Подбираем автомобильный домкрат: как выбрать подходящий?
По каким параметрам выбирать?
В первую очередь нужно определиться с 3 параметрами: грузоподъемностью, высотой подхвата и максимальной высотой подъема. На основе этих данных и цели использования можно будет сделать окончательный выбор домкрата для вашего авто.
Грузоподъемность домкрата
Все устройства отличаются грузоподъемностью: у одного типа домкратов есть модели под разную нагрузку. Учитывайте вес автомобиля плюс 200-300 кг запаса: для полуторатонного авто выбирайте домкрат с грузоподъемностью 1700-1800 кг. Если подъемный механизм рассчитан на меньший вес, то он сломается и автомобиль упадет – повреждения неминуемы!
Высота подхвата
Высота подхвата — минимальная высота, на которой подъемное устройство начинает работать. Чтобы рассчитать ее, припаркуйте автомобиль на ровной поверхности, измерьте высоту от дорожного покрытия до порога авто и вычтите из нее высоту профиля шины: это важно, чтобы домкрат можно было поместить под днище автомобиля со спущенным колесом.
Высота подъема
Высота подъема – максимальная высота, на которую выбранный домкрат может поднять ваш автомобиль. Чтобы заменить колесо, снять КПП или произвести ремонт, достаточно подъема на высоту от 30 до 50 см. Подъем более чем на 50 см необходим если машина попала колесом в глубокую яму.
Виды домкратов: какой домкрат лучше?
У каждого вида свои плюсы и минусы.
Реечные домкраты
Реечные домкраты помогут вытащить колесо автомобиля из ямы, очень часто автопроизводители используют их в качестве штатного подъемного механизма. Есть рычажные модели, которые приподнимают груз за счет хода лапы, который выдвигает подъемную рейку, и зубчатые, которые приподнимают машину при помощи шестерен благодаря вращению рукоятки.
У них хорошая грузоподъемность (до 20 т) и средняя высота подъема, при этом высота подхвата от 30 мм подойдет для авто с самым низким клиренсом (или для “заниженных” машин). Они легкие и компактные их можно возить с собой и использовать не только для подъема, но и в качестве лебедки. есть и минусы — использовать его придется с применением физической силы.
Винтовые домкраты
Один из самых популярных видов: именно ромбические домкраты поставляются в качестве штатных в комплекте с автомобилем. У винтовых домкратов за работу отвечает винт с шарниром и опорной чашей, в движение конструкция приводится рукояткой: в зависимости от того, в какую сторону она крутится, опорная площадка будет подниматься или опускаться.
Грузоподъемность ромбических домкратов в среднем от 0,5 до 3 т. Они мало весят, у них большая опорная площадка и их можно возить с собой в багажнике, к тому же у них низкая цена. У них самая низкая высота подхвата и большая высота подъема — до 40 см. Есть и недостатки – придется применить серьезную физическую силу, чтобы поднять автомобиль таким домкратом.
Ромбический домкрат подойдет для постоянного хранения в багажнике авто «на всякий случай» — поменять проколотое колесо на запаску в дороге у вас с ним точно получится!
Гидравлические домкраты
У гидравлических домкратов подъем происходит за счет давления рабочей жидкости. К ним относятся бутылочные, телескопические и подкатные домкраты.
У бутылочных домкратов один шток, поэтому их также называют одноштоковыми или одноплунжерными, а у телескопических один шток вставлен в другой, поэтому именно телескопические домкраты ставят рекорды по высоте подъема и грузоподъемности.
Хранить и использовать их нужно строго вертикально, чтобы не вытекало масло. В процессе использования уровень жидкости нужно контролировать и вовремя доливать масло, также проверять герметичность сальников.
У бутылочных и телескопических домкратов плавный ход, а физической силы для подъема придется прикладывать по минимуму. Конструкция устойчивая и занимает совсем немного места в гараже или в багажнике автомобиля.
Есть и недостатки: точно отрегулировать высоту опускания не получится, а поломки у гидравлических подъемников намного серьезнее, чем у винтовых аналогов. Выбирайте эти типы домкратов, если вы самостоятельно ремонтируете автомобиль и нужно поднимать автомобиль на максимальную высоту.
Подкатные домкраты состоят из низкого корпуса на колесах, рычаг с подъемной пяткой у них поднимается за счет гидроцилиндра. Именно такие используют в шиномонтажах: они быстрые, надежные, поднимают на оптимальную высоту и подходят для машин с низким клиренсом благодаря небольшой высоте подхвата.
