Зачем нужен люк в машине

Плюсы и минусы автомобильного люка на крыше

С наступлением жаркой летней поры владельцы автомобилей начинают всё чаще поглядывать с нескрываемыми нотками зависти в сторону проезжающих кабриолетов, мотоциклов или скутеров. Ведь они могут мчаться, обдуваемые встречными потоками ветра, так эффективно сбивающими жару.

И хотя кондиционер в автомобиле уже давно перестал быть роскошью и уделом владельцев только дорогих и престижных автомобилей, сегодня немалое число машин продолжает производиться не оборудованными системами охлаждения воздуха салона. В первую очередь, это касается изделий отечественного автопрома, бюджетных моделей иномарок и некоторого числа базовых версий автомобилей, более престижных марок.

Каждый год автовладельцы, чей транспорт не оборудован климатическими установками, способными охлаждать воздух, встают перед выбором. Ведь комфортной езды, вне зависимости от температуры за бортом автомобиля, хочется всем, а тратить деньги на оснащение своего автомобиля не хочется. Кроме того, для откровенно подержанных экземпляров может не оказаться приемлемой технической возможности установить кондиционер. Тем более что дооборудовать машину кондиционером – занятие весьма хлопотное и дорогостоящее.

Преимущества автомобильных люков

При подобных обстоятельствах оптимальным выходом может стать установка на крышу своего автомобиля люка. Автомобильный люк является отличным компромиссом между начальной комплектацией машины и дорогостоящей установкой кондиционера. Кстати, многие автомобили оборудуются люком уже на заводе, а для большинства моделей заводская установка люка является одной из предлагаемых опций при приобретении автомобиля.

В салоне машины, оборудованной люком, становится заметно уютнее и светлее, повышается качество вентиляция. Располагаясь на крыше автомобиля, открытый люк обеспечивает внутрисалонному пространству не только значительный источник воздуха, но и добавляет дополнительные направления, по которым циркулируют воздушные потоки. В открытый на крыше машины люк в салон проникает меньше шума, чем из открытого окна автомобиля, а также резко уменьшается количество проникающей в салон пыли и выхлопных газов.

Разновидности люков

Исходя из конструктивных особенностей, все люки для автомобилей условно разделяют на мягкие и жесткие. Большинству отечественных водителей никогда не приходилось сталкиваться с мягким видом люков. Эти изделия представляют собой некоторое подобие складных крыш из специального мягкого, но довольно прочного материала. При необходимости открытия мягкий люк собирается в складки. Как правило, подобные люки занимают для своего монтажа подавляющую часть крыши автомобиля.

Люки жесткого типа более традиционны по своему виду для наших автовладельцев. Они выглядят абсолютно привычно, располагаясь на меньшей части площади крыши машины и обладают различными вариантами исполнения как по своему устройству, так и по размерам. При выборе автомобильного люка нужно учитывать способ его открывания. Это показатель напрямую оказывает влияние на стоимость люка, во многом от этого зависит и удобство пользования люком.

Жесткие люки изготавливают в двух вариантах, отличающихся друг от друга принципом своего открывания. Такие люки бывают сдвижными или подъёмными. Подъёмные автомобильные люки при их открывании напоминают книжку или небольшую дверцу. При их открывании одна из сторон люка поднимается кверху. Механизм открывания люков сдвижного типа более сложен. Такие изделия обладают посадочной рамой, располагающейся вдоль крыши автомобиля. При открытии они выдвигаются из такой посадочной рамы. Сдвижные люки открываются как механическим способом, для чего необходимо вращать специальную ручку, так и автоматически, будучи оборудованы электрическими приводами. Что касается подъёмных автомобильных люков, то они открываются вручную, для чего применяется два типа приводов.

Некоторые особенности люков

Самые простые модели подъёмных люков оснащены рычажным типом привода, который предполагает небольшое усилие рукой при толкании люка вверх для его открытия. Эта система используется уже не одно десятилетие, наиболее ярким примером могут служить люки, которыми оборудуются обычные пассажирские автобусы. Более современный тип подъёмных люков использует винтовой механизм открывания. Здесь люк открывается, посредством вращения ручки.

