Коробка DSG (Direct Shift Gearbox) — это современное решение в области трансмиссий, сочетающее механические и автоматические коробки передач. В статье мы рассмотрим устройство и принцип работы DSG 6 и 7, а также их особенности. Это знание поможет автолюбителям осознанно выбирать автомобили и понимать эксплуатацию и обслуживание таких трансмиссий.
Принцип работы
Коробка передач DSG — это механическая трансмиссия с автоматическим переключением ступеней. Водитель может выбрать ручной режим, но переключение передач происходит через исполнительные механизмы, управляемые электрическими сигналами. Конструкция не имеет прямой связи между рычагом и вилками переключения шестерен. Сцепление работает аналогично: отключение маховика двигателя от ведущего вала выполняется сервоприводом по команде блока управления.
Ключевая особенность DSG — двойное сцепление. Быстрое переключение передач достигается за счет подготовки следующей передачи при активации текущей. Например, при включении первой передачи одновременно активируется вторая. Таким образом, работают две отдельные корзины сцепления. Понять принцип работы DSG сложно без знаний о стандартном сцеплении и механической коробке передач.
Существуют две версии роботизированных коробок передач от VW-Group, каждая с уникальными характеристиками: DSG 6 и DSG 7.
Эксперты отмечают, что работа трансмиссий DSG (Direct Shift Gearbox) отличается высокой эффективностью и быстротой переключения передач. Эта система, сочетающая в себе преимущества механической и автоматической трансмиссий, обеспечивает плавный и динамичный разгон автомобиля. Специалисты подчеркивают, что DSG использует две сцепления, что позволяет заранее подготавливать следующую передачу, минимизируя время переключения. Однако, несмотря на свои преимущества, такие трансмиссии требуют регулярного обслуживания и могут быть чувствительны к условиям эксплуатации. Важно учитывать, что при неправильной эксплуатации или недостаточном уходе возможны проблемы с надежностью. В целом, эксперты рекомендуют DSG как отличный выбор для тех, кто ценит комфорт и спортивные характеристики вождения.
DQ250
Volkswagen AG в 2003 году запустили в производство ДСГ. Разработкой КПП занималась американская компания BorgWarner. Согласно заверениям конструкторов, механические компоненты «переваривают» до 350 Nm. Это позволило встретить такую коробку на автомобиле с объемом ДВС 1.6-3.2 л. DQ250 комплектуются VW Golf, Scirocco Jetta, Passat, Sharan, Touran, а также некоторые модели Seat и Skoda. Основные компоненты АКПП:
- двойное сцепление (мокрого типа);
- система управления (мехатроник, датчиковая аппаратура);
- первичные валы (первого и второго ряда);
- ведомая шестерня главной передачи;
- главная передача, дифференциал;
- ведомые шестерни передач;
- вторичные валы (один для непарных передач, второй для парных ступеней);
- масляный насос и его вал;
- шестерня заднего хода, расположенная на отдельной оси.
Для передачи крутящего момента от коленчатого вала используется двухмассовый маховик. Главная особенность шестиступенчатой КПП– мокрое сцепление, которое по своему устройству напоминает АКПП гидротрансформаторного типа. Внутри корпуса находятся 2 пакеты фрикционов, которые состоят из дисков, жестко соединенных с маховиком ДВС, а также фрикционных дисков, находящихся в зацеплении с первичным валом коробки передач. При необходимости сцепления вала КПП и маховика диски сжимаются под давлением масла. В режиме холостого хода диски вращаются, не входя в зацепление. В конструкции используется масляный насос гидравлического типа, который обеспечивает маслом не только сцепление, но и исполнительные устройства мехатроника.
Тип DSG | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|
DSG с мокрым сцеплением (DQ250, DQ500) | Высокая надежность, плавное переключение, подходит для высоких крутящих моментов | Более высокая масса, немного сниженный КПД из-за постоянного наличия масла в сцеплении |
DSG с сухим сцеплением (DQ200) | Низкая масса, высокий КПД | Менее надежное, рывки при переключении на низких оборотах, ограничение по крутящему моменту |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о работе трансмиссий DSG (Direct Shift Gearbox):
-
Двойное сцепление: DSG использует два сцепления — одно для нечетных передач, а другое для четных. Это позволяет переключать передачи практически мгновенно, так как следующая передача уже заранее подготовлена и “задействована” в ожидании переключения. Это обеспечивает более плавное и быстрое ускорение по сравнению с традиционными автоматическими трансмиссиями.
-
Эффективность и экономия топлива: Благодаря своей конструкции и быстрому переключению передач, DSG-трансмиссии могут обеспечивать лучшую топливную экономичность по сравнению с обычными автоматами. Это связано с тем, что они минимизируют потери мощности, которые могут возникать при переключении передач.
-
Спортивные характеристики: DSG-трансмиссии часто используются в спортивных автомобилях благодаря своей способности обеспечивать быстрое и точное переключение передач. Это делает их популярными среди автолюбителей, которые ценят динамику и управляемость, так как они позволяют водителю сосредоточиться на вождении, не отвлекаясь на ручное переключение передач.
