Двухтактный двигатель, устройство, принцип работы, секреты мощности

Двухтактный двигатель — это тип внутреннего сгорания с простой конструкцией и высокой мощностью. В отличие от четырехтактных, он не требует сложного механизма газораспределения и клапанов, что делает его легче и компактнее. В статье рассмотрим устройство двухтактного двигателя, его принцип работы и методы достижения максимальной мощности. Эти знания будут полезны как профессиональным механикам, так и любителям, стремящимся оптимизировать работу своих двигателей в различных приложениях.

Устройство

Двухтактный двигатель отличается простой конструкцией, отсутствием газораспределительного механизма и компактными размерами. В его основе — блок цилиндра, внутри которого на подшипниках установлен коленчатый вал. На шейку вала крепится головка шатуна с вкладышами, фиксируемая корончатыми гайками. Верхняя часть шатуна соединяется с поршнем через металлическую полую втулку (палец). Поршень с компрессионными кольцами предотвращает попадание сгоревших газов в камеру сгорания.

Перемещение поршня вверх и вниз приводит к вращению вала, которое передается на главную передачу агрегата.

Охлаждение двухтактного двигателя происходит через внешние ребра блока и благодаря топливу, содержащему масло. Смазка соединений поршень–цилиндр и коленчатый вал – шатун осуществляется смесью, разбавленной специальным маслом. При сгорании топлива это масло не должно оставлять отложений в выхлопе под поршнем.

Устройство двухтактного двигателя

Эксперты отмечают, что двухтактный двигатель представляет собой уникальное сочетание простоты конструкции и высокой мощности. Его устройство включает в себя всего два такта: сжатие и рабочий ход, что позволяет значительно сократить время цикла. Это делает такие двигатели более компактными и легкими, что особенно ценится в мотоциклах и малой технике.

Принцип работы заключается в том, что каждый оборот коленчатого вала приводит к выполнению рабочего цикла, что обеспечивает высокую мощность при малых размерах. Однако, несмотря на свои преимущества, двухтактные двигатели имеют и недостатки, такие как повышенный расход топлива и выбросы вредных веществ.

Секреты мощности заключаются в использовании специальных смесей топлива и масла, а также в оптимизации системы впуска и выпуска. Правильная настройка карбюраторов и использование современных технологий, таких как электронное управление, могут значительно повысить эффективность и снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Принцип работы двухтактного двигателя / The principle of a two-strokeПринцип работы двухтактного двигателя / The principle of a two-stroke

Принцип работы

Процесс зиждется на рабочем цикле, который происходит за оборот коленчатого вала. Принцип работы двухтактного двигателя заключается в том, что при перемещении вверх, поршень сжимает имеющуюся под поршнем смесь, попавшую туда через впускное окно. Искра от свечи зажигания как бы взрывает горючее, резко повышая температуру и давление газов. В результате такого теплового давления поршень принудительно перемещается вниз. При этом открываются выпускное и чуть позже переходное окно, впрыскивая свежую порцию топлива. Кстати, горючее в двухтактный двигатель обязательно дополняют маслом, составляя смесь бензина и масла определенной пропорции. Делается это для смазки поршня, стенки цилиндра и кривошипно–шатуного узла. Топливная смесь попадает в картер через окно, которое открывается за счет вакуума, создаваемого движением поршня от НМТ к ВМТ. Одновременно поршень открывает отверстие, выбрасывая отработанные выхлопные газы. В определенный период посредством поршня открывается продувочное окно для заполнения цилиндра свежей порцией топливной смеси.

