру. В первые дни эксплуатации шкворень необходимо регулярно смазывать для надежной работы и увеличения срока службы детали.

Со сферической опорой

Шкворень на комбинированном подшипнике

У этого вида подшипник расположен внутри шкворня. Для каждой детали предусмотрена своя нагрузка: роликовое изделие держит осевую нагрузку, а игольчатое — радиальную. Благодаря этому, нагрузка распределяется равномерно, а вероятность появления перекосов равна нулю. Одним из плюсов является высокая износостойкость, ведь эту конструкцию не нужно регулярно подтягивать. Также шкворень легко устанавливается и снимается.

Из минусов можно выделить низкую влагостойкость.

Шкворни для УАЗа

Не все шкворневые механизмы подходят для УАЗ-ПАТРИОТ. Из доступных вариантов можно использовать:

  • сферический шкворень с пластиковыми вкладышами — стандартная заводская деталь;
  • сферический шкворень с бронзовыми вкладышами — для активного бездорожья;
  • шкворень на подшипнике — улучшает управляемость на городских и твердых покрытиях.

Низкая цена детали часто означает меньший срок службы. Сферический шкворень с пластиковым вкладышем служит до 50 000 км, в то время как бронзовый аналог — свыше 200 000 км.

Шкворень на подшипнике дороже остальных вариантов.

Шкворень

Пошаговая инструкция по самостоятельной замене шкворней на УАЗ-ПАТРИОТ

Процесс замены изношенных шкворней на УАЗ-Патриот сходен с аналогами, поэтому выполнить самостоятельный ремонт владельцу автомобиля не составит особого труда.

Большая часть моделей УАЗ имеет механическую коробку передач с передним приводом. Это облегчает разборку деталей и делает сборку более понятной.

Для этого нужно поднять машину на специальном гидравлическом подъемнике либо поставить машину в смотровую яму. Еще один вариант — это применение противооткатных упоров на ровной поверхности.

Инструменты для замены шкворней

Для замены понадобятся следующие инструменты:

  • домкрат;
  • комплект гаечных ключей: баллонный, рожковый и накидной;
  • монтировка;
  • молоток, плоскогубцы, отвертка с плоским лезвием;
  • линейка;
  • смазочный шприц.

Подготовка к замене шкворней

Для подготовки к замене необходимо выполнить следующие этапы:

  • поставить автомобиль на ручник и для большей безопасности включить первую передачу;
  • подготовить противооткатные упоры для задних колес;
  • подготовить специализированный стол для съемных деталей.

Разбор

Процесс разборки:

  1. Уберите колесо и тормозные диски, отсоедините тормозной суппорт.
  2. Снимите рулевую тягу. Извлеките металлическое крепление, удерживающее гайку рулевого наконечника, с помощью плоскогубцев и открутите ее гаечным ключом на 19.
  3. Демонтируйте наконечник с помощью монтировки. Вставьте монтировку между тягой и рычагом, затем аккуратно ударьте молотком по поперечной части рычага.
  4. Открутите все болты гаечным ключом, чтобы отделить поворотный кулак от картера.
  5. Вставьте отвертку между фланцами и аккуратно отсоедините их.
  6. На фланцах есть несколько резьбовых отверстий. Раздвиньте соединение, вкручивая в отверстия болты.

Снятие шкворневого механизма

Выполнение снятия шкворней:

  1. Кладем колесо верхней стороной кверху. Затем достаем шкворневой механизм вместе с полуосью и ставим его вертикально на колесо для точного вхождения шпилек в отверстие.
  2. Линейкой измерьте расстояние от верхней части резьбы до гайки. Запомните получившуюся цифру.
  3. Специальным ключом из набора шкворня отворачиваем втулку. Здесь могут возникнуть некоторые трудности. На помощь придут WD40 либо газовая горелка.
  4. Открутите гайки на сальнике.
  5. Потом нужно снять поворотный кулак УАЗ, отделив его от шруса с полуось.
  6. Удалите старый шкворневой механизм, вкладыши и прочистите место от загрязнений. На помощь придет отвертка.

Установка нового шкворневого механизма

Процесс установки новых шкворней:

  1. В области крепления механизма есть пазы. Вставьте усики вкладыша в них. Учтите, что с одной стороны автомобиля шкворневой механизм закрыт крышкой. Для ее снятия удалите тавотницу и болты по краям.
  2. С помощью молотка и старого узла осторожно «осадите» вкладыш. Дождитесь четкого удара молотка — это сигнал, что вкладыш установлен правильно.
УАЗ Патриот!!! Замена шкворней подробно и другое.УАЗ Патриот!!! Замена шкворней подробно и другое.

