Правильная замена масла в двигателе — важный аспект ухода за автомобилем, влияющий на его производительность и долговечность. Многие водители следуют рекомендациям производителей, но стиль вождения, условия эксплуатации и тип масла могут изменить частоту замены. В этой статье мы выясним, как часто нужно менять масло, чтобы обеспечить надежную работу автомобиля и избежать дорогостоящих ремонтов.
Влияние условий работы двигателя на масло
Равный пробег в городских условиях и на автомагистрали приводит к значительной разнице во времени работы двигателя. Например, для 15 тысяч километров в городе с пробками мотору потребуется около 600 часов, тогда как на трассе — не более 250 часов. Эта разница влияет на скорость потери свойств масла: в городском режиме оно теряет их быстрее из-за температурного воздействия, даже при небольшой нагрузке. В современных двигателях рабочая температура высокая, что усиливает этот эффект.
На трассе нагрузки варьируются. При скорости до 130 км/ч автомобилю не приходится сталкиваться со значительными нагрузками, поэтому масло практически не теряет своих качеств. Мощные моторы на таких скоростях испытывают минимальное воздействие, что снижает негативное влияние на масло.
С увеличением скорости и нагрузки на двигатель возрастает и нагрузка на масло. На автомобилях с маломощными моторами и низким передаточным отношением трансмиссии при превышении 130 км/ч масло сталкивается с серьезными трудностями. Увеличение нагрузки ухудшает условия работы двигателя: повышается температура поршней и давление картерных газов, что негативно сказывается на состоянии масла.
Эксперты в области автомобильной техники единодушны в том, что регулярная замена масла в двигателе является ключевым аспектом его долговечности и производительности. Большинство специалистов рекомендуют менять масло каждые 5 000 – 10 000 километров пробега, однако точные сроки могут варьироваться в зависимости от типа масла и условий эксплуатации автомобиля. Например, синтетические масла могут обеспечивать более длительные интервалы замены, в то время как автомобили, эксплуатируемые в тяжелых условиях, требуют более частой замены. Также важно учитывать рекомендации производителя, указанные в руководстве пользователя. Регулярная замена масла помогает предотвратить износ двигателя, улучшает его работу и способствует экономии топлива.
Оптимальные условия работы для моторного масла
- скорость движения, составляющая половину максимально допустимой для этого транспортного средства;
- небольшое время работы на холостом ходу после прогрева;
- хорошая вентиляция картера;
- соблюдение температурного режима работы ДВС.
Если ориентироваться на производителей автомобилей, дающих рекомендации, по интервалу замены моторного масла в моточасах, то типичный срок его замены составляет от 200 до 400 часов суммарной работы двигателя в различных режимах, исключая долговременную работу с максимальной отдачей. Несложные вычисления показывают, что 400 моточасов работы двигателя в городе при средней скорости движения около 25 км/ час соответствуют пробегу в 10.000 км. А те же часы движения за городом со средней скоростью в 60 км/ час ― это уже 24.000 км пробега, хотя сомнительно что нужно так затягивать с заменой.
Далеко не всем автовладельцам выпало ездить исключительно по автострадам, да еще и неспешно. Что же делать тем, кто ездит в основном по городу да к тому же обладает машиной с форсированным двигателем. Видимо, сокращать интервалы замены масла.
Немалое влияние на периодичность замены оказывает и то какой именно вид моторного масла используется.
Тип масла | Пробег (км) | Интервал замены (месяцы) |
---|---|---|
Минеральное | 5000-7500 | 6-12 |
Полусинтетическое | 7500-10000 | 6-12 |
Синтетическое | 10000-15000 | 12-18 |
Высококачественное синтетическое | 15000-20000 | 12-18 |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как часто нужно менять масло в двигателе:
-
Современные масла и интервалы замены: Современные синтетические масла могут иметь значительно более длительные интервалы замены, чем традиционные масла. В некоторых случаях производители автомобилей рекомендуют менять масло каждые 10,000–15,000 километров, в то время как старые рекомендации часто составляли 5,000–7,500 километров.
-
Влияние стиля вождения: Частота замены масла может зависеть от стиля вождения. Например, частые короткие поездки, агрессивное вождение или вождение в тяжелых условиях (высокие температуры, пыльные дороги) могут привести к более быстрому загрязнению масла, что требует более частой замены.
