Выбираем между мотоциклом и скутером
Начинающие мотоциклисты часто задают вопрос, что лучше: мотоцикл или скутер? На чём удобнее учиться вождению, что купить вначале, пока ещё нет хороших навыков управления мототранспортом? Рассмотрим преимущества и недостатки этих видов.
Из истории мототранспорта
Первый серийный мотоциклет появился в 1901 году. Создателями явились братья Вернеры, которые успешно запатентовали своё изобретение первыми, хотя попытки сделать подобное были и раньше (велосипеды с паровыми, бензиновыми двигателями Пьера Мишо, Вильгельма Майбаха, Готтлиба Даймлера и других). Представлял собой мотоцикл «Вернер» неповоротливую тяжёлую машину, которая, впрочем, стала довольно популярной у курьеров, почтальонов. Бензиновый 4-тактный мотор, находящийся между колёсами, был мощностью 0,75 л. с., транспорт развивал скорость примерно 35 км/ч. Позже было добавлено электрическое зажигание. Модель «Вернер» оказалась популярной, за первый год продано было 3500 машин. И мототехника прочно закрепилась в разных сегментах.
Модификация мотоцикла — мотороллер, позже стали называть скутером — создана в начале XX века в Италии компанией Piaggio для передвижения по огромным территориям промышленных предприятий, чтобы сотрудники не тратили много часов при переходах между цехами. Для дорог общего пользования транспорт не предназначался, поэтому имел иную посадку, маленькие колёса, двигатель низкой мощности. Скутеры распространились среди горожан, особенно в мегаполисах.
Мотоцикл и скутер — разные виды транспорта, при езде на них предполагаются различные категории в водительских правах. При этом они сходны в конструкции, оба двухколёсные, имеют одинаковый вес и практически сходную стоимость, что подчас путает тех, кто только начинает входить в мир мототехники. Есть модели, примерно одинаковые по габаритам, весу. Так что выбрать новичку? Понаблюдаем за достоинствами и недостатками этих видов.
Технические характеристики, особенности конструкции
Скутеры обычно меньше по размеру, весу. Сравните: вес мотобайка доходит до 200 кг, а скутер Fortune YHXTE с габаритами 1665х610х1050 весит 70 кг.
Колёса скутера устанавливаются размером 8–15 дюймов, значительно меньше, чем у байков.
Двигатель мотоцикла расположен между колёсами, подавая силу через карданный вал или цепь на заднее колесо. У скутера движок находится близко к заднему колесу, проводя передачу силы напрямую, без дополнительных линий. Кроме того, двигатель размещается ниже, добавляя устойчивости транспорту.
Есть разница в потреблении топлива: у скутера расходуется 2 л/100 км (Fortune YH50QT-16), на такое же расстояние байку требуется 10 литров.
Управление передачами мотоцикла производится через нажатие на левый рычаг рукой, на педаль левой ногой. У скутера коробка передач автомат, управляется посредством рычага на правой рукоятке.
Торможение байка осуществляется через правую подножную педаль — для заднего колеса, и посредством рычага на правой рукоятке — для переднего. Управление тормозами скутера производится рычагами, размещёнными на руле — для обоих колёс при нажатии двумя руками.
Посадка на скутере удобная для водителя, прямая, ноги ставятся на площадку перед собой, под защиту корпуса от грязи, воды. Мотоциклист располагает ноги по бокам сиденья, отводя их назад, наклоняясь корпусом вперёд.
Узлы, детали скутера скрыты обшивкой из пластика.
Госномер на скутер не устанавливается, техника не регистрируется в ГИБДД, когда объём двигателя ниже 50 кубов.
Скутеры оснащаются вместительным багажником, расположенным под сиденьем, закрывающимся на замок.
Плюсы и минусы техники
Рассмотрим теперь отдельно, какие возможности предоставляют скутеры и мотоциклы, чем отличаются, особенно для начинающих осваивать эту технику.
Скутер
- автоматическая коробка передач;
- отсутствие сцепления удобно при движении в пробках;
- при посадке не нужно перекидывать ногу через корпус;
- удобен при любом росте водителя;
- защищает ноги водителя от дождя, веток дерева, травы;
- защищает водителя и пассажира лучше в холодную погоду благодаря крупному переднему щитку;
- компактность, конструкция из сплошного пластика уменьшают ломкость при падении;
- невысокие скорости повышают безопасность;
- несложно подобрать место парковки;
- экономичность благодаря малой кубатуре;
- необязательно прохождение ТО, оформление страховки;
- имеется площадка для перевоза грузов;
- возможность ездить в любой одежде;
- удобное место для пассажира;
- большой багажник, позволяющий взять всё необходимое, — основное преимущество этой техники.
