Перегрев двигателя внутреннего сгорания (ДВС) — распространенная и опасная проблема для автовладельцев. Высокая температура может вызвать серьезные повреждения, требующие дорогостоящего ремонта или полной замены двигателя. В статье рассмотрим основные причины перегрева, его последствия и признаки, позволяющие своевременно выявить проблему и предотвратить серьезные последствия для автомобиля. Знание этих аспектов поможет сохранить работоспособность двигателя и сэкономить на ремонте.
Как понять, что мотор перегрелся
Перегрев двигателя можно определить как по косвенным признакам, так и по показателям индикаторных приборов. Большинство современных автомобилей оснащены датчиком температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка прибора приближается к красной зоне, это сигнализирует о перегреве. Если указателя температуры нет, при резком повышении температуры на приборной панели загорится красная лампочка (до прогрева двигателя она будет светиться синим).
Если индикаторы не подают сигналов, перегрев можно заметить по пару, вырывающемуся из-под крышки расширительного бачка, и вздутым патрубкам системы охлаждения. При увеличении температуры в системе циркуляции охлаждающей жидкости возрастает и давление. Клапан на крышке сбрасывает избыточное давление и компенсирует разряжение, возникающее при уменьшении объема охлаждающей жидкости.
Перегрев двигателя внутреннего сгорания (ДВС) является одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются автомобилисты. Эксперты отмечают, что основными причинами перегрева являются недостаток охлаждающей жидкости, неисправности термостата и радиатора, а также забитые каналы системы охлаждения. Кроме того, перегрев может быть вызван чрезмерной нагрузкой на двигатель, особенно в условиях высоких температур окружающей среды.
Последствия перегрева могут быть весьма серьезными. В первую очередь, это приводит к деформации головки блока цилиндров и повреждению прокладки, что в свою очередь может вызвать утечку масла и охлаждающей жидкости. В более тяжелых случаях перегрев может привести к заклиниванию поршней и поломке двигателя. Эксперты рекомендуют регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и состояние системы охлаждения, чтобы избежать дорогостоящего ремонта и продлить срок службы автомобиля.
Особенности системы охлаждения
Система охлаждения ДВС автомобиля предполагает 3 режима работы:
- Циркуляция ОЖ по малому кругу (в среднем от 82 до 87ºС). Для уменьшения времени прогрева двигателя антифриз циркулирует только в «рубашке» двигателя.
- Циркуляция ОЖ по большому кругу. Как только температура поднимается выше расчетной границы (в среднем 85-87ºС), термостат открывается, сочленяя «рубашку» двигателя и основной радиатор. Теперь антифриз проходит через малый контур, радиатор, а затем поступает в расширительный бачок с охлаждающей жидкости.
- Циркуляция ОЖ по большому кругу с включенным вентилятором охлаждения. Если проходящего через соты радиатора потока воздуха недостаточно для охлаждения ДВС, и температура продолжает повышаться, к охлаждению подключается вентилятор. В среднем температура включения 95-102ºС. Как только температура снижается на 3-4 градуса, вентилятор отключается.
Точные значения температур указаны в руководстве к эксплуатации и ремонта вашего авто.