принцип работы двухтактного двигателя

Компонент/Процесс Функция/Описание Влияние на мощность
Картер Герметичный корпус, содержащий кривошипно-шатунный механизм и служащий в качестве компрессора для топливно-воздушной смеси. Влияет на степень сжатия, напрямую влияя на мощность. Герметичность картера критична.
Поршень Перемещается внутри цилиндра, осуществляя всасывание, сжатие, рабочий ход и выпуск. Размер и масса поршня влияют на мощность и КПД.
Цилиндр Рабочая камера, в которой происходит сгорание топливно-воздушной смеси. Диаметр цилиндра определяет рабочий объем и, следовательно, мощность.
Шатун Соединяет поршень с коленчатым валом, передавая энергию от поршня к валу. Прочность и масса шатуна влияют на надежность и эффективность передачи мощности.
Коленчатый вал Преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение. Конструкция коленчатого вала влияет на плавность работы и мощность двигателя.
Карбюратор/Инжектор Подготавливает топливно-воздушную смесь для сгорания. Качество смеси напрямую влияет на мощность и экономичность. Правильная настройка критична.
Система зажигания Обеспечивает воспламенение топливно-воздушной смеси. Надежность и своевременность зажигания влияют на мощность и стабильность работы.
Выпускной канал Выводит отработанные газы из цилиндра. Эффективность выхлопа влияет на мощность и экономичность. Засорение снижает мощность.
Впускной канал Подает топливно-воздушную смесь в цилиндр. Проходимость впускного канала влияет на наполнение цилиндра и мощность.
Степень сжатия Отношение объема цилиндра при нижнем положении поршня к объему при верхнем. Выше степень сжатия – больше мощность, но и выше риск детонации.
Охлаждение (воздушное/жидкостное) Отводит тепло от двигателя, предотвращая перегрев. Эффективное охлаждение позволяет поддерживать оптимальную температуру работы и мощность.
Правильная настройка карбюратора/инжектора Оптимальное соотношение топлива и воздуха. Максимальная мощность достигается при правильном соотношении.
Использование высокооктанового топлива Позволяет увеличить степень сжатия без детонации. Повышение мощности за счет увеличения степени сжатия.
Модификации системы выпуска Улучшение выхлопа, снижение противодавления. Увеличение мощности за счет лучшего удаления отработанных газов.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о двухтактных двигателях:

  1. Простота конструкции: Двухтактные двигатели имеют значительно более простую конструкцию по сравнению с четырехтактными. Они не требуют клапанов, так как процесс впуска и выпуска газов происходит через поршень. Это упрощает конструкцию и снижает вес двигателя, что делает его популярным в маломощных устройствах, таких как мотоциклы, бензопилы и газонокосилки.

  2. Высокая мощность на единицу объема: Двухтактные двигатели способны развивать большую мощность на единицу объема по сравнению с четырехтактными. Это связано с тем, что каждый оборот коленчатого вала приводит к выполнению рабочего цикла (впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск), что позволяет им генерировать больше мощности за меньшее время.

  3. Смешивание топлива и масла: В двухтактных двигателях топливо и масло обычно смешиваются в одном баке, что обеспечивает смазку движущихся частей. Это может привести к более высокому уровню выбросов и загрязнению окружающей среды, однако современные технологии, такие как системы впрыска и улучшенные масла, помогают снизить эти негативные эффекты, сохраняя при этом преимущества двухтактного цикла.

Как работает двухтактный двигатель: устройство, секреты мощности и советы по улучшениюКак работает двухтактный двигатель: устройство, секреты мощности и советы по улучшению

Повышение мощности

Для увеличения мощности двигателя необходимо:

  • Увеличить площадь выпускного отверстия и обеспечить его длительное открытие для эффективного вывода отработанных газов.
  • Повысить эффективность продувки, чтобы топливо успевало впрыскиваться в камеру сгорания через впускные отверстия. Рекомендуется расширить выпускные окна для улучшения наполняемости цилиндра и предотвращения избыточного количества топливной смеси в картере.
  • Применить вихревой (нулевой) диффузор на карбюраторе для более быстрого подачи смеси.
  • Установить резонатор на глушителе, соответствующий оборотам двигателя, чтобы вернуть часть смеси обратно в цилиндр, что актуально для двухтактных двигателей.

Для полноценного заполнения подпоршневого объема следует проверить впускные и выпускные каналы на наличие заусенцев и шероховатостей, которые могут замедлять поток и снижать мощность.