-
Умные технологии: Многие современные автомобили оснащены системами мониторинга состояния масла, которые могут сообщать водителю о необходимости замены масла на основе реальных условий эксплуатации. Это позволяет оптимизировать интервалы замены и продлить срок службы двигателя.
Свойства моторных масел
Широкий ассортимент расходных материалов в магазинах ставит автовладельцев перед вопросом: какое масло выбрать? Масла не делятся на хорошие и плохие, а предназначены для различных типов двигателей. Например, масло для дизельного двигателя не подходит для бензинового, но это не делает его хуже.
Каждое масло состоит из базового компонента и присадок. Основные виды баз:
- минеральное;
- полусинтетическое;
- синтетическое;
- синтетическое гидрокрекинговое.
Минеральные масла встречаются редко, их заменяют полусинтетические, содержащие больше присадок. Однако их основа не отличается высокой стойкостью — продукты распада могут загрязнять двигатель. Присадки удерживаются менее надежно, а вязкость со временем изменяется. Тем не менее, стабильности хватает на рекомендованные 10-15 тысяч километров пробега. При сложных условиях эксплуатации этот интервал стоит сократить.
Масла с синтетической гидрокрекинговой основой часто воспринимаются как полусинтетика, но на самом деле они значительно лучше. Их вязкость более стабильна, а присадки удерживаются надежнее. Большинство масел, производимых автопроизводителями, изготавливаются именно на этой основе. Даже при больших пробегах они показывают лучшие характеристики по сравнению с маслами на минеральной основе, имеют меньше вредных продуктов распада и превосходные моющие свойства.
Виды классификаций
- SAE ― классификация по вязкости;
- API ― классификация по назначению и качеству.
Класс по SAE указывает на температурный диапазон, в котором масло позволяет прокручивание коленвала стартером и прокачивается насосом по системе смазки не допуская сухого трения.
Зимние классы:
- 0W ― от -30 до -40 °С;
- 5W ― от -25 до -35 °С;
- 10W ― от -20 до -30 °С;
- 15W ― от -15 до -25 °С;
- 20W ― от -10 до -20 °С;
- 25W ― от -5 до -15 °С.
Летние классы:
- 20 ― мин вязкость при 100 °С 5,6 мм2/с;
- 30 ― мин вязкость при 100 °С 9,3 мм2/с;
- 40 ― мин вязкость при 100 °С 12,5 мм2/с;
- 50 ― мин вязкость при 100 °С 16,3 мм2/с;
- 60 ― мин вязкость при 100 °С 21,9 мм2/с.
Всесезонные обозначаются двумя номерами один зимнего класса, другой летнего, например: SAE 5W-30 или SAE 10W-40. Каждое из них соответствует параметрам одного зимнего и одного летнего класса.
По версии API масла делятся на следующие эксплуатационные категории:
- S (Service) ― для бензиновых двигателей, подразделяющиеся на группы качества, представленные в хронологической последовательности;
- С (Commercial) ― для дизельных двигателей, подразделяющиеся на группы качества и назначения, представленные во временной последовательности;
- ЕС (Energy Conserving) ― энергосберегающие: новая группа масел высокого качества, обладающих не чрезмерной вязкостью, хорошей текучестью и уменьшающих расход топлива по свидетельству испытаний, проведенных на бензиновых двигателях.
Каждый новый класс обозначается следующей по алфавиту буквой. Универсального применения (для бензиновых и дизельных двигателей) обозначаются двумя буквами первая в обозначении является основной вторая говорит о возможности применения в двигателях другого типа.
Классы качества API
Для бензиновых двигателей:
- SM — с 30.11.2004, подходит для современных многоклапанных и турбированных моторов, защищает от окисления и улучшает работу при низких температурах.
- SL — для многоклапанных и турбированных двигателей после 2000 года, работающих на обедненных смесях. Используется, если производитель рекомендует масла класса SJ или более ранние.
- SJ — подходит для легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков после 1996 года. Может применяться при рекомендациях класса SH и более ранних.
- SH — для двигателей после 1994 года.
- SG — для двигателей после 1989 года.
- SF — для двигателей после 1980 года.
- SE — для двигателей после 1972 года.
Для дизельных двигателей:
- CJ-4 (CJ-4 PLUS) — для моторов после 1994 года.
- CI-4 — для двигателей после 2002 года с различными системами впрыска и наддува.