Причина перегрева ДВС | Симптомы перегрева | Последствия перегрева |
---|---|---|
Низкий уровень охлаждающей жидкости | Повышенная температура двигателя, срабатывание датчика перегрева, пар из-под капота | Деформация головки блока цилиндров (ГБЦ), прогар прокладки ГБЦ, повреждение поршней, задиры цилиндров, выход из строя термостата, повреждение радиатора |
Неисправный термостат | Двигатель долго прогревается или не достигает рабочей температуры, либо постоянно работает на высоких оборотах | Перегрев двигателя, повышенный износ деталей, снижение эффективности работы двигателя |
Засор радиатора | Повышенная температура двигателя, медленное охлаждение двигателя | Перегрев двигателя, повреждение деталей двигателя |
Неисправный вентилятор радиатора | Повышенная температура двигателя, особенно при низкой скорости движения | Перегрев двигателя, повреждение деталей двигателя |
Неисправная помпа (водяной насос) | Плохая циркуляция охлаждающей жидкости, неравномерный нагрев двигателя | Перегрев двигателя, повреждение деталей двигателя |
Масляное голодание | Повышенная температура двигателя, стук в двигателе | Задиры в цилиндрах, повреждение шатунно-поршневой группы, выход двигателя из строя |
Высокая нагрузка на двигатель | Повышенная температура двигателя, особенно при длительной работе на высоких оборотах | Повреждение деталей двигателя из-за перегрева |
Неисправность системы охлаждения (течи) | Утечка охлаждающей жидкости, снижение уровня жидкости в расширительном бачке | Перегрев двигателя, повреждение деталей двигателя |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о причинах и последствиях перегрева двигателя внутреннего сгорания (ДВС):
-
Причины перегрева: Одной из основных причин перегрева ДВС является недостаток охлаждающей жидкости. Это может произойти из-за утечек, неисправностей в системе охлаждения или недостаточного уровня жидкости. Интересно, что даже небольшая утечка может привести к серьезным последствиям, если не будет вовремя устранена.
-
Последствия перегрева: Перегрев может вызвать деформацию головки блока цилиндров, что приведет к нарушению герметичности и, как следствие, к потере компрессии. В некоторых случаях это может привести к необходимости полной замены двигателя, что является дорогостоящей процедурой.
-
Защита от перегрева: Современные автомобили часто оснащены системами защиты от перегрева, которые могут автоматически отключать двигатель при достижении критической температуры. Это помогает предотвратить серьезные повреждения, но водителю все равно следует обращать внимание на предупреждающие сигналы и индикаторы температуры, чтобы избежать аварийных ситуаций.
Основные причины
Перегрев двигателя, будь то бензиновый или дизельный, всегда связан с неисправностями, которые можно выявить в полевых условиях. Рассмотрим основные причины перегрева:
-
Нехватка охлаждающей жидкости (ОЖ). Это может произойти из-за утечки в системе, например, повреждения патрубка или недостаточного контроля уровня жидкостей. Даже исправный двигатель может немного расходовать антифриз. Важно не путать следствие с причиной: поврежденный патрубок или утечка в радиаторе могут быть результатом перегрева и высокого давления в системе, а не первопричиной роста температуры.
-
Отсутствие циркуляции антифриза – распространенная причина перегрева. За циркуляцию ОЖ отвечает насос, чья крыльчатка приводится в движение ремнем ГРМ или вспомогательным ремнем. Поломка лопастей, коррозия или установка неподходящего насоса могут замедлить циркуляцию, что приводит к перегреву. Заклинивание насоса, проскальзывание или обрыв ремня могут вызвать перегрев, если насос не связан с приводом ГРМ, так как остановка насоса не влияет на работу системы газораспределения. Часто обрыв ремня ГРМ происходит из-за заклинивания насоса, что может потребовать капитального ремонта. Циркуляцию антифриза также может нарушить закупорка каналов отложениями, поэтому при замене антифриза рекомендуется промывать каналы. Неправильная замена ОЖ может привести к образованию воздушной пробки, ухудшающей охлаждение. Использование герметиков для устранения утечек радиатора может привести к закупорке не только места течи, но и крыльчатки насоса.
-
Пробой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). В этом случае выхлопные газы проникают в систему охлаждения, что значительно увеличивает температуру ОЖ.
Термостат, вентилятор
Если при достижении расчетной температуры термостат не открывается, ОЖ продолжает циркулировать по малому контуру, что неизбежно ведет к перегреву двигателя.
