Замена тормозных колодок — ключевая процедура, влияющая на безопасность и эффективность тормозной системы автомобиля. В статье рассмотрим, как оценить износ колодок, определим минимальную толщину фрикционного слоя и поделимся особенностями обслуживания передних и задних тормозов. Вы получите пошаговую инструкцию по замене колодок самостоятельно, что поможет сэкономить на услугах автосервиса и повысить уверенность в своих навыках обслуживания автомобиля.
Ресурс тормозных колодок
Указывать усредненный срок службы некорректно, так как скорость износа зависит от множества факторов:
- Качества материалов фрикционного слоя и тормозных дисков;
- Условий эксплуатации автомобиля. Частые динамические движения, перевозка грузов или использование в гористой местности могут значительно сократить срок службы тормозных колодок;
- Состояния тормозной системы и правильного распределения тормозного усилия между колесами. Проблемы, такие как заедание направляющих суппортов, подклинивание поршней или неправильная настройка стояночного тормоза, могут ускорить износ фрикционных накладок.
Эксперты в области автомобильной безопасности подчеркивают важность регулярной оценки состояния тормозных колодок. Износ тормозных колодок может значительно повлиять на эффективность торможения, что в свою очередь увеличивает риск аварий. Специалисты рекомендуют проводить визуальный осмотр колодок каждые 10-15 тысяч километров пробега, а также обращать внимание на посторонние звуки при торможении, такие как скрип или стук. При достижении минимальной толщины колодок, обычно около 3 мм, их следует немедленно заменить. Замена тормозных колодок не только обеспечивает безопасность, но и способствует улучшению общей производительности автомобиля. Эксперты также советуют использовать качественные запчасти и доверять установку профессионалам, чтобы избежать потенциальных проблем в будущем.
Как оценить степень износа тормозных колодок
Как оценить степень износа:
- Извлечь колодки и измерить штангенциркулем остаточную толщину фрикционного слоя. В руководстве по ремонту и эксплуатации вы сможете найти значение минимальной толщины передних и задних тормозных колодок. Обратите внимание, что толщиной фрикционных накладок является не расстояние от металлической основы до краев колодок, а расстояние от краев до технологического запаса (составляет около 3 мм). Это означает, что если фрикционные накладки стерлись на половину изначальной толщины, то это не 50% износа, а все 65-70%. В некоторых видах конструкции остаточный ресурс тормозных колодок можно оценить по расстоянию до контактной пластины датчика износа тормозных колодок.
- Дождаться срабатывания датчика износа. В зависимости от устройства системы предупреждения, сигналом к замене будет металлический писк либо загорание индикатора износа на приборной панели. Предварительно необходимо проверить исправность электронной системы. Многие водители, не желая восстанавливать работоспособность датчиков, устанавливают обманки. В таком случае на приборной панели не загорается лампочка ошибки по датчикам износа, а система не среагирует на критический износ. Менять колодки, в конструкции которых не предусмотрен индикатор износа, нужно в тот момент, когда плоскость рабочей поверхности сравняется с дном проточки посредине фрикционной накладки.
Признак износа тормозных колодок | Описание признака | Действие |
---|---|---|
Толщина фрикционной накладки менее 2 мм | Накладка практически стёрта, виден металлический слой. | Немедленная замена колодок. |
Появление металлического скрежета при торможении | Металлическая пластина в колодке контактирует с тормозным диском/барабаном. | Немедленная замена колодок. |
Увеличенный тормозной путь | Автомобиль тормозит хуже, чем обычно. | Проверить состояние колодок и тормозной системы. Замена колодок, если изношены. |
Вибрация педали тормоза при торможении | Может указывать на неравномерный износ колодок или деформацию тормозного диска/барабана. | Проверка состояния колодок и тормозного диска/барабана. Замена изношенных деталей. |
Неравномерный износ накладок | Одна сторона колодки изношена сильнее другой. | Проверка состояния суппортов, направляющих пальцев и тормозного диска/барабана. Ремонт или замена неисправных деталей. |
Трещины или сколы на фрикционной накладке | Повреждение структуры накладки, снижение эффективности торможения. | Замена колодок. |
Запах гари при торможении | Перегрев колодок, возможно, из-за длительного интенсивного торможения или заклинивания. | Проверка состояния тормозной системы. Замена колодок, если необходимо. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о оценке износа и замене тормозных колодок:
-
Индикаторы износа: Многие современные тормозные колодки оснащены индикаторами износа, которые издают характерный скрип при достижении определенного уровня износа. Это служит сигналом для водителя о необходимости проверки и, возможно, замены колодок, что помогает предотвратить повреждение тормозного диска.
-
Материалы колодок: Тормозные колодки могут быть изготовлены из различных материалов, включая органические, полуметаллические и керамические. Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки, например, керамические колодки обеспечивают тихую работу и меньше пылят, но могут быть дороже.