Минимальная грузоподъемность у них — 1,5 т, есть широкая упорная площадка. В процессе подъема рычаг домкрата приподнимается, а сам домкрат как бы “закатывается” под автомобиль.
Такой домкрат очень удобно перемещать за счет колес, модели с небольшой грузоподъемностью даже можно возить с собой — например, подкатной домкрат AIRLINE с грузоподъемностью 1,5 т уместится в багажник легковушки.
Большие подкатные домкраты получится использовать только стационарно: выбирайте его для гаражных работ или использования на СТО.
Пневматические домкраты
Пневматический подъемный механизм поднимает автомобиль при помощи сжатого воздуха – у них есть камера для воздуха, которая расширяется и поднимает авто. Пневматический домкрат очень быстро поднимет автомобиль на нужную высоту и в целом очень надежен при условии исправности всех клапанов и кранов. Но если хотя бы один клапан стравливает воздух, машина резко упадет вниз – серьезных повреждений не избежать.
Среди пневматический домкратов есть как компактные, так и стационарные модели: первый вариант вполне подойдет для частных целей, только помните, что возить с собой придется еще и компрессор.
Подводим итоги: какой домкрат выбрать для автомобиля?
Бонус: как безопасно использовать домкрат и продлить срок его службы
Чего делать категорически нельзя:
Как продлить срок службы домкрата?
Со временем ход штока домкрата становится менее плавным, и машина поднимается рывками, уменьшается скорость подъема, приходится прикладывать больше физической силы. Это первые «симптомы» проблем – до них лучше не доводить и своевременно обслуживать домкрат.
У ромбических и подкатных домкратов нужно смазывать трущиеся металлические детали консистентной смазкой чтобы уменьшить износ, также важно очищать их от грязи. Храните устройство в сухом месте чтобы не появилась ржавчина. Подкатной домкрат периодически осматривайте на наличие протечек масла. Если ослабли заклепки, повредились винты или рычаги – не рискуйте и купите новый домкрат.
При неправильной эксплуатации гидравлического домкрата (например, своевременно не убираете грязь со штока) сальники будут повреждаться, как следствие — масло будет вытекать и его придется доливать. Если масло загрязнено, его нужно менять полностью.
Также на эффективность работы влияет появление пузырьков воздуха в гидроцилиндре: чтобы их выпустить откройте перепускной клапан и крышку маслозаливного отверстия, а затем несколько раз быстро нажмите на рукоятку, чтобы лишний воздух вышел.
Домкраты AIRLINE: под любые цели!
В ассортименте AIRLINE есть ромбические, подкатные, бутылочные и телескопические домкраты с разной грузоподъемностью и высотой подъема – благодаря фильтру на сайте можно подобрать устройство по конкретным параметрам.
У всех ромбических домкратов AIRLINE усиленный синхронизатор — узел, который дает усилие на одновременное понятие обеих штанг. У них также есть подшипник на резьбовой оси, который облегчает вращение подъема и спуска: у многих моделей ромбических домкратов установлена простая шайба, крутить которую довольно сложно. В гидравлических домкратах используется морозостойкое масло.
Боковые части домкрата в районе резьбы стянуты болтами для уверенной фиксацию рамы – у некоторых производителей в этом месте есть только завальцовка, которая после нескольких подъемов расползается в разные стороны. У нескольких моделей домкратов AIRLINE есть резиновая накладка для упорной площадки, исключающая соскальзывание машины при подъеме. Рукоятки рычагов имеют резиновые наконечники для комфортной работы.
На все домкраты AIRLINE предоставляет гарантию 1 год. Домкраты окрашены порошковым способом для защиты металла от ржавчины. В комплект входит домкрат, ремкомплект, рукоятка, паспорт изделия и гарантийный талон.
Будьте в курсе наших новостей — подписывайтесь на официальные каналы в соцсетях:
Механизм для подъёма автомобиля при замене колеса, 7 букв — сканворды и кроссворды
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Механизм для подъёма автомобиля при замене колеса», 7 букв (первая — д, последняя — т):
Другие определения (вопросы) к слову «домкрат» (70)
- техн. (техническое) механизм для подъёма тяжестей, груза на небольшую высоту
Значение слова
ДОМКРА́Т, -а, мужской род Механизм для подъема тяжестей на небольшую высоту. Гидравлический домкрат. Ручной домкрат.
[От голл. dommekracht]
Домкра́т (от нидерл. dommekracht ) — стационарный, переносной или передвижной механизм для подъёма опирающегося на него груза. Домкраты бывают реечные, винтовые, гидравлические, клиновые и пневматические.
