Как заменить подшипник коленвала

Замена подшипника коленвала — важная процедура, продлевающая срок службы двигателя. Подшипники изнашиваются, что вызывает шум, вибрации и может привести к серьезным повреждениям. В статье рассмотрим, как правильно снять и установить подшипник коленвала, чтобы избежать дорогостоящего ремонта и обеспечить надежную работу автомобиля.

Предназначение

Осевой подшипник расположен на задней стороне коленчатого вала и обеспечивает центровку и поддержку первичного вала коробки передач. Основная нагрузка при вращении коленвала ложится на коренные и шатунные вкладыши. Выход из строя осевого подшипника чаще всего связан с конструктивными недостатками или естественным износом при больших пробегах.

Осевой подшипник коленвала может быть как качения, так и скольжения. На многих автомобилях этот узел отсутствует, и функции центровки и равномерного вращения первичного вала выполняют подшипники, расположенные в коробке передач.

устройство сцепления

Замена подшипника коленвала — это задача, требующая внимательности и точности. Эксперты подчеркивают, что прежде всего необходимо обеспечить доступ к двигателю, что может потребовать снятия некоторых компонентов, таких как картер или маховик. Важно использовать качественные инструменты и запчасти, чтобы избежать дальнейших поломок.

Перед началом работы рекомендуется ознакомиться с технической документацией автомобиля, чтобы точно следовать инструкциям производителя. При установке нового подшипника необходимо обратить внимание на его ориентацию и правильное натяжение. Также специалисты советуют проверять состояние других элементов двигателя, чтобы предотвратить повторные ремонты. В завершение, правильная сборка и тщательная проверка всех узлов помогут обеспечить надежную работу двигателя на долгие годы.

Признаки неисправности

Замена опорного подшипника первичного вала КПП — довольно сложный технологический процесс. Суть даже не столько в снятии старой детали и установке нового изделия, сколько в необходимости демонтажа множества агрегатов для получения доступа к области ремонта.

Именно поэтому важно правильно диагностировать неисправность, чтобы не проделать ремонт понапрасну. К основным признакам, выдающим поломку, относятся:

  1. Шорох или шелест при работе двигателя. Симптом можно с легкостью спутать с износом выжимного. Разница в том, что посторонний шум от изношенного выжимной при нажатии на педаль сцепления и касании лепестков диафрагменной пружины сразу же затухает, тогда как опорный подшипник первичного вала КПП будет еще некоторое время вращаться по инерции, издавая характерные звуки.
  2. Затрудненное перемещение рычага КПП. Поскольку разбитый подшипник коленчатого вала не выполняет свои функции, появляется небольшое биение при вращении первичного вала КПП. Эффект затрудненного переключения может также возникнуть из-за подклинивания, вследствие чего при нажатии на педаль сцепления не происходит полноценного размыкания ведомого диска с маховиком. При этом во время стоянки с заглушенным ДВС могут плохо включаться передачи, так как подшипник коленвала будет «тормозить» первичный вал, не давая косозубым шестерням немного провернуться и войти в зацепление.

функция выжимного подшипника

Этап работы Необходимые инструменты и материалы Важные замечания и предосторожности
Демонтаж двигателя/коленвала Специальный съемник подшипников коленвала, гайковерт, набор ключей, подъемник двигателя, контейнер для масла, защитные очки, перчатки Обеспечить полную фиксацию коленвала во избежание его повреждения. Слить все масло из двигателя. Аккуратно работать с хрупкими деталями.
Демонтаж старого подшипника Нагрев (индукционная плита или горелка), специальные съемники, молоток (в некоторых случаях), защитные очки Избегать повреждения посадочного места подшипника. Равномерно нагревать подшипник для предотвращения деформации коленвала.
Подготовка посадочного места Чистящие средства, шлифовальная бумага (при необходимости), калибр, измерительный инструмент Тщательно очистить посадочное место от остатков старого подшипника и загрязнений. Проверить посадочное место на наличие повреждений.
Установка нового подшипника Специальная оправки для запрессовки подшипника, пресс (гидравлический или механический), смазка для подшипников Запрессовывать подшипник равномерно, избегая перекоса. Использовать подходящую смазку для подшипников.
Сборка и проверка Все инструменты, использованные на предыдущих этапах, динамометрический ключ Проверить затяжку всех крепежных элементов с помощью динамометрического ключя. Проверить легкость вращения коленвала.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о замене подшипника коленвала:

  1. Точность установки: Замена подшипника коленвала требует высокой точности. Неправильная установка может привести к неравномерному износу и даже к поломке двигателя. Поэтому важно использовать специальные инструменты и следовать рекомендациям производителя.

