С ростом цен на бензин и дизельное топливо автовладельцы рассматривают переход на газовое топливо. Выбор газового оборудования может быть сложным из-за разнообразия моделей и поколений ГБО. В этой статье мы рассмотрим, какое газовое оборудование лучше установить на ваш автомобиль, а также ключевые отличия между поколениями ГБО. Это поможет вам оптимизировать расходы на топливо и обеспечить надежную работу автомобиля.
Нужно ли вам переходить на газ
Многие автолюбители устанавливают газобаллонное оборудование, чтобы снизить расходы на топливо. Газ дешевле бензина, что позволяет сократить затраты. Однако оборудование и его установка требуют финансовых вложений. Экономия станет заметной только после их полной компенсации. Чтобы оценить целесообразность установки газового оборудования, нужно рассчитать срок окупаемости инвестиций и потенциальную экономию.
Эксперты в области автомобильного газобаллонного оборудования (ГБО) отмечают, что выбор системы зависит от множества факторов, включая тип автомобиля, его возраст и предполагаемые условия эксплуатации. Наиболее популярными являются системы второго и четвертого поколения. Первые подходят для старых моделей с карбюраторными двигателями, тогда как четвертые идеально подходят для современных инжекторных автомобилей, обеспечивая более высокую эффективность и экономию топлива.
Специалисты также подчеркивают важность выбора качественного оборудования от проверенных производителей. Это не только гарантирует надежность работы, но и минимизирует риск поломок. Установка ГБО должна проводиться только в сертифицированных сервисах, где специалисты смогут правильно настроить систему. В конечном итоге, правильный выбор ГБО может значительно снизить расходы на топливо и продлить срок службы автомобиля.
Пример расчета
Например, 5 дней в неделю вы ездите на машине, на работу, которая находится в 10 км от дома. Значит, вы проезжаете не меньше чем 5*20 = 100 км в неделю. Если ваш автомобиль расходует 10 л на 100 км, вы будете тратить каждую неделю 10 л топлива. При работе машине на бензине и его цене 33 р. 20 к. за литр это обойдется вам в 332 р. Перейдя на сжиженный газ с ценой 18 р. 30 к./литр, вы снизите еженедельные расходы до 183 р. То есть вы будете экономить 332–183=149 р. каждую неделю. Но до того как это станет вашей прибылью, вам предстоит окупить за счет разницы затрат на топливо сумму, потраченную на покупку и установку оборудования.
Итак, предположим, что стоимость установки ГБО IV поколения составляет около 25 тыс. р. Допустим, вы можете купить хорошее газобаллонное оборудование для автомобиля за 15 тыс. р. Итого комплект ГБО с установкой обойдется вам 40 тыс. р. Разделим 40 тыс. р. на 149 р.
Получается, что окупится затраты только через 268 с половиной недель, а это составляет немногим больше пяти лет. Вот и подумайте, согласны ли вы заплатить 40 тыс. сейчас, чтобы через пять лет экономить около 600 р. в месяц.
Выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, хорошо бы знать, чем отличаются друг от друга его виды.
Поколение ГБО | Плюсы | Минусы | Стоимость установки (условные единицы) |
---|---|---|---|
1-е | Простота конструкции, низкая стоимость | Низкая экономичность, плохая экологичность, не подходит для современных двигателей | 100-150 |
2-е | Лучшая экономичность, чем 1-е поколение | Требует более частого обслуживания, не подходит для двигателей с фазированным впрыском | 200-300 |
3-е | Хорошая экономичность, подходит для большинства автомобилей | Более сложная установка и настройка, более высокая стоимость | 300-450 |
4-е | Высокая экономичность, отличная экологичность, подходит для современных двигателей | Высокая стоимость, сложная установка и настройка, требует квалифицированного специалиста | 450-700 |
5-е | Максимальная экономичность, адаптация к стилю вождения, высокая экологичность | Очень высокая стоимость, сложная установка и настройка, требует высококвалифицированного специалиста | 700+ |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о газобаллонном оборудовании (ГБО) для автомобилей:
-
Типы ГБО: Существует два основных типа ГБО — это ГБО-4 и ГБО-5. ГБО-4 (пропан-бутан) более распространено и подходит для большинства автомобилей с бензиновыми двигателями. ГБО-5 (метан) считается более экологичным и экономичным, но требует специальной подготовки автомобиля и наличия метановых заправок.
-
Экономия топлива: Установка ГБО может значительно снизить расходы на топливо. В некоторых случаях экономия может достигать 50% по сравнению с бензином. Это делает ГБО особенно привлекательным для владельцев автомобилей, которые много ездят.
