Регулировка стояночного тормоза — важная процедура для безопасности автомобиля и предотвращения его неконтролируемого движения на наклонах. В этой статье мы рассмотрим, как правильно отрегулировать стояночный тормоз барабанного типа и подтянуть трос ручника, если он перестал работать. Эти навыки помогут поддерживать автомобиль в исправном состоянии и избежать неприятных ситуаций на дороге.
Ручник не держит
В статье и приложенных видео рассматривается настройка ручного тормоза. Причиной его неэффективности могут быть изношенные тормозные колодки или отсутствие тросика. Если ручной тормоз не работал с момента покупки автомобиля, перед регулировкой проверьте, не поврежден ли трос из-за износа или ненадежного крепления.
Регулировка стояночного тормоза — важная процедура, требующая внимания и аккуратности. Эксперты рекомендуют начинать с проверки состояния тросов и механизмов. Если они изношены или повреждены, их следует заменить. Далее необходимо установить автомобиль на ровной поверхности и поднять его на подъемнике или домкратах для удобства работы.
После этого специалисты советуют ослабить крепления тросов и отрегулировать натяжение, чтобы обеспечить равномерное сжатие тормозных колодок. Важно проверить, чтобы тормоз срабатывал на нужном уровне — обычно это 3-5 щелчков ручки. Завершив регулировку, необходимо протестировать стояночный тормоз в движении, чтобы убедиться в его надежности. Регулярная проверка и настройка стояночного тормоза помогут избежать неприятных ситуаций на дороге.
Барабанные тормоза
Проще всего регулировка ручника осуществляется на барабанной тормозной системе. Схематическое изображение устройство ручного тормоза ВАЗ 2113-15.
Поднятие рычага ручника приводит к перемещению тяги (5), от которой к каждому из колес под днищем автомобиля идут контуры троса. Проходя через тормозной щит, тросы соединяются с рычагами ручного привода колодок. При поднятии ручника трос воздействует на рычаг (13), верхняя часть которого закреплена на оси (12). В итоге созданное рычагом усилие через разжимную планку равномерно передается на тормозные колодки, прижимая их к барабанам.
В некоторых видах конструкции вместо тросов применяется комбинация тяг, но именно описанное выше устройство можно встретить на всех современных автомобилях с задними барабанными тормозами.
Проблема с ручным тормозом | Возможная причина | Решение |
---|---|---|
Ручной тормоз не держит автомобиль на склоне | Слабое натяжение троса | Подтянуть трос ручного тормоза (см. инструкцию по эксплуатации) |
Ручной тормоз затягивается слишком туго или рывками | Заедание механизма | Проверить и смазать механизм ручного тормоза, возможно, потребуется замена изношенных деталей |
Ручной тормоз не отпускается полностью | Заедание механизма или неправильная регулировка | Проверить и смазать механизм ручного тормоза, отрегулировать натяжение троса |
Ручной тормоз срабатывает неравномерно (колеса блокируются с разной силой) | Неравномерный износ колодок | Заменить изношенные колодки ручного тормоза |
Ручной тормоз срабатывает слишком рано | Неправильная регулировка | Отрегулировать натяжение троса ручного тормоза |
Невозможно подтянуть ручной тормоз | Обрыв троса или повреждение механизма | Заменить трос или отремонтировать механизм ручного тормоза |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о регулировке стояночного тормоза:
-
Типы стояночных тормозов: Существуют два основных типа стояночных тормозов: механические (обычно с использованием тросов) и электрические (актуаторы). Регулировка механического тормоза часто включает в себя натяжение тросов, тогда как электрические тормоза могут требовать программирования через бортовой компьютер автомобиля.
-
Регулировка и безопасность: Правильная регулировка стояночного тормоза не только предотвращает случайное скатывание автомобиля, но и может снизить нагрузку на другие компоненты тормозной системы. Неправильно отрегулированный тормоз может привести к неравномерному износу тормозных колодок и дисков.
-
Проверка на уклоне: Один из простых способов проверить эффективность стояночного тормоза — это припарковать автомобиль на уклоне и попытаться его сдвинуть. Если стояночный тормоз правильно отрегулирован, автомобиль не должен двигаться. Это также хороший способ убедиться, что тормоз работает должным образом перед длительной стоянкой.
