установка ГУРа в таз 16v (:
рейка ГУР на своём законном месте.
Привет всем)
правда ставил я его ещё в том году, но постараюсь максимум всех нюансов рассказать. ничего сложно в этой процедуре нет) хотя сразу скажу, всю процедуру проводил сам без чьей либо помощи. но иногда просто катастрафически не хватает помощника. так что имейте ввиду.
что нам потребуется…
1. Рейка 2. Карданчик рулевой рейки с ГУРа (с обычной не подойдёт) p.s. кардачник с ГУР рейки с двумя крестовинами (подробнее показано на фотках ниже) 3. Пыльник “салонный” (тоже нужен именно с ГУРа) 4. Шланг демпферный на подачу от насоса на рейку(состоит из 2х частей) 5. Шланг на возвратку от бачка к рейке 6. Насос ГУРа 7. Шланг от бачка к насосу 8. Бачек 9. Кронштейн крепления бачка 10. Кронштейн крепления насоса 11. Кронштейн крепления Генератора 12. Кронштейн крепления навесного ролика 13. Навесной ролик 14. Навесной Ремень 15. 1литр новой жидкости для ГУРа (декстрон 2, 3 и т.д.)
=====>>> Разбор и снятие
обязательно СНИМАЕМ КЛЕММЫ С АКБ !
ну и понеслось)) — Скидываем ремень и генератор. — Снимаем крышку ГРМ. — Откручиваем рулевые тяги на рейке. — Откручиваем карданчик в салоне от рейки. — Откручиваем крепление рейки и вынимаем рейку. — Снимаем пыльник салона (пыльник, через который вставляется рейка в салон). p.s. пыльник рейки без ГУРа чисто металлически, а с ГУРом с резинкой) — Снимаем карданчик весь в сборе.
…картинки и много текста продолжения дальше)))
без рейки)))))
в далеке кусок пыльника)
пыльник салона на своем месте) обычная рейка со своим пыльником) Пыльник рейки без ГУРа карданчик обычной рейки) карданчик рейки без ГУРа тоже самое во всей красе) вид с салона карданчика рейки без ГУРа место под пыльник (:
По разбору можно сказать всё.
Дальше приступаем к установке.
— Ставим новый пыльник салона с ГУР комплекта (сверху уже пытался объяснить что за пыльник, думаю по фотке поймете) — Ставим новый карданчик. — Ставим и прикручиваем рейку на её новое, законное место. p.s. желательно сразу заменить резинки в местах креплений на новые… стоят они копейки, а потом чтобы не пришлось их менять, если рейка будет “люфтить” в старых. — Прикручиваем в салоне карданчик. p.s. желательно накинуть его при вставлении рейки в “пыльник салона” и делать это с помощником. Один одевает рейку на место, другой в это время одевает карданчик на шлицы рейки. p.s.2. если не сильно понятно, откройте мурзилку и посмотрите там про установку рейки. — Прикручиваем рулевые тяги к рейки. p.s. кстати, забыл сразу сказать, рулевые тяги остаются старые) — Ставим новые кронштейны и крепим насос ГУРа и Генератор. p.s. насос ставится на бывшее место генератора, а “Геннадий” ставится сверху. — Подключаем шланг подачи от ГУРа к рейке. — Крепим бачек ГУРа. — Подключаем шланг подачи с бачка на насос. — Пролаживаем обратку с рейки на бачек. — Крепим кронштейн навесного ролика. — Выпиливает круглое отверстие в крышке ГРМ под новый кронштейн. p.s. с завода в крышке ГРМ есть этот “кругляшок”, его надо либо выламать(чего не стоит делать), либо просверлить и выровнять красиво. — Прикручиваем крышку ГРМ на место. — Откручиваем правую подушку мотора. — Домкратом снизу приподнимаем мотор и заводим под подушкой ремень. — Назад прикручиваем подушку. — Одеваем ролик. — Одеваем ремень на Коленвал, ролик, генератор, насос ГУРа — Натягиваем это все и зажимаем.
Самое “сложное)))” позади. Осталось заполнить систему жидкостью и радоваться жизни))))
— Заливаем полный бачек по самые не балуй) — Подключаем клеммы акб. Теперь ваш помощник садится в таз, чтобы заводить машину, а вы в это время стоите с банкой жидкости для ГУРа в руках и как только машина заведется, жидкость будет уходить. Ваша задача, не дать ей полностью уйти с бачка… Вообщем доливайте да и всё, чтобы не хапнула воздуха) А помощник должен завести машину и крутить руль от упора до упора (с одного края, в другой)
Когда машина работает и перестала уходить жидкость, под минимум долейте и дайте ей поработать 15 минут. Заглушите. пускай постоит мин 15. Заведите, долейте до нужно уровня.
