Ремень ГРМ или цепь

Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) обеспечивает синхронизацию вращения коленчатого и распредвала двигателя. Его исправная работа критична для стабильности и эффективности двигателя, а износ может вызвать серьезные повреждения. В статье рассмотрим функции ремня ГРМ, его ресурс и периодичность замены, что поможет владельцам автомобилей избежать проблем и продлить срок службы двигателя.

Конструкция ременного привода механизма газораспределения

Ременной привод включает следующие компоненты:

  1. Зубчатый шкив на коленчатом валу, иногда объединенный со шкивом генератора.
  2. Зубчатый шкив распределительного вала; при наличии двух распредвалов — два шкива.
  3. Натяжной ролик, который может быть установлен с направляющими роликами в зависимости от модели.
  4. Шкив водяного насоса системы охлаждения, если насос не имеет отдельного ременного привода.

порвался ремень ГРМ

Эксперты в области автомобилестроения часто обсуждают преимущества и недостатки ремня ГРМ и цепи. Ремень, как правило, легче и тише в работе, что делает его популярным выбором для многих производителей. Однако его срок службы ограничен, и замена может потребоваться каждые 60-100 тысяч километров. В то же время цепь ГРМ, хотя и более шумная, обладает большей долговечностью и может служить до 200 тысяч километров и более. Тем не менее, замена цепи может быть более сложной и дорогостоящей процедурой. Специалисты рекомендуют учитывать не только технические характеристики, но и условия эксплуатации автомобиля, чтобы выбрать оптимальный вариант для конкретной модели.

Цепь или ремень ГРМ, что лучше сейчасЦепь или ремень ГРМ, что лучше сейчас

Изготовления

С виду простая конструкция ремня имеет довольно сложную основу, ведь ремень ГРМ в ходе эксплуатации подвергается серьезным испытаниям на прочность. Поэтому при изготовлении в ремень закладывается силовой каркас, исключающий растяжение и сохраняющий продольную устойчивость к обрывам. Стекловолокно, которое используется при изготовлении ремня в качестве корда, сохраняет его поперечную гибкость. Внешняя оболочка корда изготовлена из неопренового синтетического каучука.

Зубцы, отлитые также из неопрена, привариваются к внутренней оболочке ремня. Высокая точность отлива обеспечивает плотную посадку (без зазоров) зубцов в пазы шкивов, благодаря чему работа ременного привода проходит без рывков.

Характеристика Ремень ГРМ Цепь ГРМ
Срок службы 60 000 – 120 000 км (зависит от модели автомобиля и условий эксплуатации) 150 000 – 250 000 км и более (зависит от модели автомобиля и условий эксплуатации)
Стоимость замены Относительно недорогая Более дорогая
Сложность замены Относительно простая Более сложная
Требует обслуживания Нет (замена по регламенту) Нет (замена по регламенту, возможна смазка в некоторых случаях)
Шумность работы Тихая работа Может издавать шум при износе
Надежность Может неожиданно оборваться, что приводит к серьезным повреждениям двигателя Более надежная, реже выходит из строя
Масса Легкая Тяжелая
Эффективность Высокая эффективность передачи вращения Немного меньшая эффективность передачи вращения из-за трения
Влияние на мощность двигателя Минимальное Минимальное

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о ремне ГРМ и цепи:

  1. Срок службы и замена: Ремни ГРМ обычно требуют замены каждые 60,000-100,000 километров, в то время как цепи ГРМ могут служить значительно дольше — до 200,000 километров и более. Однако, если цепь начинает изнашиваться, её замена может быть более сложной и дорогой.

  2. Шум и вибрация: Цепи ГРМ, как правило, работают тише и создают меньше вибраций по сравнению с ремнями. Это связано с тем, что цепи более жесткие и менее подвержены растяжению, что обеспечивает более стабильную работу двигателя.

  3. Стоимость и обслуживание: Хотя цепи ГРМ могут быть более надежными и долговечными, их установка и замена часто требуют больше времени и усилий, что может привести к более высоким затратам на обслуживание. Ремни, с другой стороны, проще и дешевле в замене, но требуют регулярного контроля и замены.

Рабочий ресурс

Качественный ремень газораспределительного механизма следует заменять после 60 тысяч километров пробега. Определить надежность ремня бывает сложно, поэтому рекомендуется проверять его состояние каждые 10-15 тысяч километров, независимо от марки автомобиля.

У модели Лада Приора ремень ГРМ имеет ресурс в 200 тысяч километров, что недостижимо для многих иномарок. Долговечность объясняется тем, что ремень Приоры в два раза шире стандартного, что повышает его прочность.

Даже если автомобиль используется редко и стоит в гараже, ремень нужно менять раз в несколько лет. Он подвержен рассыханию и образованию трещин, что может привести к обрыву.