Наиболее распространённая версия этого механизма — переносной или передвижной домкрат для подъёма автомобиля с целью замены одного или нескольких колёс. Обычно к легковому автомобилю прилагается небольшой винтовой домкрат, приводимый в движение мускульной силой человека.
Домкрат низкий (гидравлический) — грузоподъёмный механизм, гидравлический цилиндр с минимальной длиной штока, разновидность гидравлических домкратов. Отличительной особенностью низких домкратов является малая конструктивная высота корпуса, позволяющая устанавливать такие домкраты в узкие пространства между опорой и объектом, к которому требуется приложить усилие. Разновидности низких домкратов: домкрат низкий (таблетка), домкрат с низким подхватом, домкрат низкий подкатной.
Гидравлический автомобильный домкрат, называемый трансмиссионной стойкой, используется в автосервисах для подъёма и перемещения грузов при монтаже и демонтаже узлов и агрегатов автомобиля, установленных на смотровой яме, эстакаде или подъёмнике. Он представляет собой гидравлическую стойку, сочетающую в одном корпусе гидроцилиндр и ручной поршневой насос, что обеспечивает автономность, высокую эффективность и безопасность во время проведения ремонта. Стойки могут быть укомплектованы различными сменными захватами для снятия того или иного агрегата или узла автомобиля.
Чем поднимают машину при замене колеса название
За продольную часть, чтоб оба колеса сразу, поднимают только дебилы, поднимают ось, у кого за подрамник, у кого за мост.
А вот уже одетые колеса ехать ставить в к монтажникам, это надо быть:
Это всё при условии, что у вас там диск не погнут или резина спускает, тогда да, можно и к ним подкатить.
У меня одни диски, я езжу переодеваться, ибо посчитал, что при стоимости моих стальных дисков на все 4 колеса, я могу переодеваться с балансировкой и сам ниче не делая аж 6 лет.
мне не пофигу, ибо кривожопым толпаепам воопще до звизды на твое авто. посему переобуваю сам. а в гараже и домкратики с резинками и доски есть есличо да и сам сделаешь своими ручками аккуратнее полюбому
И балансируешь на собственном кую как Карлсон.
А вот уже одетые колеса ехать ставить в к монтажникам, это надо быть:
мне не пофигу, ибо кривожопым толпаепам воопще до звизды на твое авто. посему переобуваю сам. а в гараже и домкратики с резинками и доски есть есличо да и сам сделаешь своими ручками аккуратнее полюбому
И балансируешь на собственном кую как Карлсон.
Чем поднимают машину при замене колеса название
З.Ы, а лучше поставить на ручник и передачу. 80% соскока автомобилей из-за того, что домкрат поплыл на неплотной поверхности.
А самое главное всегда помнить, что те кого придавливало машиной были уверены, что с ними этого не произойдет.
Страшные, ужасные вещи говОриш. Хороший домкрат и тренога. Решают множество проблем..
самы дерьмовый домкрат который существует
З.Ы, а лучше поставить на ручник и передачу.
С ручником и передачей колёсья неудобно менять. Я их обычно вращаю при демонтаже, для скорости отворачивания и при монтаже, для более ровной посадки на конуса
Хотя у каждого свои привычки. И своя метода.
самы дерьмовый домкрат который существует
Инструменты для замены колеса
Когда меняются времена года, не стоит забывать о том, что необходимо менять колеса на своих автомобилях. Одним из более легких вариантов в этом деле является поездка на шиномонтаж или вызов мобильного шиномонтажа. Если вы хотите сэкономить, то можно заменить колеса самостоятельно, а балансировку уже выполнить у профессионалов. Для того, чтобы сменить колеса, необходимо под рукой иметь ряд инструментов. Но не все любители авто знают, что необходимо и какие именно инструменты лучше взять.
Инструменты для замены колеса: что понадобится?
Первым делом — домкрат
При смене колес, машину необходимо приподнять — для этого нужен домкрат. Сейчас существует множество вариантов домкратов. Они отличаются не только внешним видом и ценой, но и степенью воздействия. Домкраты делятся по воздействию на такие виды:
Конструкции домкратов разных видов отличаются, что влияет на стоимость этого инструмента. Исходя из выше написанного, можно выбрать домкрат, который подойдет для определенного автомобиля. Для того чтобы открутить болты на колесах потребуется также инструмент, который специально для этого предназначен.
Инструменты для болтов
Для откручивания и закручивания болтов, существует множество инструментов. Главное, необходимо знать какой диаметр имеют болты на колесах, после чего можно подбирать нужный инструмент.
