Автоматическая коробка передач (АКПП) требует регулярного обслуживания, включая замену масла. Многие автовладельцы задаются вопросом: что лучше — полная или частичная замена масла в АКПП? В этой статье рассмотрим различия между этими методами, их преимущества и недостатки, а также предоставим руководство по самостоятельной замене масла и фильтра. Это поможет вам сделать осознанный выбор и обеспечить долговечность вашей трансмиссии.
Особенности конструкции
Перед обсуждением, что лучше: полная или частичная замена масла в автоматической коробке передач, важно понять модель и принцип работы вашей АКПП. На некоторых автомобилях отсутствует отдельный радиатор для охлаждения трансмиссионной жидкости ATF. В таких случаях возможна только частичная замена, при которой отработанное масло заменяется новым.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность правильного выбора между полной и частичной заменой масла в автоматической коробке передач. Полная замена масла предполагает удаление старого масла и замену его на новое, что позволяет устранить накопившиеся загрязнения и обеспечить оптимальную работу трансмиссии. Однако этот процесс требует больше времени и ресурсов, а также может быть не всегда возможен из-за конструктивных особенностей некоторых автомобилей.
Частичная замена, в свою очередь, включает в себя слив лишь части старого масла и добавление нового. Этот метод менее затратен и быстрее, но не всегда эффективно очищает систему от загрязнений. Эксперты рекомендуют учитывать возраст автомобиля, состояние трансмиссии и рекомендации производителя. Для новых автомобилей или тех, которые регулярно обслуживаются, частичная замена может быть достаточной. В то время как для старых или проблемных трансмиссий полная замена будет более предпочтительной для продления срока службы коробки передач.
Как осуществляется аппаратная замена масла
Как производятся аппаратная замена масла:
- Демонтируется пластиковый пыльник или защита нижней части моторного отсека (на многих авто таковой может не быть вовсе).
- Откручивается пробка сливного отверстия.
- После слива в заранее приготовленную емкость старого масла болт закручивается обратно. Если конструкция коробки передач не предусматривает наличие сливного отверстия, поддон откручивается целиком.
- Снимается старый и устанавливается новый фильтр АКПП.
- Очищается привалочная плоскость поддона и корпуса АКПП, магнитные элементы.
- Устанавливается новая прокладка или используется специальный прокладочный герметик для автоматических коробок передач, после чего поддон прикручивается к корпусу.
- В коробку до уровня Cold заливается чистое масло (по объему это примерно столько же, сколько было слито при снятии поддона).
- С радиатора охлаждения масла АКПП снимаются шланги.
- Необходимо кратковременно запустить двигатель, чтобы мастер мог понять, какой из отсоединенных шлангов является подающим.
- Далее, шланги через переходники подключаются к аппарату.
- Двигатель запускается, после чего аппарат начинает выполнять всю грязную работу по полной замене жидкости АТФ. При этом для замещения большого объема в процессе работы аппарата важно не только периодически изменять положение селектора, но и несколько раз сымитировать разгон автомобиля в каждом из режимов (многие мастера игнорируют этот совет).
- После завершения процесса ATF доливается до необходимо уровня.
- Автомобиль отправляется в короткую пробную поездку, после которой уровень повторно контролируется.
Процесс замены основывается на том, что аппарат забирает из шланга перекаченное гидротрансформатором масло, а в ответную часть магистрали, через которую охлажденное в радиаторе масло возвращается в поддон, в таком же объеме подается новая жидкость ATF. Для контроля состояния циркулирующего в системе масла на аппарате имеются 2 отрезки магистрали из прозрачных трубок. Как только цвет новой жидкости сравняется с фактическим состоянием масла в АКПП, полная замена масла в коробке автомат может считаться завершенной.