Эффективным способом увеличения мощности является фрезерование с последующим тонким шлифованием головки блока. Этот процесс требует точных измерений объема и подбора октанового числа топлива.

Можно рассмотреть уменьшение веса вращающихся деталей, таких как маховик и коленвал, удаляя элементы противовеса. Однако это может привести к биению маховика и вибрациям на низких оборотах. Рекомендуется снимать лишь тонкий слой и проводить балансировку махового колеса. Уменьшение веса коленчатого вала также несет риск смещения центра тяжести, что может вызвать серьезные проблемы.

Тяговые возможности

Итак, двухтактные двигатели и их тяговые возможности соотносятся с открытием заслонки дросселя. То есть с ускорением оборотов возрастает его тяговая способность, что существенно действует на разгон. Значит, чтобы нарастить разгон нужно увеличить рабочий объем цилиндра. Конечно, тяга может привести к максимальной скорости. Работая на низких скоростях, хорошая тяга обеспечивает приемистость, быстрый разгон с легким преодолением дорожных препятствий, поворотов. Все это относится к повышению тяги на низких оборотах. Одним из предпосылок увеличения тяги следует отнести установку специальных клапанов и увеличение продолжительности пребывания их в открытом состоянии.

Проблема с продувкой камеры сгорания

Высокие обороты двигателя свидетельствуют о его мощности. В двухтактных моторах камера сгорания не успевает эффективно продуваться из-за короткого времени открытия окон.

Камера продувки работает по принципу впрыска топлива из картера в цилиндр. Топливо попадает в картер при подъеме поршня, а при его опускании создается избыточное давление, способствующее продувке камеры сгорания. Такой подход минимизирует количество деталей, исключая газораспределительный вал, клапаны, продувочный насос и узлы смазки.

При работе на холостом ходу заслонка открыта лишь немного, что не обеспечивает полноценной очистки от выхлопных газов за один оборот вала. Это приводит к неустойчивой работе двигателя, так как воспламенение смеси вызывает дополнительные холостые обороты, но смесь под цилиндром не воспламеняется из-за недостатка топлива.

В моторах с одним поршнем активно применяется контурная продувка (щелевая). Эта схема предполагает газораспределение через щели в нижней части цилиндра. Впускные и продувочные отверстия должны оставаться закрытыми во время такта сжатия и рабочего хода поршня. Контурная продувка камеры сгорания (подпоршневое пространство) функционирует как продувочный насос, что сокращает количество узлов двигателя и делает их подходящими для газонокосилок, мотоблоков, лодок и других легких мобильных устройств.

продувка камеры сгорания

2Т или 4Т? С каким двигателем скутер купить?2Т или 4Т? С каким двигателем скутер купить?

Сравнение с четырехтактным двигателем

Двухтактные и четырехтактные двигатели представляют собой два основных типа поршневых двигателей внутреннего сгорания, каждый из которых имеет свои уникальные характеристики и области применения. Чтобы понять, в чем заключаются основные различия между ними, необходимо рассмотреть их конструктивные особенности, принцип работы и эффективность.

Первое, что стоит отметить, это количество тактов, необходимых для завершения одного рабочего цикла. В двухтактном двигателе рабочий цикл завершается за два такта поршня, что означает, что один полный оборот коленчатого вала соответствует одному рабочему циклу. В четырехтактном двигателе для завершения рабочего цикла требуется четыре такта, что подразумевает два полных оборота коленчатого вала. Это различие приводит к тому, что двухтактные двигатели могут производить мощность на более высоких оборотах, так как каждый оборот коленчатого вала приводит к сгоранию смеси топлива и воздуха.

Вторым важным аспектом является конструкция и количество деталей. Двухтактные двигатели, как правило, проще в конструкции, так как у них отсутствуют клапаны, которые необходимы для управления впуском и выпуском газов в четырехтактных двигателях. Вместо этого в двухтактных двигателях используются поршневые каналы, которые открываются и закрываются движением поршня. Это упрощает конструкцию и снижает вес двигателя, что делает его более подходящим для применения в легких транспортных средствах, таких как мотоциклы и бензопилы.

