Как заменить клапаны ГБЦ

В статье рассмотрим замену клапанов и сальников головки блока цилиндров (ГБЦ), необходимую при проблемах с двигателем, таких как троение или потеря мощности. Правильная работа клапанного механизма важна для эффективности двигателя, а замена изношенных деталей поможет избежать серьезных поломок и затрат на ремонт. Предоставим пошаговую инструкцию и советы для самостоятельного выполнения этой процедуры, что позволит сэкономить время и деньги.

В каких случаях необходима замена клапанов ГБЦ

Основным признаком неисправности клапанов является потеря компрессии. Разгерметизация камеры сгорания может происходить по двум причинам.

  1. Прогар. В этом случае часть тарелки клапана может отломаться или образоваться трещина, что приводит к утечке в камере сгорания, независимо от положения распределительного вала. Проблема чаще затрагивает выпускные клапаны из-за высоких температур. Причины прогара:

    • неправильная регулировка теплового зазора, особенно в головках блока цилиндров без гидрокомпенсаторов;
    • слишком бедная топливная смесь, вызывающая повышение температуры в камере сгорания;
    • неверная настройка фаз газораспределительного механизма, из-за чего сгорание происходит, когда клапан не прижат к седлу;
    • заводской брак;
    • наличие детонации.
  2. Загиб клапанов после столкновения с поршнями. Это может произойти из-за обрыва ремня ГРМ или перескакивания растянутой цепи.

Третьей причиной, требующей замены, является износ штока. В процессе работы двигателя клапан выполняет возвратно-поступательные движения, что приводит к истиранию стержня о направляющую втулку при больших пробегах. Ускоряет выход клапанного механизма из строя неправильный зазор между стенками втулки и стержнем.

прогар клапана

Замена клапанов головки блока цилиндров (ГБЦ) — это сложный процесс, требующий высокой квалификации и точности. Эксперты подчеркивают, что перед началом работы необходимо тщательно подготовить все инструменты и материалы, а также ознакомиться с технической документацией конкретного автомобиля. Важно обеспечить чистоту в рабочей зоне, чтобы избежать попадания загрязнений в двигатель.

При демонтаже клапанов специалисты рекомендуют использовать специальные приспособления для удержания пружин, что значительно упростит процесс. Также стоит обратить внимание на состояние седел клапанов и при необходимости провести их шлифовку. После установки новых клапанов важно правильно отрегулировать зазоры, что обеспечит оптимальную работу двигателя. В заключение, эксперты советуют проводить замену клапанов в условиях профессионального сервиса, чтобы гарантировать качество и долговечность выполненной работы.

Как точно определить неисправность

Причина работы двигателя с потерей мощности, вибрациями и троением может быть не только в клапанах. Даже при обрыве ремня ГРМ не всегда загибает клапаны, иногда лишь обламывает толкатели (разумеется, это не касается двигателей, в которых при обрыве ремня «встреча» невозможна в принципе). Компрессометр поможет лишь определить факт потери компрессии в двигателе, но не саму причину. Если после добавления небольшого количества моторного масла в цилиндр компрессия увеличилась, значит, причина в большей мере в износе ЦПГ. Для точной диагностики двигателя автомобиля лучше всего использовать пневмотестер.

Клапана или поршневая.Самый точный диагнозКлапана или поршневая.Самый точный диагноз
Этап работы Необходимые инструменты и материалы Возможные проблемы и их решения
Демонтаж головки блока цилиндров (ГБЦ) Гаечные ключи, головки, трещотка, съемник ГБЦ, поддон для жидкости, ветошь Проблемы с откручиванием болтов ГБЦ (применение WD-40, нагрев), повреждение прокладки ГБЦ
Демонтаж старых клапанов Специальный съемник клапанов, молоток, оправки Повреждение направляющих втулок, поломка клапана
Проверка и подготовка новых клапанов Микрометр, штангенциркуль, приспособление для притирки клапанов, паста для притирки Несоответствие размеров новых клапанов, неправильная притирка
Установка новых клапанов Молоток, оправки, направляющие втулки (при необходимости), пружины клапанов, сухари, тарелки Повреждение новых клапанов при установке, неправильная установка пружин
Сборка головки блока цилиндров Все инструменты, использованные на этапе демонтажа, новая прокладка ГБЦ Неправильная установка прокладки ГБЦ, перетяжка болтов ГБЦ
Установка головки блока цилиндров на двигатель Динамометрический ключ, гайки и болты ГБЦ Неправильный момент затяжки болтов ГБЦ
Проверка герметичности системы Компрессометр, проверка на утечки Утечки в системе охлаждения или смазки

