Устройство, поломки бензонасоса автомобиля

Бензонасос — ключевой элемент топливной системы автомобиля, отвечающий за подачу топлива к двигателю. Его исправная работа критична для функционирования транспортного средства: неисправность насоса может вызвать провалы при нажатии на газ или полную невозможность запуска двигателя. В статье рассмотрим устройство бензонасоса, его принцип работы, основные признаки и методы диагностики поломок. Это поможет автовладельцам своевременно выявлять и устранять неисправности, обеспечивая надежность и безопасность автомобиля.

ТН с электроприводом

Электрический бензонасос, управляемый реле, отличается долговечностью, простотой производства и высокой эффективностью. Он создает давление 0,3-0,4 МПа (до 0,7 МПа в двигателях с непосредственным впрыском), что значительно превышает возможности механического насоса.

Работа устройства зависит от его расположения: в баке или под капотом. Принцип функционирования насосов данного типа схож. В большинстве современных автомобилей используется погружаемый бензонасос, установленный в баке. Это может вызвать механические потери и уязвимости из-за длинной топливной магистрали, но такой насос получает более эффективное охлаждение.

Топливо, проходя через электродвигатель и омывая его корпус, отводит значительное количество тепла. Поэтому ресурс насоса сокращается при эксплуатации автомобиля с почти пустым баком.

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что бензонасос играет ключевую роль в системе подачи топлива. Его основная функция заключается в обеспечении необходимого давления для подачи бензина к двигателю. Поломки бензонасоса могут проявляться через затрудненный запуск двигателя, его неустойчивую работу или полное отсутствие подачи топлива. Часто причиной неисправностей становятся загрязнения в топливной системе, износ деталей или перегрев. Специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние бензонасоса и фильтров, а также использовать качественное топливо, чтобы минимизировать риск поломок. Профилактика и своевременное обслуживание помогут избежать серьезных проблем и продлить срок службы этого важного компонента автомобиля.

Устройство бензонасоса

Электрический бензонасос состоит из двух частей: электрического привода (представляет собой обычный электродвигатель) и насосной части (закачивает горючее из топливозаборника). Погружаемые насосы размещаются в едином корпусе с сеточкой, осуществляющей грубую очистку топлива.

В зависимости от конструкции заборного механизма, существуют несколько видов насосной части:

  1. Роликовый насос. Топливо подается за счет вращения ротора с подвижными роликами. При увеличении пространства между роликом и ротором в свободном пространстве создается разряжение, которое заполняется бензином. При дальнейшем вращении ротора пространство уменьшается, что позволяет создать давление и подать топливо через выпускной канал.
  2. Шестеренчатый бензонасос. Принцип работы схож с предыдущим видом, но изменения площади свободного пространства происходит вследствие вращения шестерни.
  3. Центробежный насос. Нагнетание топлива возникает из-за завихрения, провоцируемого вращением крыльчатки в корпусе. Подача и отвод горючего осуществляется через соответствующие каналы внутри корпуса.

Дополнительно можно выделить гибридные топливные насосы. Конструктивно они напоминают механические устройства, но движение диафрагмы осуществляется не приводом толкателя, а электромагнитным клапаном и специальным реле.

устройство бензинового топливного насоса

Симптом неисправности Возможная причина поломки Способ проверки/диагностики
Автомобиль не заводится Засор топливного фильтра, выход из строя бензонасоса, обрыв проводки, неисправность реле бензонасоса, пустой топливный бак Проверка наличия топлива в баке, проверка давления топлива манометром, проверка напряжения на контактах бензонасоса, проверка предохранителей и реле, проверка топливного фильтра
Снижение мощности двигателя, рывки при разгоне Низкое давление топлива, износ бензонасоса, засорение топливной системы Проверка давления топлива манометром, проверка топливного фильтра, диагностика топливной системы
Посторонний шум из топливного бака при включении зажигания Износ подшипников бензонасоса, повреждение крыльчатки Прослушивание работы бензонасоса, визуальный осмотр (при возможности доступа)
Запах бензина в салоне Течь топлива из бензонасоса или топливной магистрали Визуальный осмотр топливного бака и топливной системы на наличие течей
Прерывистая работа двигателя Неисправность электрической цепи бензонасоса, завоздушивание топливной системы Проверка напряжения на контактах бензонасоса, проверка герметичности топливной системы

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о бензонасосах и их поломках:

  1. Типы бензонасосов: Существует два основных типа бензонасосов — механические и электрические. Механические насосы обычно используются в старых автомобилях и работают за счет вакуума, создаваемого двигателем. Электрические насосы, которые стали стандартом в современных автомобилях, обеспечивают более стабильное давление топлива и могут быть установлены непосредственно в топливном баке.

  2. Причины поломок: Одной из самых распространенных причин поломки бензонасоса является недостаток топлива в баке. Когда уровень топлива слишком низкий, насос может перегреваться и выходить из строя. Также на его работоспособность могут влиять загрязнения в топливе, которые забивают фильтры и приводят к перегрузке насоса.