дефекты ремня ГРМ

Натяжной ролик и помпа, как возможные причины обрыва ремня ГРМ

При покупке нового ремня ГРМ в автомагазине грамотные продавцы предлагают заодно приобрести и натяжной ролик. Функция натяжного ролика определена из названия. С его помощью ременный привод после установки натягивается до нужного состояния.

Натяжной ролик в механизме газораспределения довольно слабое звено. Он неразборный и разглядеть дефекты невозможно. Поэтому менять его лучше вместе с ремнем. А если ролик начал издавать посторонние звуки, то тянуть с заменой нельзя. Его подклинивание или разрушение станет причиной обрыва ременного привода ГРМ.

Натяжные ролики выпускаются металлическими и металлопластиковыми. Модели из металла считаются более надежными, однако если заклинит такой ролик, обрыв ремня произойдет неминуемо. Если из строя выйдет металлопластиковый ролик, то есть шанс, что под нагрузкой сломается только пластиковая вставка, но ремень при этом останется целым, а, соответственно, и двигатель не пострадает.

Если при осмотре ремня видно, что с одного края он «подъеден», то причина этого заключается в водяной помпе (насосе). В ходе эксплуатации в подшипнике помпы появляется люфт, и шкив водяного насоса начинает подъедать ременный привод, истончая его по ширине. В итоге водяная помпа становится причиной обрыва ременного привода. К тому же подъеденный ремень означает, что водяной насос нужно срочно менять. Так как его остановка грозит перегревом двигателя, последствия от которого могут быть самыми плачевными.

Заклинивший ролик ГРМ

Чем опасен обрыв ремня ГРМ

Обрыв ремня ГРМ представляет серьезную угрозу для автомобилей без выемок для клапанов в поршнях. Последствия могут быть тяжелыми, так как большинство современных автомобилей не имеют таких выемок.

При разрыве ремня распределительный вал останавливается, и клапаны перестают двигаться, оставаясь в открытом положении. В то же время маховик продолжает вращаться, приводя в движение коленчатый вал. Поршни движутся навстречу открытым клапанам, что приводит к их столкновению. Это может привести к сгибанию клапанов и повреждению поршней.

Если ремень рвется на двигателе с поршнями, имеющими клапанные выемки, двигатель просто останавливается. Однако, если это произойдет во время движения, потребуется эвакуатор или буксир, так как заменить ремень на месте будет сложно.

проточки под клапана

Что нужно для замены

Например, для замены ремня на автомобилях ВАЗ Самара только для того чтобы подобраться к шкиву коленчатого вала нужно:

  • открутить пластиковый кожух, закрывающий ременный привод ГРМ;
  • поддомкратить автомобиль и снять правое переднее колесо;
  • открутить металлический щиток, закрывающий ремень генератора;
  • ослабить ремень генератора и снять его;
  • открутить шкив ремня генератора, так как он закрывает шкив коленвала.

А это можно будет сделать только с помощником. Так как болт, которым закручен шкив, сорвать одному будет очень трудно, потому что затянут он сильно. Поэтому для того чтобы коленвал не прокручивался, помощник должен сидеть в салоне и, включив 5 передачу, давить на педаль тормоза. Да и вороток с головкой для откручивания злополучного болта нужен довольно мощный.

Поэтому чтобы не создавать себе ненужных трудностей, необходимо всего лишь проверять периодически состояние ремня ГРМ и устранять возможные причины обрыва.

Замена ремня ГРМ, метки зажигания 8 клапанный двигатель ВАЗ 2108-2109, 2114Замена ремня ГРМ, метки зажигания 8 клапанный двигатель ВАЗ 2108-2109, 2114

Цепь или ремень: что лучше

В автомобильных системах газораспределения используются как ременные, так и цепные приводы. Какой из них предпочтительнее и почему существует разнообразие моделей?

Конструкция газораспределительного механизма с цепным приводом более надежна, так как цепь изготовлена из металла, прочнее армированной резины. Срок службы цепного механизма составляет 150-300 тысяч километров, что значительно превышает срок службы ременного привода. Однако каждые 70-100 тысяч километров необходимо проверять натяжение цепи, так как она может растягиваться. Даже небольшое растяжение может привести к перескоку цепи на зубец в звездочке ГРМ, что может вызвать изменение режима газораспределения и прогорание клапанов. Регулярная диагностика цепи крайне важна.

Если цепь не натягивается и после замены натяжителя люфт не исчезает, требуется замена всей системы. Эта процедура может стоить 10-30 тысяч рублей в зависимости от модели автомобиля, и игнорировать ее нельзя, иначе последствия могут быть серьезными.

Ременный привод более экономичен, но высокая стоимость обслуживания цепного ГРМ оправдана его надежностью. Цепь не порвется, что исключает столкновение клапанов с поршнями, а срок службы цепи внушителен.