Характеристика | Полная замена масла АКПП | Частичная замена масла АКПП |
---|---|---|
Процесс | Полное удаление и замена всего масла в АКПП, часто с использованием специального оборудования. | Удаление и замена части масла (обычно около 40-60%), оставшаяся часть смешивается со свежим маслом. |
Объем заменяемого масла | Весь объем масла в АКПП | Только часть объема масла в АКПП |
Стоимость | Выше | Ниже |
Эффективность очистки | Выше, удаляет больше загрязнений и отложений | Ниже, часть старого масла остается в системе |
Рекомендуется для | Сильно загрязненной АКПП, профилактики при высоком пробеге, после ремонта АКПП | Регулярного обслуживания, если АКПП работает исправно |
Риски | Возможны проблемы при использовании некачественного оборудования или несоблюдении технологии | Меньше рисков, но менее эффективна |
Время выполнения | Дольше | Короче |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о разнице между полной и частичной заменой масла в автоматической коробке передач (АКПП):
-
Объем замены: При частичной замене масла в АКПП обычно меняется только 30-50% от общего объема масла. Это связано с тем, что часть масла остается в системе (в гидротрансформаторе, в радиаторе и других компонентах). Полная замена, в свою очередь, позволяет удалить практически все старое масло, что может значительно улучшить работу трансмиссии и продлить ее срок службы.
-
Качество масла: Полная замена масла позволяет использовать новое масло, которое соответствует современным требованиям и спецификациям. Частичная замена может привести к смешиванию старого и нового масла, что может снизить его эффективность и защитные свойства, особенно если старое масло уже потеряло свои характеристики.
-
Риски и стоимость: Полная замена масла может быть более затратной и трудоемкой процедурой, так как требует специального оборудования для откачки масла и его замены. Однако она может предотвратить более серьезные проблемы с трансмиссией в будущем, что в конечном итоге может сэкономить деньги на ремонте. Частичная замена, хотя и проще, может не решить всех проблем, связанных с деградацией масла и накоплением загрязнений.
Выбор между полной и частичной заменой масла зависит от состояния трансмиссии, пробега автомобиля и рекомендаций производителя.
Как осуществить полную замену своими руками
Как осуществляется полная замена масла:
- Слейте старое масло через сливное отверстие или поддон.
- При необходимости замените фильтр.
- Установите поддон на место, очистив магниты и поверхности соединений.
- Измерьте объем слитого масла, чтобы залить такое же количество свежей жидкости ATF.
- Отсоедините шланг обратного слива масла, идущий к теплообменнику или радиатору АКПП.
- Подставьте емкость под шланг и попросите помощника запустить двигатель. Селектор трансмиссии должен быть в положении N или P.
- Как только из шланга выйдет первый пузырь воздуха, остановите двигатель. Не дожидайтесь полного прекращения вытекания масла, чтобы избежать повреждения АКПП. Будьте внимательны!
- Подключите шланги обратно.
- Залейте объем слитого масла плюс 200-300 мл новой ATF.
- Запустите двигатель.
- Переключайте селектор в каждое положение, задерживаясь на 5-10 секунд в каждом режиме. Затем проверьте уровень масла согласно инструкции производителя (масло будет холодным, ориентируйтесь на отметку Cold).
Перед пробной поездкой убедитесь, что в месте соединения поддона и сливной пробки нет утечек масла. После 5-7 км снова проверьте уровень масла на горячую (отметка Hot).
Рекомендуется использовать герметик, стойкий к жидкости ATF, для автоматических коробок передач.
Метод частичной замены
Описанный выше метод самостоятельной полной замены пользуется небольшой популярностью. Многие водители предпочитают метод частичной замены, который состоит из следующих операций:
- Из поддона сливается отработка. Для автоматических коробок передач, у которых нет мерного щупа, важно сохранить в подготовленной емкости всю слившуюся АТФку, чтобы потом мерной тарой точно рассчитать заправочный объем.
- При необходимости меняется фильтрующий элемент.
- Очищается магнит, удаляются старые остатки прокладки, герметика.
- Привалочные плоскости обезжириваются, после чего устанавливается поддон.
- Через заливную горловину с помощью лейки и шланга в автоматическую коробку передач вливается слитый объем жидкости.
