Масляный насос обеспечивает циркуляцию масла в системе смазки двигателя и поддерживает давление, защищая детали от износа. Неисправности насоса могут вызвать серьезные повреждения двигателя, поэтому важно уметь выявлять признаки его неисправности и проводить диагностику. В статье рассмотрим основные симптомы проблем с масляным насосом и опишем, как проверить его работоспособность и редукционный клапан для надежной работы автомобиля.
Проверка давления манометром
Установка механического манометра вместо датчика давления масла — надежный способ проверить работу масляного насоса без его снятия. Можно купить готовый комплект для измерения давления или собрать устройство самостоятельно. Для этого понадобятся:
-
Жидкостный механический манометр. Его легко найти в магазинах автозапчастей, особенно для отечественных автомобилей и тракторов. Также подойдет любой промышленный манометр с нужной шкалой.
-
Переходник. Он вкручивается вместо стандартного датчика давления масла и должен иметь штуцер для шланга или резьбу с конусом для подключения гибкой трубки. Изготовить переходник может токарь. Для этого нужно измерить диаметр посадочного отверстия, шаг резьбы и подготовить эскиз. Можно также принести оригинальный датчик давления масла для создания переходника по образцу. Некоторые автолюбители высверливают внутренности старого датчика и используют его как переходник. Владельцам автомобилей ВАЗ проще, так как для них доступны готовые тройники, позволяющие установить штатный датчик и механический манометр одновременно.
-
Отрезок шланга. Он соединит манометр и переходник.
При выборе диаметра шланга и типа соединения учитывайте выходной штуцер на манометре. Важно, чтобы во время измерений не было утечек масла.
Проверка масляного насоса является важной процедурой для обеспечения надежной работы двигателя. Эксперты рекомендуют начать с визуального осмотра насоса на наличие утечек масла и повреждений. Затем следует проверить уровень масла в системе, так как недостаток масла может привести к неправильной работе насоса. Для более детальной диагностики необходимо измерить давление масла с помощью манометра. Нормальные показатели давления должны соответствовать рекомендациям производителя. Также важно обратить внимание на шумы, исходящие от насоса, так как посторонние звуки могут указывать на его износ. Регулярная проверка и обслуживание масляного насоса помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы двигателя.
Техника измерения
Способ проверки давления масла будет идентичен для всех автомобилей. Разница лишь в пороговом минимальном значении, при достижении которого на приборной панели загорается контрольная лампа низкого давления масла. Информацию о пороге срабатывания редукционного клапана и минимальном рабочем давлении в системе смазки двигателя вы можете найти в руководстве по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля. Приведенные ниже данные актуальны для автомобилей ВАЗ классических моделей (2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107).
- Давление на холодную. Перед запуском двигатель и масло в поддоне должны остыть до температуры окружающей среды. Порог срабатывания датчика аварийного давления масла – 0,33 кгс/см2. При таком значении двигатель нужно глушить и разбирать для дефектовки масляного насоса. При повышении оборотов стрелка манометра должна подыматься до 4,5 кгс/см2. При таком давлении срабатывает исправный редукционный клапан, поэтому дальнейшего повышения происходить не должно.
- Измерения на прогретом двигателе. При снижении температуры масла повышается его вязкость, что положительно сказывается на производительности маслонасоса. Поэтому правильней всего будет проверять масляный насос на горячую. Поскольку масло прогревается медленней антифриза, дайте двигателю еще минут 5 поработать после того как указатель температуры ОЖ покажет 90°С.
В системе смазки исправного двигателя ВАЗ 2101-07 при 5600 об./мин должно быть давление 3,5-4,5 кгс/см2. Если полученные значения значительно отличаются от номинальных, двигатель в определенных режимах будет испытывать масляное голодание. На приборной панели загорится лампочка низкого давления масла. В таком случае мы рекомендуем разобрать и проверить масляный насос.
Не стоит надеяться на штатные указатели давления автомобилей ВАЗ, УАЗ. Они в 90 из 100 случаев показывают что угодно, но только не реальное давление масла в двигателе.
