Выбор смазки для шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) важен для автовладельцев, так как влияет на эффективность трансмиссии и долговечность компонентов. В статье рассмотрим виды смазок для трипоидных, внутренних и наружных ШРУС, а также протестируем их характеристики. Правильный выбор смазки и своевременная замена поврежденного пыльника помогут избежать дорогостоящего ремонта и продлить срок службы гранаты, что полезно для каждого автомобилиста.
Конструкция ШРУС
В начале XX века были разработаны различные конструкции шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), которые используются и сегодня. К ним относятся сухариковые, кулачковые, кулачково-дисковые, шариковые с делительными канавками и рычажками, со сферическими роликами и вилкой, а также спаренные карданные. Каждая конструкция имеет свои плюсы и минусы, и оптимальные характеристики одной модели могут быть более подходящими для определенных условий, чем для других.
Для наружных шарниров приводов современных высокоскоростных легковых автомобилей наилучшие показатели демонстрирует шариковый ШРУС с шестью шариками. Корпус и внутреннее кольцо, расположенное под сепаратором, имеют одинаковое количество пазов для шариков, что предотвращает их выпадение. Соединение внутреннего кольца с приводом и корпуса со ступицей осуществляется с помощью шлицевого соединения. При значительных углах поворота передаваемый крутящий момент снижается по сравнению с малым углом, поэтому важно избегать эксплуатации ШРУСа под высокой нагрузкой в крайних положениях руля. Каждый ШРУС защищен пыльником.
В качестве внутренних гранат часто используются трипоиды. Хотя они менее подвижны, их износостойкость выше благодаря игольчатым подшипникам в конструкции.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что выбор смазки для шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) имеет критическое значение для долговечности и надежности работы трансмиссии. В ходе тестов различных смазок специалисты выявили, что синтетические составы демонстрируют лучшие характеристики по сравнению с минеральными. Они обеспечивают более высокий уровень защиты от износа, устойчивы к высоким температурам и обладают отличной водоотталкивающей способностью.
Кроме того, эксперты подчеркивают важность соблюдения рекомендаций производителей автомобилей при выборе смазки. Некоторые марки предлагают специализированные продукты, которые идеально подходят для их моделей. В результате тестов стало очевидно, что смазки с добавлением молибдена и графита обеспечивают дополнительную защиту и снижают трение, что способствует увеличению срока службы ШРУС. Таким образом, правильный выбор смазки может существенно повлиять на эксплуатационные характеристики автомобиля.
Состав смазки для ШРУС
Для современных шариковых ШРУС используется консистентная литиевая смазка, чаще всего на основе минеральных масел с содержанием дисульфида молибдена в качестве антифрикционной присадки (от 3 до 5%). Из-за черного цвета ее можно спутать с графитовой смазкой, которую ни в коем случае нельзя использовать в шрусах. Обычным литолом, из-за его слабых антифрикционных качеств, смазывать ШРУС тоже нельзя.
Для трипоидов же использовать смазку, описанную выше нельзя. Для них можно использовать только специальную смазку на основе бария. Одно из ее отличий – это широкий температурный диапазон, в котором она может работать. Ведь зимой привод остывает до -30, а летом нагревается до +160○ C.
Консистентные смазки изготавливают, загущая базовое масло различными загустителями, в качестве которых можно использовать соли высших карбоновых кислот: литиевые, кальциевые, алюминиевые, натриевые и другие. Могут использоваться также и неорганические загустители, такие как бентонитовая глина, а еще синтетические, например, политетрафторэтилен. Как правило, в состав смазки входит до 90% базового масла, остальные 10% приходятся на долю загустителя и различных присадок, определяющих основные характеристики вещества.
