Проблемы с запуском дизельного двигателя часто беспокоят владельцев автомобилей, особенно зимой. Плохой запуск может быть вызван неисправностями в системе питания или проблемами с аккумулятором. В этой статье рассмотрим основные причины, по которым дизель может плохо заводиться, и предложим рекомендации по их устранению. Эти знания помогут избежать неприятностей и обеспечить надежную работу автомобиля.
Специфика
Дизельный двигатель, как и бензиновый, преобразует возвратно-поступательные движения поршня в механическую энергию. Рассмотрим причины трудностей с запуском, изучив особенности работы дизельного цикла.
В дизельных моторах отсутствуют катушка зажигания, распределитель, высоковольтные провода и свечи зажигания, так как в камерах сгорания происходит самовоспламенение топливной смеси. Когда воздух попадает в камеру, он сжимается поршнем, что значительно повышает температуру. Эта высокая температура и вызывает самовоспламенение в дизельном двигателе. При низких температурах для улучшения нагрева воздуха в камере сгорания все дизельные двигатели оснащены свечами накала.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают несколько ключевых причин, способствующих плохому запуску дизельных двигателей. Во-первых, одной из основных проблем является низкая температура окружающей среды, которая приводит к загустению дизельного топлива и затрудняет его впрыск. Во-вторых, недостаточное давление в топливной системе может быть вызвано износом насосов или засорением фильтров, что также негативно сказывается на запуске. Третьей причиной эксперты называют неисправности в системе свечей накала, которые отвечают за предварительный подогрев воздуха в цилиндрах. Наконец, не стоит забывать о состоянии аккумулятора: его недостаточная мощность может стать решающим фактором в холодное время года. Все эти аспекты требуют внимательного контроля для обеспечения надежной работы дизельных двигателей.
Механика
Одной из причин плохого запуска на холодную может быть естественный износ цилиндро-поршневой группы:
- выработка в цилиндрах, эллипсность;
- залегание, износ компрессионных колец;
- негерметичность камеры сгорания и многие другие.
Зимой либо после простоя в мороз «уставший» двигатель с подобными проблемами запустить будет особенно сложно. Даже хороший аккумулятор и исправный стартер не станут гарантией хорошего пуска утром в мороз. Если до прогрева ДВС дымит, не развивает никакой тяги, работает неустойчиво либо и вовсе глохнет, а после на горячую симптомы исчезают, уделите пункту «компрессия» особое внимание. Учтите, что на горячую изношенный дизельный ДВС будет заводиться без проблем.
Поскольку на обычный замер компрессометром влияет множество сопутствующих факторов (тот же стартер), проверять состояние цилиндро-поршневой группы лучше пневмотестером. Тест на утечки даст наиболее точную информацию о состоянии ДВС.
Причина плохого запуска | Симптомы | Возможные решения |
---|---|---|
Разряженная батарея | Медленный или отсутствующий стартер, тусклые фары | Зарядка или замена батареи |
Неисправный стартер | Стартер не крутит или крутит очень слабо | Проверка и ремонт/замена стартера |
Засоренный топливный фильтр | Двигатель не запускается или запускается с трудом, неравномерная работа | Замена топливного фильтра |
Низкое давление топлива | Двигатель не запускается или запускается с трудом | Проверка топливного насоса высокого давления, топливопроводов |
Неисправность топливного насоса | Отсутствие подачи топлива к форсункам | Проверка и ремонт/замена топливного насоса |
Замерзание топлива | Двигатель не запускается или запускается с трудом, особенно в холодную погоду | Использование зимнего топлива, подогрев топлива |
Проблемы с свечами накаливания (в дизелях с подогревом) | Двигатель долго крутится перед запуском, особенно в холодную погоду | Проверка и замена свечей накаливания |
Низкая компрессия в цилиндрах | Двигатель крутится, но не запускается | Проверка компрессии, ремонт двигателя |
Повреждение топливной системы (течь, засорение) | Отсутствие топлива в системе или неравномерная подача | Проверка топливной системы на герметичность и засоры |
Неисправность иммобилайзера | Двигатель не запускается | Проверка иммобилайзера, ключа |
Неправильная регулировка ТНВД | Двигатель работает нестабильно или не запускается | Регулировка ТНВД специалистом |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о причинах плохого запуска дизельных двигателей:
-
Температура окружающей среды: Дизельные двигатели зависят от высокой температуры сжатия для воспламенения топлива. При низких температурах окружающей среды вязкость дизельного топлива увеличивается, что затрудняет его впрыск и распыление. Это может привести к проблемам с запуском, особенно в холодное время года.