ДСГ 7
В 2008 году была представлена семиступенчатая трансмиссия DQ200, разработанная специалистами компании Luk. Максимальный крутящий момент составляет 250 Nm, что делает её подходящей для легких автомобилей с поперечным расположением двигателя. Ключевая особенность конструкции — сцепление, интегрированное в корпус с двухмассовым маховиком, но не находящееся в масляной ванне. Принцип работы сухого сцепления аналогичен механическим коробкам передач и включает:
- ведущий диск (соединен с маховиком);
- 2 диска сцепления (на первичных валах трансмиссии);
- 2 нажимные диски;
- 2 диафрагменные пружины;
- 2 выжимных подшипника;
- 2 вилки для включения сцепления.
Компания Luk также заменила гидравлический масляный насос на электрический привод, что позволило сократить объем масла для работы трансмиссии почти в четыре раза (1,7 л вместо 6,5 л у ДСГ 6).
DQ500
Третья генерация АКПП была разработана специалистами Volkswagen. Производитель заявляет, что она способна «удержать» до 600 Nm, поэтому такие коробки передач устанавливают на Transporter 4×4, Tiguan и многие другие модели от VW-Group. Конструкторы вернулись к мокрому типу сцепления.
Система управления
Mechatronic управляет процессами в системе ДСГ. Основные элементы системы:
- Входные датчики, отслеживающие положение вилок переключения передач, скорость вращения валов, давление и температуру масла, степень открытия дроссельной заслонки и другие ключевые параметры.
- Электронный блок управления.
- Электрогидравлический блок, включающий распределительные золотники, электромагнитные клапаны, устройства для регулировки давления масла и мультиплексор.
Собираем пазл
Остается рассмотреть лишь некоторые особенности устройства ДСГ, позволяющие понять, как реализуется предварительное включение следующей передачи. Главный секрет в том, что КПП имеет два первичных вала. Они расположены соосно (один проходит внутри другого) и соединены каждый со своим сцеплением.
Один из валов предназначен для четного ряда скоростей, другой для нечетных ступеней и включения заднего хода. В режиме движения колеса соединены только с одним первичным валом. Величина крутящего момента, то есть передача, определяется тем, с какой шестерню вторичного вала в данный момент соединен первичный вал. В момент, когда одно из сцеплений соединяет первичный вал с одним из вторичных валов, второй вторичный вал вращается свободно, что позволяет через синхронизаторы выбрать следующую передачу. Когда мехатроник решит, что наступил подходящий момент для включения передачи, он разомкнет одно сцепление и сразу же включит второе. Именно то, вал которого уже соединен с шестерней следующей передачи.
Тип привода, установленного в автомобиле, определяет компоновку мокрого сцепления. Более компактный вариант – концентрическое (фрикционные диски расположены в одной плоскости). Для заднеприводных авто применяется параллельное расположение муфт (расположены перпендикулярно к валу, пакеты стоят один за другим). Тип ведущей оси определяет и компоновку самой КПП.
Опасность покупки
Плавность и скорость переключения передач на автомобилях с трансмиссией ДСГ могут обойтись владельцам дорого. Основные проблемы:
- DQ250 – частый выход из строя двухмассового маховика. Проблема в ненадежной конструкции маховика, что приводит к быстрому износу двойного сцепления из-за вибраций.
- DQ200 – маховик здесь более надежен, но сухое сцепление изнашивается быстрее. Снижение уровня масла вызывает перегревы, а двойное сцепление плохо переносит резкие ускорения. Разработчики программно занижают параметры двигателя, чтобы увеличить срок службы трансмиссии.
- Перегрев – общая проблема для всех ДСГ, особенно у коробок с сухим сцеплением.
- Неисправности мехатроника – распространенная проблема для DQ200 и DQ250, также встречается у DQ500.
- Поломка оси сателлитов дифференциала – проблема, пришедшая из механических коробок передач нового поколения, но встречается редко.
Как быть
Рывки или вибрации при переключении, пинки, постоянные звуки и не включающиеся передачи могут застать владельца новой машины уже с 30 тыс. км. Беспроблемная эксплуатация DQ200 и вовсе редко длится более 70 тыс. км. DQ250 при нормальной эксплуатации способна пробежать более 100 тыс. км. Такое положение действительно пугает, ведь ресурс АКПП гидротрансформаторного типа часто не ограничивается 250 тыс. км. Отдельные модели при регулярной замене масла и бережной эксплуатации наматывают до 400 тыс. км. На данный момент лучшая трансмиссия DSG – DQ500, устанавливаемая на полноприводные авто. Переднеприводная компоновка более склонна к перегреву. Многое, разумеется, зависит от тех условий, в каких ездят на автомобиле. Что вредит роботизированной КПП:
- продолжительная езда в пробках (особенно летом);
- динамичная езда с резкими ускорениями;
- неправильный чип-тюнинг.