Ещё несколько лет назад подавляющая часть люков изготавливалась из металла или триплекс-стела с нанесённой на него тонировкой. Но в настоящее время автопроизводители стали использовать для изготовления люков новые материалы. Сегодня в качестве материала для изготовления люков широко применяются поликарбонат и пластик, а для оригинального оформления изделий используется шелкография. Совершенствуется и техническая составляющая подобных люков. Так, на данный момент значительное количество автомобильных люков, оборудованных электроприводом, оснащаются специальным механизмом системы возвратного движения. Этот механизм позволяет избежать поломки люка и повреждения автомобиля в случаях, когда на пути открывающегося люка встречается какое — либо препятствие. В случае контакта с препятствием крышка люка немного отодвигается в противоположную открытию сторону, после чего полностью прекращает движение. Нередко такие люки интегрируют в охранную систему машины, которая автоматически закрывает его при постановке автомобиля на сигнализацию.

Практически все автомобильные люки выполнены в прямоугольной форме. Как таковых строгих стандартов по размерам у люков нет, размеры могут составлять от 300 х 700 мм, до 1100 х 800 мм. Устанавливают люк при помощи сварки в вырезанное отверстие соответствующего размера в крыше машины. Для недопущения жесткости крыши машины люки оснащаются специальной металлической рамкой.

Услуги по установке автомобильного люка могут предложить практически в любом профессиональном автосервисе. Заниматься самостоятельной установкой люка без надлежащей подготовки и опыта не стоит – велика вероятность испортить крышу автомобиля, тем более что стоимость работы по монтажу люков в автосервисе сравнительно невелика.

Критерии выбора люков

Выбирая автомобильный люк, в первую очередь стоит исходить из качества его изготовления и цены. Сегодня разнообразие моделей люков для машин огромно, в связи с чем сделать выбор нелегко. Имея схожие параметры, как правило, сдвижные модели почти в два раза превосходят по цене подъёмные люки. Однако по своим конструктивным особенностям сдвижные люки наиболее оптимальны в плане притока воздуха в салон автомобиля. Кроме того, их открыванию не помешает багажник, который нередко устанавливают на крышу.

Характерно, что цена люка, оснащенного ручным механизмом управления, в два раза ниже аналога с электроприводами. Разницу обусловливает сложность монтажа устройства с автоматизированным управлением, а также необходимость прокладки электрических проводов.

Есть и недостатки

Помимо преимуществ автомобильных люков, стоит помнить и об их недостатках. Так, в случае ДТП при переворачивании авто на крышу открытый люк часто вдавливает в салон, что может серьёзно травмировать находящихся там людей. Кроме того, люк не сможет в полной мере заменить кондиционер. Он не охладит воздух, а лишь обеспечит дополнительный его приток и улучшит вентиляцию. Демонтировать люк весьма проблематично и довольно дорого. Придётся либо заваривать отверстие, либо полностью менять крышу. При износе деталей люка или его негерметичной установке сквозь люк в салон попадает вода, а неисправность механизма в люках с электроуправлением не позволит закрыть или открыть люк вручную.

Люк на крыше машины — взвесим все за и против

Последние рыночные тенденции показывают, что спрос на автомобили с такой опцией, как люк на крыше, стремительно возрастает. И неудивительно, покупатели хотят, чтобы их «железный друг» был не только безопасным, надёжным, но и максимально комфортным.

Люк на крыше прежде всего отвечает за эффективную вентиляцию салона. Если, например, водитель курит, то достаточно приоткрыть его, чтобы избавить пассажиров от вредного и порой раздражающего табачного дыма.

Люк делает автомобиль более презентабельным, придает ему некую изюминку. Для автолюбителей, которые рассматривают авто не только как средство передвижения, но и как неотъемлемую часть собственного имиджа, такая опция очень важна.

У люков есть и свои недостатки. Одни со временем при ненадлежащем уходе начинают течь, вторые в открытом состоянии ухудшают аэродинамику, третьи создают громкий шум в салоне. Так нужно ли выбирать автомобиль с такой опцией? Или всё же отдать предпочтение модели с цельной крышей? Давайте разбираться.

