Что делать, если щёлкает реле стартера, но не крутит — диагностика, неисправности и способы устранения

Если реле стартера щелкает, но двигатель не запускается, это может указывать на неисправности в системе запуска автомобиля. В статье рассмотрим возможные причины проблемы, методы диагностики и способы устранения неисправностей. Эти знания помогут сэкономить время и деньги на ремонте и повысить уверенность в обслуживании автомобиля.

Виды и конструкция реле электростартера

Существует три типа реле стартера:

  1. Блокировочное реле. Предотвращает запуск устройства при работающем двигателе.
  2. Разгрузочное реле. Преобразует минимальную подачу тока в стабильные значения.
  3. Втягивающее реле стартера (тяговое). Устанавливается на стартер.

Не все автомобилисты устанавливают блокировочное и разгрузочное реле, так как они не критичны. Втягивающее реле обязательно, иначе двигатель не запустится.

Основные функции электромеханического реле стартера:

  • замыкание и удержание цепи между положительным контактом и основной частью;
  • отключение механизма запуска через определенное время;
  • равномерная подача питания на основной узел электростартера.

Внутри устройства находятся две катушки и центральная часть. Корпус содержит шток, который втягивает реле, а также пружину и крышку, закрепленную двумя болтами. Один болт соединен с положительным контактом через специальные соединения. Металлический сердечник перемещается внутри обмоток, которые втягивают и удерживают его.

При втягивании сердечник нажимает на динамический электрод с подпружиненной контактной пластинкой желто-красного цвета. Когда сердечник достигает предела, пластинка прижимается к «пятакам» болтов, замыкая цепь — сначала с одним, затем с другим, и, наконец, с щетками электростартера.

Если положение не создается, сердечник выдвигается из корпуса. Одна из катушек получает электрическую энергию, что приводит к ее отключению и вытягиванию края.

При колебаниях в оси нижняя часть выдвигается вперед, что приводит к выдвижению бендикса (шестерни с муфтой свободного хода) в сцепление с зубьями маховика. В процессе слышен металлический стук или щелчок.

Стартер автомобиля

При возникновении ситуации, когда реле стартера щёлкает, но двигатель не крутит, эксперты рекомендуют провести комплексную диагностику. Первым шагом следует проверить аккумулятор: недостаточный заряд или неисправные клеммы могут стать причиной проблемы. Если с аккумулятором всё в порядке, стоит обратить внимание на соединения проводов и состояние стартера. Часто причиной неисправности является износ щёток или обмоток стартера.

Также важно проверить реле на предмет его работоспособности. Если реле щёлкает, но стартер не срабатывает, возможно, оно не передаёт достаточный ток. В некоторых случаях проблема может заключаться в неисправности системы зажигания или в блокировке, связанной с защитными системами автомобиля.

Для устранения неисправностей рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту, который сможет провести полное обследование и выполнить необходимые ремонтные работы. Это позволит избежать дальнейших проблем и обеспечит надежную работу автомобиля.

Стартер щёлкает, но не крутит - причины и способы проверки. Замена втягивающего реле стартераСтартер щёлкает, но не крутит – причины и способы проверки. Замена втягивающего реле стартера

Схема подключения реле стартера

Принцип работы ВР: вместе с аккумулятором подается непрерывный плюс в наружный силовой болт «тягового». Сама контактная пластиковая пластинка никак не касается «пятаков» силовых болтов в крышке. Эти две обмотки — тащащая и удерживающая — одним заключением объединены вместе с малой «управляющей» клеммой. В нее поступает начальный толчок вместе с зажиганием (плюс). Другим заключением (намного сильнее) проходит в перемычку вместе с плюсом электромотора.

Когда ключ попадет в зажигание, появится магнитное поле. Затем все сдвинется внутрь и прижмется к пластине. После этого будет работать только сила удержания, которая передастся всем по цепочке.

Схема включения стартера

Симптом Возможная неисправность Способ устранения
Щелчок реле стартера, двигатель не крутится Разряженная батарея Зарядить или заменить батарею
Щелчок реле стартера, двигатель не крутится Окисленные клеммы батареи или стартера Очистить клеммы щеткой и смазать специальной смазкой
Щелчок реле стартера, двигатель не крутится Неисправное реле стартера Заменить реле стартера
Щелчок реле стартера, двигатель не крутится Неисправный стартер (обмотки, втягивающее реле) Проверить стартер на работоспособность, отремонтировать или заменить
Щелчок реле стартера, двигатель не крутится Плохой контакт в цепи питания стартера (провода, соединения) Проверить все соединения и провода на наличие обрывов и плохих контактов, заменить поврежденные
Щелчок реле стартера, двигатель не крутится Неисправность замка зажигания Проверить замок зажигания, отремонтировать или заменить
Щелчок реле стартера, двигатель не крутится Низкое напряжение в бортовой сети Проверить генератор, регулятор напряжения
Щелчок реле стартера, двигатель не крутится Замкнутая цепь в проводке Проверить проводку на наличие коротких замыканий
Слабый щелчок реле стартера, двигатель не крутится Слабая батарея, плохой контакт Зарядить батарею, проверить и очистить клеммы