-
Качество топлива: Некачественное или загрязненное дизельное топливо может содержать воду, грязь или другие примеси, которые могут забивать топливные фильтры и форсунки. Это приводит к недостаточному поступлению топлива в цилиндры, что затрудняет запуск двигателя.
-
Система предварительного подогрева: Многие дизельные двигатели оснащены свечами накаливания или другими системами предварительного подогрева, которые помогают разогреть воздух в цилиндрах перед запуском. Если эти системы не работают должным образом, это может привести к трудностям с запуском, особенно в холодную погоду.
Система пуска
Запуск дизельного двигателя требует значительного сжатия топлива, поэтому такие автомобили оснащены мощными стартерными системами. В зимний период, особенно при низких температурах, стартеру нужно больше энергии от аккумулятора, что требует достаточного пускового тока. Если стартер исправен, но возникают трудности с запуском в мороз, причиной может быть недостаточная мощность аккумулятора.
Для диагностики:
- Проверьте уровень заряда в каждой секции аккумулятора (для исправной батареи, заряженной на 80%, значение должно быть не ниже 12,4 В) и плотность электролита (нормальное значение — 1.233);
- Убедитесь, что на стартере, клеммах аккумулятора и «массе» нет окисления, так как это может препятствовать прохождению тока к стартеру.
ЭБУ системы Common Rail не даст команду на открытие форсунок, если стартер не создаст необходимое давление в топливной рампе.
Для измерения давления в рампе используйте специализированное диагностическое оборудование и соответствующее программное обеспечение.
Воздух
Дизель не может нормально функционировать, если в топливной магистрали находится воздух. Из-за воздуха после простоя в топливной магистрали падает давление. Прежде чем запустить ДВС, стартер будет крутить, нагоняя давление в магистрали. Основным признаком подобной неисправности будет затрудненный пуск после простоя. Последующие запуски и общая работа двигателя могут не претерпеть никаких изменений.
Диагностика:
- В топливную магистраль низкого давления (желательно перед ТНВД) необходимо врезать прозрачную трубку небольшой длины. Так вы сможете обнаружить пузырьки воздуха.
- Компрессором накачайте в бак около 2 Атм давления. Все места повреждения шланга, подсоса в местах уплотнений начнут «потеть».
- Во время запуска смотрите на выхлоп. Если двигатель не заводится, но, по крайней мере, дымит (черный дым – это остатки несгоревшего топлива), проблема скорей всего не в завоздушивании системы.
К наиболее частым причинам подсоса воздуха относятся повреждения шлангов топливной магистрали (подачи и обратки), потеря эластичности уплотнительных резинок, колец, сальников (к примеру, топливного фильтра, приводного вала либо крышки ТНВД). Последняя проблема наиболее характерна в мороз, когда резинотехнические изделия деформируются под воздействием температуры.
Если дизель заводится после простоя, но через некоторое время глохнет, причина также может скрываться в воздухе. Просто конструкция ТНВД обеспечивает небольшой остаток солярки, даже если с обратки все топливо убежало обратно в бак.
Если мотор глохнет после резкого нажатия на педаль, а затем моментального сброса газа, 99% проблема в подсосе.
Свечи накала
Если ваш двигатель с трудом запускается зимой, но не глохнет, обратите внимание на свечи накала и систему предпускового подогрева. Даже при +5 градусах исправный дизель может испытывать трудности, если подогрев воздуха в камере сгорания не работает. В систему входят:
- свечи накала;
- реле разогрева;
- шина, соединяющая свечи.
