Как заменить ступицу колеса

Ступица колеса — ключевой элемент, соединяющий колесо с автомобилем и позволяющий ему вращаться. Правильная работа ступицы и подшипников важна для безопасности и управляемости автомобиля. В статье рассмотрим устройство ступицы, ее функции и процесс замены передней и задней ступицы. Вы узнаете, как самостоятельно снять и установить ступицу, а также отрегулировать ступичный подшипник, что поможет избежать дорогостоящего ремонта и продлить срок службы автомобиля.

Устройство

Колесо соединяется со ступицей, которая передает крутящий момент от приводного вала к диску колеса и служит опорной точкой для колеса в поворотном кулаке. Вращение ступицы относительно поворотного кулака обеспечивается ступичным подшипником, который принимает радиальные и осевые нагрузки во время движения.

На схеме изображено устройство передней ступицы колеса.

Работа узла, показанного на рисунке, предполагает использование одного подшипника ступицы. В других конструкциях могут использоваться два подшипника: один устанавливается с внутренней стороны поворотного кулака, а второй — с внешней.

Замена ступицы колеса — это задача, требующая внимательности и определенных навыков. Эксперты рекомендуют начинать с подготовки рабочего места: необходимо обеспечить доступ к автомобилю и подготовить все необходимые инструменты. Важно помнить, что перед началом работы следует снять колесо и ослабить гайки ступицы.

После этого нужно аккуратно извлечь старую ступицу, проверяя состояние подшипников и других компонентов. При установке новой ступицы важно следить за правильной ориентацией и затягивать гайки в соответствии с рекомендациями производителя. Завершив процесс, специалисты советуют провести тест-драйв, чтобы убедиться в отсутствии посторонних звуков и вибраций. Правильная замена ступицы не только улучшит управляемость автомобиля, но и повысит его безопасность на дороге.

Принцип работы

Работа ступицы колеса основывается на принципе действия подшипника качения. Благодаря расположенным внутри подшипника телам качения, внутренняя и внешняя обоймы могут свободно вращаться относительно друг друга. Сепаратор служит для удержания тел качения на траектории, сальник препятствует вымыванию смазки, попаданию внутрь грязи.

Ступичные подшипники классифицируются по типу тела качения. Основные виды:

  • однорядные шариковые стандартной конструкции (на современные автомобили не устанавливаются);
  • двухрядные радиально-упорные шариковые;
  • роликовые конические;
  • двухрядные роликовые конические типа HUB.

В ступице колеса имеются резьбовые отверстия для крепления колесного диска. При монтаже цапфа («палец») ступицы входит во внутреннюю обойму ступичного подшипника. Внешнее кольцо запрессовывается внутрь поворотного кулака. Таким образом, ступица вместе с колесом беспрепятственно вращается, будучи соединенной с кулаком.

виды ступичных подшипников

Инструмент Описание Применение при замене ступицы
Домкрат Подъёмное устройство для автомобиля Поднятие автомобиля для доступа к колесу и ступице
Балонный ключ Ключ для снятия колесных гаек Снятие колеса
Торцевые головки и трещотка Набор головок для откручивания гаек и болтов Откручивание болтов ступицы и других креплений
Молоток Инструмент для ударов Возможно, потребуется для снятия ступицы, если она заклинила
Съемник ступицы Специальный инструмент для снятия ступицы с вала Упрощает процесс снятия ступицы и предотвращает повреждения
Динамометрический ключ Ключ, измеряющий крутящий момент Затяжка болтов ступицы с необходимым усилием
Подставка для колес Устройство для безопасной фиксации автомобиля Обеспечивает безопасность при работе под автомобилем

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о замене ступицы колеса:

  1. Безопасность на первом месте: Замена ступицы колеса — это не только вопрос удобства, но и безопасности. Изношенная или поврежденная ступица может привести к неравномерному износу шин, ухудшению управляемости автомобиля и даже к авариям. Поэтому важно следить за состоянием ступиц и при необходимости заменять их.

  2. Специальные инструменты: Для замены ступицы колеса могут потребоваться специальные инструменты, такие как съемники подшипников, динамометрические ключи и специальные головки. Использование правильных инструментов не только облегчает процесс, но и предотвращает повреждение деталей.