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов, связанных с проблемой щелчка реле стартера, но отсутствия вращения:

  1. Причины щелчка реле: Щелчок реле стартера обычно указывает на то, что электрический сигнал доходит до реле, но не хватает мощности для запуска двигателя. Это может быть связано с разряженным аккумулятором, плохими контактами или неисправным стартером. Интересно, что даже если аккумулятор выглядит визуально исправным, его напряжение может быть недостаточным для запуска двигателя.

  2. Проверка соединений: Одной из самых распространенных причин, по которой реле щелкает, но стартер не крутит, являются окисленные или ослабленные соединения. Даже небольшие загрязнения на клеммах аккумулятора могут привести к значительным потерям напряжения. Регулярная проверка и очистка контактов может предотвратить многие проблемы.

  3. Тестирование стартера: Для диагностики состояния стартера можно использовать метод “прямого подключения”. Это означает, что стартер подключается напрямую к аккумулятору с помощью проводов. Если стартер работает в этом режиме, проблема, скорее всего, связана с реле или проводкой. Если стартер не запускается, это указывает на его неисправность, и его следует заменить или отремонтировать.

ЩЕЛЧОК И НЕТ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ - НЕ НУЖНО МЕНЯТЬ СТАРТЕР И АККУМУЛЯТОРЫ, ПРОСТО ПРОВЕРЬТЕ...ЩЕЛЧОК И НЕТ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ – НЕ НУЖНО МЕНЯТЬ СТАРТЕР И АККУМУЛЯТОРЫ, ПРОСТО ПРОВЕРЬТЕ…

Типичные неисправности реле стартера и их признаки

Возможные неисправности и их причины:

  • повреждение металлического корпуса стартера;
  • неисправность магнита с обмотками;
  • проблемы с контактами;
  • ослабление возвратной пружины;
  • неполадки с якорем;
  • щелкающие звуки стартера;
  • втягивающее реле работает, но стартер не запускает двигатель.

Эти неисправности чаще всего возникают при длительной эксплуатации. Возможны пригорание контактов, разрушение пластин и перегорание проводки на обмотке стартера.

Втягивающее реле

Диагностика и способы устранения неисправности реле стартера

Стартер жужжит (иногда с визгом), но не крутит, либо щелкает реле — это также основная проблема, которая возникает у водителей. Просто стартер автомобиля не реагирует на поворот ключа зажигания.

Или же при включении зажигания щелкает втягивающее реле. Это щелканье намекает на то, что втягивающая обмотка работает, но шестеренка не крутит или по каким-либо причинам неисправна. Вся проблема, в основном, в катушке. Она просто неспособна подхватить движение сердечника. Либо плохие контакты или втягивающее реле.

  • АКБ

Это один из самых распространенных видов проблемы. Суть в том, что аккумулятор просто разрядился или батарейки уже давно не работают.

Если проблема в этом, то достаточно просто его зарядить. Но если такая проблема была один раз, то она повторится. Чтобы такого больше не случалось, нужно заранее узнать, почему батарея разряжается.

Разряжается она, в основном, из-за того, что владельцы оставляют свет либо другие потребители энергии включенными.

  • Коммутация

Коммутация стартера элементарна — плюс батареи прикручен к втягивающему реле. Минус на корпусе, а с целью старта подойдет кабель разреза со стандартным реле, каким распоряжается замок зажигания.

  • Неисправные контакты

Если при такой проблеме щелкает или трещит стартер и при этом возникают странные звуки, нужно проверить все соединения. Что-то могло отойти. Так как при запуске двигателя потребуется достаточное количество энергии, из-за этого одному контакту может не дойти нужное количество энергии: из 200 достаться только 10 ампер. Поэтому стартер щелкает и трещит.

Из-за этого могут и происходить посторонние звуки. Главное — проверить все соединения, очистить все контакты от пыли, окислов и смазать их.

  • Реле

При выключении зажигания щелкает реле. Оно может издавать щелкающий звук сильнее. Чтобы такого не произошло, необходимо подать плюс к питанию на стартере.

Если двигатель запускается, но стартер не работает, необходимо проверить всю проводку. Чтобы проверить ее, нужно заранее поставить автомобиль на нейтральное положение, иначе машина может начать движение.