Недостатки в сравнении с мотоциклом:
- маленькие колёса, реагирующие на неровности дорог;
- не рекомендуется на бездорожье;
- проблемное обслуживание, ремонт из-за необходимости снимать много деталей;
- неустойчивость;
- водитель не удерживается ногами и не регулирует ими транспорт;
- удары заднего колеса отдаются болезненно на позвоночник водителя;
- ухудшенная управляемость из-за короткоходной подвески;
- ограниченные возможности скорости, манёвренности, перестроений.
Мотоцикл
Преимущества, отличия мотоцикла в сравнении со скутером:
- высокая мощность;
- манёвренность в потоке транспорта;
- хорошая устойчивость;
- улучшенная управляемость благодаря низкой посадке, возможности взаимодействовать ногами с корпусом байка;
- большие колёса уменьшают чувствительность к неровностям дорог;
- длинноходная подвеска позволяет движение по бездорожью, ступенькам, бордюрам;
- легкодоступность отдельных деталей при ремонте, обслуживании.
- дополнительные расходы по страховке, выплатам налогов, при регистрации в ГИБДД;
- большие затраты на топливо в зависимости от кубатуры;
- высокие скорости предполагают меньшую безопасность, особенно при малом опыте вождения;
- необходимость крепления дополнительно для груза багажников;
- рост водителя предполагается не менее 170 см.
Итак, скутер — отличный транспорт для поездок на дачу, рыбалку, передвижения по городу, перевозок небольших грузов. Мотоцикл — более серьёзный вариант, требует получения водительского удостоверения.
Если вы планируете ездить на мотоцикле постоянно, то рекомендуется сразу приобретать именно байк, а не скутер, и обучаться вождению на нём. Это поможет выработать правильную посадку, научит контролировать мототранспорт. Умея управлять мотоциклом, вы сможете ездить на скутере, а вот навыки управления скутером не дадут вам управлять байком без дополнительного обучения.
Другие статьи категории «Мотоциклы»
21.02.2016
Чем отличается скутер от мотоцикла?
Мы живём в ритме больших городов, где зачастую дорога из конца в конец города на машине может занять несколько часов. Город стоит в пробках. Разумное решение этой проблемы – приобретение двухколёсного транспортного средства. Это мотоциклы и скутеры. Даже если машины стоят в пробке, мотоциклист всегда найдёт небольшое расстояние между машинами, чтобы проехать. Купив мотоцикл или скутер, можно сэкономить много времени на поездках по городу.
Что собой представляют мотоциклы и скутеры? Чем они похожи и чем отличаются?
Первый мотоцикл создал в Германии немецкий инженер Голиб Даймлер. Этот мотоцикл был снабжён двигателем внутреннего сгорания. Определённо тот мотоцикл кардинально отличался от современных двухколёсных монстров. Уже на протяжении полутора веков инженерная мысль направлена на усовершенствование мотоцикла. Сейчас это 200-килограммовая машина, снабжённая мощным двигателем более 300 л. с.
Скутер — это уменьшенный мотоцикл, одна из разновидностей мопеда. Название scooter происходить от английского глагола to scoot, в переводе на русский означает «убегать, удирать». Верхом на скутере легко удрать от погони полиции.
Популярность скутера начинается в 1946 году с появлением первого мотороллера Vespa. Это удобный мотороллер с выемкой для ног. Удобен для использования в городской жизни. Мода на скутеры пошла из Италии. Именно там производятся скутеры Vespa.
До недавнего времени приобретение скутера было сродни покупке велосипеда. Не требовалось водительских прав, не нужно было ставить его на учёт в ГИБДД. Купил, сел и поехал. Но в 2014 году появился закон, требующий обязательной регистрации скутера в ГИБДД. Необходимо оформить на него талон техосмотра и полис ОСАГО. Номера на скутер не устанавливаются. Для управления скутером нужны права категории «М».
Езда на скутере
Мотоцикл тоже должен быть обязательно зарегистрирован в ГИБДД. На него необходимо оформить такой же пакет документов, как на автомобиль. Сюда входит свидетельство транспортного средства, талон прохождения техосмотра и страховка. На мотоцикл обязательно устанавливаются номерные знаки.