Регулировка шкворней и сборка

Как правильно провести регулировку шкворней:

  1. После установки механизма закрутите гайку. Вспомните получившееся число, которое вы измеряли линейкой, и закрутите болты на это расстояние. Может получиться так, что измеренное расстояние не будет совпадать с реальным. Тогда открутите гайку с одной стороны и закрутите с другой. Благодаря этому, первая часть кулака сместится относительно второй. На этом этап регулировки шкворневого механизма считают законченным.
  2. Затем нужно закрутить все гайки. Но не закручивайте до упора. Оставьте их открученными примерно на одну шестую оборота.
  3. Вставьте тавотницы и с помощью смазочного шприца введите смазку до тех пор, пока она не будет видна из элементов соединений. Важно: Тавотницы очень хрупки по своей природе. Поэтому во время поездки по бездорожью рекомендуем поставить на их место болт. Тогда вам не придется собственноручно доставать части сломанных деталей из смазочного канала.
  4. Затем выполните сборку всех деталей в обратном порядке.
  5. Оцените вашу работу. Важно проверить колесо и понять, есть ли в нем биение. Для этого покачайте колесо по вертикали. Если есть биение, тогда подтяните гайки. Потом покачайте колесо по горизонтали, оно должно поворачиваться с небольшим усилием. Если колесо движется тяжело, немного ослабьте гайки.
  6. Установите на место поперечную тягу.
  7. Примерно через 500 км пробега вновь проверьте шкворневой механизм. При необходимости выполните регулировку и смазку.
  8. К каждой детали приложена инструкция по эксплуатации. Дальнейшее обслуживание механизма выполняется в соответствии с ней.

Замена шкворней без разбора и снятия узлов с машины

На некоторых моделях УАЗ, таких как «Буханка» 452, УАЗ 469, Хантер, а также 2206, 3115, 3160, 3163 и 7203, можно заменить шкворни без полного разбора.

Для замены шкворня (например, на УАЗ 469 или 2206, 3115, 3160, 3163, 7203) выполните следующие шаги:

  1. Поместите автомобиль на смотровую яму, установите на домкрат и ослабьте болты колес. Подвесьте машину и слейте масло. Уберите детали, мешающие замене шкворня.
  2. Вкрутите в шкворневой механизм болт ограничителя с резьбой М10. Если не удается, просверлите отверстие для болта, чтобы извлечь механизм.
  3. Используйте тонкую металлическую пластину (4–5 мм), вставив в нее болт. Насадите несколько гаек и закрутите их.
  4. Извлеките шкворень. Достаньте втулку и шайбу с помощью острого предмета, например, гвоздя. Вращайте его под втулкой. В сложных случаях помогут плоскогубцы. Очистите втулку.
  5. Добавьте смазку с помощью смазочного шприца.
  6. Установите новый шкворневой узел, используя молоток. Будьте осторожны, чтобы не повредить деталь. Для защиты используйте деревянную прокладку. Отрегулируйте механизм с помощью прокладок: для шкворня с бронзовым вкладышем — 4 прокладки, с подшипником — 5.
  7. Закрутите гайки и отправляйтесь на пробную поездку.
  8. Если колесо нагревается, ослабьте шкворневой механизм, уменьшив количество прокладок.

Признаки неисправности шкворней

Заметить повреждения достаточно сложно. Первый признак — неравномерный износ шин.

Для проверки требуется:

  1. Установить на подставки и вывесить передний мост.
  2. Уделить внимание люфту колеса. Проверить его в радиальном и осевом направлении.
  3. Посмотреть на зазоры, они должны быть не более 0,2 мм.
  4. При необходимости заменить шкворневой механизм.

Причины поломки шкворней

Основные причины:

  • использование комплектующих, не соответствующих рекомендациям;
  • отсутствие регулярных технических проверок;
  • большой пробег транспортного средства.

Дополнительные советы

При установке шкворней с бронзовыми вкладышами по прошествии 500 км обязательно отрегулируйте их, так как шкворни на УАЗ-ПАТРИОТ дают естественную усадку.

Если вы установили шкворни на подшипниках, эту же процедуру нужно будет провести через 1000 км.<

Все элементы всегда меняются с обеих сторон.

Важно научиться правильно выбирать детали. Чем качественнее деталь, тем выше срок ее службы.

Стоимость замены шкворней

Ориентировочная стоимость замены шкворней составляет около 1600 рублей. В комплект входят:

  • ремкомплект шкворней — 1300 рублей;
  • специализированная смазка — 200 рублей;
  • прокладки — 2 штуки по 50 рублей.

Услуги автосервиса обойдутся от 2500 рублей, без учета стоимости запчастей.