Вот и всё) Конечно какие-то мелкие моменты мог упустить, давненько всё-таки я это делал))) Да и писанины столько клацать аж устал))))
но смысл попытался передать)
P.S. за “мурзилку” можете это не принимать, это просто как маленький помощник)
всем мир и “легкого” руля)))))
Кронштейн крепления генератора с ГУР Кронштейн насоса ГУРа Сравнение реек) думаю понятно где какая))) няглядное сравнение карданчиков обычной рейки и ГУР. (нижний — ГУР. верхний — обычный) Пыльник рейки с ГУРом во всей красе) Собранный узел в салоне. (ГУР) Место для вырезания под ролик) компоновочка)
Гур на ваз 2112 — нюансы установки и что потруется
С завода стоит у меня обычная рулевая рейка. Летом руль очень трудно крутить (пи**ец просто), хотя новое всё! А именно: рейка, наконечники, рулевая колонка с промежуточным валом, сайлентблоки в хорошем состоянии, единственное это резина 185. И как ни крути все равно вибрация передается в руль.
Выбор между ГУР и ЭУР: ЭУР Плюсы ЭУР: 1. В процессе эксплуатации не требует вмешательства/обслуживания. 2. Электродвигатель ЭУРа работает только тогда, когда требуется повернуть руль (когда начинает скручиваться торсион), в недвижимом положении он практически не работает, как не работает и по достижении определенной скорости, прописанной в ЭБУ. 3. В мороз ЭУР лучше себя зарекомендовал, ему не нужно прогреваться.
Минусы ЭУР: 1. ЭУР слабее. 2. Руль пустой, слишком легкий, не поймешь где находятся колеса. 3. По цене выходит немало…если, конечно же, покупать б/у: Примерная цена ЭУР на ВАЗ 2110 за комплект: ЭУР — 9000 и выше. Промежуточный вал — 1000 руб. Пластина — 800 руб и выше Проводка — 1500 руб. Руль и кожух ВАЗ 2170 — 2000 руб. Всего: около 15000 руб.
ГУР Плюсы ГУР: 1. Более мощный. 2. Лучшая информативность управления.
Минусы ГУР: 1. Нельзя выворачивать руль до упора. 2. Нужно проводить ТО шлангов, рейки, насоса, менять масло… 3. Работает постоянно. 4. Забирает около 2 л.с. ИТОГ: Можно бесконечно спорить что все же лучше. Я выбрал ГУР из-за цены! Случайно наткнулся на комплект ГУРа по очень хорошей цене 4000 руб. В комплекте не хватало: ролика, кронштейна для него, жидкости
Что входит в комплект ГУРа: 1. Рейка. 2. Промежуточный короткий рулевой вал с двумя крестовинами (можно оставить старый, но нужно укоротить на 3 см.) 3. Пыльник рейки. 4. Шланг высокого давления насос-рейка (состоит из 2-х частей). 5. Шланг обратка, рейка-бачок 1 метр. + трубка + 4 хомута. 6. Насос ГУР. 7. Шланг насос-бачок (1 метр) + 2 хомута. 8. Бачок. 9. Кронштейн крепления бачка. 10. Кронштейн крепления насоса. 11. Кронштейн крепления генератора + длинный болты крепления, старые короткие. 12. Кронштейн крепления навесного ролика + 3 болта крепления + болт крепления ролика. 13. Натяжной ролик. 14. Навесной ремень длинный. 15. 1 литр новой жидкости для ГУР. С завода залито зеленое масло Pentosin, цена 1500 -2000 руб. Можно залить красный Dexron, наиболее лучший Mannol CHF-11S я его взял, цена 400 руб/литр.