Какие разновидности люков существуют

Многие думают, что у всех люков одинаковая конструкция. Это не так. Между собой они отличаются функциональностью, устройством и размерами. Различают подъёмные, сдвижные интегрированные, сдвижные, подъёмно-сдвижные, двойные сдвижные, складные и панорамные люки. О каждом из них расскажем более подробно.

Подъёмные

Самый распространённый тип конструкции. Легко устанавливают своими руками в условиях гаража, они полностью не открываются. Есть две стороны, одна приподнимается, вторая сохраняет контакт с крышей. Подъём панели осуществляется с помощью кнопки, специального рычага, активирующего электродвигателя или ручки. Основные преимущества этого типа люков:

технически простая, выносливая и надёжная конструкция, не требующая дорогостоящего ухода;

возможность самостоятельной врезки в бытовых условиях;

небольшие затраты на обслуживание и ремонт.

Подъёмные панели могут быть стеклянными и металлическими. Обладатель авто может выбрать оптимальный для себя вариант.

К недостаткам этих люков относят:

функционирование только на вытяжку;

отсутствие специальной шторы, защищающей от солнца и осадков;

возможность протечки при ненадлежащем и несвоевременном уходе.

Подъёмные конструкции встретить на новых современных автомобилях практически невозможно. Для бывших в употреблении машин отечественного автопрома их считают оптимальным решением.

Интегрированные сдвижные

Устанавливают их только у официальных дилеров и на заводах производителей, оснащают стеклянной панелью, которая сдвигается в пространство между потолочным отделочным материалом и крышей. В большинстве случаев приводит в действие панель электрический привод, Встречаются конструкции, у которых за открытие панели отвечает механическая поворотная ручка.

Достоинства интегрированных сдвижных люков:

возможность открытия в двух направлениях;

комплектация специальной шторой, надёжно защищающей водителя и пассажиров от солнечного света и осадков;

Такие конструкции не лишены недостатков. Они существенно уменьшают пространство над головой пассажиров, которые сидят на заднем сидении. Без должного и своевременного ухода текут, в открытом положении негативно сказываются на аэродинамике автомобиля (в салон постоянно врывается сильный воздушный поток).

Интегрированные сдвижные люки со стеклянными панелями можно встретить на таких современных автомобилях, как Audi A5, BYD F3, Lifan Х60 и т. д.

Сдвижные

У них тот же принцип действия, что и у интегрированных аналогов. Оснащаются стеклянным щитом, который перемещается по направляющим верхней части крыши: задняя кромка поднимается, в результате чего стекло сдвигается над крышей назад. Приводятся в действие или механическим или электрическим приводом. Встречаются достаточно редко, на автомобилях немецкого производства, позиционируются как дополнительное оборудование.

Основные плюсы сдвижных люков:

не занимают внутреннее пространство в салоне автомобиля;

оказывают минимальное влияние на аэродинамические показатели;

имеют достаточно оригинальный и презентабельный вид;

придают автомобилю особую ноту и делают его внешне более привлекательным.

К недостаткам относят часто возникающие проблемы с дренажными каналами. Если их своевременно не почистить, они забиваются. В результате этого происходит течь в салоне.

Подъёмно-сдвижные

Сдвигаются над крышей, но только под определённым углом, который образуется после того, как их тыльная сторона приподнимается. Устанавливают в основном на южнокорейские и японские автомобили. Управление осуществляется с помощью электропривода или поворотной ручки.

Ключевые преимущества таких люков:

доступность обслуживания по сравнению с интегрированными аналогами;

придание авто определённого шарма и эксклюзивности;

простое и понятное обслуживание;

экономия пространства в салоне.

Среди основных минусов отмечают частое забивание грязью дренажных каналов, их пересыхание и механические повреждения. Когда люк открыт полностью, в салоне создаётся громкий аэродинамический шум. Подъёмно-сдвижные люки можно встретить на авто Hyundai Coupe, Hyundai Sonata и т. д.