Кроме домкрата и ключей также необходима подложка для автомобиля, по-другому — «башмак». Его подкладывают под автомобиль для фиксации.
Вот основные инструменты для замены колеса, которые понадобятся для работы.
Чем поднимают машину при замене колеса название
Купил сегодня 6 тонные подставки, с ходом 400-605 мм, но в гараже прикинул, показалось, что высота большая. Есть в продаже ещё с высотой 295-410, но не будут ли они слишком короткими?
Я сегодня мерял, под балкой 295 мм (колесо стандартной размерности), грязевое на 30 мм выше, то есть 325 мм, но ведь при подъёме рессоры провисают, а насколько я не знаю, поэтому и спросил. С одной стороны 400 мм будут нормально вставать, а с другой стороны поднимать придётся довольно много. Хотелось бы узнать, какими подставками народ пользуется, хватает ли маленьких подставок с максимальным ходом 495 мм.
Я сегодня мерял, под балкой 295 мм (колесо стандартной размерности), грязевое на 30 мм выше, то есть 325 мм, но ведь при подъёме рессоры провисают, а насколько я не знаю, поэтому и спросил. С одной стороны 400 мм будут нормально вставать, а с другой стороны поднимать придётся довольно много.
Я не знаю за какое место домкратят современные уазики.Козла я домкратил за мост.Соответсвенно рессоры не провисали при этом.И при необходимости подставку ставил тоже под мост.Алюминиевая,на 2 тонны кажется(можт на 1,5т),точно не помню.
Померяй расстояние до чулка моста. При стандартной резине около 30 см на спайсере будет. Так что подставки минимум 35 см должны быть.
Эти подставки 3-х тонные, эт я так на всякий случай. �� штоб желания испытить их на 6-и тоннах не было.
Кстати верно, там на самой подставке написано 3 тонны. Никто и не заметил сразу ��
Сегодня распаковал домкрат, написано, что минимум 140 мм (высота подхвата), а максимум 490 мм (высота подъёма). Получается что у моих подставок при рабочем диапазоне 400-605 мм, будут использоваться всего 400-490 мм, а остальные не нужны.
Ну и нормально. Не все же время под мост ставить. Может придется пружины или рессоры менять, а там под кузов ставить надо, так что такая высота как раз универсальная будет.
Ну вот, этого ответа я и ждал! То есть высота подставок вполне нормальная и менять их на меньшие не имеет смысла? ��
Ну вот, этого ответа я и ждал! То есть высота подставок вполне нормальная и менять их на меньшие не имеет смысла? ��
В Сибири таким не заморачиваются. Чурбаков напихал каких надо и АЛГА!
На шиномонтажке мне так и делали подкатным под картер.
3) Конечно лучше, быстрее ведь!
3) Конечно лучше, быстрее ведь!
По теме, не сомневайся, домкрать за картер, без разницы какие мосты, вбок не упадет, ибо другой то мост с колесами будет стоять на поверхности.
Но вбок может упасть домкрат, машина развернется вокруг задних колес. Так что злоупотреблять таким способом не стоит.
Но вбок может упасть домкрат, машина развернется вокруг задних колес. Так что злоупотреблять таким способом не стоит.
У него подкатной судя по его словам, он стремлением упасть в бок в отличии от джека не страдает
У него подкатной судя по его словам, он стремлением упасть в бок в отличии от джека не страдает
Хочу поднять тему, так как, нахожусь в раздумьях.
Хочу поднять тему, так как, нахожусь в раздумьях.
Правильно поднять, смазать и не сорвать. Замена колес по фэн-шуй
С наступлением теплых дней автомобилисты массово переходят с зимних шин на летние. Многие делают это самостоятельно. И то верно: процедура-то несложная! Однако, взявшись за ее описание, в том числе и пообщавшись с работниками шиномонтажных мастерских, мы с удивлением обнаружили: нюансов-то в ней предостаточно! Чем и спешим с вами поделиться.
Когда менять?
Вы помните, что зимняя резина от летней отличается не только рисунком протектора, но и составом, благодаря которому при низких температурах сохраняется ее эластичность? Пусть даже снега уже нет, но на холодном асфальте зимние покрышки будут работать лучше, чем «задубевшие» летние, да и меньше риск «поскользнуться» во время ночных заморозков. Следовательно, переходить на «лето» можно при наступлении стабильной температуры выше 5-7 градусов тепла.
С другой стороны, затягивать с заменой до лета тоже не рекомендуется: с ростом температуры (как воздуха, так и самого дорожного полотна) поведение зимних шин меняется в худшую сторону, что сказывается на управляемости и тормозном пути. Кроме того, стоит помнить, что применение зимних шин отрицательно сказывается на экономичности и акустическом комфорте автомобиля, поэтому их использование вне сезона попросту нецелесообразно.