Отличия мотоцикла от скутера
- Габариты. Основные различия мотоцикла и скутера заключаются в весе и габаритах техники. Скутеры намного меньше мотоцикла по размеру и по весу. Для сравнения, вес скутера не превышает 80 кг, а вес не самого большого мотоцикла варьируется от 200 до 300 кг. Разница в габаритах мототехники отражается и на характере управления этими транспортными средствами. Управление скутером намного проще и удобнее. Скутер манёвренный. В городских пробках скутер практичнее мотоцикла, так как занимает меньше места на дороге. Ещё один безусловный плюс скутера – удобство парковки, его можно припарковать даже на маленьком пятачке асфальта. Этого не скажешь о мотоцикле. Если речь идёт о туристических мотоциклах, то они внушительны по размерам. Это тяжёлые машины, управлять которыми достаточно сложно. Для этого требуются определённые навыки и умения.
- Диаметр колёс. Размер колёс скутера не превышает 13 дюймов, в то время как диаметр колёс мотоцикла от 17 до 21 дюйма. Это большое преимущество мотоцикла, так как на больших колёсах проще проезжаются небольшие выбоины на дороге, не так чувствуются дефекты асфальтового покрытия. На скутере же езда намного жёстче, чувствуется каждая яма на дороге. Клиренс мотоцикла также намного больше, чем у мотороллера.
- Расположение двигателя. У мотоцикла двигатель расположен между колёсами ровно посередине. При работе мощность двигателя передаётся посредством цепи на заднее колесо мотоцикла. У скутера двигатель расположен в непосредственной близости от заднего колеса. Двигатель у скутера расположен неудачно. Добраться до него крайне сложно. Двигатель скутера расположен низко, это придаёт ему устойчивость.
- Потребление бензина. Логично, что при совершенно разной мощности мотоцикла и скутера, количество потребляемого бензина отличается в несколько раз. Средний расход скутера на 100 км пробега составляет 2 литра, а мотоциклу для прохождения этого расстояния требуется 10 литров.
- Коробка передач. Принципиально отличаются коробки передач. У мотоцикла ручная коробка. Мотоциклист нажимает на педаль сцепления и рукой переключает рычаг скоростей. У скутера коробка полностью автоматическая. Водитель скутера лишь включает зажигание, нажимает на педаль газа и мотороллер начинает движение.
- Торможение. Принципы торможения у этих транспортных средств кардинально различаются. На мотоцикле торможение осуществляется педалью для заднего колеса и рычагом на руле для переднего колеса. У скутера оба колеса тормозятся с помощью рычагов на руле.
- Посадка водителя. Принципиальные различия наблюдаются и в посадке водителя. На мотоцикл водитель садится верхом, ставя ноги на подножки, которые расположены с двух боков мотоцикла. На скутере есть специальная площадка для ног. Водитель ставит ноги непосредственно перед собой. Помимо этого, скутер оборудован вместительным багажником, куда можно сложить личные вещи и покупки. У мотоцикла, как правило, багажника нет. Лишь некоторые модели мотоциклов имеют багажники. Это туристические модели, предназначенные для длительных путешествий.
- Езда по бездорожью. Мотоцикл, имеющий ручное переключение скоростей и большой радиус колёс намного лучше скутера передвигается по бездорожью. Если мотоцикл начинает буксовать, то водитель может включить пониженную передачу, что поможет ему выбраться из ямы.
Скутер с его автоматической трансмиссией намного хуже справляется с ездой по песку и размытым дорогам.
Внимание! Будьте внимательны и осторожны на дорогах при движении на мотоциклах и скутерах. Никогда не пренебрегайте средствами защиты. Всегда надевайте защитную куртку, специальную обувь, шлем.
Чем отличается скутер от мотоцикла
Скутер легко отличить от мотоцикла внешне. Вместо подножек у него площадка для ног. Водитель сидит с выставленными вперед ногами и выпрямив спину. Передний обтекатель широкий. Колеса небольшие диаметром до 17 дюймов. Это самые заметные со стороны отличия. Но есть и другие, о которых мы расскажем в статье.
Двигатель
На мотоцикле двигатель расположен в средней части под баком, объем может быть более 1000 см³. На скутере мотор находится в нижней части около заднего колеса, объем редко превышает 650 см³.