Двойные сдвижные

Представляют собой две сдвижных конструкции, смонтированные рядом друг с другом. Переднее стекло сдвижное, заднее — «глухое». Такой тип люка можно увидеть в наши дни на УАЗ «Патриот». Открывается в основном вручную, с помощью ручки.

Преимущества этого типа люка:

лучший альтернативный вариант панорамной крыши;

минимальное влияние на жёсткость кузова;

придание автомобилю необычного вида и шарма;

множество дизайнерских решений, отличный вариант для тюнинга.

Среди недостатков — отсутствие в базовой комплектации шторок для защиты от осадков и солнечных лучей, ухудшение аэродинамики, двойной уход, сильный шум в салоне при открытии.

Встретить новые автомобили с двойными сдвижными люками практически невозможно. Им на замену пришли панорамные крыши, более функциональные и презентабельные.

Складные

Не комплектуются металлической или стеклянной панелью, её заменяет специальное водонепроницаемое тканевое полотно, которое при активации конструкции отъезжает в сторону кормы по полозьям и укладывается в виде складок у задней кромки.

Такие люки не устанавливают на стандартных общегражданских автомобилях. Их можно увидеть только на некоторых спорткарах. Конструкции выглядят оригинально и нестандартно. Если вы хотите, чтобы на ваше авто обращали внимание, установите складной люк.

Ещё один плюс — простая и предельно понятная конструкция, которую легко обслуживать и при необходимости ремонтировать. Полотно, используемое в качестве панели, легко заменяется, не выгорает на солнце, не промокает.

У складных люков есть и свои недостатки. Они требуют тщательного и кропотливого ухода. Ткань загрязняется, со временем теряет свой презентабельный вид, начинает протекать. Зимой ездить на авто со складным люком будет проблематично, а вот для лета — это оптимальный вариант.

Матерчатыми конструкциями оснащают некоторые марки авто Lamborghini и Bugatti, и то они не сворачиваются, а снимаются.

Панорамные

По своей конструкции напоминают панорамные крыши, но у них чуть меньший размер. Устанавливаются на самые разнообразные модели и марки авто, комплектуются стеклянной панелью, которая либо поднимается, либо сдвигается над крышей или под потолок.

Плюсы панорамных люков:

внушительная площадь остекления, придающая экстерьеру автомобиля неповторимый и яркий вид;

зрительное увеличение внутреннего пространства авто;

дополнительное освещение салона.

Панорамные конструкции позволяют встать в полный рост. Автомобили с такой опцией считают модными и креативными.

Если говорить о минусах, то нельзя не отметить тот факт, что кузовная жёсткость машин с панорамным люком существенно нарушается. Высота салона уменьшается. Опция стоит достаточно дорого. К тому же за огромной стеклянной панелью нужно постоянно тщательно ухаживать.

Плюсы покупки авто с люком на крыше

Так стоит ли выбирать авто с подъёмной или сдвижной панелью на крыше? Решать, конечно же, покупателю. Но, сказать несколько слов в пользу опции, всё же хочется:

Люк — это отличный компромисс кондиционеру. Если автомобиль не оснащён охлаждающим оборудованием, то наличие на крыше сдвижной или подъёмной конструкции будет только плюсом.

Если вы предпочитаете во время поездки любоваться окружающими красотами и звёздным небом, хотите, чтобы в салоне было светло и уютно, тогда опция крайне необходима.

Люк поможет раз и навсегда решить вопрос с качественной вентиляцией. Достаточно приоткрыть его, чтобы обеспечить внутреннему пространству значительный источник воздуха.

Через открытый люк в салон автомобиля практически не проникают выхлопные газы и пыль.

Почему от опции рекомендуют отказываться

Автомобили с люками не рекомендуют приобретать по следующим причинам:

При ДТП, когда машина переворачивается на крышу, открытый люк в большинстве случаев вдавливает в салон, пассажиры могут получить серьёзные травмы.

Люк не может в полной мере заменить кондиционер. Он не охлаждает воздух, а только обеспечивает его дополнительный приток и повышает качество вентиляции.