  3. Сложность процесса: Замена ступицы колеса может варьироваться по сложности в зависимости от модели автомобиля. В некоторых случаях это может быть довольно простой процесс, а в других — требовать значительных усилий и времени, особенно если ступица сильно прикипела или если необходимо заменить другие компоненты, такие как тормозные диски или подшипники.

Задняя ось без ступицы

В некоторых автомобилях, таких как Daewoo Matiz, задняя ось не имеет ступицы колеса. Цапфа фиксируется к основанию балки, а функционирование основано на двух радиально-упорных роликовых подшипниках. Внутренняя обойма каждого подшипника устанавливается на ось, а наружные обоймы запрессовываются в тормозной барабан.

В этой конструкции шпильки для крепления колеса находятся в барабане. Уровень прижатия обойм к телам качения регулируется моментом затяжки гайки или специального болта, как и в автомобилях с разборными ступичными подшипниками.

Ступичный подшипник задней осиСтупичный подшипник задней оси

Признаки неисправности

  • Гул при движении на скорости. При этом посторонний звук при повороте руля чаще всего пропадает, но возможна и обратная ситуация – гул появляется только в повороте. Изношенный ступичный можно легко определить во время комплексной проверки ходовой части автомобиля, пошатав в радиальном направлении вывешенное колесо.
  • Очень часто выходят из строя подшипники. Стоит разобрать ступичный узел и осмотреть посадочные места под обоймы.
Как проверить ступичный подшипник?Как проверить ступичный подшипник?

В каких случаях нужна замена

Замена ступицы колеса необходима в двух случаях:

  • Повреждено место для установки обоймы. При разборке внутренняя обойма часто остается на цапфе ступицы. Неквалифицированные мастера, не имея подходящих съемников, используют болгарку или зубила для ее удаления, что увеличивает риск повреждения оси. Также можно испортить деталь, пытаясь установить перекошенный подшипник с чрезмерным усилием. Дефект в посадочном месте может возникнуть, если откладывать замену до заклинивания подшипника, что приведет к проворачиванию внутренней обоймы относительно цапфы.
  • Производитель предписывает замену ступицы колеса только в сборе. В каталогах запчастей ступичный подшипник не представлен как отдельная деталь.

Как заменить своими руками

Замена переднего ступичного узла на примере Форд Фокус 2.

  1. Ослабьте колесные болты.
  2. С противоположной по диагонали стороны установите противооткатные упоры. Поддомкратьте автомобиль, после чего зафиксируйте кузов транспортного средства на упорах.
  3. Снимите тормозной суппорт. Откручивать тормозной шланг необязательно, достаточно извлечь его в месте крепления к поворотному кулаку, а сам суппорт нужно надежно привязать к стойке автомобиля.
  4. Снимите тормозной диск.
  5. Отсоедините рулевой наконечник от поворотного кулака.
  6. Открутите гайку шаровой опоры. Если детали давно не снимались, для вывода шаровой и рулевого наконечника из посадочного конуса желательно использовать съемник.
  7. Открутите болт крепления ступицы.
  8. Отверните болт крепления поворотного кулака к стойке.
  9. Извлеките датчик ABS (прикручен шурупом). Предварительно очистите посадочное место от коррозии, грязи. Корпус датчика очень хрупкий, поэтом извлекать его нужно очень аккуратно.

Как выпрессовать и запрессовать ступицу

Выпрессовка детали может быть выполнена с помощью гидравлического пресса или молотка с наставкой. Наставка должна иметь диаметр немного меньше внешней обоймы подшипника.

Главное правило при замене: при запрессовке новой ступицы на Ford Focus 2 прикладывайте усилие только к внешней обойме подшипника!

Перед заменой очистите посадочное место в поворотном кулаке от ржавчины мелкозернистой наждачной бумагой и смазать его моторным маслом. Убедитесь, что ступица устанавливается ровно, без перекосов, и внешняя обойма плотно упирается в кулак. После замены обработайте болт ступицы резьбовым герметиком. Затяжка болта на Ford Focus 2 производится в два этапа: сначала до 35 Н*м, затем доворот на 90º.