Можно ли поставить гур на ваз 2110
Всё же вкратце опишу процесс замены: Для начала необходимо демонтировать старую рейку, рулевой карданчик и металлический защитный щиток в месте входа рулевой рейки в салон. Снять генератор и его кронштейн. Затем прикручиваем новый пыльник на моторный щит и устанавливаем рейку. По моему опыту удобней всего её просовывать открутив с неё шланг высокого давления, сняв резиновый шланг обратки (штуцер можно не откручивать) и открутив усы. В таком виде рейка совершенно спокойно проходит через окно правой рулевой тяги. Просунув рейку до места нужно провернуть её вокруг своей оси и прикрутить шланг высокого давления. В какую сторону крутить точно не скажу, ориентируйтесь по месту. Сразу же можно одеть шланг обратки и прикручивать рейку на место. После чего уже прикрутить к ней усы и рулевой карданчик. Далее закрепить магистраль обратки и расширительный бачок. Стальная трубка обратки крепится по правому лонжерону. У меня на кузове 2006 года под это были приварены шпильки. Схема прокладки обратки выглядит вот так:
Закончив с рейкой переходим к кронштейнам навесных агрегатов. Прикручиваем на место нижний кронштейн для ГУР и верхний для генератора:
Болты Кронштейн ГУР крепится снизу к блоку двумя болтами М10х55 (которыми был прикручен кронштейн генератора), а сверху прикручивается болтом М10х25. Кронштейн генератора крепится поверх кронштейна двигателя. При этом правый и нижний штатные болты необходимо заменить на М8х85, а левый верхний болт кронштейна генератора, который вкручивается в тело кронштейна двигателя использовать М8х40. Верхнее ухо генератора прикручивается к кронштейну болтом М8х60.
Обводной ролик Здесь начинаются нестандартные детали и решения. Идея не нова и я подсмотрел её у пользователя MikeS с форума autolada.ru. Часть фотографий буду использовать его же т.к. свои сделать не было ни времени ни возможности. Просьба не пинать за это. Как вам известно, на 8 и 16 клапанных двигателях использован поликлиновый, эксцентриковый обводной ролик ремня навесных агрегатов которым он же и натягивается. При этом ремень проходит в форме квадрата вокруг опоры двигателя. Недостаток схемы всем известен — плохой охват шкивов, пробуксовывание ремня при попадании воды, необходимость откручивать опору двигателя для замены ремня. Для решения всех этих проблем решено было использовать схему с нижним расположением обводного ролика. В установленном виде всё выглядит вот так:
1. Ролик закрепляется на нижнем болту крепления генератора. Штатно там использован болт с резиновой втулкой, вот такой:
Т.к. резиновая втулка сделана под М8, то использовать её уже не удастся и вместо неё требуется изготовить стальную. В итоге всё должно выглядеть вот так:
В зависимости от года выпуска, «десятка» может комплектоваться гидроусилителем (ГУР) или электроусилителем (ЭУР). Разумеется, второй вариант предпочтительней, так как с ним управлять машиной легче и комфортней. Если ваш ГУР износился или вы просто хотите его заменить, то в качестве альтернативы рекомендуется выбрать ЭУР на ВАЗ 2110.
В этом материале присутствует две инструкции:
- Установка ГУР.
- Монтаж электроусилитель руля ВАЗ 2110 вместо стандартного гидроусилителя.
Перед тем, как проводить установку, необходимо разобраться в устройстве этих узлов, а также узнать, чем они отличаются друг от друга.
Отличия ЭУР от ГУР
Это совершенно разные агрегаты. Чтобы понять основные отличия, достаточно изучить гидроусилитель. Его главным компонентом является насос с приводом от коленчатого вала, он объеден с другими деталями. Принцип работы гидроусилителя построен на гидравлике.
Что касается ЭУР, то он приводится в действие при помощи электромотора. Также в его конструкцию входят электронный блок управления, рулевой вал с торсионным элементом и датчики. Работает ЭУР по другой схеме:
- При вращения руля торсионный вал скручивается;
- Специальные датчики фиксируют изменение положения вала и отправляют данные на электронный блок управления;
- Проанализировав информацию, блок подает команды на электромотор;
- В итоге агрегат создает необходимое усилие или облегчает поворот рулевого колеса.
Автолюбители часто спорят, какой из вариантов предпочтительнее для «десятки». По факту ГУР является устаревшим узлом, который активно выводится из современных легковых машин. Электроусилитель работает даже при заглушенном моторе, весит меньше, чем ГУР. Главным преимуществом перед «гидравликой» является надежность – электрический агрегат практически не требует обслуживания. На мотор действует меньшая нагрузка, как результат, топлива тоже нужно меньше. ЭУР хорош для наших условий еще и тем, что он отлично функционирует при отрицательных температурах.