Тормоза
На мотоцикле передний тормоз управляется рычагом с правой стороны руля, а задний — педалью под правой ногой. На скутере оба тормоза контролируются рычагами на руле.
Дорожный просвет
Клиренс у скутера ниже, чем у мотоцикла — даже если сравнивать с городскими байками, разница будет около 30-40 мм. И колесная база у скутера, как правило, тоже меньше.
Багажные отделения
У большинства скутеров есть багажное отделение, поэтому установка кофра необязательна. Особой вместимостью отличаются максискутеры.
Защита от грязи
Широкий передний обтекатель скутера защищает от грязи и брызг. Это особенно важно для тех, кто выбирает технику для поездок на работу.
Акустическая система
Среди мотоциклов нет недорогих моделей со встроенной акустикой. На большинстве максискутеров акустическая система установлена с завода. Пример — CFMOTO 250 JETMAX (модель снята с производства, но ее можно купить с пробегом).
Подвеска и колеса
У мотоцикла диаметр колес и хода подвесок больше, чем у скутера. Поэтому на нем комфортнее ехать по неровной дороге.
Отличается ли управление мотоциклом и скутером
Для сопротивления инерции при резком торможении водитель мотоцикла упирается коленями в топливный бак, а водитель скутера — стопами в площадки для ног. За счет более низкого центра тяжести и меньшего угла наклона вилки скутер более устойчивый и маневренный на небольшой скорости.
Скутер за счет маневренности на низких скоростях и широкого обтекателя спереди — идеальный вариант для города. Им легче управлять в пробке, а грязь и брызги не летят на водителя. Тем, кто хочет получать от катания больше адреналина или часто ездит по проселочным дорогам и «пересеченке», подойдет мотоцикл. Он резво ускоряется, более тяговитый, имеет большие колеса и энергоемкие подвески.
Клиентская служба CFMOTO
© 2009 – 2023 ООО «АВМ-Трейд» — официальный дистрибьютор CFMOTO в России
Чем отличается скутер от мотоцикла
При выборе двухколесного транспорта прежде всего надо определиться между скутером и мотоциклом. Они отличаются дизайном, и характеристиками, и массой других нюансов. В этой статье мы рассмотрим самые принципиальные отличия мотоциклов и скутеров.
По оформлению и документам
Все двухколесные транспортные средства делятся на три категории:
- Скутеры с объемом двигателя до 50 «кубов», развивающие скорость до 50 км/ч. Управлять ими можно с водительскими правами любой категории (В, С, А и их подкатегории). Если прав нет, на такие скутеры можно получить категорию М, которую можно открывать с 16 лет.
- Скутеры и мотоциклы с объемом двигателя от 50 до 125 «кубов». Для управления нужна категория А1, доступна с 16 лет.
- Скутеры и мотоциклы с объемом двигателя от 125 «кубов». Для управления нужна категория А, доступна с 18 лет.
Скутеры, на которые распространяется категория М, не требуют техосмотра, их не надо ставить на учет и страховать. А во время езды при себе надо иметь только права и договор купли-продажи — чтобы подтвердить, что скутер ваш.
Транспорт, который относится к категориям А1 и А, нужно регистрировать, страховать, и при себе за рулем иметь права, ПТС, страховой полис и талон техосмотра. Также на них нужно обязательно открывать соответствующую категорию — нельзя управлять такими ТС, имея права категорий В или С
По ПДД
В ПДД, двухколёсная техника делится на две группы:
- скутеры с объемом до 50 см³ (на которые распространяются права категории М);
- скутеры с объемом свыше 50 см³ (на которые распространяются права категории А1 или А) и мотоциклы (тоже относящиеся к категориям А1 и А).
На скутерах с объемом до 50 «кубов» возможности водителя ограничены:
- ехать только по правому краю проезжей части, а если есть — по обочине или полосе для велосипедистов;
- если дорога имеет две полосы — поворачивать налево можно только с правой полосы, если это разрешено (если запрещено, то нужно доехать до ближайшего пешеходного перехода, встать со скутера, перевести его на нужную полосу, и ехать дальше).