Форд Фокус 2 #Замена ступицыФорд Фокус 2 #Замена ступицы

Замена и регулировка подшипника

Несмотря на то что мы уже подробнейшим образом рассматривали замену ступичных подшипников своими руками, предлагаем посмотреть на видео процесс сборки и разборки ступичного узла на ВАЗ 2104. Как и на многих других авто, принцип работы ступицы ВАЗ 2104 предполагает регулировку ступичного подшипника, правильно осуществить которую можно только с помощью динамометрического ключа.

Неправильный момент затяжки гайки приверед к перегреву, ускоренному износу трущихся пар, что значительно снизит ресурс ступичного узла.

Замена и регулировка СТУПИЧНЫХ ПОДШИПНИКОВ ВАЗ классика (LADA 2101-07)Замена и регулировка СТУПИЧНЫХ ПОДШИПНИКОВ ВАЗ классика (LADA 2101-07)

Советы по выбору качественной ступицы

При выборе ступицы колеса важно учитывать несколько ключевых факторов, чтобы обеспечить безопасность и долговечность вашего автомобиля. Вот несколько советов, которые помогут вам сделать правильный выбор.

  • Качество материалов: Обратите внимание на материалы, из которых изготовлена ступица. Высококачественные ступицы обычно изготавливаются из прочной стали или алюминия, что обеспечивает их долговечность и устойчивость к коррозии.
  • Производитель: Выбирайте ступицы от известных и проверенных производителей. Бренды с хорошей репутацией часто предлагают более надежные и качественные детали, что может сэкономить вам деньги в долгосрочной перспективе.
  • Совместимость: Убедитесь, что выбранная ступица совместима с вашей моделью автомобиля. Проверьте спецификации и рекомендации производителя, чтобы избежать проблем с установкой и эксплуатацией.
  • Гарантия: Обратите внимание на наличие гарантии на ступицу. Хорошие производители обычно предлагают гарантию на свои изделия, что свидетельствует о высоком качестве и надежности их продукции.
  • Отзывы и рейтинги: Изучите отзывы других автомобилистов о выбранной ступице. Рейтинги и мнения пользователей могут дать вам представление о реальном качестве и надежности детали.
  • Цена: Не стоит экономить на покупке ступицы, так как это может привести к серьезным проблемам в будущем. Сравните цены на разные модели и выберите оптимальный вариант, который соответствует вашему бюджету и требованиям.

Следуя этим советам, вы сможете выбрать качественную ступицу колеса, которая обеспечит надежную работу вашего автомобиля и повысит безопасность на дороге.

Вопрос-ответ

Можно ли заменить только одну ступицу колеса?

Если ваш бюджет позволяет, может быть разумным заменить оба компонента одновременно, чтобы минимизировать будущие расходы на ремонт. Однако, если ваш бюджет ограничен, можно заменить только неисправную деталь, при условии, что другая часть в хорошем состоянии.

Как правильно снять ступицу с колеса?

Сначала нужно открутить гайки колес с помощью баллонного ключа. Если колеса крепятся болтами, осторожно их отвинтите. После этого снимите колесо, а затем открутите ступичную гайку. Если она прикипела, то используйте зубило и молоток. После снятия гайки открутите и снимите тормозной диск, а затем ступицу.

Можно ли ездить с разбитой ступицей?

Это категорически запрещено, так как от ударных нагрузок ресурс даже самого качественного подшипника существенно снизится до первого километра пробега. Систематическая езда по разбитым дорогам.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом работы убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и запчасти. Вам понадобятся домкрат, ключи, отвертки, а также новая ступица колеса и, возможно, смазка для подшипников. Это поможет избежать ненужных перерывов в процессе замены.

СОВЕТ №2

Обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические моменты, касающиеся замены ступицы, такие как порядок снятия колеса и особенности крепления. Это поможет избежать ошибок и повреждений.

СОВЕТ №3

При снятии старой ступицы обращайте внимание на состояние подшипников и других компонентов. Если они изношены или повреждены, лучше заменить их сразу, чтобы не возвращаться к этой работе в ближайшем будущем.

СОВЕТ №4

После установки новой ступицы обязательно проверьте все крепления и затяните их до рекомендованного момента. Также не забудьте провести тест-драйв, чтобы убедиться, что все работает корректно и нет посторонних звуков при движении.

Ссылка на основную публикацию
Похожее