Что куда ставим?
Кстати о направленности и асимметрии. Выбирая, какое колесо куда ставить, не забудьте проверить, что это возможно, и убедитесь, что ничего не напутали при сборке колес на шиномонтаже (хотя и редко, но такие ошибки случаются).
Шпаргалка для новичка
Следующая информация предназначена в первую очередь для новичков. Впрочем, и опытным автомобилистам не будет лишним освежить память. Итак, каков порядок действий при смене колес, какие нюансы следует учитывать?
Устанавливаем домкрат под предусмотренные производителем точки кузова. Использование других мест чревато повреждением порогов. Важно убедиться, что домкрат установлен надежно, при поднятии автомобиля не происходит перекосов, домкрат не стремится соскочить или съехать в сторону. Подкатной домкрат в процессе работы может сдвигаться под опорную точку.
Колесо вывешиваем с запасом, особенно если планируется поднимать и вторую ось (поскольку это приведет к перемещению первой оси вниз). В любом случае зазор в несколько сантиметров между колесом и площадкой необходим для того, чтобы облегчить процесс снятия/установки, а также с расчетом на возможное дополнительное перемещение рычага подвески вниз в процессе работ.
При помощи баллонного ключа/воротка выкручиваем болты (гайки) и складываем их в сухое место, например, в колесный колпак или футляр от домкрата. В крайнем случае ставим болты вертикально на асфальт, чтобы резьбовая часть оставалась чистой.
При снятии колеса могут возникнуть затруднения, если диск «прикипел» к ступице. Сначала пытаемся расшатать его руками: беремся с противоположных точек (слева и справа или сверху и снизу), одной рукой тянем, другой толкаем и наоборот. Если этого недостаточно, пытаемся сбить колесо со ступицы, ударяя по нему рукой (ногой) снаружи либо с внутренней стороны при помощи подходящих для этого подручных предметов. Однако такие действия можно проводить, убедившись, что автомобиль надежно стоит на домкрате. Даже в этом случае не будет лишним подстраховаться и подложить под порог колесо: если машина все же соскочит с домкрата, она не останется без опорной точки.
Чтобы в будущем избежать проблем с закисанием крепежа и прикипанием диска к ступице, можно обработать эти детали специальной смазкой. При этом важно не переусердствовать, особенно в случае с резьбовыми соединениями, где смазка наносится очень тонким слоем.
Устанавливаем колесо таким образом, чтобы отверстия в диске совпадали с отверстиями под болты в ступице. Прижав диск к ступице, убеждаемся в том, что ничто не мешает его плотному и равномерному прилеганию.
Вворачиваем первый болт в верхнее отверстие и снизу прижимаем колесо носком ноги: это поможет избежать перекоса диска и упростить процесс крепежа.
Тянуть не перетянуть
Опытные водители и механики примерно представляют, с каким усилием воздействовать на ключ. Но по большому счету эти знания сводятся к следующему: при закручивании болтов обычный человек без особой физической подготовки должен приложить изрядное усилие на стандартный баллонный ключ или «крест», не используя удлинителей.
Но на автомобиле Сергея Боярских болты тоже пережаты: в районе 200 Нм против требуемых 90-110 Нм! Колеса менялись в шиномонтажной мастерской, работник станции зажимал болты вручную.
Те же 200 Нм, что также заметно выше нормы, показал ключик и на машине Юрия Лихуты, хотя он сразу признался, что всегда пережимает крепеж. Как видим, закручивая болты «на глазок», опытные водители легко превысили требуемое усилие в полтора-два раза!
Стати, если крепеж зажат недостаточно сильно, через некоторое время он может ослабнуть, что чревато потерей колеса. Именно поэтому важно, особенно в случае с литыми дисками, через 100-200 км после «переобувки» проверить надежность крепежа и при необходимости «пережать» все колеса.
После шиномонтажа
После сборки колес требуется определенный период для «усадки» покрышки на обод, вследствие чего может возникнуть дисбаланс. Именно по этой причине через 500-1000 км, возможно, появится необходимость вновь отбалансировать колеса. В дальнейшем балансировку следует проводить каждые 10.000-12.000 км.
При установке новых шин следует помнить, что первые 200-300 км двигаться на них следует осторожно, поскольку сцепление колес с дорогой изначально будет снижено из-за технологической смазки, которой шины покрывают в процессе производства.
Как хранить?
