Как поменять охлаждающую жидкость в двигателе

Замена охлаждающей жидкости в двигателе — важная процедура, обеспечивающая надежную работу автомобиля и предотвращающая перегрев. В этой статье мы расскажем, как самостоятельно поменять антифриз, что поможет сэкономить на услугах автосервиса и лучше понять устройство автомобиля. Правильная замена охлаждающей жидкости продлевает срок службы двигателя и способствует его эффективной работе, поэтому знание этой процедуры полезно каждому автовладельцу.

Зачем менять антифриз

Необходимость замены охлаждающей жидкости в двигателе внутреннего сгорания связана с ее составом и процессами, происходящими в ней во время эксплуатации. Антифриз обычно состоит из этиленгликоля или пропиленгликоля, смешанных с дистиллированной водой и антикоррозионными добавками. Последние, хоть и дороже, используются реже.

Оба компонента имеют низкую температуру замерзания и небольшой коэффициент расширения при замерзании. Антикоррозионные добавки снижают коррозионное воздействие на металлы, особенно этиленгликоль. Хотя коррозия не приводит к разгерметизации системы охлаждения, она образует окисную пленку на металлических частях, что снижает теплопроводность и ухудшает отвод тепла от двигателя. Это может повысить рабочую температуру мотора на несколько градусов, негативно влияя на состояние масла и увеличивая износ поршневых колец и клапанов, которые требуют эффективного теплоотведения.

Со временем антикоррозионные добавки теряют свои свойства под воздействием высоких температур. Выхлопные газы также негативно влияют на охлаждающую жидкость, особенно при утечках в местах соединения головки блока цилиндров. Разбавление антифриза обычной водой значительно ухудшает его антикоррозионные характеристики.

класификация антифризов

Эксперты рекомендуют регулярно проверять уровень и состояние охлаждающей жидкости в двигателе, так как это критически важно для его нормальной работы. Замена жидкости должна проводиться согласно рекомендациям производителя, обычно каждые 30-50 тысяч километров пробега. Перед началом процедуры необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы, включая новую охлаждающую жидкость, емкость для слива старой жидкости и воронку.

Сначала следует прогреть двигатель, чтобы жидкость стала менее вязкой, затем выключить его и дать остыть. После этого можно открыть радиатор и сливной кран, чтобы удалить старую жидкость. Важно тщательно промыть систему, чтобы избежать загрязнений. После этого заливается новая охлаждающая жидкость, следя за уровнем и избегая попадания воздуха в систему. Завершив процесс, эксперты советуют проверить работу двигателя и уровень жидкости еще раз через несколько дней.

Замена антифриза: какой выбрать и как избежать воздушных пробокЗамена антифриза: какой выбрать и как избежать воздушных пробок

Когда нужно менять охлаждающую жидкость

Когда нужно менять охлаждающую жидкость:

  1. Если вы разбавили ее водой.
  2. После выработки срока службы. Периодичность замены зависит от состава теплоносителя и для антифризов с присадками на основе кремния не должна быть реже одного раза в два или три года. Пробег автомобиля без замены такого антифриза не должен превышать 45 тыс. км. Периодичность замены антифриза уточняйте у производителя этой жидкости.
  3. При попадании в нее масла. В этом случае промывка обязательна.

коррозия в система охлаждения ДВС

Этап замены Необходимые инструменты и материалы Важные замечания
Подготовка Емкость для слива ОЖ (не менее 10 л), воронка, ключ для сливной пробки радиатора, ключ для сливной пробки блока двигателя (если есть), новые хомуты для патрубков (при необходимости), ветошь Дать двигателю остыть до комнатной температуры. Надевать перчатки. Подготовить место для работы, обеспечить хорошую вентиляцию.
Слив старой ОЖ Открыть крышку расширительного бачка. Открутить сливную пробку радиатора и слить жидкость в подготовленную емкость. Если есть сливная пробка блока двигателя, открутить и слить жидкость оттуда. Будьте осторожны, ОЖ горячая! Подставьте емкость под сливные отверстия.
Промывка системы (опционально) Дистиллированная вода, промывочная жидкость для системы охлаждения Залить промывочную жидкость или дистиллированную воду, запустить двигатель на 10-15 минут, затем слить. Повторить процедуру несколько раз до чистой воды на выходе.
Заливка новой ОЖ Новая охлаждающая жидкость, воронка Залить новую ОЖ в расширительный бачок, следуя рекомендациям производителя по объему и типу жидкости.
Проверка уровня и удаление воздуха Запустить двигатель на несколько минут, проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Добавить ОЖ при необходимости. Сжать патрубки, чтобы удалить воздушные пробки. Следить за температурой двигателя. Не допускать перегрева.
Заключительный этап Проверить уровень ОЖ после остывания двигателя. Убедиться в отсутствии течей. Утилизировать старую ОЖ согласно правилам. Записывать дату замены ОЖ. Регулярно проверять уровень ОЖ.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о замене охлаждающей жидкости в двигателе:

  1. Смешивание жидкостей: Не все охлаждающие жидкости совместимы друг с другом. Например, если вы смешаете антифриз на основе этиленгликоля с антифризом на основе пропиленгликоля, это может привести к образованию осадка и ухудшению теплообменных свойств. Поэтому всегда стоит проверять, какая охлаждающая жидкость использовалась ранее, прежде чем добавлять новую.

  2. Периодичность замены: Многие автопроизводители рекомендуют замену охлаждающей жидкости каждые 2-5 лет или через определенное количество пробега (например, 100,000 км). Однако, в зависимости от условий эксплуатации и типа используемой жидкости, этот интервал может варьироваться. Регулярная замена помогает предотвратить коррозию и отложения в системе охлаждения.

  3. Температура замерзания и кипения: Охлаждающая жидкость не только предотвращает перегрев двигателя, но и защищает его от замерзания в холодное время года. Например, стандартный антифриз может иметь температуру замерзания до -40°C и температуру кипения до 130°C при нормальном атмосферном давлении. Это делает его эффективным в различных климатических условиях.

Как правильно заменить охлаждающую жидкость в автомобилеКак правильно заменить охлаждающую жидкость в автомобиле

Если вы не знаете, сколько проработал антифриз

Если вы не уверены в сроке использования антифриза, выполните следующие шаги:

  1. Оцените внешний вид охлаждающей жидкости. Если антифриз потерял яркость и стал мутным или тусклым, его следует заменить. Рыжий оттенок указывает на ржавчину.
  2. Проверьте плотность антифриза. У нового она около 1,078 г/см³.
  3. В процессе эксплуатации плотность может изменяться.
  4. Для определения необходимости замены используйте тестовые полоски, которые можно купить в местах продажи антифриза.

Как поменять охлаждающую жидкость своими руками пошагов

Полная замена антифриза состоит из сливания отработавшей жидкости, заливки нового теплоносителя и удаления воздуха из системы. Операция эта несложная. Ее вполне можно выполнить своими руками. Промывка системы охлаждения автомобиля обязательна не во всех случаях. Для слива жидкости из радиатора предусматривается или краник, или сливное отверстие с заглушкой. И то и другое отвинчивается обычно пальцами, но иногда приходится применять пассатижи. Сливное отверстие на блоке цилиндров находится в нижней его части недалеко от стыка с поддоном. Оно закрыто чаще всего бронзовой заглушкой с конусной резьбой. Головка заглушки обычно шестигранник под ключ от 12 до 14.

Порядок действий для того чтобы поменять антифриз:

  1. Поставьте машину на ровной горизонтальной площадке.
  2. Дайте двигателю автомобиля остыть. Чтобы не обжечься, сливая жидкость.
  3. Если вы предполагаете наличие в антифризе осадка, запустите двигатель на минутку чтобы взболтать отложения.
  4. Для того чтобы в системе осталось как можно меньше отработавшей жидкости, сливать необходимо и из сливного отверстия радиатора, и из блока цилиндров. Порядок слива не важен.
  5. Полностью откройте кран отопителя, чтобы антифриз вытек из радиатора печки.
  6. Подставьте под отверстия для слива по тазику.
  7. Откройте сливные отверстия радиатора и блока цилиндров.
  8. В случае необходимости промойте систему. Не забудьте закрыть сливные отверстия. Кран печки закрывать не нужно. Промывка должна выполняться только дистиллированной водой или специальными растворами. Сколько промывать определите самостоятельно, по виду сливаемой промывочной жидкости.
  9. После слива промывки закройте сливные отверстия. Кран печки оставьте открытым.
  10. Залейте новую охлаждающую жидкость.
  11. Чтобы удалить попавший во время слива жидкости воздух, нужно разгерметизировать верхнюю точку системы охлаждения. Например, в карбюраторном двигателе такой точкой является подогрев карбюратора. Ослабьте хомут и снимите парубок подогрева со штуцера. Как только из патрубка и из штуцера пойдет антифриз, наденьте патрубок на штуцер, и подтяните хомут. Система охлаждения развоздушена.
  12. Порядок. Замена произведена.