Начните проверку со свечей накала. Метод проверки с мультиметром для измерения сопротивления не всегда надежен. Он может выявить лишь разрыв в нагревательном элементе, но не исключает проблемы с запуском, если все свечи показывают нормальное сопротивление. Исправный дизель можно запустить даже без свечей при высоких температурах.
В сильный мороз система предпускового подогрева облегчает запуск и помогает в первые секунды прогрева двигателя. После гашения индикатора «спиральки» свечи продолжают работать некоторое время. Если двигатель запустился, но работает нестабильно, проведите диагностику свечей накала.
Как проверить свечи
Как проверить:
- Свечу необходимо вывернуть из колодца.
- Подключите ее напрямую от аккумулятора (массу на корпус свечи, плюс к месту подключения шины) и наблюдайте за разогревом. Исправная свеча в обязательном порядке раскаляется от края, равномерно меняя цвет от нагрева.
Только такая система обеспечит исправный пуск в мороз. В камере сгорания находится лишь кончик свечи. Поэтому свеча, которая при проверке покажет сопротивление, может раскаляться не у основания и быть причиной плохо запуска зимой.
Все свечи должны раскаляться в примерно одинаковом темпе. Если двигатель плохо заводится после остывания, а после запуска несколько секунд дымит и работает неустойчиво, можете смело начинать диагностику со свечей.
Также стоит проверить реле. Возможно, из-за окисления контактов не удается передать достаточный ток для разогрева. Не забывайте о возможности перегорания предохранителя либо повреждении шины. Время разогрева перед пуском зависит от температуры ОЖ. В крайних случаях причины некорректной работы системы могут скрываться в соответствующем датчике.
Топливо
Качество топлива на многих АЗС оставляет желать лучшего, особенно зимой, когда при низких температурах происходит запарафинивание. Это может вызвать проблемы с запуском дизельных двигателей. Рекомендуем запросить у работников АЗС паспорт качества на заправляемое топливо. Если после заправки ваш двигатель начинает плохо работать, глохнет или дымит, скорее всего, причина в качестве топлива. Тщательная проверка поможет убедиться, что ваш мотор запустится после ночной стоянки и не подведет в мороз.
Давление, порция топлива и время впрыска
Частью контура низкого давления является подкачивающая секция в корпусе ТНВД (дополнительно может быть установлен аналог бензинового топливного насоса в баке). Неисправность подкачивающей системы приведет к тому, что стартер каждый раз будет вынужден нагонять давление.
Причиной плохого пуска, того что ДВС глохнет, может быть топливный регулятор ТНВД.
Неправильный УОЗ приводит к неравномерной работе, плохому запуску, мотор дымит либо и вовсе глохнет в некоторых диапазонах работы. Симптомы могут проявляться как на горячую, так и до выхода на рабочую температуру.
Форсунки
Неисправные форсунки могут вызвать трудности с запуском двигателя в холодное время. Для диагностики выполните следующие шаги:
- Отсоедините шланги обратной подачи топлива и установите шланги одинаковой длины с обычными шприцами на концах.
- Запустите двигатель. Если форсунки исправны, они должны подавать равное количество топлива в обратку. При значительных различиях в объеме проверьте их на стенде и замените неисправные. Возможно, потребуется только замена распылителей.
Если двигатель запускается на горячую и работает нормально, но выделяет больше дыма, это может быть связано с переобогащенной топливной смесью. На холодную из выхлопной трубы будет виден дым из капель топлива, которые не успели сгореть.
Проблемы на горячую
Если прогретый дизель дымит и иногда глохнет, владельцу стоит морально быть готовым к дорогостоящему ремонту.
Первостепенной причиной может быть плунжер. На горячую топливо становится «жиже», что затрудняет нагнетание давления. Если вы заметили, что прогретый двигатель теряет тягу, к тому же плохо запускается, самостоятельно решить проблему можно и не решить.
Электрика и аккумулятор
Одной из основных причин плохого запуска дизельного двигателя является состояние электрической системы автомобиля, в частности, аккумулятора и связанных с ним компонентов. Дизельные двигатели требуют значительного количества энергии для запуска, особенно в холодную погоду, когда вязкость масла увеличивается, и требуется больше усилий для прокрутки коленчатого вала.