После частичной замены масла АКПП автомобиль преодолевает 10-15 км, после чего возвращается в сервис для повторения процедуры. Повторная замена нужна по той причине, что даже после снятия поддона в глухих полостях, пакетах, гидротрансформаторе остается довольно большое количество масла. Особо бережливые автовладельцы могут повторить процедуру трижды.
Тонкости проверки уровня
Не стоит полагаться только на расчет объема заправки по количеству слитой отработанной жидкости. На многих моделях автоматических трансмиссий есть отверстие для проверки уровня жидкости с помощью пальца или изогнутой проволоки. В таких автомобилях новую трансмиссионную жидкость заливают до тех пор, пока она не начнет вытекать из этого отверстия.
Переполнение может вызвать образование пены в жидкости АТФ, что приведет к неисправностям в работе АКПП.
На большинстве моделей уровень жидкости проверяется при работающем двигателе и селекторе в положении P. Перед заменой настоятельно рекомендуем ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и ремонту вашего автомобиля.
Фильтрующий элемент
Если фильтр открытого типа, а в качестве фильтрующего элемента применяется сеточка, старый элемент тщательно промывается и устанавливается на место. Металлические фильтры закрытого типа можно менять каждую вторую замену масла, но только в том случае, если в процессе эксплуатации КПП жидкость ATF не перегревалась, а пакеты фрикционов не истирались до клеевого слоя. Некоторые АКПП имеют выносной фильтрующий элемент.
Фильтры с фетровой мембраной, в том числе и вмонтированные в поддон, и двухслойные фильтрующие элементы рекомендовано менять при каждой замене масла. Так вы точно убережете АКПП от работы «на сухую» в морозное время года.
Что лучше: частичная или полная замена
Большинство производителей, обслуживающих автоматические трансмиссии, рекомендуют частичную замену масла. Этот процесс включает слив отработанного масла, замену фильтра и доливку свежей трансмиссионной жидкости до нужного уровня. Замена 60-70% рабочей жидкости подходит для надежных гидротрансформаторных АКПП, разработанных в XX веке. Следуя рекомендациям производителей коробок передач, а не автопроизводителей, можно обеспечить долговечность современных 5- и 6-ступенчатых трансмиссий.
При полной замене масла с использованием специального аппарата требуется прокачать около 10-15 литров новой жидкости, что увеличивает стоимость процедуры. Проанализировав затраты, вы сможете решить, что предпочтительнее: частичная или полная замена масла. Если работы выполнены качественно, замена масла АКПП самостоятельно будет не менее эффективной, чем аппаратный метод. В любом случае, добиться 100% замены масла в АКПП невозможно; разница между методами заключается в процентном соотношении свежей жидкости к отработанному маслу.
В современных автомобилях трубки для циркуляции масла соединяются с радиаторами АКПП с помощью быстросъемных фиксаторов. Для их демонтажа нужен специальный инструмент, но даже при его использовании есть риск повреждения фиксатора. После повторной установки шланг может не обеспечивать надежное соединение, что создает опасность отсоединения под давлением во время движения.
Учитывая хрупкость таких конструкций, рекомендуется заменять шланги, соединяющиеся с радиатором, после каждого снятия, что может склонить вас к выполнению частичной замены масла самостоятельно.
Об интервалах замены
Если автомобиль с 5-ти или 6-ти ступенчатой АКПП нового образца эксплуатируется в тяжелых условиях – большое количество пробок, постоянная динамичная езда, рекомендованные интервалы замены следует сокращать на 30-40%.
Ни в коем случае не следует пренебрегать сервисными интервалами так называемых мокрых DSG, а также вариаторов. АКПП из ХХ века менее требовательны к качеству рабочей жидкости, но и в их случае рекомендована замена масла раз в 80-100 тыс. км. Более подробно вопрос интервалов замены рассмотрим в статье «Нужно ли менять масло в АКПП«.