- CH-4 — для моторов после 1998 года с различными системами впрыска и наддува.
- CG-4 — для двигателей автобусов, грузовиков и тягачей, работающих в условиях повышенных нагрузок, выпущенных после 1995 года с различными системами впрыска и наддува.
Последствия превышения сроков работы масла
В случаях значительного превышения сроков работы полусинтетики или синтетики в двигателе, на поршнях происходит закоксовывание, приводящее к потере подвижности колец, падению компрессии и повышенному износу деталей поршневой группы, а также к росту расхода масла из-за залегания колец.
Рекомендации производителей автомобилей
Производители автомобилей предоставляют рекомендации по замене масла в двигателе, основываясь на множестве факторов, включая тип двигателя, условия эксплуатации и используемое масло. Обычно эти рекомендации можно найти в руководстве пользователя, которое прилагается к автомобилю. В большинстве случаев производители советуют менять масло каждые 5,000-10,000 километров пробега или раз в 6-12 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше.
Важно отметить, что условия эксплуатации могут значительно влиять на частоту замены масла. Например, если автомобиль используется в тяжелых условиях, таких как частые поездки по городу, в пробках, при высоких температурах или в условиях повышенной запыленности, то интервал замены масла может сократиться. В таких случаях производители могут рекомендовать менять масло каждые 3,000-5,000 километров.
Тип масла также играет важную роль в определении интервала замены. Синтетические масла, как правило, имеют более длительный срок службы по сравнению с минеральными маслами. Некоторые производители автомобилей, особенно в премиум-сегменте, могут рекомендовать использование синтетических масел и увеличивать интервалы замены до 15,000 километров или более, если это позволяет конструкция двигателя.
Кроме того, многие современные автомобили оснащены системами мониторинга состояния масла, которые могут сообщать водителю о необходимости замены масла на основе реальных условий эксплуатации. Эти системы учитывают такие параметры, как температура двигателя, стиль вождения и пробег, что позволяет более точно определить, когда необходимо провести замену.
Наконец, стоит помнить, что регулярная замена масла не только продлевает срок службы двигателя, но и способствует его эффективной работе. Загрязненное или старое масло теряет свои смазывающие свойства, что может привести к повышенному износу деталей и, в конечном итоге, к дорогостоящему ремонту. Поэтому следование рекомендациям производителей и регулярная проверка состояния масла являются важными аспектами ухода за автомобилем.
Вопрос-ответ
Как понять, что пора менять масло в двигателе?
Пора менять масло в двигателе, если прошло рекомендованное производителем время или пробег, указанные в руководстве пользователя, если масло стало темным и вязким, если двигатель начинает работать шумно или появляются утечки масла, а также если на приборной панели загорелся индикатор замены масла. Регулярная проверка уровня масла и его состояния поможет избежать серьезных проблем с двигателем.
Можно ли менять масло каждые 5000?
Скажем от себя, что при нормальной работе двигателя менять масло раньше 5000 километров не стоит, т. к. у сертифицированного смазочного материала ресурс больше этого значения. В то же время не стоит тянуть с заменой после 15000, это слишком много.
Сколько можно ездить без замены масла в двигателе?
Если авто предназначено для перемещения по городу и порядка 95 % времени проводит в пробках или движении со скоростью 20–30 км/ч, то оптимальная периодичность замены — 5–7 тысяч километров. Если машина 70–80 % времени ездит по шоссе со средней скоростью, то менять масло стоит через каждые 13–15 тысяч километров.
Можно ли ездить на одном масле 2 года?
Даже при небольшом пробеге нежелательно ездить на одном масле более года. Поэтому при достижении этого срока также необходима замена.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень масла в двигателе. Это поможет вам своевременно выявить необходимость его замены и предотвратить возможные повреждения двигателя из-за недостатка масла.
СОВЕТ №2
Следуйте рекомендациям производителя автомобиля. В руководстве пользователя обычно указаны оптимальные интервалы замены масла, которые могут варьироваться в зависимости от модели и условий эксплуатации.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на условия эксплуатации. Если вы часто ездите в тяжелых условиях (высокие температуры, частые пробки или поездки по бездорожью), возможно, вам потребуется менять масло чаще, чем указано в руководстве.
СОВЕТ №4
Используйте качественное масло и фильтры. Выбор высококачественного масла и фильтров поможет продлить срок службы двигателя и улучшить его производительность.