Отличие обгона от объезда
Многие автолюбители не всегда правильно делают акцент на том или ином понятии или термине, не осознавая, что вроде бы два одинаковых по смыслу термина могут нести совершенно разные функциональные нагрузки. Это в полной мере касается обгона и объезда. И тот, и другой относятся к категории маневренности автомобиля и подчеркивают суть самого действия, то есть объезд какого-либо препятствия.
В чем разница
Но все-таки разница между ними огромна. Обгон — это маневр автомобиля, который производится при объезде движущегося транспортного средства. А вот объезд совершается, если транспортное средство стоит на месте. Но в смысле объезда можно использовать и маневр не только транспорта, но и, к примеру, открытый люк на дороге, упавшее дерево, столкновение нескольких транспортных средств, в результате чего образовался затор. То есть причин для совершения объезда куда больше, чем при обгоне.
Необходим отметить, что сам процесс обгона достаточно сложная ситуация. Потому что здесь все совершается в движении, даже то транспортное средство, которое приходится объезжать. Поэтому водитель просто обязан быть очень внимательным. Он должен включить все свои чувства и правильно спланировать будущие действия. Особенно опасен обгон в зоне ограниченной видимости.
При объезде все гораздо проще. Созданное впереди препятствие не движется, здесь можно все сразу рассчитать. К тому же при создавшейся ситуации часто спасают дорожные знаки, установленные работниками автоинспекции. К примеру, автобусная остановка будет отмечена задолго до ее появления, поэтому водитель может предварительно перестроиться на другую полосу, не создавая искусственного затора после остановившего автобуса. А в случае с аварией на дороге объездной путь будут регулировать гаишники.
Но и тот, и другой вариант, если его нарушают, облагается большими штрафами, иногда вплоть до лишения водительских прав. Хотя нарушение, связанное с обгоном, карается жестче, чем нарушение при объезде. Это связано с тем, что объезд – это вынужденный маневр и с лихачеством или скоростью не связанный.
Самое большое нарушение, связанное с обгоном и объездом, — это выезд на полосу встречного движения. Во-первых, это связано с созданием на дороге аварийной ситуации, что может повести за собой человеческие жертвы. Во-вторых, это чистой воды неуважение к действующему законодательству. Поэтому лишение прав такому водителю обеспечено, да еще со сроком на несколько лет. Правда, в ситуации с объездом, если однополосная дорога и попутная полоса занята, может водитель отделаться устным замечанием. Но и это считается спорной ситуацией.
Режимы движения и использования транспортного средства. Особые ситуации.
Каждый водитель в своей автомобильной жизни не сможет двигаться:
- исключительно по прямой дороге;
- на одной скорости;
- без маневрирования.
Чаще всего как раз и приходится совершать различные действия – повороты, развороты, движение задним ходом и прочие маневры.
Все перечисленные элементы являются нормальными и естественными условиями деятельности водителя. Поэтому Правилами предусмотрен целый ряд специальных режимов движения или использования транспортного средства, а также ситуаций, при которых водитель должен выполнять определенные требования ПДД.
Среди наиболее важных режимов и ситуаций особо выделяются:
- перестроение;
- опережение;
- обгон;
- остановка;
- стоянка;
- вынужденная остановка;
- препятствие;
- организованная транспортная колонна;
- организованная перевозка группы детей.
Поговорим о них подробнее.
Перестроение
Самый, пожалуй, распространенный вид маневра, совершаемого водителем, — это перестроение. Правила определяют его так.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
В своей практике движения водители (особенно живущие в больших городах) не могут двигаться только по одной полосе (или в одном ряду). Они вынуждены перестраиваться из одной полосы (ряда) в другую.
Цели перестроения могут быть различными.
- для занятия крайних положений перед поворотом, разворотом;
- для опережения или обгона;
- для объезда (например, препятствия);
- для совершения остановки или стоянки и пр.
На первый взгляд, перестроение может показаться незамысловатым и элементарным маневром. Но в действительности это не так. Важно помнить, что, перестраиваясь, водитель чаще всего обязан уступать дорогу транспортным средствам, которые уже двигаются по той полосе, на которую он собирается перестраиваться. И это правило очень часто нарушается, что и приводит к аварии.