Влияние качества масла на работу АКПП
Качество масла, используемого в автоматических трансмиссиях, играет ключевую роль в их надежности и долговечности. Масло выполняет несколько важных функций: оно смазывает детали трансмиссии, охлаждает их, а также обеспечивает необходимую гидравлическую силу для переключения передач. Некачественное или старое масло может привести к серьезным проблемам, таким как перегрев, износ деталей и даже поломка трансмиссии.
Одним из основных аспектов, влияющих на качество масла, является его состав. Современные трансмиссионные жидкости содержат специальные добавки, которые улучшают их характеристики, такие как вязкость, устойчивость к окислению и защита от износа. При выборе масла для АКПП важно учитывать рекомендации производителя автомобиля, так как использование неподходящей жидкости может негативно сказаться на работе трансмиссии.
С течением времени масло теряет свои свойства из-за воздействия высоких температур, загрязнений и механических частиц, которые попадают в него в процессе эксплуатации. Это приводит к снижению его эффективности и, как следствие, к ухудшению работы трансмиссии. Поэтому регулярная замена масла является важной частью обслуживания автомобиля.
Полная замена масла предполагает удаление старого масла и замену его на новое, что позволяет устранить все загрязнения и восстановить первоначальные характеристики трансмиссии. Частичная замена, в свою очередь, включает в себя замену лишь части масла, что может быть менее затратным, но не всегда эффективным. Важно понимать, что при частичной замене старое масло остается в системе, и его негативное влияние может продолжать сказываться на работе трансмиссии.
Таким образом, качество масла напрямую влияет на работу АКПП. Регулярная замена масла, особенно полная, помогает поддерживать трансмиссию в хорошем состоянии, предотвращая возможные поломки и продлевая срок службы автомобиля. При выборе масла стоит ориентироваться на рекомендации производителя и не экономить на качестве, так как это может обернуться более серьезными затратами в будущем.
Вопрос-ответ
Что лучше полная или частичная замена масла в автомате?
На сегодняшний день трансмиссионное масло в АКПП можно поменять двумя способами. В этом случае происходит лишь частичная заливка новой жидкости. Масло в коробке меняется полностью при помощи специальной установки. Частичная замена масла в АКПП является наиболее щадящим вариантом обслуживания коробки автомат.
Нужна ли адаптация АКПП после частичной замены масла?
Когда нужно делать адаптацию? Адаптацию АКПП следует проводить после каждой замены масла, чтобы обеспечить оптимальную работу коробки передач в новых условиях. Процесс адаптации включает в себя изменение параметров работы АКПП, таких как давления, скорости переключения передач и точности управления.
Сколько раз нужно сделать частичную замену масла в АКПП?
При этом, как правило, производитель указывает, что частота замены масла зависит от условий эксплуатации автомобиля, пробега и других факторов. А опытные водители рекомендуют делать это либо каждые 25 тысяч километров, либо два года — зависит от того, что наступит раньше.
Нужно ли менять фильтр при частичной замене масла в АКПП?
Частичная или полная замена масла в АКПП требует обязательной замены фильтра, так как его структура не подлежит восстановлению.
Советы
СОВЕТ №1
При выборе между полной и частичной заменой масла АКПП, учитывайте состояние вашего трансмиссионного масла. Если оно сильно загрязнено или имеет темный цвет, лучше выбрать полную замену, чтобы удалить все отложения и обеспечить оптимальную работу коробки передач.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на рекомендации производителя вашего автомобиля. В руководстве пользователя часто указаны предпочтительные методы замены масла, а также интервалы, через которые следует проводить эту процедуру. Следование этим рекомендациям поможет продлить срок службы вашей АКПП.
СОВЕТ №3
Если вы не уверены, какую замену выбрать, проконсультируйтесь с профессиональным механиком. Специалист сможет оценить состояние вашей коробки передач и порекомендовать наиболее подходящий вариант замены масла, исходя из конкретных условий эксплуатации вашего автомобиля.
СОВЕТ №4
Не забывайте о регулярном обслуживании трансмиссии. Даже если вы выбрали частичную замену масла, старайтесь проводить эту процедуру каждые 30-50 тысяч километров пробега, чтобы избежать серьезных проблем с коробкой передач в будущем.