Как подтянуть трос
Регулировка заключается в перемещении уравнителя троса по тяге к передней части автомобиля. Механизм регулировки может находиться в салоне или под днищем, в зависимости от модели. Это касается автомобилей ВАЗ 2115, 2114, 2113, 2199, 2109, 2108, Opel Astra F и других.
Чтобы получить доступ к регулировочному механизму в салоне, в центральном туннеле часто есть специальный лючок. В данном случае процесс будет описан на видео, где регулировка выполняется под днищем автомобиля. Рекомендуется загнать машину на эстакаду или в смотровую яму. Вот инструкция по подтягиванию троса, если ручной тормоз не держит:
- Очистите резьбу регулировочной тяги металлической щеткой.
- Ослабьте контргайку. Для этого понадобятся два ключа: один для удерживания регулировочной гайки, другой — для откручивания контргайки.
- Измените положение регулировочной гайки, закрутив ее на нужное количество витков.
- После регулировки затяните контргайку, чтобы она плотно прижалась к регулировочной гайке.
Какая степень натяжки считается правильной
В случае техосмотра, который в РФ на гражданских транспортных средствах не проводится, эффективность ручного тормоза проверяется двумя способами:
- автомобиль с полной снаряженной массой должен быть надежно зафиксирован ручным тормозом на уклоне 16º или 25º, в зависимости от актуальных требований;
- действие ручного тормоза проверяется на специальных барабанах. При этом измеряется не только тормозное усилие, но и равномерность ее распределения между задними колесами.
При самостоятельной регулировке стояночного тормоза оценить натяжение троса ручника можно двумя способами:
- По количеству щелчков. При этом информацию стоит искать по конкретной модели автомобиля, так как, к примеру, для Daewoo Matiz нормой будет 7 щелчков, а для ВАЗ 2106 – 2-4 щелчка. Недостаток регулировки лишь в том, что иногда после замены тормозных барабанов, колодок, и соблюдении усредненного значения по количеству щелчков даже при опущенном ручнике тормозные колодки могут быть излишне сильно прижаты к барабанам. Поэтому после обслуживания задних барабанных тормозов степень натяжки должна отличаться от усредненных требований, но после притирки ручник нужно будет обязательно подтянуть.
- По степени прижатия фрикционных накладок. Для регулировки ручника задние колеса необходимо будет вывесить. Подтягивать трос нужно до такого состояния, чтобы при опущенном рычаге стояночного тормоза колодки едва касались тормозных барабанов. При вращении от руки колесо должно довольно свободно вращаться, но при этом будет ощущаться едва заметный звук от прижатых к барабанам фрикционных накладок. Если колодки изношенны неравномерно, то характерный звук при вращении будет в определенном положении колеса. При такой регулировке после преодоления 100-200 км фрикционные накладки немного сотрутся, и зазор станет близким к идеальному.
Владельцам ВАЗ
На автомобилях ВАЗ с передним приводом может возникнуть проблема с работой ручного тормоза, даже при регулярной подтяжке троса. Это связано с конструкцией наконечника троса, который ограничивает движение рычага. При затягивании возвратная пружина может упираться в ограничитель слишком рано. Чтобы решить эту проблему, владельцы часто спиливают несколько витков возвратной пружины. Важно проявлять осторожность, чтобы не повредить трос и следить за равномерной длиной удаленных витков с обеих сторон.
Ручник на задних дисковых тормозах
Чтобы уделить больше внимания процессу регулировки и не вдаваться в тонкости принципа работы стояночного тормоза с механическим приводом на дисковых тормозах, перечислим лишь основные виды устройства:
- Тормозной диск удерживается дополнительной колодкой, которая при поднятии ручника посредством коромысла прижимается к рабочей поверхности диска.
- Устройство тормозного диска позволяет разместить во внутренней полости отдельные тормозные колодки. Принцип работы напоминает работу барабанных тормозов.
- Конструкция с механическим подпором рабочего поршня. В полости тормозного поршня располагается храповик (для автоматического сведения колодок), в который упирается шпилька с трапецеидальной резьбой. Изогнутая штанга приводит в движение шпильку путем проворачивания вала с концентрической проточкой.