  • Щеточный узел

Здесь необходимо провести основную разборку стартера. Так износ деталей щеток будет сразу видно, так как он может быть достаточно большой.

Бывает такое, что из-за неработающих щеток не срабатывает реле. Такой момент сразу заметен.

  • Втягивающее реле

Если все другие детали исправны, то стоит проверить втягивающее реле стартера. У него есть всего три клеммы: две из них достаточно большие, другая малая.

Чтобы проверить эту проблему, вам потребуется отвертка. Ей можно замкнуть клеммы на небольшой промежуток, чтобы все исправить.

Если при замыкании клемм стартер начал вращаться, то проблема точно во втягивающем реле.

Главное — никогда не заводите двигатель в таком состоянии. Из-за большого напора тока контакты на втягивающем могут просто сгореть за одну попытку и придется менять еще и их.

Испорченная клемма АКБ

Втягивающее реле щелкает, а стартер не крутит, возможная причина неисправности.Втягивающее реле щелкает, а стартер не крутит, возможная причина неисправности.

Стоимость ремонта реле стартера автомобиля

Стоимость ремонта втягивающего реле стартера зависит от места проведения работ.

Услуга Цена
Ремонт бендикса 1200 ₽
Ремонт щеточного узла от 850 ₽
Ремонт щетки от 500 ₽
Ремонт якоря от 800 ₽
Планетарное кольцо от 600 ₽
Ремонт подшипника от 500 ₽
Передняя маска от 1200 ₽
Ремонт стартовой обмотки от 1500 ₽
Работы по стартеру 12В и 24В от 500 ₽
Ремонт насосов ГУР
Ремонт насоса ГУР 100 ₽
Снятие и установка насоса от 2000 ₽
Промывка системы 1000 ₽
Ремонт ремкомплекта насоса ГУР 3000 ₽
Ремонт генераторов
Ремонт реле регуляторов 1200 ₽ за единицу
Обмотка около 1700 ₽
Щетка 500 ₽
Подшипники от 600 ₽
Диодный мост, тропинка от 1200 ₽
Ремонт муфты от 1500 ₽
Снятие и установка генератора от 1500 ₽
Ремонт рулевых реек от 4000 ₽
Ремонт компрессоров
Ремонт подшипников от 1200 ₽
Прижимная пластина 800 ₽
Клапан 1200 ₽ за ремонт
Сальник от 600 ₽

Неисправность, в которой втягивающее ни при чем

Еще одна проблема, когда стартер крутится, но никак не работает зацепление между шестернями бендикса и венцом маховика — случается довольно часто. В этом и есть основная проблема. Особенно если автомобиль после ремонта с заменой бендикса или с пробегом «за двести».

Если неисправна муфта, будет происходить небольшое жужжание работающего стартера. Бывает так, что ни с какого запуска проблема не решается. Тогда нужно снимать электростартер, проверять все его тяговые и другие мелкие проблемы.

Чтобы наверняка понять, что реле тут ни при чем, требуется проверить заранее.

Проверка реле стартера происходит таким способом:

  1. Машину ставят на ручник. Нужно убедиться, что она определенно стоит на нейтральной передаче.
  2. Включают зажигание. Ключ оставляют в замке зажигания.
  3. Снимают с управляющей клеммы ВР.
  4. Берут отвертку и замыкают клемму с верхним болтом, это плюс от АКБ.

Такие поломки могут возникнуть у машин ваз 2107, ваз 2114, ваз 2106.

Как запустить автомобиль стартером при подгорании контактных пятаков

Чтобы запустить автомобиль с проблемами в контактных пятнах, соедините три контакта.

Для запуска и проверки состояния контактных пят выполните следующие шаги:

  • установите стояночный тормоз и переведите трансмиссию в нейтраль;
  • откройте капот и соедините три контакта отверткой;
  • как только двигатель заведется, уберите отвертку и доезжайте до сервиса.

Запуск автомобиля с автоматической коробкой передач:

  • зафиксируйте машину на стояночном тормозе;
  • включите зажигание и нажмите на тормоз;
  • соедините три контакта отверткой;
  • после запуска двигателя уберите отвертку и отправляйтесь в сервис.

Неисправность связана с тем, что узел работает и вращает маховик двигателя. При повороте ключа зажигания станет ясна причина проблемы.

Как вы решали ситуации, когда автомобиль не заводится, а стартер щелкает, но не вращает двигатель? Делитесь опытом в комментариях.

Профилактика и уход за реле стартера

Профилактика и уход за реле стартера являются важными аспектами, которые могут значительно продлить срок службы этого компонента и предотвратить его неисправности. Регулярное обслуживание и внимание к деталям помогут избежать неприятных ситуаций, связанных с запуском автомобиля.

