Капитальный ремонт стартера своими руками

Стартер — важный элемент системы запуска автомобиля, и его неисправности могут вызвать проблемы с запуском двигателя. В статье рассмотрим признаки неисправности стартера и предоставим инструкции по проверке и замене втягивающего реле, щёток и втулок. Эти знания помогут вам самостоятельно устранить неполадки, сэкономить на ремонте и продлить срок службы автомобиля.

Признаки неисправности стартера

Существует два метода диагностики неисправностей стартера: по симптомам и по результатам разборки устройства. Рассмотрим основные причины поломок и их признаки:

  1. Стартер вращается, но двигатель не запускается. Если исключены проблемы с системами питания, зажигания, ГРМ и иммобилайзером, вероятно, износ щеток стартера. Это может проявляться в медленном вращении коленчатого вала. Перед ремонтом стоит проверить соединения клемм, наличие окислов и уровень заряда аккумулятора.

  2. Стартер щелкает, но не вращается. Причины могут включать износ щеток, низкий заряд аккумулятора или окисление на клеммах питающего провода и гибкой массы.

  3. Стартер срабатывает, но коленчатый вал не вращается. Слышно вращение якоря стартера, но маховик остается неподвижным. Проблема может проявляться периодически. Ремонт заключается в замене бендикса. В редких случаях причиной могут быть слизывание зубьев на венце маховика или шестерне бендикса.

  4. Не срабатывает втягивающее реле. Соленоид реле, получая напряжение, перемещает вилку, соединяющую шестерню бендикса с венцом маховика, и замыкает контактную пластину клеммы питания электродвигателя. Если на управляющий вывод втягивающего не поступает напряжение или само реле неисправно, контакты не замкнутся, и электродвигатель не включится.

  5. Стартер продолжает вращаться после запуска двигателя. Это может быть вызвано залипанием контактной пластины втягивающего реле.

бендикс стартера

Эксперты в области автомобильного ремонта отмечают, что капитальный ремонт стартера своими руками может быть вполне осуществимым для опытных автовладельцев. Важно понимать, что этот процесс требует не только знаний, но и наличия необходимых инструментов. Специалисты рекомендуют начать с диагностики устройства, чтобы точно определить, какие элементы нуждаются в замене. Часто причиной неисправности являются щетки, ротор или втягивающее реле.

При разборке стартера важно соблюдать осторожность, чтобы не повредить другие компоненты. Использование качественных запчастей и соблюдение технологии сборки значительно увеличит срок службы отремонтированного устройства. Эксперты подчеркивают, что, несмотря на возможность самостоятельного ремонта, в сложных случаях лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать дополнительных затрат и проблем в будущем.

Как проверить стартер своими руками

Не снимая стартер с автомобиля, можно достоверно проверить лишь плохой контакт и факт неисправности цепи управления втягивающего реле. Если стартер не реагирует на поворот ключа в положение Start, перемкните напрямую отверткой силовые выводы втягивающего реле. Срабатывание стартера будет свидетельствовать о неисправности в цепи управления или самом тяговом реле.

Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, в режиме измерения постоянного тока проверьте, приходит ли напряжение на управляющий вывод после поворота ключа зажигания в положение Start. Если напряжение поступает, но втягивающее не срабатывает (нет характерного щелчка), тяговое реле нуждается в ремонте либо замене.

Перед разборкой рекомендуем изучить устройство и принцип работы автомобильного стартера. Также при ремонте важно понимать принцип работы и методы диагностики втягивающего реле, бендикса стартера.