Поэтому желание водителя занять другую полосу для движения должно предваряться четким убеждением в том, что указанная полоса свободна, и своими действиями он не создаст помех тем ТС, которые двигаются по ней без изменения направления своего движения.
Важно помнить, что нарушение правил перестроения в плотном транспортном потоке – одна из причин конфликтов на дороге и, конечно же, ДТП.
Что такое обгон, опережение и объезд
Если водителя не устраивает скорость перемещения двигающегося впереди него транспортного средства, то он, как правило, решается на его опережение. Правила регламентируют и эту ситуацию.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
Опережение чаще всего связано с перестроением из полосы или ряда.
ПДД знают два вида опережения:
1) собственно опережение — без выезда на полосу (сторону дороги) для встречного движения;
2) обгон – опережение, связанное с выездом на полосу (или сторону дороги) для встречного движения.
Данный вопрос является принципиальным, ибо нарушение правил обгона сурово наказывается российским законодательством – штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Правильная квалификация обгона (или его отсутствия) поможет, таким образом, избежать серьезных неприятностей с законом. Что же такое «обгон», согласно ПДД? Для водителя это знание является приоритетным.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Данное определение весьма емко, и оно требует дополнительного комментирования.
Обгон – это маневр, который выполняется исключительно с использованием встречной полосы – выездом на нее. Это важнейший критерий обгона.
Сделаем несколько уточняющих понятие «обгон» замечаний.
1. Водителю не следует путать «чистое» опережение и обгон.
Обгон всегда связан с выездом на «встречку» — встречную полосу или сторону дороги, которая используется для встречного движения. Именно поэтому понятие «обгон» должно у водителя ассоциироваться с понятием «встречка».
Главное правило, которое позволит водителю защитить свои права перед недобросовестным сотрудником ДПС, звучит так: «Если не было выезда на встречку, то это не обгон!». И наказание за обгон будет противозаконным действием работника ГИБДД.
2. Водителю не следует путать обгон и объезд.
Проблема здесь состоит в том, что Правила не персонализируют и не дают нам понятия «объезд». Поэтому водитель должен использовать при квалификации понятия «объезд» здравый смысл и логику.
Обгон – это маневр, связанный с опережением движущихся транспортных средств. А объезд осуществляется только в отношении неподвижного объекта (и не обязательно транспортного средства).
Это также принципиальный вопрос, потому что наказания за нарушение правил обгона и правил объезда (с выездом на встречную полосу) существенно разнятся.
В практике работы инспекторов ДПС до сих пор встречается путаница понятий «опережение», «объезд» и «обгон». И иногда такая путаница бывает намеренной! А это – злоупотребление своими полномочиями, преступление.
Работники ГИБДД продолжают пытаться штрафовать и наказывать лишением прав за «обгон» без выезда на «встречку», а также за «обгон» неподвижных транспортных средств. И, кстати, у них очень успешно получается! Почему? А потому, что водитель не может защитить свои права из-за элементарного незнания ПДД.
Итак, срезюмируем наши знания.
Обгон – это маневр опережения движущихся транспортных средств, связанных с выездом на «встречку» (полосу или сторону дороги).
Опережение («чистое») – это маневр, который не связан с выездом на «встречку», но совершается он в отношении движущихся в попутном направлении транспортных средств.
Объезд – маневр, который может быть связан с выездом на «встречку», но его совершение связанно с неподвижными объектами на дороге. Правда, в ПДД об этом ни слова не сказано.
Что такое остановка транспортного средства и его стоянка
Попробую предвосхитить критику недоброжелателей: остановка и стоянка транспортных средств не связаны с движением. Напротив, — эти состояния связываются именно с прекращением движения. Однако наша тема предусматривает рассмотрение вопроса и о режимах использования ТС. И остановка, и стоянка укладываются в эту тематику.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Анализ понятий «остановка» и «стоянка» позволяет сразу же определить их родственность. И остановка, и стоянка связаны с «преднамеренным прекращением движения» ТС. То есть оба режима являются следствием волевого решения водителя – прекратить движения и перейти в состояние покоя.