1. Регулярная проверка электрических соединений

Одной из основных причин неисправности реле стартера является коррозия или ослабление электрических соединений. Рекомендуется периодически проверять все контакты, соединяющие реле с аккумулятором и стартером. Если вы заметили признаки коррозии, такие как окисление или потемнение контактов, их следует очистить с помощью специального средства для удаления окислов или мелкой наждачной бумаги. Также убедитесь, что все соединения надежно затянуты.

2. Проверка состояния аккумулятора

Состояние аккумулятора напрямую влияет на работу реле стартера. Если аккумулятор разряжен или имеет низкое напряжение, реле может щелкать, но не будет передавать достаточную мощность для запуска двигателя. Регулярно проверяйте уровень заряда аккумулятора и при необходимости подзаряжайте его или заменяйте на новый. Также стоит обратить внимание на состояние клемм аккумулятора — они должны быть чистыми и надежно закрепленными.

3. Защита от влаги и загрязнений

Реле стартера, как и другие электрические компоненты автомобиля, подвержено воздействию влаги и загрязнений. Чтобы минимизировать риск повреждения, рекомендуется устанавливать защитные кожухи или использовать герметики для защиты реле от влаги. Также стоит избегать попадания грязи и пыли в область установки реле, особенно во время проведения работ под капотом.

4. Периодическая диагностика

Регулярная диагностика системы запуска автомобиля поможет выявить потенциальные проблемы до того, как они станут серьезными. Используйте мультиметр для проверки напряжения на реле стартера и убедитесь, что оно соответствует норме. Также стоит проверить работу самого стартера, так как его неисправность может быть ошибочно принята за проблему с реле.

5. Замена реле стартера

Если реле стартера все же вышло из строя, его замена — это относительно простая процедура, которую можно выполнить самостоятельно. Перед заменой убедитесь, что у вас есть подходящее новое реле и необходимые инструменты. Следуйте инструкциям производителя по установке, чтобы избежать ошибок. После замены обязательно проверьте работу системы запуска.

Соблюдение этих простых рекомендаций по профилактике и уходу за реле стартера поможет вам избежать многих проблем, связанных с запуском автомобиля, и обеспечит надежную работу системы в целом.

Вопрос-ответ

Что делать, если реле щелкает, но стартер не крутит?

Аккумулятор. Если при заводке двигателя вы замечаете характерные щелчки, но стартер не крутит или вращается медленно и с перебоями, проверьте заряд АКБ. Дополнительно следует осмотреть кабели на наличие накипи или слабого соединения.

Почему реле щелкает, но не запускается?

Если вы слышите щелчки, когда не можете завести автомобиль, это означает, что втягивающее реле стартера или контакты реле работают, но стартер не проворачивает двигатель. Среди распространённых причин этой проблемы — разряженные аккумуляторы, неисправные стартеры, ослабленные или корродированные клеммы/провода аккумулятора и другие.

Что делать, если стартер щелкает, но не крутит и гаснет панель приборов?

Наиболее часто то, что стартер щелкает, но не крутит, является разрядка или неработоспособность аккумуляторной батареи. Если поломка произошла по вине аккумулятора, то при этом гаснут индикаторы на управляющей панели или вообще не зажигаются при повороте ключа в зажигании.

Почему стартер щёлкает и не заводит?

Самая простая причина – сел аккумулятор. При недостаточном напряжении в бортовой сети автомобиля стартер не сможет провернуть мотор. Вы услышите щелчки реле или очень медленное вращение стартера без запуска мотора.

Советы

СОВЕТ №1

Проверьте аккумулятор. Часто причиной щелчков реле стартера является недостаточный заряд аккумулятора. Убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен и его клеммы надежно закреплены. Если аккумулятор старый, возможно, его стоит заменить.

СОВЕТ №2

Осмотрите проводку и соединения. Проверьте все электрические соединения, ведущие к стартеру и реле. Коррозия, поврежденные провода или плохие контакты могут препятствовать нормальному функционированию стартера. При необходимости очистите контакты или замените поврежденные провода.

СОВЕТ №3

Проверьте реле стартера. Если щелчок слышен, но стартер не вращается, возможно, проблема в самом реле. Попробуйте заменить реле на новое или протестируйте его с помощью мультиметра, чтобы убедиться в его работоспособности.

СОВЕТ №4

Обратитесь к специалисту. Если вы выполнили все вышеперечисленные проверки, но проблема не решена, лучше обратиться к профессиональному механику. Он сможет провести более глубокую диагностику и выявить скрытые неисправности, такие как проблемы со стартером или системой зажигания.

Ссылка на основную публикацию
Похожее