Зима — время сложных дорожных условий, требующих повышенного внимания. Снег, лед и низкие температуры влияют на управляемость автомобиля и увеличивают риск аварий. В этой статье рассмотрим основные правила безопасного вождения зимой и особенности управления автомобилем с передним, задним и полным приводом. Эти знания помогут избежать неприятностей на дороге и продлить срок службы автомобиля, включая двигатель и трансмиссию.
Особенности
В зимний период из-за обледенения асфальта и снежного покрова снижается коэффициент сцепления шин с дорогой. Это определяет основные характеристики вождения в зимних условиях.
Эксперты в области безопасности дорожного движения подчеркивают важность соблюдения правил безаварийного вождения в зимний период. В условиях гололеда и снежных заносов водителям рекомендуется снижать скорость и увеличивать дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это позволяет избежать резких маневров и уменьшает риск заноса. Также специалисты советуют использовать зимние шины, которые обеспечивают лучшее сцепление с дорогой. Важно помнить о необходимости проверки состояния тормозной системы и освещения автомобиля перед выездом. Кроме того, эксперты рекомендуют заранее планировать маршруты, учитывая погодные условия, и избегать поездок в сильные метели. Соблюдение этих простых рекомендаций поможет значительно снизить вероятность аварий и обеспечить безопасность на дороге.
Только зимняя резина
Вы можете сами убедиться в том, насколько зимняя резина эффективней всесезонных шин. Выбор между шипованными и нешипованными покрышками зависит от климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль. К примеру, нешипованные шины лучше подойдут для передвижения преимущественно в городской черте регионов, где большую часть зимы на дорогах «каша» из снега и реагентов.
На задней и передней оси должны быть установлены одинаковые зимние шины. Несоответствие составов, рисунка протектора сделает автомобиль склонным к заносу либо сносу.
Условие | Действие | Последствия правильного действия |
---|---|---|
Гололед | Снизить скорость, плавно тормозить, избегать резких маневров | Безопасное торможение, предотвращение заноса, сохранение контроля над автомобилем |
Снежный накат | Увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля, плавно ускоряться и тормозить | Предотвращение столкновения, безопасное движение в сложных условиях |
Ограниченная видимость (туман, снегопад) | Включить противотуманные фары, снизить скорость, увеличить дистанцию | Улучшение видимости, предотвращение столкновений |
Занос автомобиля | Плавно вывернуть руль в сторону заноса, снять ногу с педали газа | Восстановление контроля над автомобилем, предотвращение аварии |
Обледенение дороги | Проверить состояние шин, использовать зимние шины, при необходимости установить цепи противоскольжения | Улучшение сцепления с дорогой, повышение безопасности движения |
Усталость водителя | Сделать остановку для отдыха | Предотвращение аварий из-за снижения концентрации внимания |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о правилах безаварийного вождения зимой:
-
Скорость и торможение: Зимой важно помнить, что на скользкой дороге тормозной путь может увеличиваться в 2-10 раз по сравнению с сухим асфальтом. Это означает, что даже если вы едете на небольшой скорости, вам нужно заранее начинать тормозить, чтобы избежать аварии.
-
Шины и сцепление: Использование зимних шин значительно улучшает сцепление с дорогой. Исследования показывают, что автомобили на зимних шинах могут сократить тормозной путь на льду до 30% по сравнению с летними шинами. Это особенно важно в условиях сильного гололеда.
-
Техника вождения: В условиях зимней дороги рекомендуется использовать плавные движения рулем и педалями. Резкие маневры могут привести к потере контроля над автомобилем. Например, при скольжении лучше не тормозить, а аккуратно повернуть в сторону скольжения, чтобы восстановить сцепление с дорогой.
Техника торможения
Зимой безопаснее всего водить автомобиль с антиблокировочной системой тормозов (ABS). Для эффективного торможения достаточно нажать и удерживать педаль тормоза. Однако учтите несколько важных моментов:
- ABS предотвращает блокировку колес, но не исключает занос или снос при одновременном повороте и торможении. При экстренном торможении на прямой дороге следует резко нажать на тормоза.
- Система может не сработать при скорости ниже 10-15 км/ч, что характерно для систем с индуктивными датчиками ABS. Поэтому, спускаясь зимой на низкой скорости по обледенелой поверхности, будьте готовы использовать прерывистое торможение.
Автомобили без АБС
Для эффективного торможения водителю необходимо прерывистым нажатием на педаль тормоза имитировать работу системы ABS. Наибольший коэффициент сцепления протектора с дорогой, следовательно, и темп замедления автомобиля, достигается при 10-15% проскальзывании колес. К тому же при полной блокировке колес машина начинает скользить (идет юзом), что чревато возникновением заноса и увеличением тормозного пути.