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о замене клапанов ГБЦ (головки блока цилиндров):

  1. Точность и регулировка: Замена клапанов требует высокой точности, так как неправильная установка может привести к утечкам компрессии или даже повреждению двигателя. После замены клапанов необходимо провести регулировку зазоров, чтобы обеспечить правильную работу двигателя.

  2. Материалы клапанов: Клапаны могут быть изготовлены из различных материалов, таких как сталь, титан или композитные материалы. Титановые клапаны, хотя и дороже, легче и обладают высокой прочностью, что делает их популярными в спортивных двигателях.

  3. Симптомы износа: Износ клапанов может проявляться в различных симптомах, таких как снижение мощности двигателя, увеличение расхода топлива или появление стуков в работе двигателя. Ранняя диагностика и замена клапанов могут предотвратить более серьезные повреждения двигателя.

Инструменты для замены клапанов ГБЦ

Не забывайте о важности специализированного инструмента для ремонта автомобиля. Вам понадобятся:

  1. Набор головок, гаечных ключей и отверток для сборки и разборки агрегатов.
  2. Рассухариватель клапанов для сжатия пружины и снятия сухариков. Если не хотите его покупать, ознакомьтесь с инструкцией по самостоятельному изготовлению.
  3. Съемник маслосъемных колпачков. При установке нового клапана замените и колпачок. Если бюджет ограничен и нужно лишь притереть клапаны, используйте специальные клещи. Пассатижи могут повредить колпачок и вызвать повышенный расход масла. На СТО есть специальный инструмент, но для личного использования его покупка может быть нецелесообразной. Можно использовать длинную торцевую головку нужного диаметра и удлинитель.
  4. Инструмент для притирки тарелок клапанов к седлам. Для одноразового использования его покупка не оптимальна. Если нет возможности взять в аренду, можно изготовить его самостоятельно: подойдет обычный шуруповерт и кусок шланга, который плотно надевается на стержень и биту. Закрепите шланг хомутами.
  5. Микрометр для измерения диаметра стержня, чтобы выявить изношенные клапаны.
  6. Инструмент для установки нового комплекта ГРМ, если замена клапанов необходима после обрыва ремня. Для правильной установки натяжного ролика может понадобиться специальный ключ и приспособление для фиксации коленчатого вала.
  7. Динамометрический ключ для затяжки бугелей и головки блока цилиндров.

приспособление для снятие маслосъемых колпачков

Дилетанты и сальники клапанов (маслосъёмные колпачки)Дилетанты и сальники клапанов (маслосъёмные колпачки)

Расходные материалы при ремонте ГБЦ

Помимо новых клапанов, вам потребуются:

  1. Новые маслосъемные колпачки.
  2. Прокладка ГБЦ, прокладка клапанной крышки, прокладочный герметик, если в нем есть необходимость.
  3. Новые болты ГБЦ. Замена болтов крайне желательна, но если старые болты не вытянулись слишком сильно в процессе работы двигателя (допуски опять-таки в руководстве по ремонту), то допустима установка старых болтов.
  4. Притирочный порошок либо притирочная паста. Разница лишь в том, что порошок придется развести до пастообразного состояния самостоятельно. Для приготовления используется чистое моторное масло.

что такое маслосъемные колпачки

К чему стоит готовиться перед заменой клапанов ГБЦ

Замена клапанов своими руками может показаться простой задачей, но требует разборки навесного оборудования, контроля тепловых зазоров и проверки размеров. Важно следовать инструкции по эксплуатации автомобиля, где указаны тепловые зазоры, моменты затяжки и методы регулировки механизмов, требующих внимания после снятия. Чем сложнее конструкция двигателя, тем труднее будет замена.

