Подогрев руля — это важный элемент комфорта в холодное время года. В статье рассмотрим установку комплекта подогрева руля своими руками, а также изготовление подогрева самостоятельно и преимущества оплетки с встроенным нагревательным элементом. Узнаете, как правильно подключить систему и какие схемы помогут в этом процессе, что сделает поездку более приятной и безопасной.
Купить комплект или сделать своими руками
Желание оснастить автомобиль подогревом руля можно реализовать четырьмя способами:
- Приобрести готовый комплект, включающий термовыключатель, нагревательный элемент, кнопку, реле и провода с держателем для предохранителя. Некоторые системы добавляют преобразователь напряжения для повышения эффективности, который преобразует 12 В в 30 В и более.
- Собрать комплект самостоятельно. Без преобразователя напряжения комплект состоит из доступных компонентов.
- Установить оригинальный руль с подогревом. Для этого нужно приобрести руль, кнопку и, возможно, заменить подрулевой шлейф. Это возможно, если ваша модель автомобиля более позднего выпуска или в дорогих комплектациях уже есть штатный обогрев руля.
- Изготовить подогрев самостоятельно, используя провод МГТФ в качестве нагревательного элемента. Этот провод также применяют для подогрева зеркал заднего вида и сидений.
Чтобы выбрать подходящий вариант, оцените стоимость готового комплекта, цену отдельных элементов и временные затраты на установку подогрева руля.
Эксперты в области автомобильной электроники утверждают, что установка подогрева руля — это не только вопрос комфорта, но и безопасности. Они рекомендуют начинать с выбора качественного комплекта для подогрева, который подходит для конкретной модели автомобиля. Важно учитывать мощность устройства и его совместимость с электрической системой машины.
Перед установкой специалисты советуют тщательно изучить инструкцию и подготовить необходимые инструменты. Процесс включает в себя демонтаж руля, установку нагревательных элементов и подключение к электросистеме. Эксперты подчеркивают, что правильная изоляция проводов и надежное крепление элементов — залог безопасной эксплуатации. Завершив установку, необходимо протестировать систему, чтобы убедиться в ее исправности и эффективности.
Оплетка
Преимущества установки оплетки с подогревом:
- обогрев питается от прикуривателя, поэтому нет необходимости вмешиваться в конструкцию бортовой сети автомобиля;
- снятие и установка занимает не более 2-3 минут.
За кажущееся удобство придется заплатить серьезными недостатками:
- Невозможность включение подогрева руля в движении. Провод питания, идущий к прикуривателю, будет сковывать движения рулевого колеса, что затрудняет управление автомобилем и чревато попаданием в ДТП.
- Незначительный эффект. При кратковременном включении руль будет нагреваться очень слабо и быстро отдавать тепло после снятия оплетки. Мы не рекомендуем ездить постоянно с такого рода аксессуаром на руле. Из-за своей универсальности и особенностей изготовления оплетка с подогревом плохо фиксируется на руле, что может помешать совершить контраварийное руление в случае заноса.
- Оплетку, провод и переходник для питания подогрева руля придется постоянно хранить в автомобиле.
Компонент системы подогрева руля | Характеристики/Параметры | Примечания/Рекомендации |
---|---|---|
Нагревательный элемент (лента, мат) | Мощность (Вт), длина (см), ширина (см), тип клея (если есть), напряжение (В), класс защиты (IP) | Выбирать по диаметру руля, учитывать наличие спиц и кнопок. Проверить совместимость с напряжением бортовой сети автомобиля. |
Управляющий блок | Тип управления (реле, таймер, автоматика), напряжение питания (В), защита от перегрева | Выбор зависит от желаемого функционала (регулировка температуры, автоматическое отключение). |
Проводка | Сечение проводов (мм²), длина проводов (м), тип изоляции | Сечение должно соответствовать мощности нагревательного элемента. Использовать качественную изоляцию, устойчивую к высоким температурам. |
Предохранитель | Номинальный ток (А) | Защита от перегрузки электрической цепи. Номинал должен соответствовать мощности нагревательного элемента. |
Крепежные элементы | Тип (хомуты, стяжки, клей) | Обеспечение надежной фиксации нагревательного элемента на руле. |
Инструменты | Отвертка, мультиметр, паяльник (при необходимости), изолента, ножницы | Необходимые инструменты для монтажа. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как сделать и установить подогрев руля:
-
Технология подогрева: Подогрев руля обычно реализуется с помощью специальных нагревательных элементов, которые могут быть встроены в обивку руля или установлены под ней. Эти элементы могут работать на основе проводимости или инфракрасного излучения, обеспечивая равномерное распределение тепла по поверхности руля.
-
Энергетическая эффективность: Современные системы подогрева руля могут быть очень энергоэффективными. Они обычно потребляют всего 30-50 ватт, что значительно меньше, чем, например, подогрев сидений. Это позволяет использовать подогрев руля без значительного влияния на расход топлива или заряд аккумулятора.