Демонтаж люка обходится очень дорого. Отверстие в крыше придётся в лучшем случае заваривать, в худшем — потребуется замена крыши.

Если своевременно не менять детали и комплектующие части конструкции, она становится негерметичной и начинает протекать, в салон регулярно попадает вода, обивка портится.

Очень часто выходит из строя электропривод управления, поэтому с открытием и закрытием постоянно возникают проблемы.

Жёсткость кузова автомобиля, в крыше которого установлен люк, снижается.

Подводя итог, можно сказать, что автомобиль с люком — это оригинально, презентабельно и достаточно комфортно. Если его своевременно обслуживать, проблем с эксплуатацией не возникнет, и такая опция принесёт только пользу.

Как в танке: 22 вопроса про автомобильные люки

image

Назначение люка — улучшение вентиляции салона. Важно, что люк создает дополнительный приток воздуха сверху, отчего появляется новое направление для движения воздушных потоков. Таким образом, салон продувается эффективнее, что заметно, например, при езде с малой скоростью или при стоянии в пробке. Ценно, что люк дает возможность проветривать салон, не открывая боковые стекла. Это бывает просто необходимо и на сельской грунтовке — ибо в люк залетает куда меньше пыли, и на скоростной трассе, поскольку через открытый люк меньше шума, чем через опущенное окно.

2. Что представляет собой автомобильный люк?

Это конструкция из 2 основных рабочих элементов: крышки и рамки. Нештатный, или устанавливаемый, люк — готовое изделие в собранном виде, которое монтируется в мастерской в прорезаемое на крыше отверстие. Штатный, или заводской, люк — это встроенная в крышу система, которую собирают на производстве в процессе сборки автомобиля.

Современным развитием темы люков стали складные крыши, которые сегодня также предлагаются и в виде готовых для установки конструкций. Здесь вместо стеклянной (или металлической) крышки используются специальные наборные «жалюзи» или мягкие «тенты».

3. Каковы размеры и формы люков?

Подавляющее большинство фабричных автолюков имеют прямоугольную форму. Но теоретически возможно все. Так, например, известны «глубокие» тюнинговые работы в стиле «милитари»: когда в машине сделан круглый люк на манер танкового. Размеры люков начинаются, в среднем, с 300 мм в длину и 700 — в ширину и достигают примерно 1100 на 800 мм для складных крыш.

4. Как открывается-закрывается люк?

Существуют 2 основных типа открывания: сдвижное и подъемное. В первом варианте крышка люка приподнимается на небольшую высоту, выходя из рамки, и сдвигается параллельно крыше машины. Во втором варианте люк открывается задним краем вверх (на манер книжки). Выделяют 2 типа такого открывания: рычажное — выталкивается вверх (как в автобусе), и винтовое: поднимается червячной передачей.

Открывание может быть пошаговым, со ступенькой в одну треть или в четверть, либо бесступенчатым. Привод бывает ручной или электрический, управляемого или с панели на рамке, или с пульта ДУ. Часто такой люк «привязывается» к центральному замку и он сам закрывается вместе с дверями и стеклами.

5. Не нарушает ли люк жесткость крыши?

Формально — да, поскольку врезание люка является нарушением штатной (и просчитанной) конструкции. Однако на практике его влияние не заметно: люк имеет жесткую рамку, которая замещает недостающий кусок крыши.

6. Безопасен ли люк при аварии?

Люк может нести опасность в случае крупных ДТП, где происходит опрокидывание автомобиля на крышу. В этом случае крышка открытого люка может быть вдавлена в салон и стать причиной травмы. Об этом, кстати, хорошо знают производители автомобилей, где ставят штатные люки. Например, в системах Pre-Safe от Mercedes и Pre-Crush-Safety от Toyota в экстренной ситуации люк автоматически закрывается.

Сложно выглядит вопрос с переворачиванием у автомобиля с мягкой складной крышей, которая сразу продавливается. В целом, по безопасности при переворачивании такой автомобиль немногим отличается от кабриолета.

7. Не станет ли люк «дверью для угонщиков»?