Иными словами, никакой непреодолимой силы, заставляющей водителя прекратить движения, нет! Это решение самого автолюбителя или результат просьбы пассажира. И последнее – весьма частое явление.
Чем же разнятся «остановка» и «стоянка»? Сами понятия уже указывают на это главное различие – продолжительность состояния покоя транспортного средства. Остановка – это нечто кратковременное, а стоянка – более фундаментальное, продолжительное. Действительно, это и есть основной критерий разграничения остановки и стоянки.
Если транспортное средство находится в неподвижном состоянии по времени не более 5 минут, то оно совершает остановку. Следовательно, независимо от желания водителя, после запланированного прекращения движения его транспортное средство первоначально совершает именно остановку.
Если же автомобиль неподвижен более 5 минут, то он автоматически начинает совершать стоянку. Иными словами, нельзя совершить стоянку, предварительно не находясь в течение 5 минут в режиме остановки.
Однако, помимо временной характеристики (критерия), остановка и стоянка различаются и по действиям водителя, которые имели место после прекращения движения. Если водитель предпринимает посадку/высадку пассажиров или загрузку/разгрузку грузов, то он всегда совершает остановку. Вне зависимости от времени совершения таких действий – это остановка.
Даже если посадка/высадка, загрузка/разгрузка по времени занимает время и более 5 минут, и 10, и час, и сутки, — это все равно будет считаться остановкой.
Стоянкой же будет считаться состояние покоя транспортного средства на время, превышающее 5 минут, не связанное с указанными процедурами.
И еще один момент. Остановка под запрещающий сигнал светофора, соответствующий жест регулировщика, для пропуска пешехода, пользующегося приоритетом, для выполнения требования сотрудника ДПС об остановке ТС – это процедуры, которые не относятся к понятиям «остановка» и «стоянка».
Для этих явлений в ПДД не нашлось конкретного понятия. Водитель должен понимать, что, согласно ПДД, он продолжает находиться в режиме движения, но вынужден на время «приостановиться» в соответствии с Правилами.
Вынужденная остановка
Остановка транспортного средства не всегда бывает запланированной (или, как называют Правила, преднамеренной). Бывает и так, что водитель не собирался по своей воле останавливаться, а пришлось! Чаще всего это бывает из-за какой-нибудь технической неисправности.
И в этом случае ПДД называет такое состояние вынужденной остановкой.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Вынужденная остановка касается и тех транспортных средств, которые продолжают движение. И поэтому – в целях достижения максимальной безопасности – в случаях вынужденной остановки в тех местах, где остановка и стоянка запрещены, водитель обязан включать аварийную сигнализацию и выставлять знак аварийной остановки.
ПДД четко регламентируют три случая вынужденной остановки. Но все они сходны своей нежелательностью, непреднамеренностью, незапланированностью, ибо носят исключительно случайный характер.
1. Техническая неисправность .
Неприятная перспектива для водителя, но весьма распространенное явление.
2. Препятствие для движения .
К примеру, впереди – по направлению движения – случилось ДТП. А это опасность.
Или сходы лавины, селя, падение камней.
3. Состояние водителя или пассажира .
Схватило сердце, внезапно заслезились глаза, резко заболела голова, ослепили фары встречных автомобилей…
Да мало ли случаев, когда состояние водителя или его пассажиров заставит отказаться от продолжения намеченной поездки, ибо делает ее небезопасной?
4. Опасность, создаваемая перевозимым грузом .
Незакрепленный груз на верхнем багажнике – очень распространенная причина его несанкционированного появления на проезжей части или на других автомобилях.
При обнаружении проблем с креплением груза следует немедленно перейти в режим вынужденной остановки.