Первым делом стоит обратить внимание на аккумулятор. Если он старый или поврежденный, его способность удерживать заряд может быть значительно снижена. Аккумуляторы имеют ограниченный срок службы, и по мере старения их емкость уменьшается. Рекомендуется проверять уровень заряда аккумулятора с помощью специального устройства, а также следить за состоянием клемм: они должны быть чистыми и надежно закрепленными. Коррозия на клеммах может привести к плохому контакту, что, в свою очередь, вызывает недостаток напряжения при запуске.
Также стоит учитывать температуру окружающей среды. В холодные месяцы аккумуляторы теряют свою эффективность, и даже новый аккумулятор может не обеспечить достаточный ток для запуска двигателя. В таких случаях может потребоваться использование аккумуляторов с повышенной холодной пусковой мощностью (CCA), которые специально разработаны для работы в условиях низких температур.
Кроме того, важно проверить генератор, который отвечает за зарядку аккумулятора во время работы двигателя. Если генератор не выдает достаточное напряжение, аккумулятор не будет заряжаться должным образом, что приведет к его разрядке. Регулятор напряжения также играет ключевую роль в этом процессе, и его неисправность может привести к перезарядке или недозарядке аккумулятора.
Не стоит забывать и о проводах и соединениях электрической системы. Изношенные или поврежденные провода могут создавать сопротивление, что также влияет на эффективность запуска. Регулярная проверка и замена изношенных проводов помогут избежать проблем с запуском.
В заключение, для обеспечения надежного запуска дизельного двигателя необходимо регулярно проверять состояние аккумулятора, генератора и всей электрической системы. Поддержание этих компонентов в исправном состоянии поможет избежать неприятностей и обеспечит бесперебойную работу автомобиля в любых условиях.
Вопрос-ответ
Каковы причины затрудненного пуска дизельного двигателя?
Это происходит в случае изношенности цилиндров и поршневых колец, прогаре днища поршня или клапанов. Влияет на снижение компрессии и закоксованность поршневых колец. Весьма важный элемент в работе дизельного двигателя – топливный насос высокого давления (ТНВД).
Почему мой дизельный автомобиль с трудом заводится?
В заключение следует отметить, что существует несколько распространенных причин, по которым ваш дизельный двигатель может быть трудно запуститься, включая проблемы с топливной системой, аккумулятором и стартером, неисправности свечей накаливания, а также неисправности систем впуска воздуха и выпуска отработавших газов.
Как облегчить запуск дизельного двигателя?
Для облегчения запуска дизельного двигателя при отрицательных температурах во впускном коллекторе двигателя может быть установлена свеча накаливания. Свеча накаливания подогревает воздух, поступающий в камеру сгорания двигателя, что облегчает самовоспламенение воздушно-топливной смеси от сжатия.
Почему дизель крутит, но не заводится?
Стартер крутит, нет дыма, двигатель не схватывает. Это указывает на то, что топливо не поступает в камеру сгорания. Работа ТНВД может быть заблокирована противоугонным устройством, а также причинами неисправностей может быть нарушение герметичности топливопровода и попадание в него воздуха.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень топлива и его качество. Низкий уровень или загрязненное топливо могут стать причиной проблем с запуском. Убедитесь, что топливо соответствует стандартам и не содержит воды или примесей.
СОВЕТ №2
Регулярно обслуживайте аккумулятор. Слабый или разряженный аккумулятор может затруднить запуск дизельного двигателя. Проверяйте его состояние и заряд, особенно в холодное время года.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на систему впрыска. Неисправности в форсунках или топливном насосе могут привести к недостаточному поступлению топлива в цилиндры. Регулярная диагностика и чистка системы помогут избежать проблем с запуском.
СОВЕТ №4
Следите за состоянием свечей накала. Они играют ключевую роль в запуске дизельного двигателя, особенно в холодную погоду. Если свечи накала изношены или не работают, замените их для улучшения запуска.