Если только теоретически, ведь даже в простых ручных люках есть система запирания, и снаружи его открыть трудно. Современные люки с электроприводом «прописываются» в блок управления сигнализацией и берутся под охрану, получают функции автозакрывания и т. д.

8. Может ли люк заменить кондиционер?

Нет, если речь идет о полноценной замене. Кондиционер сам «производит холод», создавая собственный микроклимат, а люк только помогает «продувать ветерком», никак не охлаждая воздух. Поэтому сравнивать их нельзя. Однако, если говорить о «бюджетной альтернативе», — тогда конечно, ведь с люком лучше, чем без него.

9. Не будет ли через люк слепить солнце?

Практически на всех моделях крышки делаются из тонированного стекла. Кроме того, для многих зарубежных моделей уже идут в комплекте (или предлагаются отдельно) специальные шторки из мелкой светорассеивающей сетки — чтобы ездить с открытым люком и не страдать от солнца.

10. Не станет ли с люком в салоне зимой холоднее?

Нет. Через закрытый люк если и уходит тепло, то в мизерных количествах. Главное — чтобы исправно работала печка.

11. Как устанавливаются люки?

В общих чертах: в крыше автомобиля вырезается соответствующее модели люка отверстие, а затем туда устанавливается и закрепляется сам люк. Если он — с электроприводом, то делается еще и проводка.

12. Можно ли поставить люк самому?

Обычному автовладельцу это, скорее всего, окажется не по плечу — тут нужны инструмент и навыки таких работ. Иначе можно просто испортить машину. По этой причине лучше (и проще!) обратиться к профессионалам.

13. Где ставят люки?

Привезенный с собой люк поставят практически на любом автосервисе. Кроме того, во многих местах предлагают сразу люки с установкой: приехал, выбрал модель, оставил машину — и потом забрал уже с люком.

14. Сколько стоит установка?

Цены на работы начинаются, в среднем, от 1 200 руб. за установку механического и от 2 500 руб. — за монтаж электрического люка.

15. Кто производит люки?

Из числа представленных у нас на рынке производителей можно назвать таких, как Autoflex-Knott (Венгрия-Германия), Leonardo (Италия), Lux KFT (Венгрия), Galileo (Италия), Mistral (Франция), Vola (Италия), Webasto (Германия) и «Юнит-МК» (Россия).

16. Сколько стоят люки?

Цены на механические начинаются от 4 000 руб. за люки от зарубежных производителей и от 1 500 — за отече-ственные изделия. Электрические люки стоят от 6 000 руб. «Складные крыши» — от 20 000 руб.

17. Можно ли заменить уже имеющийся люк?

Можно. Такие работы почти не отличаются от установки «с нуля». И, кстати, на сервисах такие заказы встречаются — некоторые автовладельцы меняют старые ручные люки на более современные, с электроприводом.

18. А можно совсем убрать люк?

Теоретически — да. Только во сколько обойдутся такие работы, ведь здесь придется заделывать отверстие в крыше или менять ее целиком, ставить новую обивку потолка.

19. Какие неисправности бывают у люков?

Протекание люка и заедание при открытии-закрытии. Первое происходит, как правило, из-за износа или повреждения уплотнения между крышкой и рамкой люка либо из-за нарушения герметичности посадки рамки в крыше. Неисправность весьма неприятная: в дождь на голову падают капли, на обивке потолка появляются мутные потеки. Немало неприятностей может доставить и заедание механизма закрытия, особенно электрического, который нельзя с применением силы закрыть вручную. И может получиться просто конфуз: на улице начинается дождь, а люк не закрыть. Поэтому, если при открывании-закрывании люка появились посторонние звуки, изменилась обычная скорость хода — лучше, не откладывая, съездить в автосервис.

20. На машину можно поставить какой угодно понравившийся люк или тут есть понятие соответствия?

Какой угодно нельзя, но выбор есть. Суть здесь такова: каждой модели автомобиля подходит ряд моделей люков и наоборот — конкретная модель люка предназначается для ряда моделей автомобилей.

21. Нет ли препятствия для установки люков для машин на гарантии?

