Установка подогревателя двигателя своими руками позволяет сэкономить на автосервисах и обеспечить надежную работу автомобиля в холодное время. В статье рассмотрим процесс установки, преимущества и необходимые инструменты, чтобы вы могли выполнить эту задачу. Правильная установка подогревателя поможет избежать проблем с запуском двигателя при низких температурах, продлить срок службы двигателя и улучшить его характеристики.
Принцип установки
Сложно указать точное место для установки отопителя или расположение проводов и реле из-за уникальных конструктивных особенностей каждого автомобиля. В статье представлены рекомендации по установке отопителей Webasto Thermo Top (E,C,P). Ознакомившись с ними, вы сможете установить предпусковой подогреватель двигателя и других брендов, так как процесс установки в большинстве случаев схож.
Рассмотрим жидкостный автономный отопитель Вебасто серии Thermo Top. Он работает на автономном подогреве и принудительной циркуляции антифриза по системе охлаждения. В качестве топлива используется горючее из топливной системы автомобиля или отдельный резервуар для подогревателя. Управление может быть аналоговым или цифровым с помощью пульта, который позволяет программировать время запуска. Также возможно подключение дистанционного управления.
Установка подогревателя двигателя внутреннего сгорания своими руками вызывает множество мнений среди экспертов. Многие специалисты отмечают, что такой подход может быть вполне оправданным, если у владельца автомобиля есть базовые навыки работы с инструментами и понимание принципов работы двигателя. Однако, они предупреждают, что неправильная установка может привести к серьезным проблемам, включая повреждение двигателя или системы охлаждения.
Эксперты рекомендуют тщательно изучить инструкцию к подогревателю и, при необходимости, проконсультироваться с профессионалом. Также важно учитывать особенности конкретной модели автомобиля, так как некоторые из них могут требовать специфических решений. В конечном итоге, самостоятельная установка может сэкономить средства, но требует внимательности и аккуратности.
Что нужно для установки
Полный комплект, достающийся вам после приобретения Webasto Thermo Top С (комплектация систем других производителей может отличаться):
- отопитель – главный компонент системы, отвечающий за подогрев антифриза;
- циркуляционная помпа, «гоняющая» ОЖ по контуру;
- топливный насос-дозатор, осуществляющий принудительную подачу топлива, используется для регулировки интенсивности работы системы;
- выхлопная система (глушитель, гофра глушителя для отвода выхлопных газов);
- заборник топлива;
- проводка с разъемами для подключения и диагностики;
- крепежный кронштейн;
- топливная трубка;
- мини-таймер для запуска и отключения системы автономного подогрева.
Все компоненты можно купить по отдельности.
Этап установки | Необходимые инструменты и материалы | Возможные сложности и решения |
---|---|---|
Выбор места установки | Перфоратор, сверла по металлу и бетону, крепежные элементы (болты, гайки, шайбы), уровень, рулетка, маркер. | Недостаток места для установки, несоответствие места требованиям по пожарной безопасности. Решение: тщательный выбор места, использование дополнительных креплений, установка теплоизоляции. |
Подготовка к установке | Ключи (рожковые, накидные), отвертки, пассатижи, нож, изолента, трубогибы (при необходимости), герметик, хомуты. | Сложность доступа к местам подключения, необходимость демонтажа других элементов системы. Решение: использование гибких шлангов, тщательное планирование работ, помощь помощника. |
Подключение топливной системы | Топливные шланги, топливные фильтры, топливный насос (при необходимости), соединительные фитинги. | Воздушные пробки в топливной системе, утечки топлива. Решение: тщательная прокачка системы, проверка герметичности соединений. |
Подключение электропитания | Провода соответствующего сечения, предохранители, реле, клеммы, паяльник (при необходимости). | Неправильное подключение проводов, недостаточная мощность электросети. Решение: использование схемы подключения, проверка соответствия сечения проводов нагрузке, установка дополнительного предохранителя. |
Подключение системы охлаждения | Шланги, хомуты, антифриз. | Утечки антифриза, воздушные пробки в системе охлаждения. Решение: проверка герметичности соединений, прокачка системы охлаждения. |
Проверка работоспособности | Мультиметр, манометр (при необходимости). | Не запускается подогреватель, неправильная работа системы. Решение: проверка всех соединений, проверка напряжения питания, обращение к инструкции по эксплуатации. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о установке подогревателя двигателя внутреннего сгорания (ДВС) своими руками:
-
Экономия топлива: Установка подогревателя ДВС позволяет значительно сократить расход топлива в холодное время года. При прогреве двигателя до оптимальной рабочей температуры перед запуском, уменьшается количество неэффективного сгорания топлива, что в свою очередь снижает выбросы вредных веществ и экономит деньги на топливе.
-
Разнообразие типов подогревателей: Существует несколько типов подогревателей, включая электрические, жидкостные и воздушные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Например, электрические подогреватели проще в установке и эксплуатации, но требуют наличия источника электроэнергии, тогда как жидкостные подогреватели могут работать на топливе и обеспечивают более равномерный прогрев.