Но есть у электроусилителя и свои недостатки. Его конструкция более сложная, чем у «гидравлики», отсюда и высокая цена. Иногда электронный блок управления посылает некорректные команды, особенно это ощутили на себе владельцы Калины первой генерации. Если долго ехать по некачественному дорожному покрытию (или его отсутствию), ЭУР может отключиться на несколько минут из-за перегрева.
Установка ЭУР
Необходимые инструменты
Допустим, вы приобрели комплект ЭУР – он может быть от ВАЗ 2110 или от другой модели, к примеру, от Приоры. Приготовьте следующие инструменты:
- Дрель вместе со сверлом по металлу.
- Набор отверток, болгарку.
- Длинную линейку.
Все готово? Переходим к установке.
Пошаговая инструкция
- Из колодки необходимо извлечь штатную клемму и поставить ее в колодку на жгуте. Находим штатный привод, который присоединен к колодке. На его место необходимо поставить свободную клемму. Теперь провод можно поместить между креплениями.
Регулировка
После сборки вам нужно будет выровнять рулевое колесо, если оно установлено криво. Отдельно установите датчик, который шел в комплекте с ЭУР. Если кожух колонки потрескался, лучше сразу поменять его на исправный. Между передней панелью и кожухом могут быть зазоры – их необходимо удалить.
Установка ГУР – пошаговая инструкция
Эта инструкция предназначена для автомобилей ВАЗ 2110, которые вообще не имеют усилителя руля. Такие модели выпускались давно, но их и сегодня можно встретить на дороге. В этом случае автомобиль можно модернизировать своими руками.
Монтаж ГУР можно выполнить своими руками, для этого понадобится комплект ГУР – сегодня его можно приобрести примерно за 20 тысяч. Из инструментов приготовьте набор ключей и отверток, также стоит заранее позаботиться о жидкости для усилителя.
За такую работу стоит браться только в том случае, если у вас уже есть опыт в обслуживании электрики и силовой установки ВАЗ 2110. Усилитель руля напрямую связан с безопасностью, поэтому при отсутствии опыта лучше обратиться к мастерам.
На автомобили ЛАДА десятого семейства АвтоВАЗ устанавливал две системы рулевого управления: электроусилитель (ЭУР), либо гидроусилитель (ГУР). Однако, основная масса машин не имело усилителя руля, но при желании автомобиль можно доработать, установив ГУР на ВАЗ 2110 своими руками..
Потребуется. купить комплект ГУР (в интернет-магазинах цена более 20 тыс. рублей), который состоит из насоса и его крепления, шлангов, бачка, рулевой рейки, крепления генератора (можно доработать крепление под кондиционер с/о), натяжного ролика и его кронштейна, ремня ГУР (6PK1115). Также стоит выбрать жидкость для ГУР . Установка натяжного ролика:
- Снять кожух ГРМ, установить кронштейн на 3 болта, вкручивая их в уже имеющиеся отверстия. На кронштейн установить шпильку под ролик.
- Сделать отверстие в кожухе ГРМ для шпильки ролика.
- Установить ролик на шпильку.
- Снять генератор и оба крепления (отчет ).
- Снять рулевую колонку.
- Укоротить рулевой вал примерно на 3,5 см, используя болгарку и сварку.
Дорабатываем крепление насоса ГУР:
- Отпиливаем лишнее, как показано на фото.
- Закрепляем насос на кронштейн, а на него подушку. Всё в сборе устанавливаем на двигатель, где раньше стояло нижнее крепление генератора.
Устанавливаем ремень ГУР и бачок:
- Откручиваем болт подушки двигателя и приподнимаем двигатель (отчет ).
- В получившееся отверстие просовываем ремень. Устанавливаем его на натяжной ролик.
- Крепления бачка ГУР устанавливаем под крепление адсорбера.
Меняем рулевую рейку на рейку с ГУР (виды рулевых реек ВАЗ ):
- Снять рулевые наконечники и открутить 4 болта крепления рейки. Вытащить рейку через правое отверстие рулевых наконечников.
- Устанавливаем рулевую рейку ГУР (отчет ), предварительно открутив лишний элемент (см. фото).
Осталось только залить жидкость ГУР и проверить работу системы. Кстати, многие предпочитают вместо ГУР устанавливать ЭУР .