Препятствие
В процессе своего движения каждый водитель вынужденно встречается с различными препятствиями на пути. И долгое время (еще с далеких советских времен) автолюбители квалифицировали это понятие на свой манер и лад. И раньше чаще всего термин «препятствие» применялся при обосновании объезда какого-либо объекта, создающего помехи. С 2010 года в ПДД РФ обозначилось это понятие на законных основаниях.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Разберем наиболее приоритетные составляющие понятия «Препятствие».
1. Препятствие – это неподвижный объект.
Стадо коров, отара овец и пр. не могут быть признаны препятствием потому, что они способны двигаться и перемещаться.
2. Препятствием считается неисправное транспортное средство или поврежденное, неспособное к дальнейшему движению.
3. Дефект проезжей части – тоже препятствие, но только если он не позволяет продолжить движение на прежней полосе (или в прежнем ряду).
Согласитесь, непонятная ситуация. То есть, какого размера должна быть яма, чтобы ее возможно было признать препятствием?
4. Посторонний предмет – такое же препятствие, но опять же при условии невозможности дальнейшего движения.
И опять же: какого размера должен быть посторонний предмет, чтобы он не позволил двигаться в штатном режиме дальше?
Принципиальное значение препятствия состоит, главным образом, в приоритетности движения на участках спуска и подъема, если встречный разъезд затруднен именно из-за этого самого препятствия.
На участках, обозначенных предупреждающими знаками «Крутой спуск» и «Крутой подъем», водитель, двигающийся на спуск, должен уступить дорогу, а идущий на подъем пользуется приоритетом. Именно в этой ситуации важна правильная квалификация понятия «Препятствие».
Однако следует констатировать, что пока с понятием «Препятствие» не все ладно и гладко. И в ПДД, и в реальной практике. И само понятие, и некоторые положения ПДД требуют взаимной синхронизации и совместной доработки.
Например, неисправное транспортное средство сделало невозможным движение по полосе. А линия разметки на двухполосной дороге – сплошная, и ее пересекать нельзя. Даже при объезде препятствия.
В таких условиях следует вызывать сотрудника ДПС, чтобы он разрешил взмахом руки пересечь сплошную. Не будет ли целесообразным «добить» текст ПДД разрешением на подобное пересечение разметки в данных условиях без обращения к ИДПС и последующего длительного ожидания его прибытия?
И последнее. Затор – по Правилам – не считается препятствием.
Как не считается препятствием и остановившееся по Правилам на полосе движения транспортное средство. Например, чтобы пропустить пешехода.
Какое же это препятствие!
Организованная транспортная колонна
Особый случай на дороге – это проносящиеся с «мигалками», сиренами (или «крякалками») специальные автомобили. Об их правах и обязанностях мы поговорим позже. А еще и попытаемся ответить на вопрос: «Кем и почему им дарованы такие привилегии?».
Но бывает и так: указанные летящие и ревущие спецавтомобили сопровождают иной транспорт (как правило, представительского класса).
Это наши «отцы народов» едут по своим делам и им нельзя, как простым смертным, стоять в пробках. Мы имеем дело с организованной транспортной колонной.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
Очень четкое и понятное определение, согласно которому организованная транспортная колонна характеризуется следующими признаками.
Организованная транспортная колонна — это группа автомобилей, состоящая из трех ТС, одно из которых – специальный автомобиль с «мигалкой» красного и синего цвета.
Транспортные средства в составе организованной транспортной колонны должны двигаться друг за другом непосредственно, в одном ряду (одной полосе) и без каких-то необоснованных дистанций между собой.
На всех транспортных средствах, двигающихся в составе такой колонны, должны быть включены фары ближнего света. Кстати, это требование уже не такое актуальное, ибо в РФ при движении в светлое время суток по любым дорогам водители должны использовать внешние световые приборы (дневной свет, дневные ходовые огни, противотуманные фары).
В реальности же организованная транспортная колонна может и не соответствовать заявленным в Правилах требованиям. Наиболее распространенные нарушения принципов воплощаются в следующих примерах.
1. Количество автомобилей в составе организованной транспортной колонны может быть и менее трех.