-
Экологические преимущества: Использование газа вместо бензина или дизеля снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Автомобили на газе выделяют меньше углекислого газа и других загрязняющих веществ, что способствует улучшению качества воздуха и снижению углеродного следа.
Эти факты могут помочь владельцам автомобилей лучше понять преимущества и особенности различных типов ГБО.
Газовое топливо
Разные системы газобаллонного оборудования (ГБО) работают на двух типах топлива:
-
Сжатый природный газ (метан). Его основное преимущество — низкая стоимость по сравнению с пропан-бутановой смесью. Однако для хранения требуется баллон, способный выдерживать высокое давление, что увеличивает его массу и прочность стенок.
-
Сжиженная смесь пропана и бутана, получаемая из попутных нефтяных газов. Это топливо имеет низкое давление, что позволяет использовать баллоны с тонкими стенками и меньшим весом, снижая требования к прочности. К плюсам относятся простота заправки, безопасность эксплуатации и широкая сеть автозаправочных станций.
Виды газового оборудования (поколения)
Хотя в данный момент какой-либо общепринятой международной классификации автомобильного ГБО формально нет, профессионалами для разделения ГБО на виды используется понятие «поколение»:
- Первое поколение. Сжиженное топливо переходит в газообразное состояние в редукторе, который и поддерживает необходимое давление. Количество газового топлива регулируется механическим приводом. Предназначено для установки на карбюраторный или моновпрысковый автомобиль. Редуктор может быть как вакуумный, так и электронный. Датчик кислорода здесь не используется.
- Второе поколение. Такое оборудование комплектуется только электронными редукторами. Количество топлива в смеси регулируется электронным устройством, которое управляется контроллером. Последний использует для расчетов выходных сигналов такие данные: показания λ-зонда, датчика положения дроссельной заслонки, и последовательность импульсов датчика коленчатого вала.
- Третье поколение. Относящиеся к нему комплекты отличаются от более ранних поколений раздельной подачей топлива в каждый цилиндр. Это достигается применением дозатора-распределителя и механических форсунок, которые открываются при увеличении входного давления топлива выше порогового значения. Впрыск во впускной коллектор происходит вблизи его сопряжения с головкой блока, за счет этого порция газа попадает только в тот цилиндр, для которого она предназначена. Блок управления дозатором-распределителем использует для своей работы такие датчики: кислородный, положения дроссельной заслонки, ДПКВ (положения коленвала), МАР (абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе). Основной недостаток устройств этого класса – довольно медленная коррекция параметров топливовоздушной смеси при изменении выходных данных датчиков.
Современный этап развития
На этапе развития технологий выделяют следующие поколения оборудования:
-
Четвертое поколение. Устройства обеспечивают точную дозировку топлива с помощью электромагнитных форсунок, установленных рядом с бензиновыми инжекторами. Управление осуществляется электронным блоком, аналогичным штатному ЭБУ. Газовый ЭБУ корректирует импульсы для бензиновых форсунок и использует их для впрыска газа. При работе на газе впрыск бензина прекращается, отключая штатные форсунки. Чтобы основной ЭБУ не зафиксировал «обрыв форсунок», его выходы подключаются к резисторам, имитирующим катушки бензиновых форсунок.
-
Поколение четыре+. Газовый ЭБУ управляет всеми форсунками одновременно – для газа и бензина. Подача бензина не останавливается, а ограничивается, что поддерживает соотношение 20% бензина к 80% газа. Это улучшает работу двигателя на холостых оборотах и сохраняет работоспособность бензиновых форсунок.
-
Пятое поколение. Оборудование впрыскивает сжиженный газ в цилиндры без его испарения. В баллоне установлен электрический насос, подающий жидкое топливо в газовую рампу. Создание форсунок, не обмерзающих, стало одной из сложных задач, успешно решенной инженерами Siemens. Моторы с таким оборудованием могут запускаться на газе без предварительного прогрева на бензине. ЭБУ использует прошивки штатного бензинового блока и корректирует обработку сигналов при работе на газе. Однако у оборудования есть недостатки: низкая надежность газового насоса и высокая стоимость комплекта.
-
Шестое поколение. Оборудование не совместимо с инжекторными двигателями с механическим регулятором давления топлива из-за отсутствия бензонасоса высокого давления. Комплект включает блок электрических клапанов, отключающих подачу неиспользуемого топлива. Насос подает газ на штатный ТНВД, а впрыск газа осуществляется через стандартные форсунки. Бензин используется только при отсутствии газа. Стоимость такого оборудования составляет не менее 2000 евро за комплект.
Рейтинг изготовителей
ГБО выбрать будет легче, если руководствоваться рейтингом компаний, производящих оборудование. Составлен он в соответствии с соотношением цена – качество. Цифра рядом с названием – оценка надежности оборудования по пятибалльной шкале.