В темном прохладном месте при влажности 50-60%. Оптимальной считается температура воздуха порядка 10-15°С, но допустимы колебания в любую сторону. Если покрышки сбортированы на диски, то колеса складывают в стопку или подвешивают за диск.
Шины без дисков хранят иначе. Традиционная рекомендация: вертикально, желательно на специальных стеллажах, с периодической сменой точки опоры (для чего покрышки раз в несколько недель следует поворачивать). Соблюдение этих нехитрых правил обеспечивает работоспособность и предусмотренный производителем срок службы шин.
Как самостоятельно заменить колесо на автомобиле
Иначе даже банальный прокол шины надолго задержит в дороге и испортит планы. Самый очевидный выход — вызвать эвакуатор и отвезти машину на шиномонтаж. Но в этом нет смысла, если в машине есть инструмент и запаска.
Поменять колесо просто: нужно открутить несколько гаек или болтов, снять одно колесо, поставить другое и прикрутить его к ступице. Но когда дело доходит до практики, неопытный водитель может столкнуться со сложностями.
Еще школьником я помогал отцу менять колеса на автомобиле и знаю все сложности процесса. Для своих машин покупаю второй комплект колес и самостоятельно меняю их дважды в год уже 15 лет. На шиномонтаж заезжаю только для того, чтобы колесо собрали или отбалансировали. В этой статье поделюсь накопившимся опытом.
Что вы узнаете
Какие инструменты потребуются
Баллонный ключ. Обычно он идет в комплекте к автомобилю и подходит к штатным колесам. Если на машине стоят не оригинальные диски, то штатный баллонник может не подойти по толщине и придется подбирать подходящий.
Также у автомобиля могут быть «секретки» — болты или гайки для дисков со специальным ключом. Их ставят, чтобы злоумышленники не могли снять колеса. В любом из этих случаев потребуется возить с собой головку-переходник или второй баллонный ключ.
Домкрат. Машины часто комплектуют механическим домкратом ромбического типа. Его удобно хранить в специальном органайзере, который часто кладут поверх запасного колеса. Чтобы домкрат занимал меньше места в машине, его ручку можно снять или сложить. Иногда ручкой может быть крючок, который соединяют с баллонным ключом — так легче откручивать колесо.
У ромбических и реечных домкратов есть недостаток: если поставить его неровно или на рыхлую поверхность, машина может упасть с него. Подкатные и гидравлические домкраты надежнее — возможно, есть смысл поискать компактную модель и положить ее в багажник.
Грузоподъемность штатного домкрата рассчитана на массу автомобиля. Учтите это при замене колеса: домкрат от седана может не справиться с внедорожником.
Крепеж. Гайки для крепления диска бывают с открытой и закрытой резьбой. Закрытые гайки не ржавеют и их невозможно прикрутить неправильно. Гайку с открытой резьбой нужно прикручивать к диску той стороной, на которой есть конус или сфера: так центруется диск.
Гайки и болты для штампованных, литых и кованых дисков различаются. Следите, чтобы крепеж соответствовал диску, иначе со временем на прижимной поверхности появится бороздка и крепление ослабнет. Важно, чтобы форма крепления совпадала с формой диска. Например, сферическое крепление часто используется для штампованных дисков, а конусное — для литых и кованых. Если с выбором крепления возникают сложности, лучше обратиться к специалистам.
Также могут различаться крепежи для запаски, зимнего и летнего комплекта колес. Поэтому с собой нужно возить подходящий комплект гаек или болтов на случай замены колеса.
Противооткатные упоры нужны, чтобы машина не съехала с домкрата. Их ставят под колесо с обеих сторон.
Если под рукой нет упоров, можно использовать любые бруски или кирпичи.
Компрессор с манометром, который показывает давление в шине, потребуется после монтажа. Он выравнивает давление в шинах. Если на компрессоре нет манометра, его можно купить отдельно.
Запасное колесо находится в багажнике, на задней двери или под днищем автомобиля. Вместо обычной запаски в машине может быть докатка — компактное колесо с ограничением скорости 80 км/ч.
Нельзя устанавливать шины с разным рисунком протектора на одну ось. Если рисунок на запасном колесе отличается, можно аккуратно доехать до шиномонтажа. Важно не допускать резких торможений и стартов. Если запасного колеса нет, придется вызывать эвакуатор или попробовать самостоятельно устранить прокол — например, с помощью специального ремкомплекта. Про него мы напишем отдельный материал.
