Почему летят искры из под болидов Формула1?
Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, поскольку искры из под болидов Формулы-1 вылетают по нескольким причинам. Во-первых, у формульных машин очень низкий клиренс. В середине девяностых даже ставили специальную планку, чтобы немного приподнять сами болиды. Но после перехода Ф-1 на новые двигатели (которые оказались весьма тихими), чтобы хоть как-то сохранить привлекательность королевских гонок, в ту самую планку стали вставлять титановые пластины.
Во-вторых, качество казалось бы гладкого асфальта не всегда идеально, и если на апексе, где уже накатан держак, искры можно увидеть редко, то в местах скоростного обгона вылетает просто фонтан искр.
В-третьих, уже упомянутая мною скорость, чем она выше, тем больше прижимная сила и тем больше вероятность искр.
И ещё один, немаловажный момент, — это ночные гонки (последний этап, прошедший в Бахрейне, как раз таким и был), ведь чем темнее, тем лучше виден этот эффект.
Почему из-под днища болидов «Формулы-1» вылетает множество искр
В мире существует огромное количество гоночных авто, но только из-под днища болидов «Формулы-1» вылетает цунами искр. Разберемся, почему такое происходит.
Искры, вылетающие из-под днища гоночных авто «Формулы-1», вызывали и продолжают вызывать восторг зрителей, являясь фирменным эффектом и визитной карточкой соревнований.
Световое шоу преднамеренно удается получить с помощью специальной конструкции авто. Но ранее дело обстояло иначе. В 80-х годах такой эффект получался вовсе не из-за желания гонщиков выглядеть круто. Тогда просвет между днищем и дорожным полотном был минимальным.
Делалось это для повышения прижимной силы, чтобы машина могла максимально ускориться. Болид буквально присасывало к асфальту. На неровностях днище терлось об асфальт, а кочек на трассе было тогда немало. Некоторые гонщики специально искали на трассе неровные участки, используя это в качестве тактики – искры мешали соперникам готовить атаки, они значительно ухудшали обзор, к тому же оставляли черный налет на шлеме.
В 1994 году произошла трагедия: на Гран-при в Сан-Марино погиб гонщик Айртон Сенна. Причиной аварии названа пилотажная ошибка гонщика, но не снимали со счетов и проблемы в машине, в том числе и относительно деталей, с помощью которых высекались искры.
Передняя часть бокового понтона приближалась к дороге максимально близко, при этом потоком воздуха срывался диффузор. Маленький дорожный просвет запретили, выяснилось, что он является причиной аэродинамической нестабильности. Чтобы новые стандарты соблюдались, к дну каждого авто прикрепляли 10-миллиметровую доску по свойствам близкой к дереву. Если она стачивалась более чем на 1 мм, то гонщика дисквалифицировали. После каждой сессии ставилась новая планка. С этого времени болиды перестали «пахать» асфальт, высекая искры.
В 2015 году ситуация вновь изменилась. Если ранее на днище присутствовала пластина из кевлара – синтетического полимерного вещества, которое применяется в бронежилетах, то теперь его заменили на титан.
Кевлар стирался при контакте с асфальтом, полимерные материалы разрушались и отлетали в стороны, скапливаясь на трассе и становясь причиной износа шин. Титан же оказался материалом попрочнее. Но важным стал еще и тот факт, что материал стал искрить с удвоенной силой, а значит, так полюбившееся зрителям световое шоу вернулось вновь.
Как искрят болиды «Формулы-1»
В прошлом году руководство «Формулы-1» обеспокоилось снижением привлекательности чемпионата мира и предприняло несколько шагов по повышению зрелищности гоночной серии. В результате этих действий болиды снова обрели подобающий внешний вид, а также начали производить характерные для «классической эпохи» визуальный эффект – искры.
Для создания искр в специальную планку под днищем болида отныне вставляют титановые пластины, которые при соприкосновении с асфальтом на скорости создают искры. Ранее вместо титана использовался другой металл – он был более тяжелым и в случае повреждения планки и падения на асфальт мог привести к проколам шин других болидов.
Таким образом, после внедрения титановых пластин ФИА разобралась сразу с несколькими проблемами: повысила безопасность гонок и повысила их зрелищность.
Гонка в Бахрейне, прошедшая в вечернее время под светом софитов, показала, что решение ФИА, год назад казавшееся как минимум странным, не столь уж и плохое.
