Омыватель стекла — ключевой элемент безопасности автомобиля, обеспечивающий чистоту лобового и заднего стекол для хорошей видимости. Иногда водители сталкиваются с проблемой, когда форсунки не брызгают, и омыватель перестает работать. В этой статье рассмотрим основные причины неисправности, советы по диагностике и ремонту, а также процесс снятия и промывки насоса и инжекторов. Эти знания помогут быстро устранить проблему и повысить безопасность на дороге.
Почему форсунка не брызгает
Почему форсунка не распыляет жидкость:
-
Сгорел предохранитель насоса омывателя. Местоположение плавкой вставки можно найти в руководстве по эксплуатации. На крышке монтажного блока предохранителей часто указаны номер вставки и защищаемая цепь. Если предохранитель часто перегорает, возможно, в цепи короткое замыкание. Устанавливайте только предохранитель с соответствующим номиналом; использование более мощного может привести к возгоранию автомобиля.
-
Насос вышел из строя. Поломка может быть вызвана блокировкой лопастного колеса из-за грязи или коррозии, что мешает электродвигателю вращать вал якоря.
-
Забитая форсунка. Форсунка может плохо работать или не распылять жидкость из-за коррозии или мусора в каналах распылителя.
-
Неисправность цепи электродвигателя. Выход из строя подрулевого переключателя, повреждение проводов или окисление на клеммах могут привести к неработоспособности омывателя.
-
Проблемы со шлангом. Шланг мог порваться, переломиться или соскочить со штуцера насоса. Проверьте соединения в моторном отсеке и крепление на форсунках и насосе.
-
Замерзшая омывающая жидкость.
Существует несколько причин, по которым омыватель стекла может не работать. Во-первых, эксперты указывают на возможность засорения форсунок, что приводит к недостаточному или отсутствующему распылению жидкости. Часто это происходит из-за накопления грязи или остатков жидкости, особенно в зимний период. Во-вторых, неисправности в насосе омывателя также могут стать причиной проблемы. Если насос не подает жидкость, это может быть связано с электрическими сбоями или повреждением самого устройства. Кроме того, недостаток омывающей жидкости в резервуаре — распространенная причина, которую водители иногда игнорируют. Наконец, эксперты отмечают, что проблемы с проводкой или предохранителями могут препятствовать нормальной работе системы. Регулярная проверка и обслуживание помогут избежать этих неприятностей.
Принцип работы
В основе системы очистки лобового, заднего стекла лежит помпа с электрическим приводом. Вал якоря моторчика соединен с лопастным колесом, которое при вращении подает омывающую жидкость по шлангам к форсункам омывателя стекла. Уплотнительный манжет препятствует попаданию омывающей жидкости к электродвигателю. Именно нарушение герметичности становится основной причиной, из-за которой не работает насос омывателя лобового стекла. Попадающая внутрь вода, жидкость для омывания стекол, запускают процесс корродирования, ухудшая качество контактов и повышая сопротивление вращению якоря помпы.
В качестве моторчика используется двигатель постоянного тока. Существует как минимум 2 разновидности конструкции:
- корпус помпы одновременно является и корпусом электродвигателя, поэтому к нему прикреплены постоянные магниты;
- используется отдельный моторчик, который в сборе устанавливается в корпус омывателя ветрового стекла.
В большинстве систем для разных контуров устанавливаются отдельные помпы. Но в некоторых автомобилях один электродвигатель может омывать и заднее, и лобовое стекло. В таком случае направление подачи жидкости зависит от полярности подаваемого на электродвигатель напряжения. Для переменной подачи жидкости в разных направлениях в конструкции используется обратный клапан.