Как подготовить автомобиль к замене колеса
Выбрать безопасное место. Если колесо повреждено, оставлять машину на дороге опасно — лучше съехать на обочину. Выберите ровную площадку без уклонов с твердым покрытием, например асфальт или бетон. Гравий, песок и земля — рыхлая поверхность, на которой машина может упасть с домкрата. В этом случае под него нужно подложить что-то твердое. Например, широкую доску.
Включите аварийную сигнализацию и наденьте световозвращающий жилет. Затем выставите знак аварийной остановки в 15 метрах от машины в населенных пунктах и в 30 метрах — на остальных дорогах. Пассажиры должны выйти из салона.
Зафиксировать машину. Важно, чтобы она не могла свободно катиться вперед или назад во время монтажа. Для этого нужно затянуть ручник и поставить механическую коробку передач на скорость, а автоматическую — в положение парковки. Дополнительно используйте противооткатные упоры с двух сторон противоположного колеса. Чем больше упоров будет под колесами, тем надежнее зафиксируется машина.
Как самостоятельно заменить колесо
В этой инструкции мы будем говорить про штатный ромбический домкрат. Если конструкция будет другой, суть не изменится, просто вместо ручки может быть педаль или рычаг.
Ослабить крепеж. Проверните гайки или болты против часовой стрелки, пока колесо стоит на земле. Позже это будет опасно: машина может сорваться с домкрата и покатиться. Как быть, если гайки не откручиваются, мы расскажем дальше — в главе «С какими сложностями можно столкнуться».
Установить домкрат. Специальная точка подъема для установки домкрата находится на пороге автомобиля, рядом с колесом. Ее можно найти в инструкции по эксплуатации или визуально — обычно это небольшая впадина для ромбического домкрата или квадратная полость для реечного. Если ставить домкрат в другое место, можно повредить кузов машины или замять пороги.
Устанавливать домкрат нужно перпендикулярно земле, без перекосов. Если он начал крениться в сторону, поднимать машину нельзя — нужно опустить автомобиль и переустановить домкрат.
Поднять колесо. Для этого вращайте ручку домкрата по часовой стрелке. Усилие на ручку будет постепенно возрастать. Если у домкрата нет специальной ручки, используйте крюк из набора и баллонный ключ. В крайнем случае можно вставить отвертку в отверстие для ручки домкрата.
Перестраховаться. Когда поднимете машину, положите запаску под днище рядом с домкратом. Если машина сорвется с домкрата, запаска не даст повредить тормозной диск.
Открутить гайки. Открутите ослабленные гайки или болты. Верхний крепеж откручивайте в последнюю очередь: так колесо до последнего момента будет держаться на ступице. Не бросайте гайки или болты на землю, в песок, снег или лужу, чтобы не потерять их и не загрязнить резьбу.
Заменить колесо. Поставьте запасное колесо вместо того, которое сняли. Диск должен встать на посадочное место, плотно и без зазоров прилегать к ступице. Гайки или болты нужно закрутить от руки конусной частью к колесу. Чтобы колесо не перекосило, закручивайте крепежи по диагонали или крест-накрест. Подтяните крепления ключом, но без усилия, чтобы машина не слетела с домкрата.
Опустите автомобиль на землю — для этого вращайте ручку ромбического домкрата против часовой стрелки.
Затяните крепления по диагонали или крест-накрест баллонным ключом по часовой стрелке. Усилия рук достаточно: перетягивать гайки ногой или ключом с длинным рычагом опасно.
Маловероятно, что в багажнике будет динамометрический ключ, но если он есть — лучше воспользоваться им. Момент затяжки можно посмотреть в руководстве по эксплуатации. Обычно для легковых автомобилей это 100—130 Нм.
Вытащите домкрат из-под машины и уберите противооткатные упоры.
Что проверить после замены колеса
Давление в шинах. Перекачивать или недокачивать колеса вредно для шин и опасно для жизни.
О том, как правильно измерять давление в шинах и где узнать нормативы, мы подробно писали в отдельном материале. Не забудьте закрутить обратно колпачок вентиля.
Состояние резины. Осмотрите резину на снятом колесе. Если протектор стерт неравномерно, нужно отрегулировать углы установки колес. Если игнорировать этот признак, новая шина быстро сотрется.
При сезонной замене резины стоит поменять колеса местами, потому что шины изнашиваются неравномерно. Чтобы не запутаться, можно отметить их мелом — например, «переднее правое», «переднее левое» и так далее.
С какими сложностями можно столкнуться
Крепление не откручивается. Если гайка прикипела к диску, побрызгайте на соединение средством WD-40 или его аналогами и подождите несколько минут, пока жидкость проникнет в соединение и начнет действовать.
