Устройство и работа кондиционера авто

Кондиционер автомобиля — необходимый элемент для комфортной поездки в жару. В статье рассмотрим устройство и принцип работы кондиционера, а также ключевые компоненты, такие как компрессор и муфта, обеспечивающие его функционирование. Понимание работы этих систем поможет лучше заботиться о автомобиле и своевременно выявлять неисправности, что повысит комфорт и безопасность на дороге.

Как работает кондиционер

Принцип работы автокондиционеров остается неизменным:

  1. Двигатель вращает шкив с электромуфтой, подключенной к компрессору.
  2. Компрессор сжимает хладагент (фреон), нагревая его.
  3. Горячий хладагент конденсируется в радиаторе (конденсаторе).
  4. Сжиженный хладагент расширяется в радиаторе (испарителе).
  5. Вентилятор подает холодный воздух в салон, обдувая испаритель.
  6. Ресивер-испаритель защищает компрессор от сжиженного газа, который не поддается сжатию.
  7. Управляющий блок координирует работу всех компонентов.

Работа устройства схожа с холодильником. Для охлаждения воздуха используется эффект снижения температуры при расширении газов, но холодильник работает в замкнутом пространстве, а кондиционер воздействует на поток воздуха.

схема работы кондиционера

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что кондиционер в автомобиле является неотъемлемой частью системы комфорта. Его работа основана на принципе охлаждения воздуха с помощью хладагента, который циркулирует по замкнутой системе. При этом важную роль играют компрессор, конденсатор и испаритель. Компрессор сжимает хладагент, превращая его в газ, который затем проходит через конденсатор, где охлаждается и конденсируется в жидкость. Далее жидкость попадает в испаритель, где, испаряясь, поглощает тепло из салона, обеспечивая приятную прохладу.

Специалисты подчеркивают, что регулярное обслуживание системы кондиционирования, включая проверку уровня хладагента и очистку фильтров, значительно увеличивает эффективность работы и продлевает срок службы устройства. Важно также учитывать, что неправильная эксплуатация может привести к поломкам и снижению производительности. Поэтому грамотный подход к использованию кондиционера не только улучшает комфорт, но и способствует безопасности на дороге.

Принцип работы системы кондиционирования DENSOПринцип работы системы кондиционирования DENSO

Детали кондиционера

Чтобы лучше понять, как происходит процесс охлаждения воздуха, необходимо разобраться, как работает каждое устройство этой системы. Если вы будете понимать принцип, лежащий в основе работы каждого агрегата, то сможете хотя бы приблизительно определять, когда кондиционер работает неправильно. Это поможет вовремя провести диагностику.

компрессор кондиционера

Компонент Функция Возможные неисправности и их признаки
Компрессор Сжимает хладагент, повышая его давление и температуру. Не включается, издает шум, низкая эффективность охлаждения, утечка хладагента.
Конденсатор Охлаждает и конденсирует высокотемпературный и высокодавлениый хладагент, превращая его в жидкость. Загрязнение (снижение эффективности охлаждения), утечка хладагента, повреждение трубок.
Ресивер-осушитель Фильтрует и осушает хладагент, удаляя влагу и загрязнения. Засор, утечка хладагента, неэффективное охлаждение.
Теплообменник испарителя Испаряет хладагент, поглощая тепло из воздуха в салоне. Загрязнение (снижение эффективности охлаждения), обмерзание (недостаток хладагента или засор), утечка хладагента.
Расширительный клапан (капиллярная трубка) Регулирует поток хладагента, снижая его давление перед испарителем. Засор, утечка хладагента, неэффективное охлаждение.
Вентилятор конденсатора Охлаждает конденсатор, обеспечивая отвод тепла. Не работает, работает неэффективно (слабый поток воздуха), шум.
Вентилятор испарителя (печка) Циркулирует охлажденный воздух по салону. Не работает, работает неэффективно (слабый поток воздуха), шум.
Датчики давления и температуры Контролируют параметры системы и управляют работой компрессора. Неисправность датчиков (некорректные показания), неэффективное охлаждение, ошибки в работе системы.
Электронный блок управления (ЭБУ) Управляет работой всех компонентов системы кондиционирования. Неисправность ЭБУ (сбои в работе системы, ошибки), неэффективное охлаждение.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о работе и устройстве автомобильных кондиционеров:

  1. Цикл охлаждения: Автомобильный кондиционер работает по принципу холодильного цикла, который включает в себя четыре основных этапа: сжатие, конденсация, испарение и расширение. Хладагент, проходя через эти этапы, поглощает тепло из салона автомобиля и отводит его наружу, обеспечивая комфортную температуру внутри.

  2. Эффективность и экономия топлива: Использование кондиционера может увеличить расход топлива на 5-20%, в зависимости от условий эксплуатации. Однако современные системы кондиционирования становятся все более энергоэффективными, и некоторые автомобили оснащены системами, которые автоматически регулируют работу кондиционера в зависимости от температуры и скорости движения.