-
Влияние стиля вождения: Стиль вождения существенно влияет на износ тормозных колодок. Агрессивное вождение, частые резкие торможения и частые поездки по горным маршрутам могут значительно сократить срок службы колодок. Регулярная проверка и замена колодок могут помочь избежать более дорогих ремонтов тормозной системы в будущем.
Как поменять передние накладки
Замена передних тормозных колодок показана на видео и описана на примере Daewoo Matiz. Инструкция и видео помогут заменить тормозные колодки не только на Daewoo, но и на моделях ВАЗ, Opel, Ford, Renault, Kia и других:
- Ослабьте болты колес.
- Поднимите переднюю часть автомобиля с той стороны, где будет замена, установив противооткатные упоры на противоположной диагонали. Используйте домкрат только для подъема и опускания, кузов должен быть надежно зафиксирован на упорах во время ремонта.
- Снимите колесо.
- Откачайте немного тормозной жидкости из бачка с помощью шприца или клизмы. Новые колодки шире изношенных, поэтому нужно вдавить тормозные цилиндры. Откачка жидкости предотвратит ее вытекание из бачка.
- Аккуратно утопите поршень с помощью шлицевой отвертки. Вставьте наконечник между внутренней тормозной колодкой и поршнем. Для вдавливания потребуется значительное усилие, используйте длинную отвертку или удлинитель для создания рычага.
- Открутите болт нижней направляющей суппорта с помощью торцевого или накидного ключа на 14.
- Не откручивая верхний болт, поднимите нижнюю часть суппорта вверх и зафиксируйте проволокой.
- Извлеките передние тормозные колодки из скобы.
Установка
Перед установкой новых передних фрикционных накладок необходимо тщательно очистить направляющую пластину и посадочные места на скобе. Как показано на видео, лучше всего для этих целей подойдет шлицевая отвертка и металлическая щетка. Для свободного перемещения передних фрикционных накладок по направляющим пластинам сами пластинки и торцы колодок необходимо смазать высокотемпературной смазкой для суппортов.
После всех манипуляций рабочая поверхность дисков и тормозных колодок должна быть без жировых отложений, остатков какой-либо смазки.
Финальные операции по замене передних колодок:
- установите направляющие пластины;
- вставьте в пазы новые фрикционные накладки;
- соберите суппорт и все остальные элементы в обратном к снятию порядке.
После завершения замены проверьте уровень тормозной жидкости.
Полезные советы
Полезные рекомендации:
-
Прежде чем откручивать направляющие, убедитесь в свободном движении суппортов. Они должны перемещаться без заеданий. Проверьте состояние пыльников направляющих и тормозных шлангов. Влага, грязь или реагенты могут привести к прикипанию направляющих к суппорту, что затруднит движение и вызовет неравномерный износ колодок и дисков. Это также может негативно повлиять на распределение тормозного усилия между передними колесами, создавая опасность. Для устранения проблем ознакомьтесь со статьей «Эксплуатация тормозных суппортов». Используйте качественную смазку для суппортов при ремонте.
-
На большинстве автомобилей болты направляющих откручиваются шестигранным ключом, поэтому перед началом работы очистите внутреннюю часть. Без смазки болты могут прикипеть. Чтобы избежать срыва граней, шестигранник должен надежно фиксироваться в пазу болта.
-
При замене тормозных колодок выбирайте модели с противоскрипными пластинами. Перед установкой отделите пластинки от колодок и нанесите тонкий слой специальной смазки для суппортов на места их контакта с металлической основой.
Задние барабанные тормоза
Порядок замены задних фрикционных накладок рассмотрим на примере Hyundai Accent II:
- ослабьте колесные болты;
- придерживаясь правил техники безопасности, поддомкратьте кормовую часть авто;
- снимите колесо;
- ослабьте натяжение троса ручного тормоза;
- снимите тормозной барабан.
Советы по снятию прикипевших деталей, ослаблению троса ручника вы можете найти в статьях: «Как отрегулировать стояночный тормоз» и «Как облегчить замену тормозных барабанов».
- освободите наконечник троса ручника из паза рычага ручного привода колодок;
- снимите верхнюю и нижнюю возвратные пружины;
- открутите «солдатики», удерживающие задние фрикционные накладки;
- установите наконечник троса ручника в паз рычага ручного подвода колодок;
- расположите новую накладку в предположительном месте крепления, после чего зафиксируйте ее «солдатиком»;
- установите в пазы новой колодки регулятор с рычагом, после чего прикрепите к тормозному щиту, установив «солдатик»;
- установите верхнюю и нижнюю возвратные пружины.
Чтобы при сборке не рассматривать растерянными глазами детали задних барабанных тормозов, еще перед разборкой сделайте фото, которые позволят беспроблемно собрать тормозной механизм.
Если вы решили менять тормозные колодки, но оставить старые барабаны, желательно спилить «буртик». В случае глубоких рытвин, неравномерного износа, барабаны перед установкой желательно проточить. После завершения работ обязательно отрегулируйте стояночный тормоз.