Также обратите внимание на баллонный ключ. Крестовым баллонным ключом пользоваться легче. Ключи Г-образной формы с короткой ручкой требуют больше усилий.
В крайнем случае можно удлинить рычаг — например, вставить ключ в кусок трубы и плавно провернуть гайку.
Колесо не снимается. Иногда колесный диск прикипает к ступице. Тогда на место соприкосновения нужно побрызгать WD-40 . Попробуйте аккуратно раскачать колесо или постучать ногой по резине. Следите, чтобы машина не съехала с домкрата.
Чтобы колесо не прикипало, после демонтажа очистите ступицу от ржавчины и грязи. Обработайте ее высокотемпературной смазкой — медной, графитовой или керамической, но осторожно. Важно понимать, как будет взаимодействовать металл со смазкой. Например, если обработать ступицу медной смазкой, соединение окислится при контакте меди с литым колесным диском. Смазка не должна попасть на шпильки или на резьбу для колесных болтов. Подробно об этом расскажу в другой главе.
Колесо не устанавливается. Машину на домкрате перестают поднимать, как только спущенное колесо отрывается от земли. Если запасное колесо не устанавливается на посадочное место, проверьте, достаточно ли поднят автомобиль. Если у резины глубже протектор или колесо больше по диаметру, стоит еще приподнять автомобиль — колесо должно встать на место.
Машину уводит в сторону. Если на запасном колесе тот же рисунок протектора, но его ни разу не использовали, лучше установить такую запаску на заднюю ось независимо от привода. Иначе автомобиль может уводить в сторону на скорости или заносить при торможении. Та же проблема возникнет при разном давлении в шинах.
Появились биения на руле. Если водитель чувствует биение на руле, нужно заехать на шиномонтаж и попросить мастера отбалансировать колесо. Возможно, от колесного диска отвалился балансировочный грузик.
Загорелся индикатор «давление в шинах». Актуально для машин с датчиками давления в шинах. Они не всегда оперативно считывают информацию — иногда достаточно проехать небольшое расстояние, чтобы индикатор погас. Если этого не случилось, попробуйте снова подкачать колеса. Возможно, манометр сломался или измеряет давление с погрешностью. Если с давлением все в порядке, откалибруйте датчики через меню в головном устройстве.
Разрядился аккумулятор. Старый аккумулятор может разрядиться, если накачивать шины компрессором при неработающем двигателе. Компрессор потребляет много энергии, а генератор в это время не восполняет заряд батареи. Поэтому проверять давление и подкачивать шины стоит только с запущенным двигателем.
Сломалась шпилька ступицы. Это может случиться, если в последний раз крепления колеса перетянули. Например, использовали пневмопистолет на шиномонтаже или на шпильку случайно попала смазка. С одной сломанной шпилькой допустимо аккуратно добраться своим ходом до автосервиса или шиномонтажа, с двумя и более — уже опасно.
Не всегда сломанную шпильку возможно заменить. Из-за конструктивных особенностей отдельных моделей приходится менять ступицу целиком. Если чувствуете, что шпилька может сломаться, не рискуйте — обратитесь на шиномонтаж или в автосервис.
Чего не стоит делать при замене колес
Пренебрегать безопасностью. Соблюдайте технику безопасности и работайте в светоотражающем жилете. Не проверяйте рукой, оторвалось ли колесо от земли. Не засовывайте голову в колесную арку. Не ложитесь под автомобиль, который стоит на домкрате. Не раскачивайте поддомкраченный автомобиль.
Смазывать резьбу креплений. Некоторые автовладельцы, а иногда и мастера на шиномонтаже обрабатывают гайки, шпильки и болты колесных креплений машинным маслом, солидолом, медной или графитовой смазкой. Так крепеж не ржавеет и легче откручиваются.
Крепеж ни в коем случае нельзя смазывать и нельзя допускать, чтобы какая угодно смазка попадала на них случайно. Чтобы затянуть болт или гайку на смазанной резьбе, придется приложить большее усилие и велика вероятность, что болт или шпилька растянутся, а потом лопнут. Шпильку или даже ступицу придется менять целиком, а болт — высверливать. И то и другое — серьезная проблема и лишние траты.
Переживать насчет коррозии на креплениях стоит только тем, кто откручивает колеса раз в три года. Среднестатистический автовладелец делает это при сезонном шиномонтаже.
Перетягивать крепеж. Если вы затягиваете колесо баллонным ключом, достаточно усилия рук. Если неграмотно использовать пневмопистолет или ключ с длинным рычагом, затягивать гайки ногой или прыгать на ключе, это может обломить крепеж или привести к травмам.