Фото Globallookpress
Фото Globallookpress
Фото Globallookpress
Фото AP
Фото Globallookpress
Откуда у болидов «Ф-1» столько искр из-под днища? Правда из-за обязательной деревянной планки? А почему она не горит?
Формула-1 почитать объясняем техника
Секрет яркости новых машин.
Цунами искр из-под днища – визитка болида «Формулы-1» еще с 80-х: здесь каждая неровность и зона торможения срывет море аплодисментов и восторгов публики от такого вот феноменального визуала.
Откуда они берутся? Неужели правда из-за деревянной планки под днищем? Подробно объяснили в шоу F1 Tech Talk на F1 TV – усилиями испанского репортера и технического эксперта Альберта Фабреги.
«Правила требуют планку в 30 см из материала, аналогичного по свойствам дереву. Материал – что-то вроде сверхплотной резины. Выбор материала не ограничен правилами, каждая команда может выбрать собственного поставщика, но планка должна соответствовать показателям плотности из регламента: с коэффициентом уплотнения от 1,3 до 1,6. Так что это не дерево. Однако этот материал должен быть огнеупорным! Ведь он много трется об асфальт, оттуда большие температуры. Потому предписано использовать материал, который не загорится. Этот даже не создает дыма – разве что чуть-чуть. Зато он создает наименьшее возможное сопротивление – самое легкое проскальзывание без износа.
Раньше – да, использовали дерево. И искры тогда появлялись из-за крепления планки к болидам металлическими болтами.
Цель использования планки – контроль над дорожным просветом, чтобы у всех машин он в конце концов был одинаковым. Для ФИА не так просто контролировать просвет на каждой отдельной машине, и делегаты решили: поставим одинаковые планки одинаковой толщины под каждый болид на всю длину днища – и пусть они вписываются в ограничения.
Как команды справляются с повышенным износом планки в этом году, когда просвет значительно уменьшился, а болиды начали подскакивать на прямых? Поменять планку. Установленная толщина – 10 мм, разрешается износ в 1 мм, но после каждой сессии можно ставить новую».
Так выглядит одна из трех планок:
Зачем же нужны эти дырки? Маленькие на середине – для крепления планки к днищу.
А вот эти отверстия странной формы…
Нужны для технических делегатов ФИА – регламент требует 6 таких мест в сумме на трех планках для измерений: чтобы можно было засунуть туда прибор и проверить, осталось ли хотя бы 9 мм. Да, по сути всю планку не измеряют, а проверяют только в заранее известных конкретных местах.
А искры берутся из другой зоны с большим количеством отверстий:
Но не от самой планки, а от деталей, которые на нее заворачивают:
Ее крепят впереди болида:
«По регламенту эта зона – 200 квадратных сантиметров, как плитка шоколада. Сюда детали и крепятся – они из титанового сплава. Раньше использовали более тяжелые – из вольфрама. Команды использовали его именно здесь для балансировки – в качестве балласта. Но ФИА запретила – ведь каждое крепление весило около килограмма, и если его срывало в случае аварии… Оно могло убить кого-то!
Можно честно сказать, что искры создаются немного искусственно».
Раньше и правда их источник был более «органическим» – искры из-под болидов «Формулы-1» прочно вошли в телевизионные трансляции и список развлечений болельщиков на трибунах во второй половине 1980-х. Но не из-за желания команд выглядеть круто – просто просвет между днищем и асфальтом сокращали просто до предельных значений ради повышения уровня прижимной силы. Совсем как сейчас, с возвратом к граунд-эффекту.
В идеале, конечно, днище машины не должно тереться об асфальт для стабильного генерирования прижимной силы, но при полной топливной нагрузке баланс меняется, оси придавливает к низу, и (особенно на торможениях) нижняя часть регулярно пахала дорожное покрытие. Примерно то же самое происходит и теперь – причем еще и с красочным эффектом галопирования.
А в прошлом некоторые гонщики даже пытались использовать искры в битвах с соперниками! Найджел Мэнселл рассказывал, как искал кочки на трассе, чтобы искры мешали преследователям готовить атаки – все-таки они и правда серьезно ухудшали обзор и оставляли черный налет на визоре шлема.
Теперь же технологии подарили занятный кроссовер – старый источник искр из прошлого вернулся, но и новый остался в строю. Потому болиды в 2022-м искрят как никогда.
А с Гран-при Канады внимание к планке только удвоится – ее будут проверять еще тщательнее в рамках борьбы с галопированием и подскоками на кочках.