К примеру, мэр города или председатель местного законодательного (представительного) органа власти передвигаются на служебном автомобиле в сопровождении спецавтомобиля с «мигалкой». В итоге – два автомобиля. Формально ПДД нарушены в части численности колонны, но фактически обычный водитель ничего поделать не сможет, ибо данный проблесковый маячок однозначно требует предоставления приоритета «маячку» и сопровождаемому им транспортному средству.
2. Спецавтомобиль, возглавляющий организованную транспортную колонну, имеет только синий проблесковый маячок.
Очень частый и распространенный случай, когда в качестве головного спецтранспорта используется не машина ГИБДД, а полиции вообще (только с синей «мигалкой»). Правила организованной транспортной колонны тоже нарушены, ибо рядовому водителю трудно идентифицировать двигающиеся в составе колонны транспортные средства, не являющие спецавтомобилями.
3. Автомобиль с проблесковым маячком не снабжен цветографическими схемами.
Выставленный на крышу автомобиля (иногда личного) нестационарный, переносной проблесковый маячок синего цвета превращает его в спецавтомобиль, но он не оснащен цветографическими схемами. И юридически он не может быть головным автомобилем в составе колонны. Рядовому водителю и здесь нужно проявлять внимательность, так как практически невозможно при таком раскладе вообще квалифицировать сам факт организованной транспортной колонны.
Мы отметили наиболее частые нарушения требований в организации такого режима движения отнюдь не напрасно. Просто в случае конфликта на дороге или даже ДТП с участием организованной транспортной колонны доказать правоту простому автолюбителю бывает практически невозможно. Судебные инстанции, например, в подавляющем числе случаев (практически 100%) принимают сторону «маячка». К сожалению, такова российская судебная практика.
Поэтому водитель, невзирая на подобные несоответствия, обязан выполнять предписания ПДД. Требования, которые предъявляют Правила к рядовым водителям в части движения организованных транспортных колонн, касаются предоставления им приоритета и запрещения пересекать такие колонны, занимать в них место, а также производить их обгон (при дополнительно включенном специальном звуковом сигнале).
Более детально о действиях водителей мы поговорим во втором разделе ПДД. Здесь же постулируем следующее: внимательность, предупредительность, осторожность — вот «три кита» безопасности водителя, когда он находятся на дороге в условиях движения по ней организованной транспортной колонны.
Организованная перевозка группы детей
Беззаботное детство должно быть защищено государством. В рамках дорожного движения обеспечение безопасности детей – важная и приоритетная задача. Для создания безопасных и комфортных условий для перевозки подрастающего поколения по дорогам Правилами предусматриваются специальные условия — организованная перевозка группы детей.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником.
Получается, что такая перевозка является специальной, целевой. Экскурсия, выезд в летний лагерь, поездка в театр, школьный автобус – вот наиболее распространенные случаи организованной перевозки группы детей.
Подобный режим для информированности иных участников движения обеспечивается установкой на транспортном средстве, осуществляющем перевозку, специального опознавательного знака – «Перевозка детей». Он выставляется спереди и сзади транспортного средства.
К водителям, приближающимся к такому транспортному средству, осуществляющему посадку или высадку детей, предъявляются особые требования: необходимо снизить скорость, а если потребуется – остановиться, чтобы пропустить находящихся на дороге детей.
Подведем итог
Особые режимы движения, особые способы использования транспортного средства и особые ситуации – нормальное явление и в практике дорожного движения, и в деятельности водителя. Как правило, все они требуют от автолюбителя знания специальных норм, предусмотренных ПДД.
Так, правила обгона и опережения регулируются 11-м разделом Правил, остановка и стоянка – 12-м и т.д. Это является свидетельством важности и сложности таких режимов, и водитель должен быть к этому готов.
Проложить и показать маршрут на карте можно с помощью онлайн сервисов.
Если вы еще не определились какой автомобиль покупать, то советуем почитать об истории создания эмблем автомобилей многих производителей.
Сколько нужно учиться на права https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/srok-obucheniya-v-avtoshkole-s-uchetom-novyx-programm-podgotovki-voditelej.html с учетом последних программ подготовки водителей.