-
Установка своими руками: Установка подогрева руля может быть выполнена самостоятельно, но требует определенных навыков. Важно правильно выбрать элементы подогрева и следовать инструкциям, чтобы избежать повреждения электрической системы автомобиля. Некоторые комплекты для установки подогрева руля включают все необходимые компоненты и подробные инструкции, что делает процесс более доступным для автолюбителей.
Инструмент и материалы
Для установки комплекта обогрева рулевого колеса понадобятся:
- паяльник, флюс и припой;
- инструменты для снятия обшивки рулевой колонки и руля; инструкции можно найти в руководстве по ремонту вашего автомобиля;
- сверло для отверстия в спице руля под термовыключатель;
- универсальный клей «Момент» для фиксации токопроводящей ткани и надежного соединения при подключении и перешивке.
Техника безопасности
Самая ответственная часть собственноручной установки подогрева руля – снятие и установка подушки безопасности. Чтобы узнать, как правильно отключить Airbag, обратитесь к статье «Как безопасно заменить подушку безопасности».
Несоблюдение простых правил обращения с пиротехническими изделиями может привести к серьезным увечьям и даже летальному исходу!
Установка
Инструкция по установке подогрева руля:
- Отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
- Уберите обшивку рулевой колонки.
- Прикоснитесь к незакрашенной металлической части кузова, чтобы избавиться от статического электричества.
- Отстегните модуль подушки безопасности и отключите разъем. Храните подушку с верхней стороной, где находится срабатывание.
- Установите руль в центральное положение, выровняв колеса.
- Ослабьте гайку, крепящую рулевое колесо. Полностью открутите гайку только после снятия руля.
- Снимите старую обшивку руля, аккуратно распоров ее.
Монтаж обогрева. В комплекте должны быть контактные кольца для соединения элементов углеродной нагревательной ленты. В ободе руля сделайте углубления для этих колец с помощью отрезного диска и гравировальной машины. Также сделайте канавки для проводов в ободе и спицах руля.
Установка термореле обязательна для размыкания цепи обогрева при достижении заданной температуры. Провода к термодатчику также нужно подвести, сделав канавки в спице. Рекомендуется использовать нормально замкнутые термореле с температурой срабатывания 45º.
Для оптимальной работы температурного выключателя углеродную нагревательную ленту укладывайте так, чтобы она плотно прилегала к чувствительному элементу термореле. Для фиксации ленты нанесите немного клея на обод и спицы. После сборки и подключения питания проверьте работоспособность подогрева руля, затем либо сшейте старую оплетку, либо отправьте руль на перетяжку.
Обратите внимание: шлейф должен находиться в центральном положении! В противном случае вы рискуете повредить контактную ленту при полном вывороте рулевого колеса.
Нагревательный элемент из проволоки МДКФ
Установка заключается в наматывании нагревательной проволоки вокруг обода руля. После снятия старой обшивки обмотайте руль проволокой, наметив ручкой либо фломастером предположительное расположение витков обогрева. Затем с помощью гравировальной машинки либо канцелярского ножа сделайте в ободе проточки для укладки проводов. Канавки должны быть такой глубины, чтобы нагревательный провод ложился заподлицо.
Расположите термореле на 45ºС в спице рулевого колеса. Для уменьшения инертности срабатывания витки нагревательной проволоки должны проходить в непосредственной близости к чувствительному элементу температурного выключателя. Для лучшего нагрева в зоне правильного положения рук на руле рекомендуем уменьшить расстояние между витками. Чтобы нагревательный элемент не сместился в процессе обшивки, подключения питания, обмотайте обод стрейч пленкой. Процесс изготовления подогрева руля своими руками отличного продемонстрирован на видео.
Варианты подключения питания
Варианты подключения питания:
-
Если в автомобиле установлен рулевой шлейф с хотя бы одной свободной дорожкой, это хороший вариант. Однако одного токопроводящего кольца может не хватить для полноценного подогрева руля. Решение — установить шлейф с большим количеством свободных контактов или разобрать корпус и добавить ленту с увеличенным числом дорожек.
-
Шлейф с 2-4 свободными контактами — оптимальный вариант. Нужно лишь рассчитать нагрузку, подключить обогрев руля к штатному шлейфу и установить кнопку для включения.
-
Если рулевая колонка не имеет шлейфа, можно посмотреть видео о том, как сделать подогрев руля с помощью контактного кольца и меднографитовой щетки.
Минусовой вывод подогрева подключите к металлической части рулевого колеса. Плюсовой вывод запитайте через шлейф от любого толстого провода, на котором после включения зажигания появляется положительное напряжение. Установите предохранитель нужного номинала как можно ближе к месту подключения питания. Термореле должно быть установлено в разрыв цепи питания подогрева.
Как рассчитать нагрузку
От величины тока, который через себя способно передать контактное кольцо шлейфа, будет зависеть допустимая мощность подогрева руля. Как рассчитать потребление тока? Измерьте мультиметром сопротивление 1 м нагревательного элемента. Схема подключения подогрева руля предполагает использование разделенных нагревательных элементов. Поэтому формула расчета общего сопротивления будет зависеть от того, использовано параллельное либо последовательное подключение (чаще всего используется последовательное соединение).