безредукторный стартер

Неисправность Причина Способ устранения
Стартер не вращается Разряженная батарея, окисленные клеммы, неисправный втягивающее реле, обрыв в цепи питания, поврежденный бендикс, заклинивший ротор Проверить заряд батареи, очистить клеммы, проверить втягивающее реле (прозвонить обмотки, проверить контакты), проверить цепь питания (прозвонить провода), заменить бендикс, разобрать стартер и проверить ротор на предмет заклинивания или повреждений
Стартер вращается медленно Изношенные щетки, поврежденный коллектор, ослабленные контакты, низкое напряжение батареи, загрязнение Заменить щетки, отремонтировать или заменить коллектор, подтянуть контакты, проверить напряжение батареи, очистить стартер от грязи и пыли
Стартер щелкает, но не вращается Неисправное втягивающее реле, слабая батарея, окисленные контакты, обрыв в цепи питания Проверить и заменить втягивающее реле, проверить заряд батареи, очистить контакты, проверить цепь питания
Стартер вращается, но не крутит двигатель Поврежденный бендикс, изношенный венец маховика, проблемы с проводкой Заменить бендикс, заменить венец маховика, проверить проводку
Посторонние шумы при работе стартера Износ подшипников, повреждение ротора или коллектора Заменить подшипники, отремонтировать или заменить ротор/коллектор

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о капитальном ремонте стартера, которые могут быть полезны:

  1. Структура стартера: Стартер состоит из нескольких ключевых компонентов, включая электродвигатель, редуктор и соленоид. При капитальном ремонте важно не только заменить изношенные детали, но и тщательно проверить состояние всех компонентов, чтобы избежать повторных поломок.

  2. Проверка обмоток: Одной из распространенных причин неисправности стартера является повреждение обмоток. При ремонте можно использовать мультиметр для проверки сопротивления обмоток. Если сопротивление слишком низкое или высокое, это может указывать на короткое замыкание или обрыв, что требует замены обмоток.

  3. Смазка и чистка: Правильная смазка подшипников и шестерен стартера может значительно продлить его срок службы. Использование специализированных смазок, устойчивых к высоким температурам, поможет предотвратить износ и заедание механизмов. Кроме того, важно очищать стартер от грязи и пыли, чтобы избежать перегрева и ухудшения работы.

Характерные поломки

Характерные неисправности:

  1. Износ щеток из-за плотного контакта с якорем. Степень износа можно определить визуально или с помощью штангенциркуля, сравнив толщину новых и использованных щеток.
  2. Износ коллекторных пластин. Щетки изнашиваются быстрее, чем пластины якоря, но могут выйти из строя после нескольких сотен тысяч километров. Уровень износа оценивается по глубине проточки от трения со щетками. Недостаточное прилегание щеток может вызвать искровой разряд, что приводит к выгоранию и отслаиванию ламелей. Также возможны дефекты, вызванные биением и осевым люфтом вала, такие как овальность и смещение зоны трения щеток.
  3. Нарушение изоляции контактов коллектора может привести к пробою на массу корпуса якоря и межвитковому замыканию.
  4. Износ втулок, удерживающих вал якоря. Сильный износ бронзовых или меднографитовых втулок вызывает биение вала, что ускоряет износ меднографитовых щеток и приводит к неравномерному износу коллектора. Износ втулок также может смещать пластины якоря, вызывая межвитковое замыкание.
  5. Износ или неправильный выбор дистанционных шайб, предотвращающих осевой люфт вала якоря.
  6. Обгорание контактной пластины втягивающего реле, вызванное перегоранием обмотки или межвитковым замыканием катушки соленоида.
  7. Износ шестерни вала якоря.
  8. Отклеивание магнитов от корпуса стартера.
  9. Перелом клеммы плюсового провода от силовой клеммы втягивающего реле к щетке. Клеммы могут корродировать из-за агрессивной среды.

Ремонтировать или заменить

Операции, которыми в большинстве случаев ограничивается собственноручный ремонт стартера:

  • замена щеточного узла. Мы уже рассматривали, как заменить щетки стартера своими руками, поэтому останавливаться на этом не будем;
  • очистка мелкозернистой наждачной бумагой рабочей зоны коллектора;
  • смазка планетарного редуктора, вала якоря в месте перемещения вилки втягивающего реле;
  • полная очистка всех деталей от продуктов износа графитовых щеток и коллектора, грязи.

