Почему клинят двигатели

Заклинивание двигателя — серьезная проблема для владельцев автомобилей. В этой статье рассмотрим признаки клина, причины его возникновения и особенности ремонта. Знание этих аспектов поможет вовремя выявить неисправность и избежать дорогостоящих последствий, таких как перегрев или масляное голодание, что может привести к капитальному ремонту двигателя.

Основные причины

  1. Сварка вкладышей с шейками коленчатого вала может быть вызвана недостатком масла.
  2. Заклинивание поршневых пальцев в верхней части поршня также связано с нехваткой масла, но может быть следствием несоосности между верхней головкой и поршневым пальцем. Это приводит к локальным зонам полусухого трения и чрезмерного натяжения, что может вызвать критическое тепловое расширение, задиры и заклинивание.
  3. Поршень может заклинить в цилиндре из-за перегрева двигателя или плохого теплоотведения.
  4. Разрушение поршня блокирует движение шатуна и вращение коленчатого вала.
  5. Некачественный ремонт двигателя, неправильный выбор тепловых зазоров при сборке цилиндропоршневой группы и коленчатого вала, а также неустраненные неисправности в системе смазки могут привести к вышеописанным поломкам. Заклинивание также может произойти из-за болтов и гаек, случайно упавших в цилиндры или впускной тракт.
  6. Погнутый клапан мешает движению поршня. Основная причина «встречи» клапанов с поршнями — обрыв ремня газораспределительного механизма. После обрыва или перескока цепи ГРМ и удара происходит изгиб стержня клапана. Сильная деформация препятствует движению клапана по направляющей, что блокирует движение поршня на подходе к верхней мертвой точке. Аналогичные последствия могут возникнуть при рассухаривании клапана.

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что заклинивание двигателей может быть вызвано несколькими факторами. Одной из основных причин является недостаток смазки, что приводит к повышенному трению между движущимися частями. Это может произойти из-за низкого уровня масла, его загрязнения или использования некачественного продукта. Также специалисты подчеркивают важность регулярного технического обслуживания, так как игнорирование замены фильтров и масла может привести к накоплению отложений и, как следствие, к заклиниванию. Кроме того, перегрев двигателя из-за неисправности системы охлаждения также может стать причиной серьезных повреждений. Наконец, неправильная эксплуатация автомобиля, включая резкие ускорения и перегрузки, может негативно сказаться на работе двигателя, что в итоге приведет к его заклиниванию.

Как понять, что двигатель поймал клин

Мысль о том, что двигатель заклинил, приходит после щелчка втягивающего реле стартера, за которым не следует вращение коленчатого вала. Вполне вероятно, что стартер щелкает, но не крутит из-за севшей АКБ или неисправности самого пускача. Чтобы определить заклинивший двигатель, необходимо попытаться прокрутить коленчатый вал вручную. Сделать это можно 2 способами:

  • прокрутить коленвал ключом за болт крепления шкива, недостаток в том, что на большинстве современных автомобилей компоновка подкапотного пространства ограничивает доступ к шкиву;
  • вывесить одну из сторон ведущей оси, включить наивысшую передачу и попытаться за колесо провернуть двигатель.

Не стоит пытаться провернуть коленчатый вал, буксируя автомобиль на тросу. Если двигатель заклинил, то усердные попытки провернуть коленвал могут привести к еще большим повреждениям.

Заклинил двигатель ,все просто и без последствий,смотриЗаклинил двигатель ,все просто и без последствий,смотри
Причина клина двигателя Симптомы Возможные решения
Задир на цилиндрах Снижение компрессии, повышенный расход масла, стук в двигателе, потеря мощности Капитальный ремонт двигателя (расточка цилиндров, замена поршней и колец)
Износ шатунных или коренных подшипников Стук в двигателе, повышенный люфт коленвала, вибрация Замена подшипников, возможно шлифовка коленвала
Поломка шатуна Сильный стук в двигателе, потеря мощности, остановка двигателя Замена шатуна, возможно ремонт коленвала
Заедание поршневых колец Потеря компрессии, повышенный расход масла, дым из выхлопной трубы Замена поршневых колец, возможно расточка цилиндров
Перегрев двигателя Высокая температура охлаждающей жидкости, деформация деталей двигателя Проверка системы охлаждения, устранение причин перегрева
Недостаток масла Стук в двигателе, повышенный износ деталей, заклинивание двигателя Проверка уровня и состояния масла, устранение утечек
Попадание посторонних предметов в двигатель Стук в двигателе, потеря мощности, остановка двигателя Разборка двигателя, удаление посторонних предметов, ремонт поврежденных деталей
Обрыв ремня ГРМ Остановка двигателя, отсутствие искры, не вращается коленвал Замена ремня ГРМ, проверка клапанов на повреждения

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о том, почему могут клинить двигатели:

  1. Недостаток смазки: Один из самых распространенных факторов, вызывающих заклинивание двигателя, — это недостаток масла. Масло обеспечивает смазку движущихся частей, и его нехватка может привести к перегреву и износу, что в конечном итоге вызывает заклинивание.