Выбор места для замены шкворней остается за вами.

Своевременная замена шкворневого механизма сэкономит время, предотвратит поломки автомобиля и улучшит качество поездок.

Часто задаваемые вопросы о шкворнях УАЗ

Шкворень является важной частью подвески автомобиля УАЗ, отвечающей за соединение передних колес с кузовом и обеспечивающей их поворот. Вопросы, касающиеся шкворней, часто возникают у владельцев автомобилей этой марки. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

1. Как узнать, что шкворень требует замены?

Существует несколько признаков, указывающих на необходимость замены шкворня. Во-первых, это появление стуков и посторонних звуков при движении, особенно на неровной дороге. Во-вторых, если вы заметили неравномерный износ шин или их преждевременное разрушение, это также может свидетельствовать о проблемах со шкворнями. Наконец, если при проверке на люфт шкворня вы обнаружили его значительное движение, это также является сигналом к замене.

2. Как часто нужно проверять шкворни?

Рекомендуется проверять состояние шкворней каждые 10-15 тысяч километров пробега, а также перед длительными поездками или после серьезных нагрузок на подвеску. Регулярная проверка позволит выявить проблемы на ранней стадии и избежать более серьезных поломок.

3. Какова стоимость замены шкворня?

Стоимость замены шкворня может варьироваться в зависимости от региона, сервиса и используемых запчастей. В среднем, цена на сам шкворень составляет от 1000 до 3000 рублей, а работа по его замене может стоить от 1500 до 4000 рублей. Рекомендуется заранее уточнить цены в нескольких сервисах для выбора наиболее выгодного варианта.

4. Можно ли заменить шкворень самостоятельно?

Да, замена шкворня является задачей, которую можно выполнить самостоятельно, если у вас есть необходимые инструменты и опыт работы с автомобилем. Однако, если вы не уверены в своих силах или не обладаете достаточными знаниями, лучше обратиться к специалистам. Неправильная установка шкворня может привести к серьезным проблемам с управляемостью автомобиля.

5. Как правильно регулировать шкворень после замены?

Регулировка шкворня после его замены включает в себя несколько этапов. Во-первых, необходимо установить шкворень в правильное положение и зафиксировать его. Затем следует проверить зазоры и люфт, используя специальные инструменты. Если зазоры превышают допустимые значения, необходимо произвести регулировку с помощью регулировочных шайб. Важно помнить, что правильная регулировка шкворня обеспечивает безопасность и комфорт при управлении автомобилем.

6. Как продлить срок службы шкворней?

Для продления срока службы шкворней рекомендуется регулярно проводить их осмотр и обслуживание. Используйте качественные смазочные материалы и следите за состоянием подвески. Также избегайте резких маневров и перегрузок, которые могут негативно сказаться на состоянии шкворней.

Ответы на эти и другие вопросы помогут вам лучше понять устройство и обслуживание шкворней на автомобилях УАЗ, а также своевременно выявлять и устранять возможные проблемы.

Вопрос-ответ

Какой момент затяжки шкворней на УАЗе?

Затяните гайку шкворня моментом 80–100 Н·м (8–10 кгс·м).

Сколько стоит поменять шкворня на УАЗике?

Замена шкворней УАЗ — 8000 руб.

Как отличить правый поворотный кулак от левого УАЗ?

Замеры показывают — подтягивать надо сверху, где сошка. Правый кулак сидит гораздо плотнее левого. Здесь накернил вдвое меньше, чем слева.

Как должны быть ориентированы уплотнения шкворня?

В каждом узле шкворня имеется ДВА (2) манжетных уплотнения. Одно манжетное уплотнение расположено в верхней части отверстия нижнего шпинделя (рядом с осью). Верхнее и нижнее отверстия манжетного уплотнения обращены к проушине оси.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом замены шкворня обязательно ознакомьтесь с технической документацией вашего автомобиля. Это поможет вам понять, какие инструменты и детали вам понадобятся, а также избежать возможных ошибок в процессе работы.

СОВЕТ №2

При демонтаже старого шкворня используйте специальный съемник, чтобы избежать повреждения других деталей. Это значительно упростит процесс и снизит риск поломки компонентов подвески.

СОВЕТ №3

Не забывайте про смазку новых деталей перед установкой. Это поможет обеспечить их долговечность и правильную работу. Используйте качественные смазочные материалы, рекомендованные производителем.

СОВЕТ №4

После установки нового шкворня обязательно проведите регулировку. Проверьте зазоры и убедитесь, что все элементы подвески работают корректно. Это поможет избежать преждевременного износа и повысит безопасность вашего автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Похожее