Метод проверки | Признаки неисправности | Возможные причины неисправности |
---|---|---|
Визуальный осмотр насоса и его компонентов | Повреждения корпуса, трещины, износ шестерен, задиры на валу, течь масла | Механическое повреждение, износ деталей, коррозия, неправильная установка |
Проверка давления масла | Давление ниже нормы, отсутствие давления | Низкий уровень масла, засор масляного фильтра, износ шестерен насоса, неисправность редукционного клапана, износ подшипников коленвала |
Проверка производительности насоса (объем перекачиваемого масла за единицу времени) | Низкая производительность | Износ шестерен насоса, засор масляных каналов, воздух в системе смазки |
Измерение зазора между шестернями насоса | Зазор превышает допустимые значения | Износ шестерен, деформация вала |
Анализ масла | Повышенное содержание металлических частиц, изменение цвета и вязкости масла | Износ деталей насоса, попадание посторонних частиц в масло |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как правильно проверить масляный насос:
-
Тест давления масла: Один из самых эффективных способов проверки масляного насоса — это измерение давления масла с помощью манометра. Нормальное давление масла должно находиться в пределах, указанных в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если давление ниже нормы, это может указывать на проблемы с насосом или утечки в системе.
-
Проверка на наличие шумов: Масляный насос должен работать тихо и плавно. Если вы слышите необычные звуки, такие как стуки или гудение, это может быть признаком износа или повреждения насоса. Важно обратить внимание на такие звуки, так как они могут сигнализировать о серьезных проблемах с двигателем.
-
Проверка на наличие утечек: Утечки масла вокруг масляного насоса могут указывать на его неисправность. Визуальный осмотр на наличие следов масла или потеков поможет выявить проблемы. Также стоит проверить уплотнительные кольца и прокладки, так как их износ может привести к снижению давления масла и ухудшению работы насоса.
Эти методы помогут вам более точно оценить состояние масляного насоса и предотвратить возможные проблемы с двигателем.
Снятие с двигателя для разборки
В видео показан процесс проверки масляного насоса ВАЗ 2104. Измерение зазора между корпусом и шестернями, а также оценка износа шестерней и крышки маслонасоса актуальны для всех типов насосов. Перед разборкой рекомендуется ознакомиться с устройством и принципом работы масляного насоса.
Для начальной проверки снимите трамблер и извлеките шестерню привода маслонасоса. Глубокие царапины на оси могут указывать на поврежденные шлицы. Подклинивание шестерни представляет опасность, так как может привести к срыванию шлицов и масляному голоданию, что может закончиться провернутыми вкладышами коленчатого вала. Также визуально оцените люфт штока масляного насоса: в исправном насосе зазор между штоком и корпусом не должен превышать 0,1 мм.
Масляный насос на классических моделях ВАЗ откручивается от картера. Для проверки необходимо слить масло и снять поддон, предварительно ослабив подушки двигателя (мотор нужно немного приподнять).
Для полноценной проверки масляного насоса используйте набор мерных щупов. Не полагайтесь только на визуальную оценку износа деталей с высокими требованиями к подгонке.
Дефектовка
- Открутите крышку маслоприемника с редукционным клапаном. Не потеряйте оригинальную упорную шайбу пружины. Также обратите внимание на то, что один из болтов будет меньшей длины. Поэтому обязательно запомните расположение его посадочного места.
- Измерьте штангенциркулем длину пружины в состоянии покоя (должна быть не менее 38 мм).
- Снимите крышку, на которой вы уведите следы выработки, оставленные шестернями. Глубокие задиры явный признак того, что маслонасос порядком изношен. Ремонт крышки заключается в выравнивании привалочной плоскости.
- Извлеките из корпуса ведущую шестерню масляного насоса. Проверьте состояние зубьев, вала. Задиры, потертости свидетельствуют об износе. В ведомой шестерни дополнительно оцените состояние отверстия оси фиксации.
- Проверьте стенки корпуса маслонасоса и ось ведомой шестерни. Борозды, рытвины говорят о попадании в рабочую зону мусора.
Допуски по зазорам
- Зазор между корпусом и шестернями измеряется штангенциркулем с использованием подходящего щупа. Нормальные значения — от 0,066 до 0,161 мм. Зазор 0,2 мм считается критическим.
- Зазор между зубьями шестерен при максимальном износе достигает 0,25 мм. Значение до 0,15 мм указывает на удовлетворительное состояние шестерен.