В большинстве случаев, нет. Только делать это нужно на сертифицированной дилерской станции. И тут надо быть готовым к тому, что дилер предложит свои модели люков и запросит свою цену за установку.

22. Можно ли заказать и поставить «родной» заводской люк?

Этот вопрос нужно выяснять конкретно с дилерами марки автомобиля. Дело в том, что штатный люк, где крышка уходит под обивку потолка, изначально требует специальной конструкции крыши, которую делают на заводе. Поэтому для того, чтоб поставить такой люк, нужно целиком менять крышу. Не все дилеры на это идут. Да и для автовладельца нет в том смысла: такие работы нарушают заводскую целостность кузова, а стоить будут весьма прилично. Поэтому при покупке новой машины стоит сразу определиться — заказывать люк или нет.

Автомобильный люк: плюсы и минусы

Еще не так давно автомобиль считался роскошью. Сейчас же это просто средство передвижения. На рынке существует масса предложений на разный вкус и бюджет. Каждый автомобиль имеет свой набор опций. И пожалуй, наиболее распространенная после кондиционера и электростеклоподъемников – это люк. Он устанавливается преимущественно на автомобили бизнес-класса. Однако в последнее время стал появляться и на более дешевых машинах. При покупке стоит обратить внимание не только на наличие данного элемента, но и на его тип.

Интересный факт

Впервые такой элемент, как люк, был предложен в 1930 году прошлого века немецкой компанией «Вебасто», которая более известна как производитель автономных отопителей.

Это были механические автомобильные люки, которые открывались вручную и служили для подачи воздуха в салон. Уже в 60-х годах конструкция получила электрический привод.

Разновидности

Сегодня существует множество автомобильных люков, которые отличаются по форме, размерам и дизайну. Это:

  • Подъемный.
  • Сдвижной.
  • Панорамный.
  • Складной.

Рассмотрим плюсы и минусы каждого типа по отдельности.

Подъемный

Это наиболее популярный и универсальный автомобильный люк, который можно установить своими руками. В данной конструкции стекла поднимаются при помощи кнопки либо механической ручки. Наибольшую популярность они получили в 80-х годах, но встречаются и по сей день. Среди плюсов таких конструкций стоит отметить низкую стоимость и возможность самостоятельного монтажа.

Среди недостатков – отсутствие солнцезащитной шторки (то есть лучи будут постоянно проникать в салон) и частая течь.

Интегрированный сдвижной

Данный элемент сдвигается в пространство между обивкой потолка и крышей. Может управляться вручную либо иметь электропривод. Среди плюсов такой конструкции – наличие солнцезащитной шторки и возможность открытия в двух направлениях.

Недостатки – ухудшение аэродинамики в открытом положении. Также этот автомобильный люк съедает частично пространство над головами задних пассажиров. Ведь в данном пространстве нужно разместить механизм складывания люка.

Сдвижной

Он являет собой стеклянную крышку, задняя часть которой приподнимается, а само стекло двигается назад. Таким образом, конструкция размещается на крыше автомобиля. Люк данного типа стал популярным в 2000-х годах. Ярким примером служит «БМВ» третьей серии и «Ауди А3». Среди плюсов – сохранение пространства в салоне и меньшее влияние на аэродинамику. Среди недостатков нужно отметить частый засор дренажных каналов.

Двойной сдвижной

Данная конструкция состоит из двух последовательно расположенных стекол. Задняя часть – глухая, а передняя – сдвижная. Используется на «Мерседесе» W211 и на «Субару Аутбек». Среди плюсов – большая площадь остекления. Также эта конструкция не нарушает жесткость кузова. Среди минусов – отсутствие солнцезащитной шторки. Кроме этого, двойной сдвижной автомобильный люк требует дополнительного ухода.

Складной люк-каркас

Такие конструкции обтянуты водонепроницаемым материалом. При открытии элемент сдвигается назад и складывается гармошкой. Встречается такой тип редко. Нечто подобное сейчас реализуется на суперкарах типа «Ламборгини» и «Бугатти». Среди плюсов стоит отметить необычный вид. Но и этот тип не лишен недостатков. Так, эта конструкция не подходит для всесезонной эксплуатации машины и нуждается в тщательном уходе.