-
Установка и безопасность: Установка подогревателя ДВС своими руками может быть увлекательным проектом, однако важно соблюдать все меры безопасности и инструкции производителя. Неправильная установка может привести к утечкам топлива или охлаждающей жидкости, а также к повреждению двигателя. Поэтому перед началом работ рекомендуется изучить все нюансы и, при необходимости, проконсультироваться с профессионалами.
Варианты установки
Внедрение предпускового подогревателя в систему охлаждения автомобиля возможно несколькими способами. Подогреваемая часть контура окрашена в черный или красный цвет.
- Универсальный метод (1 – ДВС, 2 – радиатор отопления салона). Обеспечивает быстрое прогревание салона, но жидкость в рубашке охлаждения двигателя успевает остыть, что увеличивает время прогрева двигателя.
- Эта схема актуальна при длинных магистралях (2 – обратный клапан). Устанавливает отопитель ближе к радиатору печки, что сокращает теплопотери.
- Подогреватель по этой схеме обеспечивает эффективный прогрев салона и минимальные потери тепла в большом контуре циркуляции охлаждающей жидкости. Компоненты: 1 – ДВС, 2 – циркуляционная помпа, 3 – основной радиатор, 4 – теплообменник печки, 5 – расширительный бачок антифриза, 6 – термостат двигателя, 7 – обратный клапан, 8 – термостат отопителя.
- Схема на Рис. 7 наиболее подходит для быстрого прогрева двигателя (легенда соответствует Рис. 6).
Дизель и бензин
Разница в используемом для работы топливе вносит коррективы не только в конструкцию подогревателя, но и определяет нюансы установки. В отличие от инжекторных ДВС цикла Отто, лишь немногие дизельные моторы оборудованы подкачивающей секцией в топливном баке (аналог бензонасоса). Иногда в стакане, расположенном в баке насоса, есть незадействованные отверстия, закрытые заглушками. В таком случае вам даже не придется сверлить стакан для внедрения магистрали питания Вебасто. В качестве переходника необходимо использовать топливозаборник, идущий в комплекте с подогревателем. Такой способ установки в авто с отсутствующей «обраткой» и установленным обратным клапаном в баке – единственно возможный (топливозаборник придется «врезать» непосредственно в бак).
Подача топлива
Специалисты не рекомендуют забор топлива из области под капотом, особенно для бензиновых двигателей. Повышение температуры может вызвать испарение топлива и образование газовых пузырей.
Полезные советы:
- Установите фильтр тонкой очистки перед топливным насосом подогревателя.
- Размещайте насос в прохладном месте, при температуре не выше +20ºС.
- Длина трубопровода от топливного бака до насоса не должна превышать 1,2 метра, а от помпы до отопителя – 5,8 метра.
- Все соединения топливопроводов должны быть зажаты хомутами; шланги можно дополнительно закрепить стяжками.
- На насосе есть маркировка, указывающая направление движения жидкости.
- Для многих предпусковых подогревателей существуют рекомендуемые значения внутреннего диаметра топливопровода.
Забор воздуха, выхлопная система, отопитель
Воздухозаборник должен располагаться в прохладном, защищенном от попадания внутрь грязи месте. Разумеется, не затапливаться при преодолении бродов.
Глушить может быть установлен на арке либо в другом доступном месте, исключающем перегрев пластмассовых деталей и проводов. Выхлопная труба не должна располагаться в направлении движения. Наилучшее решение – направить выхлоп на металлический поддон КПП (ее в морозы также нужно прогревать). В нижней точке допускается сверления отверстия (2-2.5 мм) для удаления конденсата.
Часто стандартный крепеж, идущий с предпусковым подогревателем, не подходит. Поэтому его нужно модернизировать либо изготавливать собственный кронштейн. Корпус ни в коем случае нельзя крепить на саморезы!
Крепеж должен быть прочным, защищенным от излишних вибраций. В процессе эксплуатации на отопитель не должно попадать масло, топливо и грязь. Устанавливаются корпус подогревателя и циркуляционный насос ОЖ как можно ниже. Делается это для улучшения деаэрации, к тому же насос в Вебасто Thermo Top не самовсасывающий, поэтому устанавливать его выше уровня жидкости в расширительном бачке нельзя.
Шланги для охлаждающей жидкости лучше купить самостоятельно, предварительно измерив необходимую длину (лучше, если они будут цельными). Для покупки шлангов вам нужно знать внешний диаметр штуцеров отопителя, а также диаметр отверстий системы охлаждения авто и обогрева салона. В продаже можно найти различные переходники, тройники для «врезки» непосредственно в магистраль циркуляции ОЖ. Все шланги должны быть хорошо закреплены хомутами в местах соединения, защищены от перетирания.
Схема подключения Вебасто
Аналоговый контроллер в автомобиле можно установить на двусторонний скотч, что исключает сверление панели приборов. Рекомендации по установке подогрева двигателя схожи для большинства систем, но схема подключения уникальна для каждого автомобиля.
Стандартные контакты предпускового подогревателя:
- Силовой «+» — подключается к аккумулятору.