Замена погнутых или прогоревших клапанов не всегда решает все проблемы. Если новые клапаны имеют люфт, нужно заменить направляющие втулки. При изношенных седлах, когда клапаны не прилегают плотно, производитель часто рекомендует замену головки блока цилиндров. Владельцы автомобилей с двигателями ЗМЗ-405 и ЗМЗ-406 иногда укорочивают стержни клапанов, чтобы избежать контакта кулачка распределительного вала с корпусом гидротолкателя, что называется торцовкой клапанов.

Для эффективного ремонта двигателя после разборки головки блока цилиндров необходимо провести тщательную дефектовку.

Ошибки при ремонте ГБЦ 2108(1118) Торцуем клапана.Экономим на регулировочных шайбахОшибки при ремонте ГБЦ 2108(1118) Торцуем клапана.Экономим на регулировочных шайбах

Процедура замены клапанов ГБЦ

Технологические процессы, осуществляющиеся при замене клапанов:

  1. Снятие навесного оборудования (дроссельного узла, выпускного коллектора, патрубков и т.д). Запоминайте, а если не можете запомнить, то записывайте или фотографируйте расположение и способ установки незнакомых элементов, вакуумных трубок, патрубков и т.д. Это сбережет вам время и нервы при сборке.
  2. Снятие ГБЦ. После демонтажа головку следует промыть и дефектовать ГБЦ на предмет трещин. Проверьте плотность прилегания клапанов к седлам. Для этого переверните головку вверх тарелками и налейте в полость камеры сгорания бензин. Подайте в соответствующий канал сжатый воздух. Количество пузырей покажет степень плотности прилегания.
  3. Рассухаривание клапанов. Процесс довольно просто и хорошо показан на видео. Вытаскивать сухарики лучше всего пинцетом.
  4. Снятие пружин и верхних тарелок.
  5. Демонтаж клапанов. Если заменяются не все клапаны, старые детали нужно пометить и впоследствии установить на свои места.
  6. Шлифовка привалочной плоскости ГБЦ.

универсальный рассухариватель своими руками

рассухаривание клапанов ваз 2108-09-10.калинарассухаривание клапанов ваз 2108-09-10.калина

Установка новых клапанов

После установки новых деталей проверьте люфт клапана в направляющей втулке. Если он превышает допустимые значения, выпрессуйте и замените втулку. Перед установкой новой убедитесь в правильности зазора, так как качество запчастей может быть низким.

Притрите каждый клапан, равномерно нанеся пасту на фаску. Используйте шуруповерт для возвратно-поступательных движений с одновременным вращением клапана. Необходимые размеры и угол наклона фаски указаны в руководстве по ремонту. После притирки проверьте герметичность.

Установите клапан и нижнюю тарелку, предварительно смазав стержень маслом. Маслосъемный колпачок надевайте с помощью наставки, аккуратно надавливая, пока он не упрется в нижнюю тарелку. Закрепите клапаны в обратном порядке их рассухаривания. Установите распредвал и прикрутите бугеля. Затем прикрепите головку блока цилиндров (ГБЦ) к блоку цилиндров, строго следуя порядку и моментам затяжки.

При необходимости отрегулируйте тепловой зазор. Установите крышку ГБЦ, затем ремень ГРМ, совместите все метки и проверьте правильность установки. Соберите навесное оборудование и выполните пробный запуск. Не пугайтесь, если после запуска появится небольшой стук; через 1-2 минуты гидрокомпенсаторы прокачаются, и звук исчезнет.

как правильно затянуть ГБЦ

Теория ДВС: Как притереть клапана (Ремонт ГБЦ)Теория ДВС: Как притереть клапана (Ремонт ГБЦ) Теория ДВС: Как собрать клапана (Ремонт ГБЦ)Теория ДВС: Как собрать клапана (Ремонт ГБЦ) Зенкера,шарошки,фрезы и развёртки для ремонта головки блока цилиндров (ГБЦ)Зенкера,шарошки,фрезы и развёртки для ремонта головки блока цилиндров (ГБЦ) Капитальный ремонт двигателяКапитальный ремонт двигателя

Проверка и регулировка зазоров клапанов после замены

После замены клапанов ГБЦ (головки блока цилиндров) крайне важно провести проверку и регулировку зазоров клапанов. Это необходимо для обеспечения правильной работы двигателя и предотвращения его повреждения. Неправильные зазоры могут привести к снижению мощности, увеличению расхода топлива и даже к поломке двигателя.