До последнего момента старайтесь не выжимать педаль сцепления при торможении. При отпущенной педали и включенной передаче механические потери на вращение элементов двигателя, навесного оборудования, шестерней КПП создают дополнительное тормозное усилие. Сцепление необходимо выжимать только перед остановкой и при возможности полной блокировки ведущих колес. Если этого не сделать, двигатель заглохнет.
Техника торможения двигателем зимой эффективна как для авто, не оборудованных помощником, так и с АБС. Метод может использоваться в паре с тормозной системой и без нажатия на педаль тормоза. Замедление авто в гололед осуществляется постепенным переходом на пониженную передачу:
- выжмите сцепление;
- выключите передачу;
- удерживая сцепление, нажмите на педаль газа;
- без замедлений включите пониженную передачу и отпустите, но не бросайте, педаль сцепления.
Не совершайте резких движений
В зимний период маневры с рулем и нажатия на педали газа и тормоза должны быть аккуратными и плавными. Это не значит, что скорость всегда должна быть низкой; при необходимости можно управлять автомобилем более активно, но важно сохранять плавность движений.
На зимних дорогах с пониженным коэффициентом сцепления избыточная мощность может негативно повлиять на разгон. В таких случаях колеса могут пробуксовывать вместо надежного сцепления с дорогой. Помните, что допустимо 10-15% проскальзывания.
Не допускайте заносов, сносов
Зимой, а особенно в сильный гололед, забудьте о таких понятиях, как интенсивный разгон и торможение в повороте. Смещая центр тяжести машины, а именно это происходит при нажатии на педаль тормоза, вы разгружаете кормовую часть автомобиля и провоцируете занос. Также к потере задними колесами сцепления с дорогой приводит резкое ускорение на автомобиле с задним приводом.
На машинах с передним приводом резкое нажатие на педаль газа в момент прохождения поворота приведет к сносу передней оси. Избегайте опасного вождения, даже если вы знаете, что делать в случае заноса и сноса автомобиля зимой.
Увеличение дистанции
В зимний период автомобилисты часто не учитывают состояние дороги. Важно контролировать расстояние не только до впереди идущего автомобиля, но и до следующего за вами. Особую осторожность следует проявлять при приближении к нерегулируемым перекресткам, где зимой чаще происходят аварии.
Оценка состояния дорожного полотна
Автомобиль зимой теряет не только в динамике торможения, но и в разгонных характеристиках. Выезжая на перекресток, помните, что в случае гололеда, снежного покрова, вам не удастся быстро тронуться с места. При этом важно не только здраво оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, но и соблюдать хладнокровие. Чрезмерно нажимая на педаль газа в рвении быстрее разогнаться, вы провоцируете излишнюю пробуксовку ведущих колес. Поэтому зимой трогайтесь и разгоняйтесь максимально плавно. Какие еще особенности нужно учитывать при вождении зимой:
- Наиболее скользкие участки зимой образуются на подъездах к перекресткам, светофорам. Машины, останавливаясь для выполнения ПДД, теплом подкапотного пространства растапливают снег, который при опускании температуры превращается в обледенение. Способствует гололеду и то, что машины зачастую подкатываются к перекресткам, накатывая колесами плотный слой льда (к примеру, после светофора в зоне разгоне уже будет не так скользко).
- Не перестраивайтесь на участках дороги с глубокой колеей, а при движении по трассе избегайте снежных валунов. Ранее мы рассматривали правила вождения в условиях колейности на дороге.
- Черный лед – серьезная опасность при вождении зимой. Не прикрытые снегом участки дороги кажутся чистым асфальтом. Но из-за разницы температур воздуха и асфальта влажный воздух обмерзает на поверхности дорожного полотна, образуя тонкую корку льда. Определить черный лед можно по бликам, которые он отбивает от солнца либо света фар автомобилей.
Курсы контраварийной подготовки
Занятия экстремальным вождением зимой помогут освоить пределы блокировки колес и отработать навыки контраварийного вождения. Вы будете за рулем своего автомобиля, что позволит лучше применять навыки на реальной скользкой дороге.
Как не навредить машине в мороз
Зимняя езда, в случае непонимания водителем принципов устройства и работы современных двигателей, АКПП, вариаторов, способна вылиться в серьезные поломки.
Прогрев двигателя и автоматической коробки передач – обязательные атрибуты вождения зимой.
Для прогрева АКПП перед началом движения переведите селектор в D, N, P, R, задерживаясь в каждом из положений на 30-40 сек. На машине с вариатором первые 20 минут вождения после холодного старта избегайте резких разгонов. Особое внимание прогреву двигателя стоит уделять владельцам современных бензиновых моторов, для которых долгие простои на холостых чреваты задирами цилиндров, перегревом поршневых колец. Чтобы не навредить машине зимой, узнайте, почему не стоит прогревать современные двигатели на холостом ходу и какие особенности вождения авто с АКПП.