Неисправность вентилятора может заключаться как в поломке привода винта, так и в питании и датчиковой аппаратуре. На современных инжекторных и дизельных ДВС команду к включению вентилятор получает от электронного блока управления двигателем (ЭБУ), который ориентируется на показания датчика температуры ОЖ. Опасность заключается в том, что часто для включения вентилятора используется отдельный датчик температуры, а не измеритель, передающий данные на панель приборов. Альтернативой такому принципу работы является вискомуфта включения вентилятора. Внутри корпуса находится специальный гель, который при повышении температуры блока двигателя расширяется, блокируя муфту винта.
Диагностика в полевых условиях
Если выявить причину повышения температуры автомобиля, можно избежать серьезных последствий. Вот рекомендации по диагностике перегрева:
- Если из-под машины капает жидкость синего, зеленого, красного или желтого цвета с сладковатым запахом, это может указывать на утечку тосола.
- Вздутые патрубки и отсутствие сброса давления могут свидетельствовать о поломке клапана на крышке расширительного бачка.
- Холодный радиатор может указывать на заедание термостата.
- Если радиатор горячий, но вентилятор не работает, проблема может быть в датчиках или приводе вентилятора.
- Если печка выдает то холодный, то горячий воздух, это может быть связано с воздушной пробкой или проскальзыванием ремня. Если печка начала дуть холодным воздухом, стоит проверить работу помпы.
- При отсутствии утечек антифриза, вздутых патрубках и выходе выхлопных газов через расширительный бачок может быть пробита прокладка головки блока цилиндров. Важно проверить уровень масла, так как попадание антифриза может ухудшить смазывающие свойства моторного масла и привести к износу деталей.
Что делать, если перегрелся двигатель
Перед тем как открыть крышку расширительного бачка, накройте ее плотным материалом. Необходимо быть максимально аккуратным, так как горячий пар и брызги антифриза могут обернуться значительными ожогами.
Если вы заметили перегрев двигателя, включите на максимум печку. Часть тепла уйдет на обогрев салона, что позволит снизить температуру. Оставьте включенными только самые необходимые потребители электрического питания. Если течь незначительная, в крайних случаях для доливки можно использовать обычную чистую воду. Жидкость нужно как можно скорей заменить на качественный антифриз. При крайней необходимости несколько километров можно преодолеть при проскальзывании ремня помпы. Если циркуляция ОЖ прекратилась, следует немедленно остановиться.
Стоит заметить, что дизельные двигатели изначально имеют меньшую теплоотдачу, поэтому при прочих равных перегреть бензиновое «сердце» значительно проще. Особенно это актуально для маломощных дизельных моторов, которые зимой даже до рабочей температуры прогреваются медленно.
Чем чревата езда на перегретом моторе
Возможные последствия перегрева двигателя:
- Увеличенный износ движущихся частей из-за ухудшения смазывающих свойств масла, теплового расширения компонентов и изменения характеристик материалов. Это затрагивает стенки цилиндров, поршневые кольца, коренные и шатунные вкладыши, а также постели распредвалов.
- Разрыв прокладки головки блока цилиндров.
- Утрата эластичности маслосъемных колпачков и сальников.
- Деформация головки блока цилиндров.
- Перегрев поршневых колец. Потерявшие эластичность кольца не могут надежно прижиматься к цилиндру, что снижает компрессию и увеличивает расход масла. Перегретые двигатели начинают потреблять больше масла.
- Появление задиров на стенках цилиндров и юбке поршня из-за теплового расширения. В крайних случаях это может привести к заклиниванию поршня.
- Деформация постелей распредвала, что ускоряет износ кулачков и постелей.
- Оплавление цилиндров и прогар клапанов.
Эти последствия могут возникать как в дизельных, так и в бензиновых двигателях внутреннего сгорания.
Профилактика перегрева ДВС
Профилактика перегрева двигателя внутреннего сгорания (ДВС) является важной задачей для обеспечения надежной работы автомобиля и продления срока службы его компонентов. Существует несколько ключевых аспектов, которые необходимо учитывать для предотвращения перегрева.