- Зазор между стенками рабочей зоны корпуса масляного насоса и шестернями не должен превышать 0,25 мм; оптимальный диапазон — от 0,11 до 0,18 мм.
- Идеальный зазор между отверстием в корпусе и валом шестерни составляет 0,016-0,055 мм. При проверке масляного насоса ВАЗ без снятия с двигателя люфт не должен превышать 0,1 мм. Зазор между осью и ведомой шестерней должен быть в пределах 0,017-0,057 мм; критическая граница — 0,1 мм.
Процесс диагностики представлен в видео.
Проверка на наличие механических повреждений
Перед тем как приступить к проверке масляного насоса, важно убедиться, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы. Вам понадобятся: набор ключей, отвертки, фонарик, а также чистая тряпка для удаления масла и грязи. Также рекомендуется иметь под рукой манометр для проверки давления масла.
Первым шагом в проверке масляного насоса является визуальный осмотр. Убедитесь, что насос не имеет видимых механических повреждений, таких как трещины, вмятины или коррозия. Обратите внимание на соединения и уплотнения: они должны быть целыми и не иметь следов утечек масла. Если вы заметили какие-либо повреждения, это может указывать на необходимость замены насоса.
Следующим этапом является проверка состояния приводного вала. Для этого необходимо снять масляный насос с двигателя. Осмотрите вал на наличие износа, царапин или других повреждений. Если вал имеет значительные дефекты, это может привести к неправильной работе насоса и снижению давления масла.
Также важно проверить состояние шестерен внутри насоса. Для этого аккуратно разберите насос, следя за тем, чтобы не повредить уплотнительные кольца и другие элементы. Осмотрите шестерни на наличие износа, сколов или задиров. Если шестерни имеют значительные повреждения, это может привести к снижению эффективности работы насоса и необходимости его замены.
Не забудьте проверить состояние фильтра, если он установлен в конструкции насоса. Загрязненный или поврежденный фильтр может препятствовать нормальному потоку масла и снижать давление. Если фильтр требует замены, сделайте это до установки насоса обратно на место.
После визуального осмотра и проверки всех компонентов, рекомендуется провести тест на герметичность. Для этого установите насос на специальный стенд или используйте манометр для проверки давления. Убедитесь, что насос способен поддерживать необходимое давление в течение определенного времени без утечек.
Если все проверки пройдены успешно, и вы не обнаружили никаких механических повреждений, можно считать, что масляный насос находится в хорошем состоянии. Однако, если вы заметили какие-либо проблемы, лучше всего обратиться к специалисту для дальнейшей диагностики и ремонта.
Вопрос-ответ
Как проверить масляный насос, не снимая его?
Еще одна проверка без снятия насоса — это проверка люфта его штока. Для этого также снимается трамблер и шестерня. После чего при помощи длинной отвертки нужно пошевелить шкот. Если он «люфтит», значит, насос требует замены.
Сколько должен давить масляный насос?
Как правило, величина нормального давления маслосистемы на холостых оборотах находится в диапазоне 0.2-0.8 бар, а на оборотах около 4000 может достигать 6-7 бар. Давление масла в системе нагнетает масляный насос.
Как проверить давление масла без манометра и масляного насоса?
Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) вашего двигателя оснащен датчиком давления в масляной системе. Вы можете использовать сканер бортовой диагностики (OBDII) с режимом реального времени для проверки показаний датчика давления.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки масляного насоса убедитесь, что двигатель полностью остыл. Это предотвратит возможные ожоги и обеспечит безопасность при работе с компонентами двигателя.
СОВЕТ №2
Проверьте уровень масла в системе. Низкий уровень масла может привести к неправильной работе насоса. Убедитесь, что масло чистое и соответствует рекомендациям производителя.
СОВЕТ №3
При проверке масляного насоса обратите внимание на его шум. Посторонние звуки могут указывать на износ или повреждение. Если насос издает необычные звуки, рекомендуется провести его диагностику или замену.
СОВЕТ №4
Используйте манометр для проверки давления масла. Нормальное давление должно соответствовать спецификациям производителя. Если давление ниже нормы, это может свидетельствовать о проблемах с насосом или утечках в системе.