Лада 2111 › Бортжурнал › ГУР на 2110 8 кл. Часть 1
Тема старая и избитая, но всё же хочу поделиться своим опытом.
Сразу хочу ответить на часто задаваемые вопросы: Почему ГУР? Ведь ЭУР лучше/проще/надёжней/не отбирает мощность от двигателя 1. Потому, что ГУР рейка имеет 2,7 оборота от упора до упора, а все прочие рейки 2110/приора/калина имеют 4,2 оборота. Единственное исключение это рейка калины шпрот с 3,1 2. Мне нравится, когда руль усиливается и на скорости 3. ИМХО гидрорейка лучше демпфирует удары по колёсам и позволяет не чувствовать увода при разгоне. Опять же это только мои ощущения 4. Идея гидроусилителя мне в принципе нравится больше. Можно считать это религиозными убеждениями
Как дорого? В пределах 10-12 тыр
Насколько сложно и долго ставить? 1 полный рабочий день, ничего сложного, потребуется минимальный набор инструмента
Компоненты Вот так выглядит наиполнейший набор ГУР:
Каталожник 2110-3401165-20. Даже его изображение найти проблема
А так же его прижимная пластина:
Её найти проще. Каталожник 2110-3401208-20
Все остальные детали есть либо в свободной продаже, либо достаются на разборе.
Отдельное внимание нужно обратить на шланги высокого давления. Они бывают старого и нового образца. Старого отличаются тем, что у них непосредственно резиновый шланг может отсоединяться от стальной трубки которая прикручивается полым болтом на золотниковый механизм рейки. Это удобней тем, что позволяет заменить потекший шланг без снятия рейки.
Отметил где рассоединяется. Каталожники 2110-3408018-01 и 2110-3408100-01 для двух половин
Нового образца цельные, шланг в них использован фирмы Continental. Для замены требуется демонтаж рейки. Преимуществ не знаю.
Каталожники 2110-3408018-20 и 2110-3408100-20
Генератор переезжает наверх, как в 16 кл. двигателях. Здесь нужно обратить внимание на то, что есть кронштейны генератора под ГУР и под кондиционер. Они сильно отличаются внешне:
Кронштейн под ГУР
Кронштейн под кондиционер
Я выбрал ГУРовый, он крепится в трёх сильно разнесённых точках и в целом внушает больше доверия.
Не могу утверждать, но возможно потребуется установить так же кронштейн опоры двигателя нового образца, без уха сверху:
Дело в том, что ГУРовый кронштейн генератора имеет сверху отливку которая, как бы, обнимает кронштейн опоры двигателя сверху. На кронштейн старого образца, без доработок напильником, не подойдёт, необходимо подточить около сантиметра отливки. Но помимо этого у меня сложилось впечатление, что кронштейн генератора всё равно упирается сверху в какие-то выступы и получается немного провёрнут по часовой стрелке (в пределах хода на болтах). Т.о. сам генератор получается не строго соосным остальным шкивам. К такому выводу я пришёл после того как у меня ремнём подъело внешнюю часть ролика. Сейчас поставил нового образца, вроде ничего не ест больше.
На этом заканчиваю первую часть. В следующей расскажу о практических моментах установки и нестандартных деталях.
Читайте далее: ГУР на 2110 8 кл. Часть 2
Нравится 21 Подписаться
Гидроусилитель руля на ваз 2110: замена, ремонт и многое другое
Гидроусилитель руля Ваз 2110
Замена шлангов и масла
Ваз 2110 гидроусилителем руля
- Для начала нужно поднять оба передних колеса автомобиля (они должны оказаться в воздухе);
- Находим бачок ГУР, из которого следует откачать масло;
Примечание. Откачивать масло из бачка ГУР можно, используя больший стеклянный шприц, который имеет еще и удлинитель в виде трубки.
- Выкачиваем масло;
- Поворачиваем рулевое колесо до упора в любую сторону (после этого в бачке вновь появится масло, которое нужно вновь выкачать);
Ваз 2110 гидроусилитель руля
- Теперь поворачиваем руль в другую сторону и опять выкачиваем масло;
- Снимаем шланг, являющийся проводником масла (через него масло идет со стороны салона и попадает в бачок);
- Крутим руль из стороны в сторону (опять же должно выйти масло);
Замена масла гур
- Берем новое масло для гидроусилителя (обычно идет около 800 мл);
- Заливаем его в бачок до максимального уровня;
- Опять крутим руль из стороны в сторону (до упора);
Примечание. При вращении руля масло будет уходить. Нужно будет постоянно подливать его.