  2. Материалы подшипников: Подшипники коленвала могут быть изготовлены из различных материалов, включая бронзу, сталь и композитные материалы. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, например, бронзовые подшипники обеспечивают хорошую износостойкость, но могут быть менее устойчивыми к коррозии.

  3. Симптомы износа: Признаки, указывающие на необходимость замены подшипника коленвала, могут включать стуки в двигателе, повышенный расход масла и вибрации. Игнорирование этих симптомов может привести к серьезным повреждениям двигателя и дорогостоящему ремонту.

Можно ли так ездить

Замена осевого подшипника коленчатого вала часто происходит одновременно с заменой выжимного подшипника или всего комплекта сцепления. Неудобно сталкиваться с трудоемким ремонтом из-за одной детали. Если шум только начал проявляться, можно проехать еще несколько тысяч километров без проблем. Однако откладывать замену не стоит, так как заклинивание может повредить посадочное место на первичном валу коробки передач, что затруднит работу новой детали. Не стоит доводить ситуацию до разрушения. Некоторые способы выпрессовки с использованием подручных средств требуют сохранности обойм и тел качения.

подшипник коленвала

Как заменить

Замена подшипника коленвала пройдет значительно легче, если вы заранее обзаведетесь самым необходимым инструментом:

  1. Набором головок и гаечных ключей, необходимых для снятия КПП и навесного оборудования, мешающего отсоединению коробки передач от блока цилиндров.
  2. Центровочной наставкой, которая впоследствии поможет без труда завести первичный вал КПП в шлицевые пазы нажимного диска.
  3. Съемник глухих подшипников. В магазинах автозапчастей вы без труда найдете простейший съемник для ВАЗ классических моделей. Стоимость его по правде смешная, учитывая, сколько времени и усилий он может вам сэкономить.

Для того чтобы добраться к ремонтной области, необходимо снять либо отодвинуть на достаточное расстояние коробку передач. Разумеется, демонтажу и последующей установке в обратном к снятию порядке поддаются навесные агрегаты, мешающие снятию КПП. Маховик при замене снимать нет необходимости, а вот корзину сцепления демонтировать придется. Перед снятием корзины не забудьте поставить метку на маховике. Помните, что ведомый диск сцепления устанавливается выпуклой частью к КПП.

оправка для центровки сцепления

Выпрессовка

Замена подшипника коленвала начинается с его удаления. Для этого можно использовать несколько методов:

  1. Съемник – самый простой и эффективный вариант. Обычно достаточно стандартного инструмента, так как покупка дорогого универсального съемника для одноразовой замены нецелесообразна.

  2. Народный способ с использованием хлебного мякиша или густой смазки. Понадобится наставка с внешним диаметром немного меньше внутреннего диаметра подшипника. Метод заключается в заполнении внутренней полости подшипника мякишем, который утрамбовывается с помощью наставки и молотка. Мякиш будет давить на подшипник, выталкивая его из посадочного места.

  3. Метод с крючком и обратным молотком (если подшипник не прижат к задней стенке). Суть заключается в том, чтобы зацепить подшипник за внутреннюю обойму и вытащить его. Принцип работы обратного молотка и процесс создания инструмента можно увидеть на видео.

съемник подшипника коленвала

Обратный молоток из старых амортизаторов своими руками. / Reverse hammer of wear shock absorbersОбратный молоток из старых амортизаторов своими руками. / Reverse hammer of wear shock absorbers

Установка

Замена окажется тщетной, если новый подшипник коленвала будет установлен с перекосом. Поэтому крайне внимательно отнеситесь к запрессовке нового изделия.