Колодки ручника задних дисковых тормозов
Конструкция и принцип работы задних дисковых тормозов аналогичны передним, поэтому процесс их замены схож. Предлагаем вам посмотреть видео, в котором подробно показана замена задних тормозных колодок ручного тормоза на дисковых тормозах.
Частые ошибки при замене тормозных колодок
Замена тормозных колодок — это важная процедура, которая требует внимательности и аккуратности. Однако, даже опытные автомобилисты могут допускать ошибки, которые могут привести к снижению эффективности тормозной системы или даже к аварийным ситуациям. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые следует избегать при замене тормозных колодок.
1. Игнорирование рекомендаций производителя
Каждый автомобиль имеет свои особенности, и производители рекомендуют определенные типы тормозных колодок для конкретных моделей. Использование неподходящих колодок может привести к ухудшению тормозных характеристик и преждевременному износу. Перед заменой обязательно ознакомьтесь с рекомендациями в руководстве пользователя.
2. Неправильная установка колодок
При установке тормозных колодок важно следить за их правильным расположением. Неправильная установка может привести к неравномерному износу, скрипу и даже поломке тормозной системы. Убедитесь, что колодки установлены в соответствии с указаниями и что все крепежные элементы надежно зафиксированы.
3. Пренебрежение проверкой тормозных дисков
При замене колодок необходимо также проверять состояние тормозных дисков. Если диски изношены или повреждены, установка новых колодок не решит проблему и может привести к их быстрому износу. Рекомендуется проводить шлифовку или замену дисков при необходимости.
4. Неправильная прокачка тормозной системы
После замены колодок необходимо прокачать тормозную систему, чтобы удалить воздух из тормозных трубок. Игнорирование этого этапа может привести к снижению эффективности торможения и увеличению тормозного пути. Убедитесь, что система полностью прокачана перед тем, как начать движение.
5. Необоснованное использование смазки
Некоторые автомобилисты считают, что смазка всех частей тормозной системы — это хорошая идея. Однако, использование смазки на тормозных колодках или дисках может привести к снижению трения и ухудшению тормозных характеристик. Смазка должна применяться только в тех местах, где это предусмотрено производителем.
6. Пренебрежение проверкой состояния других компонентов тормозной системы
При замене тормозных колодок важно также проверить состояние других элементов тормозной системы, таких как тормозные шланги, цилиндры и суппорты. Если какие-либо из этих компонентов находятся в плохом состоянии, это может негативно сказаться на работе всей системы.
7. Отсутствие тестирования после замены
После завершения замены тормозных колодок необходимо провести тестирование тормозной системы. Это поможет убедиться в том, что все работает корректно и что нет никаких посторонних звуков или вибраций. Не стоит пренебрегать этим этапом, так как он может предотвратить серьезные проблемы в будущем.
Избегая этих распространенных ошибок, вы сможете обеспечить надежную и безопасную работу тормозной системы вашего автомобиля. Помните, что тормоза — это одна из самых важных систем безопасности, и их правильное обслуживание имеет первостепенное значение.
Вопрос-ответ
Как оценить износ тормозных колодок?
Чтобы точнее проверить толщину износа передних тормозных колодок, необходимо снять их и замерить штангенциркулем. Остаток рабочего материала должен быть не менее 2 мм. Если фрикционный слой тоньше указанного предела, нужно срочно проводить замену.
При каком проценте износа нужно менять тормозные колодки?
В среднем толщина новых колодок составляет 14-16 мм. Если вам удается измерить толщину фрикционных накладок, и она находится в пределах 8-10 мм, то расценивайте это как 50% износа. При остатке 3 мм самое время звонить на сервис и договариваться о замене тормозных колодок.
Как определить, что тормозные колодки требуют замены?
Обращайте внимание на любые признаки неисправности тормозов, такие как скрип, скрежет, вибрация, увеличение времени торможения, загорание индикатора износа тормозных колодок или их истончение. Своевременное устранение этих проблем может предотвратить дальнейшие повреждения и дорогостоящий ремонт.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте состояние тормозных колодок. Рекомендуется осматривать их каждые 10 000 километров пробега или при каждом техническом обслуживании автомобиля. Обратите внимание на толщину колодок и наличие трещин или других повреждений.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на звуки при торможении. Если вы слышите скрип, стук или другие необычные звуки, это может быть признаком износа колодок. Не игнорируйте эти сигналы, так как они могут указывать на необходимость замены.
СОВЕТ №3
При замене тормозных колодок всегда используйте качественные запчасти. Дешевые или неоригинальные колодки могут привести к ухудшению тормозных характеристик и даже к повреждению тормозной системы. Инвестируйте в надежные бренды, чтобы обеспечить безопасность на дороге.
СОВЕТ №4
Не забывайте о замене тормозной жидкости. Она также играет важную роль в эффективности тормозной системы. Рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 2 года или согласно рекомендациям производителя вашего автомобиля.