Как разобраться, что такое объезд, а что такое обгон
Объезд препятствия на дороге никак не регламентируется в Правилах дорожного движения, но это не дает право водителям самостоятельно принимать решение по поводу продолжения движения по нужной полосе. Статья 2.15 Кодекса административных нарушений четко указывает, что именно может считаться препятствием и как себя вести в возникновении подобно ситуации.
Штраф за неправильно осуществимый объезд может быть и 500 рублей, и 1500 рублей. Зависит точная цифра от нескольких факторов – был ли выезд на встречную полосу, совершалось ли пересечение сплошной разметочной линии и так далее.
Понятие объезд в ПДД
В действующих правилах дорожного движения вообще отсутствует понятие объезд, поэтому для его расшифровки и понимания правил совершения стоит обратиться к статьей 12.15 из Кодекса административных нарушений. В ней имеются следующие определения:
Получается, что объезд – это маневр, совершаемый водителем транспортного средства, который происходит с выездом из основной полосы. Он возможен только в том случае, если движение по «своей» полосе продолжать нет возможности.
Простыми словами, если автомобиль совершает смену полосы движения по причине возникшего препятствия (первоначально занимаемая полоса кем-то/чем-то заблокирована), то этот маневр может считаться объездом. А в случае совершение таких же манипуляций при активности транспортных средств (они просто едут), то маневр будет расцениваться как обгон, опережение.
Рекомендуем прочитать о нарушении правил обгона. Из статьи вы узнаете о том, в каких случаях обгон является нарушением правил на перекрестке, по сплошной, под знаком «Обгон запрещен» и других ситуациях.
А здесь подробнее о том, что такое обгон.
Чем отличается обгон от объезда
Многие водители не могут понять, чем отличается обгон от объезда, и происходит это потому, что в действующих ПДД отсутствуют разъяснения. Но нужно лишь запомнить определение обгона – это опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, при этом обязательно совершается выезд на полосу встречного движения и возврат в свою полосу.
За неправильно совершенный обгон по правилам ПДД водитель наказывается гораздо строже, чем за произведенный с нарушениями объезд.
Запреты на маневр
Существует 3 ситуации на дороге, при которых маневр объезда совершать категорически запрещено:
- Необходимо совершить выезд на полосу встречного движения, если автомобиль перемещается по 4-полосной (и более) трассе.
- Объезд совершается на трехполосной трассе и водителю необходимо сделать выезд на крайнюю левую полосу.
- Маневр выполняется перед переездом и требует выезда на полосу встречного движения. Этот запрет действуют на любых трассах, независимо от количества полос движения.
Штрафы за нарушение
Правила дорожного движения четко указывают, что запрещено совершать объезд препятствия только в том случае, если при этом транспортное средство вынуждено перемещаться на полосу встречного движения. Поэтому штраф определен четко в статье 12.15 пункте 3 Кодекса об административных нарушениях:
Если же инспектор ГИБДД установит, что совершался обгон, то наказание за его неправильность накладывается очень строгое – лишение водительских прав сроком на 4-6 месяцев.
Что такое препятствие в ПДД
В ПДД, пункт 1.2, четко указано определение препятствия:
Можно сделать вывод, что выбоина, осколки стекла/части машины после аварии, автобус на остановке, лужа, пробка из автомобилей и даже нерадивый пешеход не считаются препятствием – объезд этих помех инспекторами ГИБДД будет расценен как нарушение правил дорожного движения.
Что является препятствием на дороге по ПДД
Препятствием на дороге по ПДД являются:
- ограждения, выставленные в связи проводимыми дорожными работами;
- яма или провал на дороге;
- упавшее дерево, кусок бетонной плиты, стены дома и другие крупногабаритные предметы;
- транспортное средство с выставленным знаком аварийной остановки.
Посторонние предметы на проезжей части: что к ним относится
К посторонним предметам на проезжей части могут относиться:
- туши крупных животных;
- выпавший с автомобиля диван, холодильник и любой другой крупный груз;
- большой камень;
- сугроб из снега больших размеров.