Теперь вы знаете, что такое ДСГ. Кроме вышеперечисленной информации, владельцам можно посоветовать менять масло каждые 30 тыс. км в КПП с мокрым сцеплением. Это значительно продлит срок эксплуатации. Отдельного внимания заслуживает вопрос целесообразности покупки поддержанных автомобилей с DSG.
https://youtube.com/watch?v=f3D8P4MmIgo
Преимущества и недостатки DSG
Система DSG (Direct Shift Gearbox) представляет собой автоматическую трансмиссию с двойным сцеплением, которая была разработана компанией Volkswagen. Она сочетает в себе преимущества механической и автоматической коробки передач, что делает её популярной среди автолюбителей. Однако, как и любая другая технология, DSG имеет свои плюсы и минусы.
Преимущества DSG:
- Быстрота переключения передач: Одним из основных преимуществ DSG является скорость переключения передач. Благодаря использованию двух сцеплений, одна передача может быть включена, пока другая уже готова к переключению. Это позволяет значительно сократить время переключения, что особенно заметно при динамичном вождении.
- Экономия топлива: DSG обеспечивает более эффективное использование топлива по сравнению с традиционными автоматическими трансмиссиями. Быстрое переключение передач и оптимизация работы двигателя позволяют снизить расход топлива, что делает автомобили с DSG более экономичными.
- Комфорт вождения: DSG предлагает плавное и комфортное переключение передач, что особенно важно в городских условиях с частыми остановками и стартами. Водитель может сосредоточиться на дороге, не отвлекаясь на переключение передач.
- Спортивные характеристики: Для любителей спортивного вождения DSG предоставляет возможность выбора режима работы, что позволяет адаптировать поведение трансмиссии под стиль вождения. В спортивном режиме переключения происходят быстрее и более агрессивно, что добавляет динамики.
Недостатки DSG:
- Сложность конструкции: DSG имеет более сложную конструкцию по сравнению с традиционными автоматическими коробками передач. Это может привести к более высоким затратам на обслуживание и ремонт, особенно в случае поломки.
- Чувствительность к условиям эксплуатации: DSG может проявлять некоторые проблемы при эксплуатации в условиях низких температур или при частых пробках. В таких ситуациях трансмиссия может работать менее эффективно, что может сказаться на комфорте вождения.
- Проблемы с надежностью: Некоторые владельцы автомобилей с DSG сообщают о проблемах с надежностью, особенно на старых моделях. Это может включать в себя сбои в работе системы, что требует диагностики и ремонта.
- Ограниченные возможности для тюнинга: В отличие от механических трансмиссий, которые можно легко модифицировать, DSG имеет ограничения в плане тюнинга. Это может быть недостатком для автолюбителей, стремящихся улучшить характеристики своего автомобиля.
Таким образом, система DSG предлагает множество преимуществ, которые делают её привлекательной для многих водителей. Однако потенциальные недостатки также стоит учитывать при выборе автомобиля с данной трансмиссией. Важно взвесить все «за» и «против», чтобы сделать осознанный выбор.
Вопрос-ответ
В чем особенность коробки передач DSG?
Direct Shift Gearbox (DSG) — коробка передач прямого переключения — объединяет в себе два сцепления и две коробки передач. Благодаря этому одна ступень сменяет другую буквально в одно мгновение. DSG сочетает в себе комфорт управления традиционной автоматической системы и динамику механического агрегата.
Что особенного в DSG?
DSG означает «коробка передач с прямым переключением» (к счастью, немецкий перевод имеет те же инициалы – Direkt-Schalt Getriebe). Не вдаваясь в технические подробности, эта специальная коробка передач фактически представляет собой два отдельных сцепления, которые работают вместе как единое целое, без педали сцепления и с полностью автоматическим или полуручным управлением.
Каковы недостатки коробки передач DSG?
Типичные проблемы и неисправности DSG очень часты: скрежет, толчки, лязг и потеря тяги в движении. Наибольшую опасность представляет последний симптом из перечисленных, если он появится во время обгона по встречной полосе. По мнению автомехаников с опытом, основной проблемой DSG является сухое сцепление.
Чем отличается DSG от обычного автомата?
Роботизированная коробка работает быстрее классического «автомата», поскольку переключения происходят без сбрасывания оборотов. В отличие от других автоматических трансмиссий в DSG нет гидротрансформатора и, соответственно, потерь энергии в нём. Вследствие этого с преселективной КПП экономится топливо.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основы работы DSG трансмиссии. Понимание принципов функционирования этой коробки передач поможет вам лучше управлять автомобилем и избежать возможных проблем. Обратите внимание на особенности переключения передач и режимы работы.
СОВЕТ №2
Регулярно проводите техническое обслуживание. DSG требует особого внимания к состоянию масла и фильтров. Следите за графиком замены масла и не пренебрегайте рекомендациями производителя, чтобы обеспечить долговечность трансмиссии.
СОВЕТ №3
Избегайте резких стартов и перегрева трансмиссии. Постарайтесь не перегружать DSG, особенно в условиях городского движения. Это поможет предотвратить преждевременный износ и продлить срок службы трансмиссии.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на сигналы о неисправностях. Если вы заметили необычные звуки, задержки при переключении или другие проблемы, не откладывайте визит к специалисту. Ранняя диагностика может сэкономить вам время и деньги на ремонте.