  3. Фильтрация воздуха: Многие современные кондиционеры автомобилей оснащены фильтрами, которые очищают воздух от пыли, пыльцы и других загрязняющих веществ. Это не только улучшает качество воздуха в салоне, но и помогает предотвратить загрязнение системы кондиционирования, что может продлить срок службы устройства.

Компрессор

Для достижения необходимого давления газа используется многопоршневой компрессор. На валу с определенным углом наклона установлена стальная пластина, приводящая в движение поршни. Герметичность цилиндров обеспечивают резиновые уплотнители. Чтобы компрессор не работал постоянно, на валу размещена электромагнитная муфта, соединяющая устройство с шкивом. Шкив, связанный с приводным ремнем двигателя, вращается постоянно, но устройство активируется только при подаче напряжения на соленоид электромуфты.

Все модификации компрессоров используют этот принцип работы. Многоцилиндровая конструкция обеспечивает стабильный поток хладагента без колебаний давления. Специальное масло, сохраняющее свойства при любых температурах, защищает компрессор от повреждений и добавляется вместе с фреоном. Когда хладагент испаряется более чем наполовину, в систему с фреоном заливается полная порция масла.

компрессор кондиционеракомпрессор кондиционера

Конденсатор

Конденсатор от радиатора системы охлаждения отличают лишь экстремальные температуры и особый наполнитель, а общий принцип работы тот же. Компрессор наполняет конденсатор раскаленным газом, из-за чего последний отдает тепловую энергию, превращаясь в жидкость и теряя давление. Когда двигатель вращается медленно, компрессор снижает напор хладагента, из-за чего уменьшается и выделяемая тепловая энергия. Это позволяет снизить скорость вращения вентилятора и создаваемый им воздушный поток.

Во время движения машины входящий через решетку радиатора воздушный поток также помогает охлаждать конденсатор. Когда мотор долгое время работает на холостых, эффективность охлаждения падает и вентилятор увеличивает скорость вращения лопастей. Штатный вентилятор системы охлаждения не всегда может обеспечить правильную работу кондиционера, поэтому снаружи устанавливают еще один электрический вентилятор, увеличивающий воздушный поток.

Испаритель и вентилятор

Сжатый до жидкого состояния хладагент попадает в устройство и вновь превращается в газ. Температура хладагента опускается до отрицательных значений, что вызывает охлаждение испарителя. Забортный воздух поступает из подкапотного пространства благодаря разряжению, создаваемому вентилятором. Салонный фильтр очищает воздух от пыли и загрязнений, после чего он обдувает испаритель. В зависимости от режима работы кондиционера вентилятор изменяет скорость вращения, регулируя интенсивность обдува испарителя. Этот принцип охлаждения входящего воздуха универсален и применяется во всех моделях кондиционеров и систем климат-контроля.

устройство, работа кондиционера автомобиля

Ресивер

В некоторых случаях газ не полностью выкипает, и по трубкам продолжает движение жидкость. Если она попадет в компрессор, он разрушится из-за гидроудара, ведь жидкость невозможно сжать. Чтобы избежать повреждения этого устройства, между испарителем и компрессором устанавливают ресивер (аккумулятор). Это устройство использует тот же принцип, что и испаритель — попадая в ресивер, газ получает возможность расшириться, благодаря чему выкипают даже небольшие капельки жидкости.

Управляющий блок

Основное различие между стандартным кондиционером и современным климат-контролем заключается в управляющем блоке, который поддерживает подключение датчиков. Принцип работы остается прежним: управление компрессором и вентиляторами. Кондиционер подает электрическое напряжение на компрессор и регулирует скорость вентиляторов. Для этого необходимо коммутирующее устройство, так как кнопки и потенциометры на передней панели автомобиля не рассчитаны на высокую нагрузку. Подключение к управляющему блоку контроллера и датчиков, а также возможность изменять направление потока воздуха через испаритель, превращает кондиционер в полноценную систему климат-контроля.

схема работы климат-контроля

Обслуживание кондиционера

Самостоятельное обслуживание, не требующее специального оборудования, заключается в своевременной замене салонного фильтра и оценке работы кондиционера. Фильтр необходимо менять каждые 15–20 тысяч километров. Если вы часто пользуетесь кондиционером или эксплуатируете машину в условиях сильной запыленности, сократите пробег до 7–12 тысяч километров. Это защитит вас от появления неприятного запаха в салоне. Если кондиционер вдруг начал хуже работать, а замена салонного фильтра не помогла, необходимо проверить количество хладагента. Это можно сделать, измерив давление в системе и сравнив его с необходимым. 

Все данные о давлении написаны на небольшой металлической табличке, закрепленной на внутренней стороне капота или на задней стенке подкапотного пространства. Эту табличку монтируют во время установки кондиционера.