  3. Симптомы неисправности: Поломка бензонасоса может проявляться через различные симптомы, такие как трудности с запуском двигателя, нестабильная работа на холостом ходу, потеря мощности при ускорении или даже полная остановка двигателя. Если вы заметили такие признаки, важно проверить бензонасос, так как его неисправность может привести к более серьезным проблемам с двигателем.

Логика работы

В автомобилях с управлением системами через CAN-шину команда на активацию бензонасоса поступает от электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Перед запуском двигателя внутреннего сгорания (ДВС) необходимо создать давление в топливной системе, поэтому сразу после активации зажигания ЭБУ отправляет сигнал на реле, запускающее бензонасос.

В некоторых моделях автомобилей подача питания на реле и активация бензонасоса происходят при открытии водительской двери. В этом режиме бензонасос работает несколько секунд, после чего питание отключается. Следующий запуск бензонасоса происходит при вращении стартера.

схема реле бензонасоса

Основные неисправности, простейшая диагностика бензонасоса

К основным поломкам, из-за которых может не работать бензонасос, относятся:

  • перегорание предохранителя;
  • обрыв питания, окисление контактов;
  • износ щеточного узла, вследствие чего ухудшается производительность, разрушение коллектора, износ втулок ротора;
  • засорение;
  • критический износ трущихся пар роликовых и шестеренчатых топливных насосов;
  • разрушение пластмассовой муфты, посредством которой вал якоря электродвигателя соединяется с ротором  насоса.

Чтобы понять, почему не работает бензонасос, достаточно базовых навыков пользования мультиметром. Наличие питания на разъеме ТН после включения зажигания будет означать, что неисправность в насосе. Если питание не приходит и бензонасос не запускается, то следует проверить цепь до разъема, а также реле.

Основные симптомы неисправности:

  • увеличение шума, появление посторонних звуков;
  • провалы при резком нажатии на газ;
  • двигатель периодически глохнет (особенно на горячую);
  • проблемы с запуском.

интсрукция к мультиметру

Не работает бензонасос ВАЗ 2110,ищем причину(инжектор)Не работает бензонасос ВАЗ 2110,ищем причину(инжектор)

Реле

Одним из основных компонентов системы питания инжекторного двигателя является реле бензонасоса. Оно снижает нагрузку на электрическую сеть автомобиля, управляя силовыми контактами с помощью низковольтного сигнала на выводы электромагнитного реле. Схема подключения бензонасоса представлена ниже.

Для изучения принципа работы реле и методов его проверки, посмотрите видео.

Проверить автомобильное реле. Ланос, Сенс, Шанс, Чери, Acteco 1.5 SQR477Проверить автомобильное реле. Ланос, Сенс, Шанс, Чери, Acteco 1.5 SQR477

Механический ТН

Бензонасос такого типа работает от распределительного вала двигателя. Вращение эксцентрика провоцирует нажатие рычага (толкателя). На фото представлена отечественная конструкция, состоящая из рычага и балансира. У зарубежных производителей более распространена схема с двуплечим рычагом (коромыслом).

Тяга насоса с диафрагмой при воздействии толкателя на балансир, преодолевая сопротивление пружины, опускается и засасывает топливо через впускной клапан. Как только эксцентрик ослабляет свое давление, пружина возвращает диафрагму, выталкивая топливо к карбюратору через выпускной клапан. При наполнении поплавковой камеры в пространстве над диафрагмой создается давление, которое пружина не может преодолеть. А поскольку балансир и тяга насоса не соединены между собой, то балансир может двигаться вхолостую. Как только давление в поплавковой камере падает, диафрагма выдавливает бензин – работа топливного насоса возобновляется.

устройство механического бензонасоса

3DMAX Бензонасос автомобиля ВАЗ3DMAX Бензонасос автомобиля ВАЗ

Основные неисправности бензонасоса

Бензонасос может сталкиваться с рядом проблем:

  1. Повреждение диафрагмы. Хотя такие поломки редки, они могут потребовать серьезного ремонта двигателя. При значительном повреждении бензин может попасть в масло, что приводит к его разжижению.
  2. Износ соединений эксцентрика, толкателя и балансира. Увеличение зазора между компонентами негативно сказывается на работе тяги и диафрагмы.
  3. Износ мест установки перепускных клапанов, что приводит к пропусканию топлива. Возможны проблемы с перекосом клапанов, потерей эластичности и засорением.
  4. Поломка пружинной диафрагмы.
  5. Засорение сетчатого фильтра, что может вызвать перегрев и выход бензонасоса из строя.

Сложность конструкции и недостатки проектирования привели к отказу от механических бензонасосов в двигателях. Одним из недостатков является закипание топлива в пространстве над диафрагмой. Пары бензина могут преодолевать сопротивление игольчатого клапана, что приводит к непроизвольному попаданию топлива во впускной коллектор и затрудняет запуск двигателя.