Теперь вы знаете, как заменить охлаждающую жидкость своими руками.

Пробка для слива ОЖ

Замена охлаждающей жидкости Citroen C4Замена охлаждающей жидкости Citroen C4

Как правильно утилизировать старую охлаждающую жидкость

Утилизация старой охлаждающей жидкости (ОЖ) – это важный этап в процессе замены охлаждающей жидкости в двигателе. Неправильная утилизация может привести к загрязнению окружающей среды и негативным последствиям для здоровья человека. Поэтому важно знать, как правильно утилизировать использованную ОЖ.

Первым шагом в утилизации является сбор старой охлаждающей жидкости. После слива ОЖ из системы охлаждения, необходимо поместить её в герметичную ёмкость, которая не пропускает жидкости. Это может быть пластиковая или металлическая тара с плотно закрывающейся крышкой. Не используйте для этого обычные бутылки или контейнеры, так как они могут протечь и вызвать загрязнение.

После того как старая охлаждающая жидкость собрана, следует определить, где её можно утилизировать. Многие автосервисы и станции технического обслуживания принимают использованную ОЖ для дальнейшей переработки. Также существуют специализированные пункты приёма опасных отходов, которые принимают такие жидкости. Перед тем как отправиться в пункт утилизации, рекомендуется позвонить и уточнить, принимают ли они охлаждающую жидкость.

Важно помнить, что старую охлаждающую жидкость нельзя выливать в канализацию, на землю или в водоёмы. Это может привести к серьёзным экологическим проблемам, так как ОЖ содержит токсичные вещества, которые могут загрязнить почву и воду. Кроме того, это является нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и может повлечь за собой штрафы.

Если у вас нет возможности самостоятельно утилизировать старую охлаждающую жидкость, вы можете обратиться к профессионалам. Некоторые компании предлагают услуги по вывозу и утилизации опасных отходов, включая охлаждающую жидкость. Это может быть удобным вариантом, особенно если вы не уверены в том, как правильно утилизировать ОЖ.

В заключение, правильная утилизация старой охлаждающей жидкости – это не только законная обязанность, но и ответственность перед окружающей средой. Следуя указанным рекомендациям, вы сможете безопасно избавиться от использованной ОЖ и внести свой вклад в защиту природы.

Вопрос-ответ

Можно ли заменить антифриз без промывки?

Многих интересует вопрос: надо ли промывать систему при замене антифриза. Если старая ОЖ не имеет загрязнений и для заливки используется антифриз такого же вида и спецификации, то промывать систему охлаждения необязательно.

Можно ли менять антифриз самому?

Заливка нового антифриза. Выполнив все подготовительные работы, можно легко заменить антифриз своими руками. Чтобы избежать образования воздушных пробок в системе охлаждения, машину нужно установить в строго горизонтальном положении.

Нужно ли делать полную замену антифриза?

Обычно периодичность замены антифриза указывается в документах на автомобиль. Чаще всего рекомендуется делать это раз в 2-3 года или после каждых 60000 км пробега. Если машина старая, интервал замены антифриза сокращается до 40-50000 км пробега.

Что нужно сделать перед заменой антифриза?

Но прежде, чем сливать старую жидкость, следует промыть систему охлаждения, в которой накапливается накипь и шлам от разложения пакета присадок старого антифриза от времени и температуры. Надо позаботиться и о сливе старого антифриза. Он не должен попадать в землю или в водоемы, так как является ядом.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом замены охлаждающей жидкости обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические рекомендации по типу жидкости и процедуре замены, которые помогут избежать ошибок.

СОВЕТ №2

Убедитесь, что двигатель полностью остыл перед началом работы. Это предотвратит риск ожогов и повреждений, так как горячая охлаждающая жидкость может выйти под давлением.

СОВЕТ №3

При сливе старой охлаждающей жидкости используйте подходящий контейнер, чтобы избежать загрязнения окружающей среды. Не забывайте утилизировать старую жидкость в соответствии с местными нормами и правилами.

СОВЕТ №4

После замены охлаждающей жидкости обязательно проверьте уровень и состояние жидкости в системе. Запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут, затем проверьте, нет ли утечек и убедитесь, что система работает корректно.

Ссылка на основную публикацию
Похожее