��63. Зачем нужны чёрные точки по краям стёкол?
Зачем нужны черные точки по краям лобового стекла автомобиля
Эти черные точки называются «фриты». Они представляют собой капельки керамической краски, которые наносят на поверхность стекла трафаретным способом, а потом подвергают их термообработке в специальной печи. Наощупь этот слой имеет шероховатую поверхность, и его уже невозможно смыть ни водой, ни чистящими средствами.
Фриты на стекле выполняет сразу несколько важных функций. Основная задача керамического слоя заключается в защите полиуретанового клея-герметика, с помощью которого стекло крепится к кузову, от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.
Герметик также препятствует попаданию влаги в салон автомобиля, и к тому же на шероховатой поверхности фритов клей лучше фиксируется на стекле. А под действием ультрафиолета он быстро теряет свои свойства и приходит в негодность.
Кроме того, черная керамическая полоса выполняет еще и эстетическую функцию. При монтаже стекла герметик наносится валиком на его края, распределяясь по всему периметру неравномерно. Черная полоса скрывает разную толщину клея и подтеки, иначе бы они хорошо просматривались сквозь прозрачное стекло. А выглядит это совсем неаккуратно.
Еще одно полезное свойство фритов — сглаживание резкого светового контраста на стыке стекла и кузова. Иначе при ярких солнечных лучах эффект ослепления для водителя был бы гораздо сильнее.
С той же целью черные точки обычно сконцентрированы в верхней средней части лобового стекла в районе зеркала заднего вида. В этом месте они затемняют его и задерживают солнечные лучи, которые могли бы ослепить водителя при использовании зеркала во время движения. Иными словами, керамический слой выполняет ту же функцию, что и солнцезащитные козырьки.
Что такое фритты на автомобильном стекле и зачем они нужны
Многие автомобилисты замечали широкие черные каемки с “точками” по краям автомобильных стекол. Еще этот замысловатый узор встречается в области крепления салонного зеркала.
На самом деле, этот узор исполняет гораздо больше функций, чем можно подумать. Зовутся такие “точки” фриттами. Это либо керамическая краска, либо еще встречается специальная стеклокерамика. Разумеется, их удалить со стекла никак не получится — они нанесены методом трафаретной печати, а затем обработаны в печи.
Они бывают не только круглыми. К примеру, в архитектуре тоже используется “фриттованное” стекло и эти самые точки там могут быть квадратными, прямоугольными и даже в виде линий. Все зависит от богатства фантазии.
Основной функцией этого “крашеного” канта является защита от ультрафиолетового излучения клея, на который сажается автомобильное стекло. Дело в том, что уретановый коей-герметик, удерживающий стекло на месте и предотвращающий попадание воды в салон, разрушается под воздействием ультрафиолета.
Фритты создают на стекле немного шероховатую поверхность, что позволяет лучше удерживать герметик. Если раньше для крепления стекол использовались резиновые прокладки и клей. До изобретения керамической краски для защиты этого клея от солнца использовали тонкие металлические пластины.
Также этот же клей на заводе при монтаже стекла наносится на него не идеально ровным и равномерным слоем. Черная окантовка призвана скрывать этот эстетический огрех.
Кроме того, фритты нужны и для защиты от яркого солнца пассажиров автомобиля. Без них, к примеру, при выезде из тоннеля яркое солнце ослепляло бы сильнее. Именно поэтому их наносят в области крепления салонного зеркала. Здесь фритты как бы дублируют функцию солнцезащитных козырьков.
Помимо этого, они скрывают и неприятный оптический дефект множества лобовых стекол, который наблюдается ближе к краям — они имеют свойство искажать изображение и отвлекать водителя.
Зачем нужны черные точки по краю стекла?
Для многих назначение чёрных точек вдоль края лобового стекла остаётся загадкой. А многие автовладельцы настолько привыкают к ним, что уже и не обращают внимание.
Но вряд ли производители автостёкол стали бы просто так наносить точки и полосы на ветровик? Давайте разберёмся, зачем это делается.
Что из себя представляют чёрные точки на автостекле
Итак, чёрные точки по краям автомобильных стёкол (лобового и заднего) называются «фритты». Это капельки особой керамической краски, которые наносят на стекло и запекают в специальной печи.
Если провести по таким точкам рукой, можно ощутить шероховатую поверхность. Вот этот шероховаты керамический слой не смывается и выполняет сразу несколько важных функций в автомобиле.
Зачем на автостёкла наносят чёрные точки
Основная задача фриттов — защищать герметик, который и держит лобовое стекло машины, от ультрафиолетовых лучей.
Дело в том, что уретановый клей, который используется в производстве автостёкол, разрушается под прямыми лучами солнца. Этот клей же не только удерживает стекло на положенном ему месте, но и защищает салон машины от воды, которая может просочиться через негерметично вклеенное стекло во время осадков.
Чтобы защитить герметик от разрушения под УФ-лучами и предотвратить ситуацию, когда в салон текут потоки дождя и уж тем более, когда лобовое стекло рискует вылететь на первом же подпрыгивании машины на «лежачем полицейском», и нужны фритты.
Также фритты имеют шероховатую поверхность, на которой герметик лучше держится на стекле машины. Раньше для того, чтобы закрепить автомобильное стекло, производители использовали специальные уплотнительные резинки, но с 1950-60-х годов стали переходить на технологию вклейки стёкол.
Чтобы защитить клей-герметик от солнца, использовали металлическую узкую пластинку по краю стекла. Но этот вариант установки автостёкол был не слишком надёжным, и выглядел совсем не лучшим образом. В отличие от черной керамической полосы и чёрных точек по краю, которые отлично маскировали клей на стекле, предохраняли его от растекания — и при этом не портили внешний вид самого стекла.
И мы плавно переходит к третьей функции чёрных точек на стекле — они не только защищают герметик и держат его, но и выполняют декоративную функцию: закрывают этот самый слой герметика. В результате заметить герметик на поверхности можно, только если хорошенько присмотреться снаружи, сразу после того, как была произведена замена лобового стекла.
Чёрная защитная полоса плавно переходит в точки, которые потом уменьшаются и постепенно исчезают. Такой переход от слоя краски к прозрачному стеклу приятен для глаз водителя.
Кроме того, фритты помогают скрыть от глаз водителя оптическое искажение стекла по краям: ведь из-за изогнутой формы ветрового у человека появляется эффект, как будто он смотрит через изогнутую линзу — и это отвлекает от управления. Вот обрамление края стекла фриттами решает эту проблему.
Что касается чёрных точек, которые сгруппированы на лобовом стекле за зеркалом заднего вида, они выполняют роль солнцезащитных козырьков. Задерживая солнечные лучи, они предотвращают ослепление водителя во время движения.
Теперь вы знаете, что загадочные чёрные точки на стекле вашего автомобиля называются фриттами и что они не только служит для украшения стекла, но и выполняют другие важные функции.
О том, как ухаживать за автостеклом, чтобы оно служило вам долгие годы, мы писали здесь.