Определение непреодолимого препятствия
В Правилах дорожного движения вообще не указано понятие «непреодолимое препятствие». Поэтому таковым можно считать любой неподвижный объект, который вообще нет возможности объехать ни по встречной полосе движения, ни по обочине. Вот как действовать водителю в таком случае:
- ждать, пока непреодолимое препятствие будет убрано с дороги;
- совершить разворот, если он не запрещен правилами/знаками, и двигаться в обратном направлении.
Правила объезда препятствия на дороге
Правила объезда препятствия на дороге классические:
- нужно остановиться перед препятствием (не менее чем за 3 метра);
- дождаться проезда всего потока транспортных средств по встречной полосе;
- включить знак поворота налево;
- совершить объезд и сразу же вернуться в свою полосу движения.
Эти правила действуют только в том случае, если препятствие возникло на пути следования по двухполосной трассе.
Смотрите в этом видео о правилах объезда препятствия на дороге:
Объезд препятствия через сплошную: кто и как выполняет маневр, знаки
Пересечение сплошной линии разметки в любом случае является нарушением, и поэтому даже при выполнении объезда препятствия инспектор ГИБДД выпишет водителю штраф. Единственный вариант избежать наказания – совершать объезд через сплошную при установленных дорожных знаках, указывающих на разрешение совершения маневра или при наличии сотрудника ГИБДД-регулировщика.
Объезд аварии через сплошную
По правилам аварийные машины должны быть максимально убраны с дороги, не мешать движению других транспортных средств. Но подобное возможно только после составления протокола сотрудниками ГИБДД. Получается законодательное противоречие, но это не дает право совершать объезд препятствия через сплошную линию – нужно будет либо дождаться освобождения трассы, либо четко следовать указаниям регулировщика, либо в последующем оплатить штраф.
Объезд препятствия слева и справа
При выборе совершения объезда справа и ли слева стоит выбрать первый вариант. Если же справа от препятствия имеется ограждение или любая другая помеха, то выбора просто не остается.
Многие водители справа не объезжают, потому что там находится газон. Но это «меньшее из зол», если брать за основу наказание по ПДД – определения газон вообще нет в уставе, инспектору ГИБДД доказать нарушение будет максимально трудно, что поможет избежать штрафных санкций.
Знак объезда препятствия справа или слева
Знак, указывающий на возможность объезда, выглядит как круг с синим фоном и белая стрелка на его нем, указывающая направление объезда (слева или справа).
Если такой знак выставлен на аварии, и стрелка указывает на возможность совершения объезда слева, то наличие сплошных разделительных полос можно игнорировать. Водитель должен будет вернуться в полосу своего движения сразу, как только препятствие перестанет мешать такому маневру.
Дорожный знак «Объезд препятствия справа»
Если знак указывает на возможность самостоятельного выбора объезда, то рекомендуется совершать его справа – и правила дорожного движения по пересечению сплошной линии не будут нарушены, и вероятность аварии на встречной полосе будет снижена к возможному минимуму.
Объезд препятствия на перекрестке
Объезд препятствия на перекрестке совершается по общим правилам. Если водитель выезжает на встречную полосу движения, то это расценивается сотрудниками как нарушение ПДД. Избежать наказания можно, только дождавшись уборки препятствия с проезжей части.
Объезд препятствия по обочине
Объезд препятствия по обочине разрешен правилами дорожного движения, инспектор не вправе оштрафовать водителя. Но нужно помнить, что сотруднику ГИБДД придется доказать, что совершался именно объезд, а не обгон. И потом, нужно понимать термин «препятствие» — автомобильная пробка таковым не считается.
Как двигаться через двойную сплошную
Через двойную сплошную двигаться категорически запрещено, даже если на своей полосе имеется препятствие. При нарушении может последовать три вида наказаний:
- штраф 5500 рублей – если водитель не выехал на полосу встречного движения, но пересек двойную сплошную в связи с необходимостью совершения объезда;
- штраф 1000-1500 рублей – если водитель пересек двойную сплошную при объезде, которая разделяет потоки машин в двух разных направлениях;
- лишение водительского удостоверения на 4-6 месяцев или штраф в 5000 рублей – если пересечение сплошной двойной линии разметки было совершено не с целью объезда препятствия.