По закону Ома U=IR, поэтому I=U/R, где I – потребляемый ток, U – напряжение бортовой сети (напомним, что исправный генератор легкового автомобиля выдает около 14 В), R – сопротивление нагревательного элемента. Исходя из величины тока, подберите нужное сечение проводов, номинал предохранителя цепи подогрева руля.
Если вы сомневаетесь в расчетах, разберите шлейф и подключите подогрев от АКБ. Тактильно либо с помощью термопары оцените степень нагрева дорожек шлейфа до момента разрыва цепи термовыключателем. Также мультиметром в режиме амперметра измерьте реальное потребление тока. Надеемся, вы знаете, как пользоваться мультиметром?
Тестирование и настройка подогрева
После установки системы подогрева руля важно провести тестирование и настройку, чтобы убедиться, что все работает корректно и эффективно. Следуйте приведенным ниже шагам для проверки и настройки подогрева руля.
1. Проверка подключения
Перед тем как включить подогрев, убедитесь, что все соединения выполнены правильно. Проверьте, что:
- Все провода надежно подключены к источнику питания и к элементам подогрева.
- Нет повреждений на проводах, которые могут вызвать короткое замыкание.
- Предохранитель, отвечающий за подогрев руля, исправен.
2. Включение системы
После проверки подключения можно включить систему подогрева. Для этого:
- Запустите двигатель автомобиля.
- Включите подогрев руля с помощью соответствующей кнопки или переключателя на панели управления.
Обратите внимание на индикаторы на панели: они должны сигнализировать о том, что система активирована.
3. Оценка работы подогрева
После включения подогрева руля дайте системе немного времени для прогрева. Обычно это занимает от 1 до 5 минут. Затем проведите следующие проверки:
- Проверьте, равномерно ли распределяется тепло по поверхности руля. Для этого проведите рукой по всему периметру руля.
- Убедитесь, что температура не слишком высокая. Комфортная температура должна быть ощутимой, но не обжигающей.
- Обратите внимание на возможные шумы или посторонние звуки, которые могут указывать на неисправность системы.
4. Настройка температуры
Некоторые системы подогрева руля могут иметь возможность регулировки температуры. Если ваша система поддерживает эту функцию, выполните следующие действия:
- Найдите регулятор температуры на панели управления.
- Настройте уровень подогрева в зависимости от ваших предпочтений. Обычно доступны несколько режимов: низкий, средний и высокий.
После изменения настроек снова проверьте работу системы, чтобы убедиться, что изменения вступили в силу.
5. Завершение тестирования
После завершения всех проверок и настроек, выключите подогрев руля и дайте системе остыть. Проверьте, нет ли каких-либо изменений в работе системы при повторном включении. Если все работает корректно, вы успешно завершили установку и настройку подогрева руля.
Если вы заметили какие-либо проблемы в процессе тестирования, рекомендуется обратиться к специалисту для диагностики и устранения неисправностей. Правильная работа системы подогрева руля не только повышает комфорт, но и обеспечивает безопасность во время вождения в холодное время года.
Вопрос-ответ
Можно ли установить подогрев руля в машину?
Подогрев руля можно установить на 95% автомобилей, независимо от марки и модели. Исключением являются некоторые поколения и комплектации, которые нужно учитывать индивидуально. Подогрев руля может привести к перегреву спирального кабеля в подрулевом элементе.
Сколько стоит поставить обогрев руля?
От 25 000 руб. Устанавливаем подогрев руля для большего комфорта эксплуатации автомобиля в зимний период.
Как можно подогреть руль?
Самый простой способ, который приходит в голову при изготовлении теплого руля, — взять проволоку или провод и намотать вокруг обода руля. Проволока, являясь проводником, при прохождении через нее тока начинает греться и отдавать тепло.
Можно ли перешить руль с подогревом?
Этапы перетяжки руля с подогревом. Возможен вариант проведения работ по перетяжке без съёма. Допускается удаление старого материала, покрывающего слой подогрева, или нанесение нового поверх. Если имеющегося подогрева нет, система подачи тепла устанавливается в ателье на автомобиль по запросу заказчика.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом установки подогрева руля обязательно ознакомьтесь с инструкцией к вашему автомобилю. Это поможет избежать повреждений и правильно подключить систему к электросети автомобиля.
СОВЕТ №2
Используйте качественные материалы и комплектующие для установки подогрева. Это обеспечит долговечность работы системы и безопасность во время эксплуатации автомобиля.
СОВЕТ №3
Если у вас нет опыта в электромонтаже, лучше обратиться к профессионалам. Неправильная установка может привести к короткому замыканию или другим проблемам с электрической системой автомобиля.
СОВЕТ №4
После установки подогрева руля протестируйте его работу в различных условиях. Убедитесь, что система нагревается равномерно и не вызывает перегрева, чтобы обеспечить комфорт и безопасность во время вождения.