1. Регулярное обслуживание системы охлаждения. Система охлаждения играет критическую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости, состояния радиатора, термостата и водяного насоса поможет избежать перегрева. Необходимо также следить за состоянием шлангов и соединений на предмет утечек и повреждений.
2. Использование качественной охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость должна соответствовать рекомендациям производителя автомобиля. Использование некачественной или неподходящей жидкости может привести к образованию отложений и коррозии, что, в свою очередь, снижает эффективность системы охлаждения.
3. Проверка работы вентилятора. Вентилятор системы охлаждения должен включаться при повышении температуры двигателя. Неисправный вентилятор может привести к недостаточному охлаждению, особенно в условиях городского движения или при высоких температурах окружающей среды. Регулярная проверка его работы и замена при необходимости помогут избежать перегрева.
4. Мониторинг температуры двигателя. Современные автомобили оснащены датчиками температуры, которые позволяют водителю следить за состоянием двигателя. Важно обращать внимание на показания приборов и не игнорировать сигналы о перегреве. При первых признаках перегрева следует остановиться и выяснить причину.
5. Избегание перегрузок. Перегрузка автомобиля может привести к повышению температуры двигателя. Необходимо соблюдать рекомендации по максимальной нагрузке, указанной в руководстве пользователя. Это касается как веса груза, так и количества пассажиров.
6. Правильный стиль вождения. Агрессивное вождение, частые резкие ускорения и торможения могут привести к перегреву двигателя. Умеренный стиль вождения, особенно в условиях высоких температур, поможет снизить нагрузку на двигатель и предотвратить его перегрев.
7. Защита от внешних факторов. Внешние условия, такие как высокая температура воздуха, могут способствовать перегреву. Важно следить за состоянием радиатора и его решетки, чтобы обеспечить свободный поток воздуха. Также стоит избегать длительной работы двигателя на холостом ходу, особенно в жаркую погоду.
Соблюдение этих рекомендаций поможет значительно снизить риск перегрева ДВС и обеспечить его надежную работу на протяжении всего срока службы автомобиля. Регулярное техническое обслуживание и внимательное отношение к состоянию автомобиля — залог его долговечности и безопасности на дороге.
Вопрос-ответ
Какие могут быть последствия перегрева двигателя?
Последствия перегрева двигателя могут быть различными. Если двигатель перегрелся на короткое время, то серьезных последствий здесь не будет. При более длительном перегреве может случиться искривление ГЦБ, прогорание прокладок, образование трещин, разрушение межкольцевых перегородок.
Какая причина может привести к перегреву двигателя?
Бывает, что перегревается двигатель в жару из-за электрических проблем, неисправности проводки или датчика, отслеживающего температуру охлаждающей жидкости, фиксирующего неверные показания, из-за чего режим работы вентилятора не соответствует требованиям конкретной ситуации.
Как ведет себя машина при перегреве двигателя?
Признаки перегрева двигателя: из-под капота появляется пар. Вибрация вследствие кипения охлаждающей жидкости (антифриза). Снижение мощности. Двигатель не работает.
Как узнать, поврежден ли мой двигатель из-за перегрева?
Основные симптомы повреждения двигателя из-за перегрева: стук или удары, снижение мощности, запах гари.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в системе. Недостаток антифриза может привести к перегреву двигателя, поэтому важно следить за его уровнем и при необходимости доливать.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние радиатора и вентиляторов. Убедитесь, что радиатор не забит грязью и мусором, а вентиляторы работают исправно. Это поможет обеспечить эффективное охлаждение двигателя.
СОВЕТ №3
Не игнорируйте сигналы о перегреве. Если на приборной панели загорелся индикатор перегрева, немедленно остановите автомобиль и дайте двигателю остыть. Продолжение движения в таком состоянии может привести к серьезным повреждениям.
СОВЕТ №4
Проводите регулярное техническое обслуживание автомобиля. Замена масла, проверка термостата и других компонентов системы охлаждения помогут предотвратить перегрев и продлить срок службы двигателя.