табличка о заправке кондиционера

Стоимость установки и обслуживания кондиционера

Установка кондиционера в автомобиль требует значительных изменений. Нужно найти место для конденсатора, испарителя и вентиляторов. Также потребуется перепрограммировать контроллер двигателя для учета снижения оборотов при работе устройства. Необходимо заменить приводной ремень и установить компрессор. В совокупности с покупкой компрессора общая стоимость работ составит не менее 80 тысяч рублей. Более выгодным вариантом может стать покупка автомобиля с уже установленным кондиционером. Каждые три года кондиционер нужно заправлять, что обойдется от 5 до 8 тысяч рублей.

Заправка автомобильных кондиционеров.Заправка автомобильных кондиционеров.

Проблемы и неисправности кондиционера

Кондиционеры автомобилей, как и любое другое оборудование, могут сталкиваться с различными проблемами и неисправностями, которые могут негативно сказаться на их работе. Знание основных неисправностей поможет водителям своевременно выявить и устранить проблемы, обеспечивая комфорт в салоне автомобиля.

Одной из наиболее распространенных проблем является недостаток хладагента. Это может произойти из-за утечек в системе, что приводит к снижению эффективности охлаждения. Утечки могут возникать в результате износа уплотнителей, повреждения трубок или соединений. Для диагностики этой проблемы необходимо провести проверку системы на наличие утечек с помощью специального оборудования или добавления красителя в хладагент.

Еще одной распространенной неисправностью является поломка компрессора. Компрессор отвечает за циркуляцию хладагента в системе, и его неисправность может привести к полной остановке работы кондиционера. Признаки неисправности компрессора могут включать странные звуки при работе, отсутствие охлаждения и перегрев двигателя. В случае поломки компрессора его замена может потребовать значительных затрат.

Также стоит обратить внимание на состояние конденсатора и испарителя. Конденсатор, расположенный перед радиатором, может забиваться грязью и мусором, что приводит к снижению его эффективности. Испаритель, находящийся в салоне, также может засоряться, что приводит к ухудшению охлаждения. Регулярная чистка этих компонентов поможет избежать проблем с кондиционером.

Не стоит забывать и о системе управления кондиционером. Проблемы с электроникой, такие как неисправные датчики или проблемы с проводкой, могут привести к неправильной работе системы. В таких случаях необходимо провести диагностику электрооборудования и, при необходимости, заменить неисправные компоненты.

Наконец, стоит упомянуть о необходимости регулярного обслуживания кондиционера. Замена фильтров, проверка уровня хладагента и очистка системы помогут предотвратить многие проблемы и продлить срок службы кондиционера. Рекомендуется проводить профилактическое обслуживание не реже одного раза в год, особенно перед началом летнего сезона.

Вопрос-ответ

Как работает кондиционер в машине простыми словами?

В испарителе хладагент в фазе газ-жидкость движется по трубкам. Вентилятор продувает воздух из салона автомобиля через испаритель, воздух охлаждается, тепло от него передается хладагенту. После чего хладагент снова подаётся в компрессор, и цикл замыкается.

Как устроена система кондиционера автомобиля?

В устройство автомобильного кондиционера входят: компрессор, конденсатор, осушитель, терморегулирующий вентиль, испаритель, электрическое оборудование. Все компоненты соединяются между собой магистралями высокого и низкого давления с созданием герметизированной кольцевой системы.

Как работает кондиционер в режиме авто?

Режим AUTO. Сразу после запуска режима AUTO вентилятор, как правило, работает на очень низкой скорости, пока кондиционер определяет текущую температуру и выбирает соответствующий режим. Для того чтобы сплит-система не затрачивала время на анализ состояния среды, рекомендуем самостоятельно выбрать требуемый режим работы.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте уровень хладагента в системе кондиционирования. Низкий уровень может привести к перегреву компрессора и снижению эффективности работы кондиционера. Если вы заметили, что кондиционер не охлаждает воздух так, как раньше, это может быть признаком утечки хладагента.

СОВЕТ №2

Очистка или замена фильтра салона – важная процедура, которую не стоит игнорировать. Загрязненный фильтр может ухудшить качество воздуха в салоне и снизить эффективность работы кондиционера. Рекомендуется проверять и менять фильтр каждые 10-15 тысяч километров пробега.

СОВЕТ №3

Не забывайте о регулярном обслуживании кондиционера. Профессиональная диагностика и чистка системы помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы устройства. Рекомендуется проводить такое обслуживание хотя бы раз в год, особенно перед началом летнего сезона.

СОВЕТ №4

При использовании кондиционера старайтесь не включать его сразу на максимальную мощность. Начните с низкой скорости и постепенно увеличивайте, чтобы избежать резкого перепада температуры, что может негативно сказаться на здоровье пассажиров и работе системы.

Ссылка на основную публикацию
Похожее