Многие производители не предусматривают ремонт и обслуживания втягивающего реле, поэтому для разборки его развальцевать. Сделать это можно лишь с целью зачистки наждачной бумагой либо надфилем контактных областей болтов клемм, пластины. При обнаружении межвиткового замыкания либо пробоя на корпус ремонту своими руками рекомендуем предпочесть замену. Также нам кажется весьма сомнительной идея ремонта ламелей коллектора и перемотки якоря стартера. Для широко распространенных моделей стартеров такой ремонт попросту невыгоден, так как чаще проще отыскать исправную б/у деталь на разборке либо вовсе купить новый пускач.

втягивающее реле стартера

Техника безопасности и полезные советы

Техника безопасности и полезные рекомендации:

  1. Перед отсоединением клемм для ремонта или замены стартера отключите клемму от отрицательного полюса аккумулятора.
  2. При проверке снятого стартера надежно закрепите его в тисках.
  3. Для вращения якоря без взаимодействия с венцом маховика требуется значительный ток, поэтому избегайте тонких проводов и обеспечьте надежный контакт на силовых выводах.
  4. Параметры допустимого осевого и радиального люфта, а также минимальный диаметр коллектора указаны в технической документации. Уточните модель стартера, она должна быть на идентификационной маркировке корпуса.
  5. При сборке соблюдайте порядок установки дистанционных шайб, ограничивающих осевой люфт. Ставьте метки и фотографируйте процесс разборки для правильной сборки.
  6. Смазывайте только планетарный редуктор, используя консистентную смазку для ШРУСов. Не смазывайте рабочую поверхность меднографитовых втулок, так как смазка привлечет пыль и превратится в абразивную пасту.

редуктор стартера

BMW 530i e39 не заводится. Ремонт стартера BOSCH для BMWBMW 530i e39 не заводится. Ремонт стартера BOSCH для BMW

Измерение осевого и радиального люфта

Люфт вала якоря следует проверять еще до разборки. Для этого достаточного пальцами пошатать в радиальном и осевом направлении сам вал. При значительном люфте нужно не только заменить втулки, но и измерить выработку на самом валу, так как в случае критического износа ограничение ремонта лишь заменой втулки особого результата не принесет. Измерить осевой люфт можно с помощью штангенциркуля. Для точной проверки радиального люфта используется индикатор часового типа со штативом.

Проверка якоря

В видео показан простой способ проверки межвиткового зажигания. Для диагностики подключите один контакт лампочки к валу якоря, а второй — к ламелям коллектора. Если пробоя на корпусе нет, лампочка не загорится.

САМОДЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО для проверки якорей /Измеряем якорьHomemade device for testing of rotor.САМОДЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО для проверки якорей /Измеряем якорьHomemade device for testing of rotor.

Втулки, бендикс

Исправная обгонная муфта должна вращаться только в сторону вращения стартера. Сам бендикс ремонту не подлежит, поэтому в случае поломки его следует заменить. Для снятия муфты необходимо сдвинуть по валу ограничительно кольцо, после снять стопорное кольцо. При промывке старого бендикса не используйте очистители в аэрозолях, так как они способны вымыть внутреннюю смазку обгонной муфты.

На видео показано, как заменить втулки стартера своими руками.

втулки стартера

Замена щёток и втулок стартер ваз 2106-классика.Замена щёток и втулок стартер ваз 2106-классика. Замена втулок стартера ГАЗ 66.Замена втулок стартера ГАЗ 66.

Сборка и установка отремонтированного стартера

После того как все детали стартера были очищены, проверены и заменены при необходимости, можно переходить к сборке устройства. Важно следовать последовательности сборки, чтобы избежать ошибок и обеспечить правильную работу стартера.