Однако, несмотря на свои преимущества, двухтактные двигатели имеют и недостатки. Одним из основных является их эффективность в плане расхода топлива и выбросов. Двухтактные двигатели, как правило, менее эффективны, чем четырехтактные, так как часть топливной смеси может не сгорать полностью и выбрасываться в атмосферу вместе с отработанными газами. Это приводит к более высоким выбросам вредных веществ и большему расходу топлива. Четырехтактные двигатели, благодаря более сложной системе управления газами, обеспечивают более полное сгорание и, следовательно, меньшие выбросы.

Также стоит упомянуть о мощности и крутящем моменте. Двухтактные двигатели, как правило, обеспечивают более высокий крутящий момент на низких оборотах, что делает их идеальными для использования в условиях, где требуется высокая мощность при малых размерах. Четырехтактные двигатели, в свою очередь, обеспечивают более плавную работу и большую мощность на высоких оборотах, что делает их более подходящими для автомобилей и других транспортных средств, где важна стабильность и эффективность на больших скоростях.

В заключение, выбор между двухтактным и четырехтактным двигателем зависит от конкретных требований и условий эксплуатации. Двухтактные двигатели идеально подходят для легких и компактных приложений, где важна высокая мощность и простота конструкции, в то время как четырехтактные двигатели обеспечивают большую эффективность, меньшие выбросы и стабильную работу на высоких оборотах.

Вопрос-ответ

Как устроен двухтактный двигатель?

Двухтактный двигатель работает на принципе двух ходов поршня за один оборот коленчатого вала. Это означает, что за каждый оборот поршня происходит два такта: сжатие и расширение. В отличие от четырехтактного двигателя, где за один оборот коленвала происходит четыре такта: впуск, сжатие, расширение и выхлоп.

Как получить больше мощности от двухтактного двигателя?

Крайне важно, чтобы отработанные газы удалялись из камеры сгорания, чтобы освободить как можно больше места для несгоревших газов. Это ключ к повышению мощности двухтактного двигателя. Чем больше несгоревших газов попадёт в камеру сгорания, тем большую мощность двигатель выработает.

Почему двухтактный двигатель мощнее?

Двухтактные ДВС обладают компактными габаритами и весят меньше четырехтактных такой же мощности. Это объясняется более простой конструкцией двигателя. Технику с этими моторами легче переносить и перевозить. При одинаковом объеме двухтактный мотор будет развивать более высокую мощность, чем четырехтактный.

Что мощнее 2т или 4т?

Благодаря большей эффективности 4-х тактные двигатели мощнее. Но более легкие двухтактные моторы могут иметь большее отношение мощности к весу и считаются практичней из-за одноцилиндрового двигателя, тогда как четырехтактной модели требуется несколько цилиндров, чтобы обеспечить постоянную выработку электроэнергии.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные компоненты двухтактного двигателя, такие как поршень, цилиндр и карбюратор. Понимание их функций поможет вам лучше разобраться в принципе работы и возможных проблемах, которые могут возникнуть.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на правильный выбор масла для двухтактного двигателя. Использование качественного масла, рекомендованного производителем, не только увеличит срок службы двигателя, но и улучшит его производительность.

СОВЕТ №3

Регулярно проводите техническое обслуживание вашего двухтактного двигателя. Проверка и замена свечей зажигания, очистка фильтров и контроль уровня топлива помогут избежать серьезных поломок и поддерживать двигатель в оптимальном состоянии.

СОВЕТ №4

Экспериментируйте с настройками карбюратора для достижения максимальной мощности. Небольшие изменения в смеси топлива и воздуха могут значительно повлиять на производительность вашего двигателя, поэтому не бойтесь пробовать разные настройки.

Ссылка на основную публикацию
Похожее