Некоторые водители считают, что ременный механизм работает тише, но это стереотип, возникший в советские времена с автомобилями ВАЗ. В современных машинах с разными приводами ГРМ сложно определить, где установлен цепной, а где ременной привод по уровню шума. Ременный вариант был разработан для снижения производственных затрат и не имеет явных преимуществ перед цепью.

При покупке подержанного автомобиля, независимо от заверений продавца, обязательно следует заменить ремень ГРМ, натяжной ролик, обводной и паразитный ролики (если предусмотрены), а также водяной насос. Затраты на замену помогут избежать больших расходов на капитальный ремонт двигателя.

Ремень ГРМ — ключевая деталь механизма газораспределения. Его обрыв может привести к остановке двигателя и необходимости капитального ремонта. Поэтому важно заранее устранять возможные причины обрыва.

цепь или грм

Ремень ГРМ. Ресурс, когда менять. Просто о сложномРемень ГРМ. Ресурс, когда менять. Просто о сложном

Стоимость обслуживания и замены

Ремень ГРМ обычно требует замены через каждые 60 000 – 100 000 километров пробега, в зависимости от рекомендаций производителя. Замена ремня включает в себя не только сам ремень, но и сопутствующие детали, такие как натяжители и ролики. Стоимость замены ремня ГРМ может колебаться от 10 000 до 30 000 рублей, в зависимости от сложности работы и цен на запчасти. Важно учитывать, что несвоевременная замена ремня может привести к серьезным повреждениям двигателя, что в свою очередь увеличит общие затраты на ремонт.

Цепь ГРМ имеет значительно более длительный срок службы, обычно от 150 000 до 300 000 километров. Однако, несмотря на это, цепь также может требовать замены в случае износа или повреждения. Замена цепи ГРМ, как правило, более сложная и трудоемкая процедура, что может привести к более высоким затратам на обслуживание. Стоимость замены цепи может варьироваться от 20 000 до 50 000 рублей, в зависимости от модели автомобиля и необходимых работ.

Кроме того, стоит учитывать, что в случае с цепью ГРМ, в некоторых автомобилях может потребоваться замена и других компонентов, таких как натяжители и направляющие, что также увеличивает общую стоимость обслуживания. Важно следить за состоянием цепи и выполнять регулярные проверки, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.

В заключение, при выборе между ремнем и цепью ГРМ стоит учитывать не только стоимость замены, но и общие затраты на обслуживание в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Ремень ГРМ может быть дешевле в краткосрочной перспективе, но его более частая замена может привести к увеличению затрат. Цепь ГРМ, в свою очередь, требует меньшего внимания, но ее замена может быть более затратной. Поэтому выбор между этими двумя системами должен основываться на индивидуальных предпочтениях и условиях эксплуатации автомобиля.

Вопрос-ответ

Что лучше ГРМ цепь или ремень?

В вопросе, что надёжнее: цепь или ремень ГРМ, преимущество обычно у цепи. Часто автопроизводители даже отдельно не указывают её ресурс, подразумевая, что цепной привод рассчитан на весь срок службы автомобиля.

Как понять на машине цепь или ремень ГРМ?

Если спереди двигателя, за шкивом коленвала и над распредвалами стоит металлическая крышка, значит, двигатель цепной. Если же там пластиковые крышки, значит, ремень.

Как узнать, установлен ли у меня ремень ГРМ или цепь?

Вы также можете проверить под капотом: если спереди есть пластиковая крышка, то ремень ГРМ, поскольку он работает «всухую» и не требует дополнительной защиты. Если же он закрыт металлической крышкой (для предотвращения утечек), то, скорее всего, двигатель оснащён цепью ГРМ.

Советы

СОВЕТ №1

При выборе между ремнем ГРМ и цепью, учитывайте условия эксплуатации вашего автомобиля. Если вы планируете использовать машину в тяжелых условиях (частые пробки, частые поездки на короткие расстояния), цепь может быть более надежным вариантом, так как она требует меньшего обслуживания и имеет больший срок службы.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на рекомендации производителя вашего автомобиля. В руководстве пользователя часто указаны оптимальные сроки замены ремня ГРМ или цепи. Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать серьезных поломок и затрат на ремонт.

СОВЕТ №3

Если ваш автомобиль оснащен ремнем ГРМ, не забывайте о регулярной проверке его состояния. Ремень может изнашиваться, трескаться или растягиваться, что может привести к серьезным повреждениям двигателя. Рекомендуется менять ремень каждые 60-100 тысяч километров, в зависимости от модели автомобиля.

СОВЕТ №4

При покупке подержанного автомобиля, уточните, когда последний раз менялся ремень ГРМ или цепь. Это поможет вам избежать неожиданных расходов на замену и обеспечит надежность работы двигателя в ближайшем будущем.

Ссылка на основную публикацию
Похожее