Смазка для ШРУС | Характеристики | Плюсы/Минусы |
---|---|---|
Литиевая смазка (общего назначения) | Хорошая водостойкость, доступная цена | Недостаточная стойкость к высоким температурам и нагрузкам, быстрее изнашивается в ШРУСах с высокими нагрузками |
Молибденовая смазка | Высокая несущая способность, хорошая защита от износа | Может быть агрессивна к некоторым материалам уплотнителей, более высокая цена |
Смазка на основе дисульфида молибдена (MoS2) | Отличная защита от износа и высоких температур, хорошая водостойкость | Более высокая цена, может быть менее эффективна при очень низких температурах |
Смазка с PTFE (тефлоном) | Отличная защита от износа и трения, хорошая работа при высоких температурах | Может быть менее водостойкой, чем другие типы, более высокая цена |
Специальные смазки для ШРУС (например, от производителей автомобилей) | Оптимизированы для конкретных типов ШРУСов, часто обладают улучшенными характеристиками | Высокая цена, не всегда доступны |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о тестировании смазок для шарниров равных угловых скоростей (ШРУС):
-
Сравнительные испытания: Тестирование смазок для ШРУС часто включает в себя сравнение различных марок и типов смазок в условиях, приближенных к реальным. Это может включать испытания на высоких температурах, давлениях и в условиях высокой влажности, чтобы определить, какая смазка лучше всего справляется с нагрузками и обеспечивает долговечность.
-
Состав смазок: Разные смазки могут содержать различные добавки, такие как молибден, графит или специальные полимеры, которые улучшают их характеристики. Например, смазки с добавлением молибдена могут лучше справляться с высокими нагрузками и обеспечивать более длительный срок службы ШРУС.
-
Влияние на производительность: Качество смазки напрямую влияет на производительность и надежность ШРУС. Неправильный выбор смазки может привести к преждевременному износу, увеличению шума и даже поломке узла. Поэтому важно выбирать смазку, соответствующую рекомендациям производителя автомобиля и условиям эксплуатации.
Эти факты подчеркивают важность правильного выбора и тестирования смазок для обеспечения надежной работы ШРУС.
В каких случаях меняется смазка для ШРУС
Когда нужно заменить смазку в ШРУС:
- при замене поврежденного пыльника — обновление смазки обязательно;
- каждые 100 тысяч километров или через 5 лет эксплуатации ШРУСа.
Если привод хрустит, замена смазки не поможет — потребуется замена привода. Хруст указывает на значительный износ, и даже новая смазка не исправит ситуацию. Чтобы определить, какой шарнир хрустит, проедьте по ровной асфальтированной поверхности, поворачивая рулевое колесо до упора влево и вправо. Помощник снаружи должен определить, в каком положении руля звук громче. Если хруст усиливается при повороте влево, замените левый наружный привод. Если звук громче при повороте вправо, замените правый наружный привод.
Как правильно поменять смазку для ШРУС
Правильная замена смазки. Замена смазка в шрусах делается по причине ее загрязнения после разрыва пыльника или выработки ею ресурса, когда в ней находится много продуктов износа. Нужно удалить старую смазку из шарнира полностью, чтобы исключить возможность повышенного износа ШРУС. Для этого его следует разобрать и тщательно протереть чистой ветошью. Промыть его не разбирая, не получится, потому что пластичная смазка крайне плохо смывается.
С разборкой внутреннего шарнира обычно не возникает сложностей, поэтому опишем разборку наружного. Если у вас нет специального приспособления для снятия наружного шарнира, то снимите привод в сборе и зажмите его в тисах. Снимите хомуты с пыльника. Снимая, старайтесь не повредить их, заводские обычно лучше тех, что идут в комплекте с новым пыльником. Если чехол порван, срежьте его ножом, если нет, сдвиньте его на шток привода. Ударом молотка через выколотку по внутреннему кольцу сбейте шарнир с привода.