По дизайну
- Экстерьер. Даже по внешнему виду понятно, что скутеры — это не про скорость и крутые маневры: как правило, они имеют широкий передний обтекатель, который защищает водителя от брызг грязи и встречного ветра. Мотоцикл смотрится более спортивно, и по ширине корпуса обычно меньше скутера. Но ширина руля у обоих транспортных средств обычно примерно одинаковая, поэтому в загруженном потоке протиснуться получится и на скутере, и на мотоцикле.
- Размер колес. На малокубатурных скутерах обычно стоят колеса диаметром 8-13 дюймов, на более мощных — могут доходить до 16-17 дюймов. У мотоциклов колеса покрупнее: 17-21 дюйм. В этом плане они лучше: на более крупных колесах проще проезжать выбоины, лежачих полицейских, ямы.
- Вес. Скутеры намного легче мотоциклов, а значит — более маневренные, легче управляются и потребляют меньше топлива. Скутеры с объемом до 50 «кубов» могут весить 80-100 кг, более мощные — в среднем 120-150, некоторые чуть больше. Вес самых легких мотоциклов начинается обычно от 120-130 кг, а более мощных, с объемом свыше 500-600 «кубов», обычно превышает 180-200 кг.
По посадке и управляемости
На скутере водитель сидит, поставив обе ноги на площадку перед собой, и не наклоняясь вперед — примерно так же, как человек сидит на стуле, только руки держит на руле. Садиться-слезать со скутера за счет этого проще и быстрее, и можно делать это в любой одежде — например, в юбке, пальто, длинной парке.
На мотоцикле же надо каждый раз перекидывать ногу через седло, а ездить — наклоняясь вперед. Это улучшает управляемость на большой скорости, но снижает комфорт.
По характеристикам
- Мощность. У малокубатурных скутеров мощность обычно не превышает 5 л.с., у моделей с более крупным объемом может доходить до 15-20. Такую же мощность имеют и самые «слабые» мотоциклы. У тяжелых же моделей она может доходить до 50-65 л.с. и более.
- Максимальная скорость. Скутеры с объемом до 50 «кубов» могут разгоняться до 50 км/ч. Скутеры помощнее — до 90-120 км/ч. Мотоциклы же могут выжимать до 150-170 км/ч (модели с объемом 500-600 «кубов»).
- Потребление топлива. У скутеров потребление ниже: в городе может составлять 1.5-3 л. У мотоциклов расход в городе будет начинаться от 3-4 л (для моделей объемом 250 «кубов», у более мощных — больше).
- Колесная база. У скутеров короче, чем у мотоциклов. А значит, у них меньше радиус поворота, и на них легче поворачивать в ограниченном пространстве — например, объезжать машины в пробках, или срезать дорогу, проезжая по дворам).
- Переключение передач. На скутерах стоят автоматические КПП без сцепления, то есть, переключать ничего не надо. Поэтому в городе, особенно в пробках, на скутере ездить удобнее. Мотоциклы обычно имеют МКПП, в которой надо переключать передачи.
Клиренс у CFMOTO Jetmax 250 составляет 12 см
Клиренс у CFMOTO NK 650 составляет 15 см
- Клиренс. У скутеров обычно составляет 12 см, у мотоциклов — 15-17 см. Поэтому проезжать неровности дороги на скутере сложнее.
- Торможение. У мотоциклов задние тормоза управляются педалью, на которую надо нажимать правой ногой, а передние — рычагом на правой рукоятке руля. У скутера оба тормоза заведены на рычаги на рукоятках руля (слева и справа) — как у велосипедов, и это упрощает управление.
Что лучше брать
Скутер — чисто городской транспорт. Для поездок по городу он лучше мотоцикла по ряду критериев:
- имеет багажные отделения;
- не имеет сцепления и КПП, что удобно в пробках и на малой скорости, и комфортно для начинающих;
- имеет короткую колесную базу, с которой проще поворачивать в ограниченном пространстве;
- имеет низкую посадку без надобности перекидывать ногу, как через мотоцикл — на скутер проще садиться, и на нем могут ездить девушки в юбках и платьях.
Поэтому, если вам нужен транспорт для передвижения по загруженным городским дорогам, то берите скутер: для этих задач он во всем лучше мотоцикла.
Мотоциклы же больше подойдут тем, кто собирается выезжать и за город, в том числе на не очень хорошую дорогу. Плюс они смотрятся «спортивнее», позволяют быстрее разгоняться и лучше управляются на большой скорости. Поэтому часто их выбирают те, кому нравится сам процесс управления, а стиль езды — более агрессивный и динамичный.