Складная крыша

Это своего рода аналог складного люка. Однако в данном случае открывается полностью пространство над головой. Подобная конструкция используется на «Фиате 500» и на «Ситроене DS3».

Среди плюсов стоит отметить тот факт, что конструкция позволяет превратить автомобиль практически в кабриолет. Минусы аналогичны предыдущему варианту.

Панорамный

Пользуется большой популярностью за счет того, что обладает большой площадью остекления. Панорамный люк может быть из одной или двух панелей. Стекла на некоторых моделях тонируются. Если говорить о двухпанельной конструкции, при складывании одна часть наезжает на вторую, а после обе складываются на задней части крыши. Зачастую эти конструкции встречаются на дорогих седанах, кроссоверах и на минивэнах.

Среди плюсов – большая площадь остекления. Минусы – ухудшение жесткости кузова и уменьшение площади салона в задней части. Также автомобили с панорамным люком стоят на порядок дороже тех, что идут без него.

Панорамная крыша

Об этой конструкции стоит рассказать отдельно. Она отличается огромной площадью остекления. Однако с целью безопасности такая конструкция выполнена из нескольких слоев стекла. Они ламинированные либо закаленные. Такой тип встречается в основном на дорогих автомобилях. Но есть один производитель, который практикует такую конструкцию на бюджетных авто. Это компания «Пежо».

Но при покупке подобного автомобиля нужно знать все плюсы и минусы. Среди преимуществ стоит отметить:

  • Большую обзорность. Внутри создается ощущение пребывания в кабриолете.
  • Конструкция не съедает свободное пространство.
  • Позволяет видеть мертвые зоны (например, сигналы верхнего светофора).

Но недостатков хватает, и о них стоит сказать:

  • Стоимость такой конструкции довольно высокая. Ввиду этого существенно возрастает цена самого авто.
  • Салон сильно нагревается в жару. Это встречается даже на тонированных крышах.
  • Необходимость в долгом прогреве салона зимой. Конструкция не обладает хорошей термоизоляцией.
  • Высокая стоимость ремонта. В случае деформации, элемент меняется целиком.
  • Нагрузка на кондиционер. Это происходит летом, из-за сильного нагрева салона.

В качестве аналога многие рассматривают панорамное лобовое стекло. Однако и здесь есть недостатки. Это высокая стоимость детали. В случае ДТП или наличия трещины по причине попадания камня, придется существенно раскошелиться. К тому же в наличии подобные стекла бывают редко.

Подводные камни

Вне зависимости от типа люков, стоит подчернить несколько общих недостатков. Во-первых, при переворачивании автомобиля на крышу конструкция всегда вдавливается в салон, что негативно влияет на безопасность водителя и пассажиров. Также стоит отметить, что люк не заменит собой кондиционер. Он не охлаждает воздух, а лишь работает в качестве дополнительной вентиляции. Демонтировать такую конструкцию самому довольно трудно, как и произвести ремонт. В случае разгерметизации в салон однозначно будет попадать вода. А это может стать источником неприятного запаха.

Поэтому в случае течи конструкцию срочно нужно ремонтировать. Также со временем заедает механизм открывания люка. Это касается электрических элементов. В случае заклинивания привода, открыть или закрыть крышку будет уже невозможно, какие бы усилия вы ни прилагали.

Про ремонт автомобильного люка

Данная операция заключается в регулировочных работах, а также в замене некоторых деталей. Это может быть:

  • Чистка дренажных каналов.
  • Ремонт электрического привода.
  • Устранение течи люка.

Также практикуется установка автомобильного люка с подрезкой крыши. Стоимость услуги составляет порядка пяти тысяч рублей без учета самой конструкции.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет автомобильный люк. Как видите, существует довольно много разновидностей конструкций. Что лучше выбрать? Наиболее популярными считаются сдвижные конструкции. Они не слишком дорогие и весьма надежные.

Ссылка на основную публикацию
Похожее