Внутреннее кольцо с сепаратором поверните так, чтобы были видны отверстия в сепараторе, при этом оси симметрии сепаратора и корпуса будут перпендикулярны. При помощи плоской отвертки выньте все шарики из сепаратора. В сепараторе два отверстия из шести длиннее других. Поверните сепаратор так, чтобы они оказались прижатыми к стенкам корпуса и выньте сепаратор с внутренним кольцом из корпуса. Подобрав положения внутреннего кольца, выньте его из сепаратора. Как можно лучше удалите остатки смазки с деталей, и можно собирать шарнир.
Вставьте внутреннее кольцо в сепаратор. Сориентируйте сепаратор так, чтобы длинные отверстия в нем прижимались к корпусу шарнира, и вставьте сепаратор с кольцом внутрь корпуса. Вставьте шарики в отверстия сепаратора и разверните внутреннее кольцо так, чтобы отверстие под привод располагалось вдоль оси корпуса. На узел уходит от 120 до 150 г смазки. Сколько поместится в вашем случае, зависит от размера шарнира.
Чтобы правильно наполнить шарнир смазкой зажмите его в тисах отверстием под привод вверх. Если смазка для него куплена вами в тюбиках, то давите ее в отверстие под привод, прижав тюбик плотнее к кольцу, до тех пор, пока она не покажется между сепаратором и корпусом. Если она у вас в другой упаковке, тогда накладывайте ее ложкой и продавливайте в отверстие под привод подходящим по диаметру цилиндрическим предметом; критерий заполнения тот же.
Во время установки пыльника не набивайте в него много смазки, иначе во время работы пыльника она разорвет его. Перед затягиванием хомутов пыльника смажьте канавки для них литолом.
Тестирование смазок для ШРУС
Испытания включали следующие проверки:
- смываемость водой и защита узла от проникновения жидкости;
- текучесть при температуре 180°C;
- смазывающие характеристики;
- стойкость смазывающей пленки к давлению;
- износ металлов, защищенных смазкой.
Оценки не распределялись между участниками, поэтому вам нужно самостоятельно определить лучшую смазку. Ниже приведены результаты тестирования пластичных смазок для шарнирных соединений, проведенного независимым исследователем.
- ШРУС-4 от АО «АЗМОЛ», г. Бердянск. Оценка «Хорошо».
- ШРУС-4М от ОАО «Сибнефть», Омский НПЗ. Оценка «Хорошо».
- LM 47 Langzeitfett от Liqui Moly GmbH (Германия). Оценка «Отлично».
- Chevron Moly Grease EP 2 от Chevron Products Company, Сан-Франциско (США). Оценка «Отлично».
- Castrol MS/3 Spezialfett от Castrol (Германия, г. Гамбург). Оценка «Отлично».
- BP Energrease L21M от British Petroleum. Оценка «Отлично».
Как правильно смазать трипоидный шарнир
Несмотря на то, что в основе конструкции трипоидного шарнира лежит применение игольчатых подшипников, смазывать их 158 смазкой, какая обычно используется для игольчатых подшипников, категорически запрещено. Дело в том, что для ее изготовления используют литиевый загуститель, и работать ей можно при температуре не выше 120○ C, а температура внутренней гранаты достигает 160○ C. Так как смазка для внутренней гранаты довольно жидкая, ее лучше наливать внутрь пыльника, установленного на привод, а после этого собирать трипоид. Заливать нужно от 100 до 130 г смазки. Точнее на вопрос, «сколько?» ответит производитель.
Сравнение производителей смазок для ШРУС
При выборе смазки для шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) важно учитывать не только характеристики самой смазки, но и репутацию производителей. На рынке представлено множество брендов, каждый из которых предлагает свои уникальные решения. Рассмотрим наиболее популярных производителей и их продукты.
1. Mobil – один из лидеров в производстве смазок для автомобильной промышленности. Смазки Mobil для ШРУС отличаются высокой термостойкостью и устойчивостью к окислению. Они обеспечивают надежную защиту от износа и коррозии, что делает их идеальными для эксплуатации в сложных условиях.