  2. Перегрев: Двигатель может заклинить из-за перегрева, который может быть вызван различными причинами, такими как неисправность системы охлаждения, утечка охлаждающей жидкости или забитый радиатор. При перегреве металл расширяется, и детали могут застрять друг в друге.

  3. Неисправности в системе зажигания: Проблемы с системой зажигания, такие как неисправные свечи зажигания или катушки, могут привести к неправильному сгоранию топлива. Это может вызвать детонацию и повышенные нагрузки на поршни и цилиндры, что также может привести к заклиниванию двигателя.

Что делать и как лучше ремонтировать заклинивший мотор

Предположим, двигатель вашего автомобиля заклинил, и вы не хотите разбирать его полностью. Сначала снимите ремень ГРМ и попробуйте провернуть шестерню распределительного вала. Если она не вращается в сторону, соответствующую вращению коленчатого вала, это может указывать на заклинивание из-за проблем с клапанами. В этом случае начните с демонтажа клапанной крышки и головки блока цилиндров.

Если шкив коленчатого вала не вращается, снимите поддон для доступа к бугелям коренных вкладышей и крышкам нижних головок шатунов. Если вкладыши заклинили или провернулись на коленчатом валу, простая замена подшипников не решит проблему. Проверьте масляный насос и снимите коленчатый вал для продувки каналов подвода масла сжатым воздухом. Возможно, один из каналов забит, что могло привести к недостатку смазки. Если подшипники в хорошем состоянии, проведите дефектовку цилиндропоршневой группы.

Hyundai Sonata 2.0 (G4KD) - ремонт заклинившего мотораHyundai Sonata 2.0 (G4KD) – ремонт заклинившего мотора

Масляное голодание

Нехватка моторного масла в нагруженных парах трения приводит к трению на сухую, из-за чего детали быстро перегреваются. Расширение вследствие нагрева ведет к уменьшению теплового зазора, а из-за повышения температуры на деталях из мягких сплавов появляются локальные зоны оплавления. Именно такой разрушительный эффект имеет масляное голодание на подшипники скольжения коленчатого вала, шатунов.

Первыми в случае падения давления масла чаще всего страдают коренные вкладыши коленвала, так как при работе двигателя на них идет наибольшая нагрузка. Из-за высокой температуры происходит прихватка вкладышей и шейки вращающегося коленчатого вала. Последствие – проворачивание вкладышей в постелях и появление характерного стука (в таких случаях говорят, что двигатель стуканул). При усугублении проблемы пара шейка-вкладыш прихватываются настолько сильно, что после остановки двигателя и попытке последующего запуска стартер попросту не может провернуть коленчатый вал. Это и является главным признаком заклинившего мотора.

Основные причины низкого давления масла в двигателе:

  • низкая производительность маслонасоса. О характерных неисправностях и методах проверки читайте в статье «Как правильно проверить масляный насос»;
  • забитая сетка маслоприемника;
  • низкий уровень масла в двигателе. При значительном превышении уровня противовесы коленвала начинают взбивать масло и насыщать его воздухом, что также чревато ухудшением смазки трущихся пар;
  • появление эмульсии вследствие смешивания масла с водой, ОЖ;
  • неподходящий состав, вязкость моторного масла;
  • забитые каналы подачи масла к поршневому пальцу, магистрали смазывания вкладышей коленчатого вала.

устройство системы смазки автомобиля

Перегрев двигателя

Критическое увеличение температуры вызывает значительное тепловое расширение компонентов цилиндро-поршневой группы (ЦПГ). Во время сгорания топлива поршень испытывает более высокие термические нагрузки, чем цилиндр. Большинство поршней изготавливаются из алюминия, который имеет в два раза большее тепловое расширение, чем чугун. Сокращение зазора между поршнем и стенкой цилиндра приводит к полусухому трению, так как масляная пленка вытесняется расширяющимся поршнем. В местах контакта возникают зоны перегрева, что увеличивает давление поршня на стенку цилиндра и может вызвать первые задиры.