Возможная причина неисправности омывателя стекла | Симптомы | Способ проверки и устранения |
---|---|---|
Пустой бачок омывающей жидкости | Отсутствие омывающей жидкости в бачке. | Проверить уровень жидкости в бачке. Долить жидкость. |
Засорившаяся трубка подачи жидкости | Жидкость не поступает к форсункам, или поступает слабо. | Проверить трубки на наличие засоров. Прочистить трубки сжатым воздухом или тонкой проволокой. |
Засорившиеся форсунки | Жидкость брызгает неравномерно или совсем не брызгает. | Проверить форсунки на наличие засоров. Прочистить форсунки сжатым воздухом или иглой. При необходимости заменить форсунки. |
Неисправный насос омывателя | Отсутствие звука работы насоса, жидкость не поступает к форсункам. | Проверить предохранитель насоса. Проверить напряжение на клеммах насоса. Заменить насос при необходимости. |
Неисправный переключатель омывателя | Омыватель не включается при нажатии переключателя. | Проверить переключатель на наличие повреждений. Проверить электрическую цепь переключателя. Заменить переключатель при необходимости. |
Замерзшая жидкость | Жидкость не поступает к форсункам. | Использовать незамерзающую жидкость. Прогреть автомобиль. |
Обрыв проводки | Омыватель не работает. | Проверить проводку на наличие обрывов. Заменить поврежденные провода. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему может не работать омыватель стекла:
-
Замерзшая жидкость: В холодное время года омыватель стекла может не работать из-за замерзания жидкости в бачке или трубках. Если используется некачественная жидкость, она может замерзнуть даже при относительно высоких температурах. Это может привести к повреждению насосов и трубок.
-
Засорение форсунок: Форсунки омывателя могут забиваться грязью, пылью или остатками жидкости. Это приводит к тому, что струя не распыляется на стекло. Регулярная проверка и очистка форсунок могут помочь избежать этой проблемы.
-
Неисправность насоса: Насос омывателя может выйти из строя по ряду причин, включая электрические проблемы или механические повреждения. Если при включении омывателя не слышен звук работы насоса, это может указывать на его неисправность. Проверка предохранителей и электрических соединений также может помочь выявить проблему.
Поиск причины поломки
Чтобы выявить неисправность омывателя стекла, используйте метод исключения:
- Активируйте омыватель стекла (запуск двигателя не требуется, достаточно включить зажигание). Прислушайтесь к звукам от бачка: жужжание указывает на работу электродвигателя. Если моторчик работает, ищите неисправности в шлангах или форсунках.
- Если электродвигатель не запускается, отсоедините разъем от помпы. Если пространство позволяет, протестируйте насос без его снятия. Подайте питание напрямую от аккумулятора: подключите один конец провода к положительному, другой — к отрицательному выводу. Кратковременно коснитесь концами проводов выводов моторчика. Если реакции не будет, попробуйте подключить провода в обратном порядке (предварительно ознакомьтесь с принципиальной схемой подключения насоса вашего автомобиля). Если моторчик заработает, проблема в цепи управления. Если нет, причина в самом насосе.
Диагностика цепи
Проверка напряжения осуществляется контролькой. Для прозвонки цепи на предмет обрыва потребуется знание правил использования мультиметра и сам универсальный измеритель.
- Включите зажигание.
- Один вывод контрольки прикрепите к детали, контактирующей с неокрашенной частью кузова.
- Попросите помощника включить омыватель либо зафиксируйте подрулевой переключатель в соответствующем положении.
- Вторым контактом контрольки прикоснитесь к пину разъема питания насоса, на котором при работающем омывателе стекла должно быть +12 В. Аналогичным способом проверяется масса, только нужно переставить контакт контрольки с металлической детали на плюсовой вывод АКБ.
Если моторчик исправен, а омыватель не работает, то вы обязательно обнаружите отсутствие питания или массы. Далее, необходимо изучить электрическую схему и выделить все элементы, влияющие на работу омывателя лобового, заднего стекла. Используйте мультиметр в режиме измерения сопротивления для проверки проводки. Начинайте диагностику с наиболее доступных для диагностики участков цепи. Рассоединяя разъемы, обращайте внимание на наличие окислов, которые негативно влияют на работу омывателя лобового и заднего стекол.