Первым шагом в проверке зазоров является определение их оптимальных значений. Эти значения зависят от конкретной модели двигателя и могут быть найдены в технической документации или руководстве по эксплуатации. Обычно зазоры клапанов измеряются в миллиметрах или дюймах и могут варьироваться для впускных и выпускных клапанов.

Для проверки зазоров клапанов потребуется набор щупов, который позволяет измерять расстояние между кулачком распредвала и толкателем клапана. Процесс проверки включает следующие этапы:

  1. Подготовка двигателя: Убедитесь, что двигатель остыл, и отключите аккумулятор. Снимите крышку ГБЦ, чтобы получить доступ к клапанам.
  2. Проверка положения поршня: Убедитесь, что поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке (ВМТ) на такте сжатия. Это можно сделать, проверяя метки на маховике или коленчатом валу.
  3. Измерение зазоров: С помощью щупов измерьте зазоры между кулачками распредвала и толкателями клапанов. Вставьте щуп в зазор и выберите тот, который плотно входит, но не слишком туго.

Если зазоры не соответствуют рекомендованным значениям, необходимо произвести их регулировку. В большинстве случаев регулировка зазоров клапанов осуществляется с помощью специальных шайб или регулировочных винтов. Процесс регулировки включает:

  1. Снятие клапанной крышки: Если она еще не снята, уберите ее для доступа к клапанам.
  2. Регулировка зазоров: Если зазор слишком мал, необходимо увеличить его, заменив шайбу на более толстую. Если зазор слишком велик, замените шайбу на более тонкую. В некоторых двигателях регулировка может производиться с помощью винтов, которые нужно просто закрутить или открутить до достижения нужного значения.
  3. Повторная проверка: После регулировки обязательно повторите измерение зазоров, чтобы убедиться, что они находятся в пределах нормы.

После завершения всех проверок и регулировок установите клапанную крышку на место, убедившись, что все прокладки и уплотнения находятся в хорошем состоянии. Подключите аккумулятор и запустите двигатель, чтобы убедиться в его правильной работе. Обратите внимание на возможные посторонние звуки, которые могут указывать на неправильную регулировку зазоров.

Регулярная проверка и корректировка зазоров клапанов после замены являются важной частью обслуживания двигателя, что поможет продлить его срок службы и обеспечить надежную работу автомобиля.

Вопрос-ответ

Можно ли самостоятельно заменить клапаны двигателя?

Замена клапанов двигателя – руководство своими руками. Установка и снятие клапанов не требует профессионализма, хотя определённая сноровка необходима. Тем не менее, мы рекомендуем обратиться в автомастерскую, поскольку замена клапанов происходит непосредственно в двигателе, то есть в самом сердце автомобиля.

Можно ли поменять клапана, не снимая ГБЦ?

Как правило, замена колпачков без снятия головки осуществляется в том случае, если износ деталей был обнаружен вовремя, и на поршнях и клапанах не успел образоваться солидный нагар. В ином случае потребуется демонтировать ГБЦ, снимать нагар и налаживать работу механизма газораспределения.

Как понять, что клапана под замену?

Самый распространенный симптом, который указывает на прогар клапанов, – троение двигателя на любом режиме. Двигатель постепенно сбавляет мощность, а расход топлива увеличивается. Также при прогаре клапана заметен хлопающий выход отработанных газов из глушителя.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом замены клапанов обязательно ознакомьтесь с руководством по ремонту вашего автомобиля. Это поможет вам понять особенности конструкции ГБЦ и избежать ошибок в процессе работы.

СОВЕТ №2

Подготовьте все необходимые инструменты и запчасти заранее. Вам понадобятся специальные ключи, набор головок, а также новые клапаны и прокладки. Это сэкономит время и сделает процесс более эффективным.

СОВЕТ №3

Обязательно проверьте состояние направляющих клапанов и седел. Если они изношены, лучше заменить их, чтобы избежать повторных проблем в будущем. Это поможет обеспечить надежную работу двигателя.

СОВЕТ №4

После завершения замены клапанов проведите тщательную проверку всех соединений и установите ГБЦ на место с соблюдением рекомендованного момента затяжки болтов. Это предотвратит возможные утечки и обеспечит правильную работу двигателя.

Ссылка на основную публикацию
Похожее