Регулировка
В популярных барабанных тормозах настройка ручного тормоза осуществляется вращением регулировочной «собачки». Она может находиться в боковой или нижней части механизма, доступ к ней обеспечивается через отверстие в щите, закрытое заглушкой.
В некоторых моделях регулятор фиксируется пружинным элементом, который нужно немного отогнуть для поворота «собачки». Устройство ручного тормоза на задних дисковых тормозах и процесс регулировки показаны в видео.
Проверка состояния тормозных колодок
Перед тем как приступить к регулировке стояночного тормоза, необходимо убедиться в исправности тормозных колодок. Изношенные или поврежденные колодки могут значительно снизить эффективность работы стояночного тормоза и привести к его неправильной настройке.
Для начала, поднимите автомобиль с помощью домкрата и установите его на надежные подставки. Это обеспечит безопасность во время работы. Затем снимите колесо, чтобы получить доступ к тормозной системе. В большинстве случаев тормозные колодки находятся в тормозном механизме, который может быть скрыт за диском или барабаном.
После снятия колеса внимательно осмотрите тормозные колодки. Обратите внимание на следующие аспекты:
- Износ колодок: Проверьте толщину колодок. Если толщина фрикционного материала меньше 3-4 мм, это сигнал о необходимости замены.
- Повреждения: Осмотрите колодки на наличие трещин, сколов или других повреждений. Если вы заметили какие-либо дефекты, колодки следует заменить.
- Неровности: Проверьте поверхность колодок на наличие неровностей или следов перегрева. Неровные колодки могут привести к неравномерному износу и снижению эффективности торможения.
- Состояние тормозного диска или барабана: Также важно проверить состояние тормозного диска или барабана. Если на них есть глубокие царапины или ржавчина, это может повлиять на работу тормозной системы.
Если вы обнаружили, что колодки находятся в удовлетворительном состоянии, можно переходить к регулировке стояночного тормоза. В противном случае, рекомендуется заменить изношенные или поврежденные колодки перед выполнением дальнейших работ.
Не забывайте, что регулярная проверка состояния тормозных колодок — это важная часть обслуживания автомобиля, которая обеспечивает безопасность на дороге. Рекомендуется проводить такую проверку не реже одного раза в год или при каждой замене колес.
Вопрос-ответ
Как правильно отрегулировать стояночный тормоз?
Вращайте регулировочную гайку по часовой стрелке, постепенно подтягивая тросик ручника. После каждого оборота проверяйте свободный ход рычага. Поднимите рычаг и посчитайте количество щелчков. Регулируйте до достижения оптимальных 5–7 щелчков.
Как откалибровать стояночный тормоз?
Как подтянуть ручник? Настройка натяжения регулятора обычно осуществляется у основания рычага. С этой целью, как правило, необходимо демонтировать обшивку и пластиковые элементы, расположенные вблизи стояночного тормоза, чтобы получить доступ к механизму.
Как отрегулировать механический стояночный тормоз?
Башмаки прижимаются к кулачку и рычагу пружиной. Обычно регулировка башмаков осуществляется вращением звёздочки на регулировочном винте, расположенном в верхней части опорной пластины. В ступице ротора имеется регулировочный паз.
Как понять, что перетянут ручник?
Признаки неисправности ручного тормоза. Тормозная система не удерживает автомобиль на месте. Если после активации ручника машина все равно продолжает движение, трос перетянут или нуждается в замене. Слышен шум при активации ручного тормоза.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом регулировки стояночного тормоза убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности и включена передача или установлен режим “Паркинг” (для автомобилей с автоматической коробкой передач). Это предотвратит случайное движение автомобиля во время работы.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты для регулировки тормоза. Это поможет избежать повреждений как самого механизма, так и других частей автомобиля. Убедитесь, что у вас есть под рукой ключи, отвертки и, при необходимости, динамометрический ключ для точной настройки.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте состояние тросов стояночного тормоза. Если они изношены или повреждены, замените их до начала регулировки. Это обеспечит надежную работу тормоза и предотвратит его неэффективность в будущем.
СОВЕТ №4
После завершения регулировки обязательно протестируйте стояночный тормоз. Убедитесь, что он надежно фиксирует автомобиль на месте, и проверьте его работу на разных наклонах. Это поможет избежать неприятных ситуаций в будущем.