Ремонт или замена насоса
Ремонт насоса оправдан, если его стоимость значительно выше цены нового устройства. Многие насосы неразборные, что усложняет ремонт: потребуется разрезать и склеивать пластиковый корпус. Для самостоятельного ремонта достаточно разобрать мотор и тщательно очистить его от загрязнений и коррозии.
Запчасти для насосов омывателя обычно недоступны, поэтому уплотнительное кольцо придется оставить старым. Если оно стало причиной поломки, через год омыватель лобового стекла, скорее всего, снова выйдет из строя.
Как снять и промыть инжекторы
Форсунки омывателя лобового стекла удерживаются за счет пластиковых фиксаторов. Чтобы без повреждений корпуса снять форсунку, пробейте по каталогу оригинальных запчастей ее номер. Отыскав по номеру фотографию инжектора, вы увидите, где именно располагаются защелки. Снять форсунку можно тонкой шлицевой отверткой.
Для прочистки можно использовать иголку, меньшую за диаметр отверстия распылителя. Рекомендуем предварительно оставить на некоторое время засоренные форсунки в растворе лимонной кислоты. После отмачивания налет можно будет удалить с помощью очистителя карбюратора либо сжатого воздуха.
Проверка уровня жидкости в бачке омывателя
Первым шагом в диагностике неисправности омывателя стекла является проверка уровня жидкости в бачке. Это простой, но важный этап, который может помочь избежать ненужных затрат на ремонт. Если уровень жидкости слишком низкий, омыватель просто не сможет функционировать должным образом.
Чтобы проверить уровень жидкости, откройте капот автомобиля и найдите бачок омывателя. Обычно он имеет прозрачные стенки, что позволяет визуально оценить уровень жидкости. Если бачок пуст или уровень жидкости находится на минимальной отметке, это может быть основной причиной, по которой омыватель не работает.
Если уровень жидкости в норме, но омыватель все равно не функционирует, стоит обратить внимание на другие возможные причины. Однако, если бачок пуст, необходимо долить специальную жидкость для омывателя, которая не только очищает стекло, но и предотвращает замерзание в холодное время года. Использование неподходящих жидкостей может привести к повреждению системы омывателя.
После доливки жидкости рекомендуется протестировать омыватель, нажав на соответствующую кнопку в салоне автомобиля. Если струя жидкости не появляется, следует продолжить диагностику, проверяя другие компоненты системы омывателя, такие как насос, предохранители и форсунки.
Вопрос-ответ
Почему моторчик омывателя работает, но не брызгает?
Засорение форсунок. Форсунки, которые распыляют жидкость на стекло, могут забиться грязью или налетом. Это одна из частых причин, почему моторчик омывателя работает, но не брызгает. Решение проблемы: попробуйте очистить форсунки тонкой иголкой или специальными средствами для очистки.
Почему не работает омывающая жидкость для лобового стекла?
Наиболее распространенными причинами являются низкий уровень жидкости, засоренные форсунки, замерзшая жидкость, неисправный насос или проблемы с электрикой.
Как проверить, работает ли насос омывателя лобового стекла?
Для того чтобы проверить насос, необходимо выполнить демонтаж и на несколько секунд запитать деталь от аккумуляторной батареи посредством двух проводов. Более простой способ — нажатие на рычаг омывания. Если в обоих случаях насос не издает характерных звуков, то требуется замена детали.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень жидкости в бачке омывателя. Часто проблема заключается в том, что жидкость закончилась. Убедитесь, что бачок заполнен до нужного уровня, и при необходимости добавьте омыватель.
СОВЕТ №2
Осмотрите форсунки омывателя на наличие засоров. Если струя жидкости не распыляется, возможно, форсунки забиты грязью или налетом. Попробуйте аккуратно прочистить их с помощью иглы или тонкого провода.
СОВЕТ №3
Проверьте предохранитель омывателя. Если система не работает вообще, возможно, сгорел предохранитель. Ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля, чтобы найти местоположение предохранителя и заменить его при необходимости.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на насос омывателя. Если вы слышите звук работы насоса, но жидкость не подается, возможно, он неисправен. В этом случае может потребоваться его замена или ремонт.