Перед установкой очистите посадочное место от грязи и слегка смажьте моторным маслом. Запрессовывать новое изделие можно наставкой, внешний диаметр которой будет немногим меньше диаметра внешней обоймы. В качестве наставки можно использовать старый подшипник коленчатого вала. Легкими настукиваниями молотком по всему периметру наставки запрессуйте подшипник коленвала в посадочное место.

Еще на стадии разборки запомните, насколько глубоко был утоплен старый подшипник коленчатого вала. Ни в коем случае не забивайте деталь, прилагая усилие к внутренней обойме. Замена подшипника коленвала, подробное перечисление элементов, которые придется демонтировать, можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации к вашей модели авто.

Замена подшипника коленвала ВАЗ 2101 - 2107Замена подшипника коленвала ВАЗ 2101 – 2107

https://youtube.com/watch?v=Z2qFRDyGX-c

Необходимые инструменты и материалы

Для успешной замены подшипника коленвала необходимо подготовить ряд инструментов и материалов. Правильная подготовка поможет избежать лишних трудностей в процессе работы и обеспечит качественный результат.

  • Набор ключей и головок: Вам понадобятся как обычные, так и торцевые ключи различных размеров. Убедитесь, что в наборе есть ключи, подходящие для крепежных элементов вашего двигателя.
  • Отвертки: Набор плоских и крестовых отверток поможет вам открутить различные элементы, такие как крышки и защитные панели.
  • Съемник подшипников: Это специальный инструмент, который облегчит процесс снятия старого подшипника. Съемник позволяет аккуратно извлечь подшипник без повреждения коленвала или других деталей.
  • Молоток: В некоторых случаях может понадобиться молоток для легких ударов по съемнику или другим инструментам, чтобы обеспечить их правильное положение.
  • Ключ для затяжки: Для установки нового подшипника потребуется ключ для затяжки, чтобы обеспечить необходимый момент затяжки.
  • Смазка: Используйте высококачественную смазку для подшипников, чтобы обеспечить их долговечность и правильную работу после установки.
  • Очиститель: Специальные очистители помогут удалить старую смазку и загрязнения с коленвала и других деталей перед установкой нового подшипника.
  • Перчатки и защитные очки: Не забывайте о безопасности. Перчатки защитят ваши руки от грязи и повреждений, а очки уберегут глаза от возможных летящих частиц.
  • Новый подшипник коленвала: Обязательно приобретите качественный подшипник, соответствующий спецификациям вашего двигателя. Проверьте его размеры и характеристики перед покупкой.

Подготовив все необходимые инструменты и материалы, вы сможете значительно упростить процесс замены подшипника коленвала и минимизировать риск возникновения проблем в ходе работы.

Вопрос-ответ

Можно ли заменить подшипники коленчатого вала, не снимая двигатель?

Можно, но я бы не советовал. Если подшипники изношены настолько, что требуют замены, шейки коленвала тоже будут изношены. Измерить шейки, не снимая коленвал, невозможно. Если вы устанавливаете новые подшипники на изношенный коленвал, то лучше не заморачиваться — вы делаете только половину работы.

Как узнать, что подшипник коленчатого вала вышел из строя?

Стук в двигателе — один из распространённых признаков неисправности подшипника коленчатого вала. Водители обычно называют это стуком шатуна, который звучит как постоянный стук, усиливающийся с ростом оборотов двигателя.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом замены подшипника коленвала обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические моменты, которые необходимо учесть, а также рекомендуемые инструменты и последовательность действий.

СОВЕТ №2

Используйте качественные запчасти и инструменты. Подшипники коленвала должны соответствовать стандартам производителя, чтобы избежать преждевременного износа и поломок. Также убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты, такие как пресс для подшипников и динамометрический ключ.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на состояние других компонентов двигателя. При замене подшипника коленвала стоит проверить и заменить, если необходимо, сальники, прокладки и другие детали, которые могут повлиять на работу двигателя. Это поможет избежать повторной разборки в будущем.

СОВЕТ №4

Не забывайте о правильной установке и смазке подшипника. Перед установкой убедитесь, что все поверхности чистые, а сам подшипник смазан моторным маслом. Это поможет обеспечить надежную работу и продлить срок службы нового подшипника.

Ссылка на основную публикацию
Похожее