- Заводим двигатель на несколько секунд, глушим;
- Опять крутим рулевое колесо;
- Подливаем масло;
- Прокачиваем и удаляем воздух из системы, прокручивая руль на заглушенном автомобиле по десять раз в каждую сторону (делаем столько же раз и при запущенном двигателе).
В процессе замены масла обязательно смотрим на все шланги и патрубки. Если масло вытекает, то это признак порванного или неисправного шланга, который нужно будет заменить. Замену шлангов проводят только после полной откачки масла. Нужно будет открутить хомуты, снять шланги с насоса. Что касается установки, то новые шланги и патрубки следует затянуть хомутами и при этом не перестараться (шланги легко лопаются, если что).
Примечание. Установка новых шлангов может быть сложной, так как неудобно само расположение ГУР.
Ваз 2110 есть гидроусилитель на авто
- Снимаем хомут;
- Отсоединяем возвратный шланг (делаем аккуратно, дабы не пролить масло);
- Отсоединяем разъем;
- Снимаем со штуцерного болта ДДЖ (датчик).
Примечание. Этот самый датчик давления жидкости уронить ни в коем случае не рекомендуется. В противном случае придется покупать новый.
- Отсоединяем нагнетательную трубку, прежде сняв штуцерный болт;
- Снимаем приводной ремень гидроусилителя;
- Теперь пора приступить к снятию самого насоса;
- Ослабляем первый болт, крепящий насос;
- Выворачиваем полностью второй болт, фиксирующий насос;
- Снимаем насос в сборе.
Примечание. Помним, что первый болт, фиксирующий насос, полностью снять не получится.
Ваз 2110 жидкость в гидроусилитель
Очищаем насос от грязи и визуально осматриваем. Если обнаруживается выработка на внутренней стенке корпуса, напоминающего ступеньки, то их нужно снять, используя для этого специальную насадку и дрель.
Подшипник и сальник насоса
Ваз 2110 с гидроусилителем руля
Изношенный подшипник в закрытом корпусе также может стать причиной неисправности гидроусилителя руля. Не исключение и манжета, которая нуждается в периодической замене.
Примечание. Закрепить новый подшипник в корпусе насоса возможно двумя способами: сделав выточку у токаря или закрепив при помощи загнутых краев корпуса.
Рассмотрим оба варианта:
- Второй вариант подразумевает загибание краев корпуса.
Насос собираем в обратной последовательности. В отличие от других моделей насоса, вариант ZF имеет лопатки, которые не переворачиваются.
Примечание. Для вдевания фланца на вал потребуется его нагреть. Затем резко одеть на вал и подождать, пока остынет.
Насос гидроусилителя может шуметь после установки. Но пугаться этого не нужно, ведь все объясняется просто: притирка деталей.
Ремень генератора и ГУР
Генератор на автомобиле ваз 2110 с ГУР
Ваз 21104 гидроусилитель и рулевая в сборе
Сложность замены в данном случае характеризуется тем, что ремень крутится вокруг левой опоры мотора, что вынуждает открутить опору, приподнять двигатель и уже затем снять ремень. Специфичность наблюдается и в случае натяжения ремня генератора. В частности, угол обхвата ремня шкива генератора в случае с ГУР довольно мал и принятое обычно натяжение в 1 см вверх и вниз здесь не работает. Ремень начинает проскальзывать. Это означает, что натяжение ремня с ГУР должно быть сильнее.
Примечание. Если после натяжения ремня генератор начинает выть в процессе обкатки автомобиля, ремень следует немного ослабить.
Подробное устройство гидроусилителя руля
Многие водители начинали свою карьеру за рулем с управления автомобилем отечественного производства, оснащенного рулевой колонкой или рулевой рейкой. Пересев за руль более современных отечественных или , водители испытывают несказанное облегчение от легкости обращения с рулем. Объяснение этого блага кроется в рассмотрении подробного устройства гидроусилителя руля (далее ГУР).
Подробное устройство гидроусилителя руля
Шаг в историю
Превращение механизма рулевой рейки и уменьшение самого рулевого колеса началось с Фредерика Ланчестера, который первым изобрел гидроусилитель и запатентовал его. Изначально это благо автомеханики превалировало только в грузовых автомобилях и автотранспорте специального назначения (пожарные машины). А уже в 20-х годах XX-го века компания Rolls-Royse оборудовала ГУРом свой автомобиль-визитку Phantom. Хотя на тот момент все так и закончилось пробными образцами данного ноу-хау.