2. Castrol – еще один известный производитель, который предлагает широкий ассортимент смазок для ШРУС. Продукты Castrol часто содержат специальные добавки, которые улучшают сцепление и уменьшают трение, что способствует увеличению срока службы шарниров. Смазки этой марки также хорошо справляются с высокими нагрузками и температурными колебаниями.
3. Liqui Moly – немецкий производитель, который зарекомендовал себя как производитель высококачественных смазок. Смазки Liqui Moly для ШРУС содержат синтетические компоненты, что обеспечивает отличные эксплуатационные характеристики. Они обладают высокой стабильностью при изменении температуры и защищают от образования отложений.
4. Febi Bilstein – компания, известная своими запчастями и аксессуарами для автомобилей. Смазки Febi Bilstein для ШРУС разработаны с учетом специфики работы шарниров и обеспечивают надежную защиту от износа и коррозии. Они также имеют хорошую адгезию к металлу, что предотвращает вымывание смазки из шарниров.
5. Total – французская компания, предлагающая широкий спектр смазок для различных применений. Смазки Total для ШРУС отличаются высокой устойчивостью к механическим нагрузкам и обеспечивают надежную защиту от износа. Они также имеют хорошие антифрикционные свойства, что способствует снижению расхода топлива.
При сравнении смазок для ШРУС важно учитывать не только их технические характеристики, но и отзывы пользователей. Многие автовладельцы отмечают, что смазки Mobil и Liqui Moly обеспечивают наилучшие результаты в условиях жесткой эксплуатации, в то время как Castrol и Febi Bilstein часто выбирают для обычного городского использования.
В заключение, выбор смазки для ШРУС зависит от условий эксплуатации, типа автомобиля и личных предпочтений. Рекомендуется внимательно изучить характеристики и отзывы о продукции каждого производителя, чтобы сделать обоснованный выбор.
Вопрос-ответ
Какая смазка для ШРУСа самая лучшая?
Смазку Sintec можно смело назвать безусловным победителем нашего теста. Продукт в лидерах по всем показателям, а цена его при этом меньше, чем у некоторых конкурентов. К группе «Рекомендовано к покупке» также можно смело отнести смазки «ВМПАвто», Suprotec, Febest, Zekkert, Carville Racing и Metaco.
Какую проверку ШРУСа следует провести, чтобы определить, нуждается ли ШРУС в обслуживании?
Чтобы проверить наличие шумного износа внутреннего ШРУСа: двигайтесь задним ходом, поочередно разгоняясь и замедляясь. Если вы слышите сильный стук, скорее всего, изношен внутренний шарнир.
Чем лучше смазать трипоидный ШРУС?
EFELE MG-251 – лучшее средство для триподных ШРУСов. У нее высокие рабочие характеристики и низкая стоимость.
Нужно ли набивать смазку в пыльник шруса?
Смазкой нужно покрыть весь ШРУС. Однако не следует набивать весь пыльник смазкой. Ведь во время работы узла он может нагреваться, объём смазки при этом увеличивается, и она может порвать пыльник. Дополнительные рекомендации читайте в нашем блоге.
Советы
СОВЕТ №1
При выборе смазки для ШРУС, обязательно обращайте внимание на ее состав и характеристики. Ищите продукты, которые содержат синтетические компоненты, так как они обеспечивают лучшую защиту от износа и высоких температур.
СОВЕТ №2
Перед покупкой смазки, ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. Часто в руководстве пользователя указаны конкретные марки и типы смазок, которые подходят для вашего автомобиля, что поможет избежать ошибок.
СОВЕТ №3
Не забывайте о регулярной замене смазки. Даже самые качественные продукты со временем теряют свои свойства, поэтому следите за состоянием ШРУС и меняйте смазку в соответствии с рекомендациями производителя или при появлении первых признаков износа.
СОВЕТ №4
При проведении работ по замене смазки, используйте только чистые инструменты и контейнеры. Это поможет избежать попадания загрязнений в ШРУС, что может значительно сократить срок службы узла.