1. Подготовка деталей

Перед началом сборки убедитесь, что все детали находятся в хорошем состоянии. Проверьте, что новые щетки установлены правильно, а подшипники смазаны. Если вы заменяли ротор или статер, убедитесь, что они совместимы и правильно отцентрированы.

2. Сборка статора

Начните с установки статора. Убедитесь, что все обмотки находятся на своих местах и не имеют повреждений. Если вы меняли обмотки, проверьте, что они правильно подключены. Закрепите статор на основании стартера с помощью крепежных элементов, которые вы сняли ранее.

3. Установка ротора

После установки статора переходите к ротору. Убедитесь, что ротор свободно вращается в статоре. Установите ротор на место и зафиксируйте его с помощью соответствующих крепежных элементов. Проверьте, чтобы не было заеданий и трения между ротором и статором.

4. Установка щеточного узла

Следующим шагом будет установка щеточного узла. Убедитесь, что щетки правильно расположены и имеют достаточный контакт с коллектором ротора. Зафиксируйте щеточный узел на месте, следя за тем, чтобы провода не были перекручены или повреждены.

5. Установка крышки стартера

После установки всех внутренних компонентов можно установить крышку стартера. Убедитесь, что все уплотнители и прокладки находятся на своих местах, чтобы избежать попадания влаги и грязи внутрь устройства. Закрепите крышку с помощью винтов, следя за тем, чтобы они были затянуты равномерно.

6. Подключение проводов

Теперь необходимо подключить все провода. Убедитесь, что вы подключаете провода в соответствии с схемой, чтобы избежать короткого замыкания. Проверьте, что все соединения надежны и не имеют коррозии.

7. Установка стартера на автомобиль

После завершения сборки стартера можно устанавливать его на автомобиль. Убедитесь, что все крепежные элементы и соединения находятся в хорошем состоянии. Установите стартер на место и закрепите его с помощью болтов. Подключите все электрические разъемы и проверьте, чтобы они были надежно зафиксированы.

8. Проверка работоспособности

После установки стартера на автомобиль проведите проверку его работоспособности. Запустите двигатель и убедитесь, что стартер функционирует корректно. Обратите внимание на возможные посторонние звуки или вибрации, которые могут указывать на неправильную установку или неисправность.

Если стартер работает без сбоев, значит, ремонт прошел успешно. В противном случае, возможно, потребуется повторная проверка всех соединений и компонентов, чтобы выявить и устранить проблему.

Вопрос-ответ

Можно ли починить стартер самостоятельно?

К счастью, замена стартера — несложная задача. В большинстве случаев это довольно простая процедура, которую может выполнить любой, кто имеет базовые знания в области автомобилей.

Можно ли оживить стартер?

Как правило, ремонтировать стартер нецелесообразно, поэтому при поломке эта деталь подлежит замене.

Можно ли отремонтировать стартер, не заменяя его?

Неисправный стартер может привести к остановке работы, что стоит драгоценного времени и денег. Вот где вступают в дело профессиональные услуги по ремонту стартеров — помогая вам восстановить мощность, надежность и душевное спокойствие без затрат на полную замену.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом ремонта обязательно ознакомьтесь с инструкцией к вашему стартеру. Это поможет вам понять его конструкцию и особенности, что значительно упростит процесс разборки и сборки.

СОВЕТ №2

Используйте качественные инструменты и запчасти. Это не только облегчит работу, но и повысит надежность вашего стартера после ремонта. Не экономьте на деталях, так как это может привести к повторным поломкам.

СОВЕТ №3

Обязательно делайте фотографии каждого этапа разборки. Это поможет вам не запутаться при сборке и убедиться, что все детали установлены на свои места.

СОВЕТ №4

После завершения ремонта протестируйте стартер в условиях, приближенных к реальным. Убедитесь, что он работает исправно, прежде чем устанавливать его обратно в автомобиль.

Ссылка на основную публикацию
Похожее