Следующим «выходом в свет» гидроусилитель руля обязан Второй мировой войне. В это время американские и английские машиностроители оборудовали ими тяжелые и неповоротливые бронемашины. А в 50-х годах эта технология получила широкое применение в автопроме Америки и Европы.
В настоящее время существует много видов ГУРа, а также других доработанных технологий облегчения вращения рулевого колеса:
- Электрогидроусилитель;
- Электроусилитель.
Как устроен гидроусилитель руля
Как говорилось выше, гидроусилитель руля – это модернизированная рулевая рейка. К ее простой конструкции добавили следующие детали:
- Масляный насос;
- Бачок с рабочей жидкостью;
- Золотниковый распределитель;
- Силовой гидроцилиндр;
- Регулятор давления;
- Соединители и шланги.
Узлы гидроусилителя руля
Устройство насоса гидроусилителя руля определяет деление этого узла на виды:
- Лопастный;
- Шестеренный.
Еще устройство насоса включает в себя корпус, уплотнительное кольцо, ротор. Насос отвечает за создание и поддержание определенного давления специальной жидкости в системе и обеспечивает ее движение. Запускается передачами от двигателя:
- Шестеренчатой;
- Ременной.
Устройство насоса гидроусилителя руля
Насос ГУР подает под высоким давлением в золотниковый распределитель специальную жидкость. Золотниковый распределитель – сложная деталь, состоящая из торсиона и золотникового клапана. Она регулирует жидкостную подачу в полость цилиндра и возвратное движение жидкости в бачок. Силовой гидроцилиндр обладает бинарным действие, то есть создает усилие в двух направлениях. В этот узел, передающий усилие в рулевую рейку, в неё же и интегрирован.
Изобретено много способов трансформировать усилие поворота руля в работу золотника. Многие из них основываются на движении отдельно взятого промежутка вала рулевой колонки. В роль этого промежутка выполняет торсион, представляющий собой пружинящий лучевым способом промежуток вала рулевой колонки.
Золотник отзывается на угол смещения концов при прикладывании усилия к рулю. Еще применяют конструкции валов с участком с осевой подвижностью, в которых движение соответствующей направленности создается путём винтовой передачи, которая превращает поворот руля в поступательное движение золотникового штока. Есть также механизмы, в которых усилие вращения рулевого колеса отмечается не на рулевой колонке, а на других узлах передачи между рулём и колесами.
Принцип работы ГУР
Схема работы ГУР
Если автомобиль находится без движения, двигается прямо, насос перекачивает вхолостую гидравлическое масло внутри системы. Когда рулевое колесо приходит в движение, начинает закручиваться торсион, а золотник поворачивается относительно гильзы распределения. Одновременно открываются соединительные шланги, по которым масло из бачка попадает в определенную камеру в силовом цилиндре (это зависит от того, в какую сторону маневрирует автомобиль под действием поворота руля). А из другой камеры одновременно по открытым протокам гидравлическое масло попадает в бачок. Поршень цилиндра перемещает рулевую рейку, с одновременной передачей усилия рулевым тягам, поворачивающим колёса.
Если авто маневрирует на невысокой скорости, то КПД гидроусилителя руля максимален. Это достигается возрастанием количества оборотов электродвигателя насоса. Увеличение его производительности способствует интенсивному притоку гидравлической жидкости в цилиндр и сила, прикладываемая к повороту руля, уменьшается в разы. Повышение скорости движения машины снижает частоту вращения электродвигателя, при этом в действие вступает электромагнитный клапан, который уменьшает проходимость каналов гидросистемы, а для поворота руля приходится прикладывать больше усилий.
Бочка мёда и ложка дегтя в наличии ГУРа
Несомненным положительным качеством этого узла являются:
- Улучшение управляемости авто;
- Экономия усилий, прикладываемых к рулю;
- Уменьшение передачи ударных явлений от дорожного покрытия.
К самым существенным отрицательным моментам при использовании гидроусилителя рулевого управления многие автомобилестроители причисляют потерю автомобилем информативности. Пока решение вопроса совмещения комфорта, обеспечиваемого ГУРом, и четкости управления машиной остается не по силам лучшим конструкторам гигантов автомобилестроения.