Когда "болеет" бензонасосКогда "болеет" бензонасос

Ремонт и замена бензонасоса

Бензонасос является одним из ключевых компонентов топливной системы автомобиля, отвечающим за подачу топлива из бака к двигателю. В случае его неисправности, работа автомобиля может быть значительно нарушена. Поэтому важно знать, как правильно диагностировать и устранять проблемы с бензонасосом, а также когда требуется его замена.

Существует два основных типа бензонасосов: механические и электрические. Механические насосы, как правило, используются в старых моделях автомобилей и работают за счет вакуума, создаваемого двигателем. Электрические насосы, более распространенные в современных автомобилях, работают от электричества и обеспечивают более стабильное давление топлива.

При диагностике неисправностей бензонасоса следует обратить внимание на несколько симптомов:

  • Проблемы с запуском двигателя: Если двигатель не запускается или запускается с трудом, это может быть признаком неисправности бензонасоса.
  • Постоянные перебои в работе двигателя: Если двигатель работает неравномерно или глохнет во время движения, это также может указывать на проблемы с подачей топлива.
  • Шумы из бака: Если слышны посторонние звуки из области бензобака, это может свидетельствовать о том, что насос работает неправильно.
  • Проблемы с давлением топлива: Низкое давление топлива может быть вызвано неисправностью насоса или засорением фильтра.

Если вы подозреваете, что бензонасос неисправен, первым шагом будет его диагностика. Для этого можно воспользоваться манометром для измерения давления топлива. Если давление ниже нормы, это может указывать на необходимость замены насоса.

Ремонт бензонасоса возможен в некоторых случаях, например, если проблема заключается в загрязнении фильтра или в электрических соединениях. Однако, если насос сильно изношен или поврежден, более целесообразно произвести его замену. Замена бензонасоса — это задача, которую можно выполнить самостоятельно, если у вас есть базовые навыки работы с автомобилем, однако рекомендуется обратиться к специалистам, особенно если вы не уверены в своих силах.

Процесс замены бензонасоса включает несколько этапов:

  1. Подготовка: Перед началом работы необходимо отключить аккумулятор и слить топливо из бака.
  2. Демонтаж: Снимите бензобак, чтобы получить доступ к бензонасосу. Это может потребовать снятия некоторых элементов кузова или подвески.
  3. Замена насоса: Отсоедините старый насос и установите новый, следуя инструкциям производителя.
  4. Сборка: Установите бензобак на место и подключите все необходимые элементы. Не забудьте подключить аккумулятор.
  5. Тестирование: Запустите двигатель и проверьте работу нового бензонасоса, убедившись, что нет утечек и давление топлива в норме.

Важно помнить, что замена бензонасоса — это не только вопрос удобства, но и безопасности. Неправильная работа топливной системы может привести к серьезным последствиям, включая пожар. Поэтому, если у вас есть сомнения в своих силах, лучше доверить эту работу профессионалам.

Вопрос-ответ

Как ведет себя Машина при поломке бензонасоса?

Признаки неисправности бензонасоса: машина начинает дёргаться, теряет ход и перестает нормально ехать – это следствие недостаточного давления топлива в рампе. Бензонасос продолжает работать, но не даёт нужной мощности для поддержания давления, особенно на высоких оборотах. Нестабильные обороты и вибрации.

Как устроен топливный насос?

Он состоит из корпуса, штока, толкателя, диафрагмы, фильтра и других элементов. Электронасосы чаще устанавливаются внутри бака. Конструктивно они состоят из обратного клапана, электрического разъема, рабочего колеса, электродвигателя и других элементов, которые отличаются в зависимости от типа электрического насоса.

Как понять умирающий бензонасос?

Симптомы, что топливный насос на грани неисправности. Основные симптомы поломки бензонасоса: потеря мощности, его мощности оказывается недостаточно, особенно в режиме движения в гору и на высоких оборотах вращения коленчатого вала; подтраивание двигателя, вибрации, нестабильные обороты, шум или гул из бензобака.

Как понять, что сломалось реле бензонасоса?

Один из наиболее очевидных признаков неисправности реле бензонасоса – это когда двигатель проворачивается, но не запускается. В нормальных условиях при включении зажигания реле активирует топливный насос на несколько секунд для создания необходимого давления в топливной системе.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте уровень топлива в баке. Низкий уровень может привести к перегреву бензонасоса, что значительно сокращает его срок службы. Старайтесь не допускать, чтобы уровень топлива опускался ниже четверти бака.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на шумы, исходящие от бензонасоса. Если вы заметили необычные звуки, такие как гудение или стуки, это может быть признаком его неисправности. В таком случае лучше обратиться к специалисту для диагностики.

СОВЕТ №3

Регулярно меняйте топливный фильтр. Загрязненный фильтр может привести к перегрузке бензонасоса и его поломке. Рекомендуется менять фильтр согласно рекомендациям производителя вашего автомобиля.

СОВЕТ №4

Следите за качеством топлива. Использование некачественного топлива может привести к засорению системы и повреждению бензонасоса. Заправляйтесь только на проверенных АЗС и старайтесь избегать топлива с высоким содержанием примесей.

Ссылка на основную публикацию
Похожее