Продолжение теплового расширения увеличивает коэффициент трения и может привести к заклиниванию поршня в цилиндре. В этом случае двигатель может заглохнуть и не запуститься снова. Иногда, после остывания, можно попытаться прокрутить двигатель стартером, но он уже не будет работать должным образом. Наихудший сценарий – остановка двигателя с характерным стуком.

Чтобы избежать заклинивания двигателя из-за перегрева, рекомендуется:

  • соблюдать рекомендации производителя по выбору антифриза;
  • контролировать уровень охлаждающей жидкости (ОЖ);
  • обращать внимание на симптомы неисправности термостата и поломки водяного насоса, проверять термоклапан и заменять насос при необходимости;
  • периодически очищать соты радиатора системы охлаждения.

последствия перегрева

Почему заклинил (стуканул) двигатель.Ремонт ВАЗ 2108-09-10.КалинаПочему заклинил (стуканул) двигатель.Ремонт ВАЗ 2108-09-10.Калина

Неисправности системы смазки

Система смазки двигателя играет ключевую роль в его нормальном функционировании. Она обеспечивает смазку всех движущихся частей, что снижает трение и износ, а также помогает отводить тепло. Неисправности в этой системе могут привести к серьезным последствиям, включая заклинивание двигателя.

Одной из основных причин неисправностей системы смазки является недостаток масла. Это может произойти из-за утечек, неправильного уровня масла или его преждевременного старения. Утечки могут возникать из-за износа уплотнений, повреждений масляных трубок или прокладок. Если уровень масла падает ниже критической отметки, это приводит к недостаточной смазке, что увеличивает трение между движущимися частями и может вызвать их заклинивание.

Кроме того, использование некачественного масла или масла, не соответствующего спецификациям производителя, также может стать причиной неисправностей. Некачественное масло может не обеспечивать должной смазки, а также не справляться с отводом тепла, что приводит к перегреву двигателя. Перегрев, в свою очередь, может вызвать деформацию деталей, что также может привести к заклиниванию.

Засорение масляного фильтра — еще одна распространенная проблема. Масляный фильтр предназначен для удаления загрязнений из масла, но со временем он может забиваться. Это приводит к снижению давления масла и, как следствие, к недостаточной смазке. Если фильтр не заменяется вовремя, это может вызвать серьезные повреждения двигателя.

Также стоит отметить, что неправильная работа масляного насоса может стать причиной недостаточной смазки. Масляный насос отвечает за прокачку масла по системе, и если он выходит из строя или работает неэффективно, это может привести к тому, что масло не будет доставляться к важным узлам двигателя. В результате детали могут начать тереть друг о друга, что в конечном итоге приведет к заклиниванию.

Наконец, регулярное техническое обслуживание и контроль состояния системы смазки являются важными мерами для предотвращения неисправностей. Проверка уровня масла, замена масла и фильтров, а также осмотр на наличие утечек помогут избежать серьезных проблем и продлить срок службы двигателя.

Вопрос-ответ

Каковы причины заклинивания двигателя?

Причины заклинивания: посторонние предметы в поршневой системе, под ремнем или цепью ГРМ; повреждение ремня и цепи ГРМ; выход из строя клапанных пружин; нарушение целостности поршня и герметичности цилиндров.

Как понять, что двигатель скоро заклинит?

Признаки того, что двигатель может заклинить, включают необычные звуки (скрежет, стук), перегрев, снижение мощности, трудности при запуске, а также утечки масла или других жидкостей. Если вы заметили эти симптомы, рекомендуется немедленно обратиться к специалисту для диагностики и предотвращения серьезных повреждений.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте уровень масла в двигателе. Низкий уровень масла может привести к недостаточной смазке, что увеличивает риск заклинивания. Убедитесь, что масло заменяется в соответствии с рекомендациями производителя.

СОВЕТ №2

Следите за состоянием системы охлаждения. Перегрев двигателя может вызвать его заклинивание. Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости и состояние радиатора, а также следите за работой термостата и водяного насоса.

СОВЕТ №3

Не игнорируйте сигналы о неисправностях. Если вы замечаете странные звуки, вибрации или предупреждающие лампочки на приборной панели, немедленно обратитесь к специалисту. Ранняя диагностика может предотвратить серьезные проблемы с двигателем.

СОВЕТ №4

Используйте качественное топливо и следите за состоянием топливной системы. Некачественное топливо может привести к образованию отложений и засоров, что в свою очередь может вызвать заклинивание двигателя. Регулярно очищайте топливный фильтр и проверяйте инжекторы.

Ссылка на основную публикацию
Похожее