- Lovato (Италия) — 4, BRC (Италия, США) — 5;
- Digitronik (Польша) — 4;
- Alpha (Россия) — 3;
- OMVL (Италия) — 4;
- Zenit (Польша) — 3;
- Tamona (Литва) — 3;
- Agis (Италия) — 3.
Установка и обслуживание ГБО
Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобиль – это важный шаг, который требует внимательного подхода и понимания всех нюансов. Прежде всего, необходимо выбрать подходящий тип ГБО, который будет соответствовать вашему автомобилю и вашим потребностям. Существует несколько типов ГБО, включая системы первого, второго, третьего и четвертого поколения, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества.
Системы первого поколения, как правило, используются на старых автомобилях с карбюраторными двигателями. Они просты в установке и эксплуатации, но имеют низкую эффективность и не обеспечивают оптимальную работу современных двигателей.
Системы второго поколения предназначены для автомобилей с карбюраторными двигателями, но уже имеют некоторые улучшения по сравнению с первыми. Они обеспечивают более стабильную работу и лучшее сгорание газа, что положительно сказывается на расходе топлива.
Третье поколение ГБО подходит для инжекторных двигателей и обеспечивает более высокую эффективность и производительность. Эти системы позволяют более точно регулировать подачу газа, что способствует снижению расхода топлива и уменьшению выбросов вредных веществ.
Четвертое поколение ГБО является наиболее современным и высокотехнологичным вариантом. Оно предназначено для инжекторных двигателей и использует электронные системы управления, что позволяет добиться максимальной эффективности и производительности. Такие системы обеспечивают оптимальное сгорание газа, что значительно снижает уровень выбросов и увеличивает срок службы двигателя.
При установке ГБО важно учитывать не только тип системы, но и качество компонентов, используемых в процессе установки. Рекомендуется выбирать оборудование от проверенных производителей, которые зарекомендовали себя на рынке. Также стоит обратить внимание на наличие сертификатов и гарантий на оборудование.
Обслуживание ГБО – это еще один важный аспект, который нельзя игнорировать. Регулярная проверка и обслуживание системы помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы оборудования. Рекомендуется проводить техническое обслуживание каждые 10-15 тысяч километров пробега или раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше. В процессе обслуживания необходимо проверять состояние баллона, трубопроводов, редуктора и форсунок, а также проводить диагностику системы на наличие утечек.
Кроме того, важно следить за качеством газа, который используется для заправки. Некачественный газ может привести к быстрому износу компонентов ГБО и двигателя. Рекомендуется заправляться на проверенных и надежных заправочных станциях, которые предлагают газ с гарантией качества.
В заключение, установка и обслуживание ГБО – это комплексный процесс, который требует внимательного подхода и знаний. Правильный выбор системы, качественная установка и регулярное обслуживание помогут вам не только сэкономить на топливе, но и продлить срок службы вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
На каком газу лучше ездить?
Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации. Пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден.
Что лучше ГБО 4 или 5 поколения?
Таким образом, 5 поколение газобаллонного оборудования имеет немало отличий от 4 поколения. Большинство из них полностью устраняют недостатки системы подачи газа предпоследней модели, увеличивают мощность, а также упрощают использование системы за счёт выключения многих элементов из системы ГБО, таких как редуктор.
Почему газ убивает мотор?
В каких случаях газ убивает двигатель? Газ не убивает двигатель. Негативно повлиять на работу двигателя может: изначально некачественное ГБО, неверная регулировка блока управления и элементов ГБО, несвоевременное ТО, неправильно подобранное и установленное ГБО, несвоевременное обслуживание основных систем автомобиля.
Советы
СОВЕТ №1
Перед выбором ГБО (газобаллонного оборудования) обязательно изучите характеристики вашего автомобиля. Убедитесь, что выбранная система совместима с типом двигателя и его мощностью. Это поможет избежать проблем с производительностью и безопасностью.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на тип ГБО: существуют системы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го поколения. Для современных инжекторных двигателей лучше всего подходит оборудование 4-го поколения, так как оно обеспечивает более точное впрыскивание газа и лучшую экономию топлива.
СОВЕТ №3
Выбирайте только сертифицированные и проверенные бренды ГБО. Изучите отзывы пользователей и рекомендации специалистов, чтобы убедиться в надежности и качестве оборудования. Это поможет избежать проблем в будущем и обеспечит долгий срок службы системы.
СОВЕТ №4
Не забывайте о профессиональной установке ГБО. Обратитесь к опытным специалистам, которые имеют соответствующие лицензии и опыт работы. Правильная установка и настройка системы значительно повлияют на ее эффективность и безопасность эксплуатации.