Подготовка автомобиля к зимнему сезону
Зимний период представляет собой особые условия для вождения, и подготовка автомобиля к этому сезону является ключевым моментом для обеспечения безопасности на дороге. Правильная подготовка поможет избежать неприятностей и обеспечит комфортное вождение даже в самых сложных погодных условиях.
Первым шагом в подготовке автомобиля к зиме является проверка состояния шин. Зимние шины обеспечивают лучшее сцепление с дорогой, особенно на снегу и льду. Рекомендуется устанавливать шины с глубиной протектора не менее 4 мм. Также стоит обратить внимание на давление в шинах, так как оно может изменяться при понижении температуры. Низкое давление увеличивает риск аквапланирования и ухудшает управляемость автомобиля.
Следующим важным аспектом является проверка аккумулятора. Холодные температуры могут значительно снизить его эффективность. Рекомендуется проверить заряд аккумулятора и, при необходимости, заменить его на новый, особенно если старый аккумулятор уже использовался более трех лет. Также стоит убедиться, что клеммы аккумулятора чистые и надежно закреплены.
Не менее важным является состояние тормозной системы. Перед зимой необходимо проверить тормоза, включая тормозные колодки и диски. Если тормоза изношены, их следует заменить, чтобы избежать потери эффективности на скользкой дороге. Также стоит обратить внимание на уровень тормозной жидкости и при необходимости долить ее до необходимого уровня.
Проверка системы отопления и обогрева стекол также имеет большое значение. Рабочая система отопления обеспечит комфорт в салоне, а обогрев стекол поможет избежать запотевания и обледенения. Рекомендуется проверить работу дворников и заменить резинки, если они изношены, чтобы обеспечить хорошую видимость в условиях снегопада или дождя.
Не забудьте о жидкости для омывателя. В зимний период важно использовать специальную зимнюю жидкость, которая не замерзает при низких температурах. Это обеспечит чистоту стекол и хорошую видимость в любых условиях.
Также стоит подготовить автомобиль к возможным экстренным ситуациям. В багажнике рекомендуется иметь зимний комплект, который включает в себя: теплое одеяло, лопату, буксировочный трос, цепи противоскольжения, фонарик, аптечку и запас воды и еды. Эти предметы могут оказаться незаменимыми в случае непредвиденных обстоятельств.
Наконец, перед началом зимнего сезона стоит провести полную диагностику автомобиля в сервисном центре. Профессионалы смогут выявить возможные проблемы и предложить необходимые решения, что значительно повысит безопасность и надежность вашего автомобиля в зимний период.
Вопрос-ответ
Что нужно знать водителю зимой?
Зимой водителю важно учитывать особенности вождения в условиях снега и льда: использовать зимние шины, поддерживать безопасную дистанцию, избегать резких маневров и торможений, а также следить за состоянием автомобиля, включая аккумулятор, тормоза и стеклоочистители. Рекомендуется также иметь в автомобиле зимний набор, включающий лопату, буксировочный трос, теплые вещи и запас еды и воды.
Как правильно входить в поворот зимой?
Перед поворотом на скользких дорогах надо заблаговременно снизить разгон. Задача передней оси – постоянное протягивание машины вперед. Для выравнивания ситуации в случае сноса передней оси в момент поворота лучше использовать ручной тормоз.
С какой скоростью ездить зимой?
Средняя скорость движения в городе зимой должна быть уменьшена на 10–15 км/час. Это относится и к движению по загородным трассам. Скорость снижается на 20–25 км/час. Дистанция до впереди идущего транспорта должна быть увеличена, как минимум, в два раза из-за увеличения тормозного пути.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом зимнего сезона обязательно проверьте состояние своих шин. Убедитесь, что у вас установлены зимние шины с достаточной глубиной протектора, чтобы обеспечить хорошее сцепление с дорогой. Регулярно проверяйте давление в шинах, так как оно может снижаться при низких температурах.
СОВЕТ №2
Снижайте скорость и увеличивайте дистанцию до впереди идущего автомобиля. Зимой дороги могут быть скользкими, и тормозной путь значительно увеличивается. Будьте готовы к тому, что вам может понадобиться больше времени для остановки.
СОВЕТ №3
Используйте плавные движения рулем и педалями. Резкие маневры могут привести к потере контроля над автомобилем. При необходимости, используйте систему ABS, но помните, что даже с ней нужно сохранять осторожность и избегать резкого торможения.
СОВЕТ №4
Обязательно имейте в автомобиле зимний набор, включающий лопату, буксировочный трос, теплые одеяла, фонарик и запас еды и воды. Это поможет вам в случае непредвиденной ситуации на дороге, особенно в условиях сильного снегопада или метели.