- «Минус» — подключается к болту вблизи кузова.
- Вывод для диагностики автономного отопителя — рекомендуется заизолировать для предотвращения окисления.
- Управляющий вывод — плюсовой сигнал запускает отопитель.
- Вывод для датчика температуры — блокирует работу отопителя при температуре выше +5ºС.
- Управление насосом-дозатором.
- Выводы для переключения между зимним и летним режимами.
- Контакт для включения вентилятора печки — вентилятор начинает работать при нагреве жидкости до +30ºС, подключение через реле.
- Разъем для подключения контроллера в салоне.
Если вы не уверены в своих навыках электромонтажа, лучше доверить подключение профессионалам.
Обслуживание и профилактика подогревателя
Регулярная проверка и чистка
Обслуживание подогревателя ДВС начинается с регулярной проверки его состояния. Рекомендуется проводить визуальный осмотр устройства не реже одного раза в месяц. Обратите внимание на наличие утечек жидкости, коррозию, а также состояние проводов и соединений. Если вы заметили какие-либо повреждения, их следует устранить незамедлительно.
Чистка подогревателя также является важным этапом обслуживания. Накапливающиеся загрязнения могут снизить эффективность работы устройства. Для чистки используйте мягкие ткани и специальные средства, предназначенные для удаления накипи и грязи. Не используйте абразивные материалы, так как они могут повредить поверхность подогревателя.
Проверка электрических соединений
Электрические соединения подогревателя должны быть проверены на наличие коррозии и надежность контактов. Периодически откручивайте соединения и очищайте их от окислов. Если вы заметили, что проводка изношена или повреждена, замените ее на новую. Это поможет избежать короткого замыкания и других электрических проблем.
Замена антифриза
Антифриз, используемый в системе подогревателя, также требует внимания. Со временем он может терять свои свойства, что негативно сказывается на работе устройства. Рекомендуется менять антифриз каждые два года или по мере необходимости, в зависимости от условий эксплуатации. При замене антифриза обязательно следите за тем, чтобы он соответствовал рекомендациям производителя.
Проверка термостата
Термостат является ключевым элементом в системе подогрева двигателя. Он отвечает за поддержание оптимальной температуры. Регулярно проверяйте его работоспособность, особенно перед началом зимнего сезона. Если термостат не открывается или закрывается неправильно, это может привести к перегреву или недостаточному прогреву двигателя.
Проверка системы управления
Современные подогреватели ДВС могут быть оснащены системами автоматического управления. Убедитесь, что все датчики и управляющие элементы работают корректно. Для этого можно использовать диагностическое оборудование, если оно доступно. Если вы заметили сбои в работе системы, обратитесь к специалистам для диагностики и ремонта.
Подготовка к зимнему сезону
Перед наступлением холодов рекомендуется провести полное обслуживание подогревателя. Проверьте все вышеперечисленные аспекты, а также убедитесь, что подогреватель правильно установлен и настроен. Это поможет избежать неприятных ситуаций в морозные дни и обеспечит надежный запуск двигателя.
Заключение
Регулярное обслуживание и профилактика подогревателя ДВС — это залог его долгой и эффективной работы. Следуя простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы устройства и обеспечить надежный запуск двигателя в любых условиях.
Вопрос-ответ
Как правильно устанавливать подогреватель двигателя?
Электроподогреватель должен располагаться в моторном отсеке автомобиля как можно ниже. Входной патрубок по возможности должен находиться ниже сливного отверстия (заглушки) в блоке цилиндров. При прокладке рукавов необходимо обеспечить постоянные уклоны, не допуская образования сифонов.
Легко ли установить подогреватели блока двигателя?
Суровые зимние морозы так же тяжелы для вашего автомобиля, как и для вас. Поэтому облегчите себе поездку, установив подогреватель блока цилиндров. Подогреватели блока цилиндров обычно стоят менее 100 долларов, обладают множеством преимуществ и достаточно просты в установке даже для новичка менее чем за час.
Куда врезать подогрев двигателя?
На двигателе подогреватель устанавливается в штатные патрубки системы охлаждения. В основном подогреватель устанавливается в нижний патрубок радиатора. При такой установке термостат должен перекрывать верхний патрубок радиатора.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом установки подогревателя ДВС внимательно изучите инструкцию производителя. Это поможет вам понять все этапы установки и избежать ошибок, которые могут привести к повреждению двигателя или системы отопления.
СОВЕТ №2
Обязательно подготовьте все необходимые инструменты и материалы заранее. Вам понадобятся ключи, отвертки, герметик и, возможно, дополнительные крепежные элементы. Это сэкономит время и сделает процесс установки более гладким.
СОВЕТ №3
При установке подогревателя следите за герметичностью соединений. Используйте качественные уплотнители и герметики, чтобы избежать утечек охлаждающей жидкости, что может привести к перегреву двигателя.
СОВЕТ №4
После завершения установки проведите тестирование системы. Запустите двигатель и проверьте работу подогревателя, убедитесь, что он нагревает охлаждающую жидкость до нужной температуры и нет никаких утечек.