Смотрите в этом видео о правилах объезда через сплошную линию разметки:
Чем грозит выезд на встречную полосу при объезде препятствия
Выезд на встречную полосу при объезде препятствия на 2-3-полосной трассе, когда водитель не совершил выезд дальше второй полосы, вообще никак не наказывается. Но это действует только в том случае, если на дороге действительно находится препятствие, а не остановившийся автобус на остановке.
Если объезд препятствия выполняется на 3-4-полосной трассе, и произошел выезд на встречную полосу, то такие деяния наказываются штрафом в 1000-1500 рублей. Это же наказание ждет тех, кто совершил подобный маневр перед переездом.
Что значит создать помеху другим ТС
Термин «препятствие» применяется не только к неподвижным предметам на дороге, но и к тем транспортным средствам, которые создают помеху другим водителям. Например:
- было превышение скорости движущегося автомобиля, если другой совершает объезд;
- отсутствовало предоставление преимущества в движении;
- было препятствованию выезду на перекресток, что привело к образованию затора;
- водитель опасно водит автомобиль, постоянно перестраивается («шашечки»).
Как общаться с патрульными
Если объезд препятствия осуществлялся слева и привел к вынужденному пересечению сплошной разметочной линии, то инспектор ГИБДД вправе оштрафовать водителя. Как себя вести в таком случае «нарушителю»:
- Потребовать от сотрудника ГИБДД служебное удостоверение. Зафиксировать данные из него.
- Сразу заявить, что был совершен объезд препятствия. Можно поинтересоваться о том, почему бездействуют работники ГИБДД – они должны выставить регулировщика или знаки для правильного объезда.
- Сообщить инспектору, что все его действия будут обжалованы в прокуратуре, потому что по их вине он совершил нарушение при объезде.
Конечно, уверенно чувствовать себя можно только в том случае, если маневр совершался по всем правилам. Крайне желательно, чтобы в машине находился регистратор, тогда обжаловать штраф в суде будет гораздо проще.
Рекомендуем прочитать о ДТП при перестроении. Из статьи вы узнаете о правилах перестроения на дороге, спорных ситуациях при ДТП при перестроении, штрафе за аварию.
А здесь подробнее о правилах пересечения двойной сплошной.
Объезд препятствия на дороге может совершаться только по указанию регулировщика или по выставленным знакам – они имеют приоритет перед дорожной разметкой. Выезд на встречную полосу движения, пересечение сплошной разметочной линии могут наказываться штрафами, но при имеющихся видеозаписях этого можно будет избежать.
Объезд, обгон и опережение — как не лишиться водительского удостоверения
В летнее время на дорогах России отмечается особая концентрация транспортных средств. Многие городские жители отправляются на лето на дачу. В результате на дорогах образуются большие скопления автомобилей, которые приводят к пробкам, дорожно-транспортным происшествиям и прочим явлениям, при которых проезд блокируется. Каждая подобная история может оставить автомобилиста без водительского удостоверения, так как в ПДД не все так взаимосвязано.
В статье 12.15 указаны поводы для штрафов и лишения в/у
Объезд, обгон и опережение. Заметим, что помеху, которая возникает на дороге, не всегда можно объехать без нарушения правил. Организация движения на дорогах России часто вынуждает автомобилистов из двух зол выбирать наименьшее. Особая путаница кроется в деталях, а именно, в терминах “обгон”, “объезд” и “опережение”. Именно они могут повлиять на строгость наказания, применяемого к автомобилисту. В статье 12.15 указаны поводы для штрафов и лишения в/у.
В спорах с сотрудниками ГИБДД водители часто доказывают, что не совершали обгон, а объезжали препятствие, которое мешало свободному проезду — автобус на остановке или дерево на дороге. Но в ПДД не предусматривается точное определение понятия “объезд”. Кроме того, нет списка препятствий на дорожном полотне. Можно однозначно сказать, что нельзя объезжать автобус на остановке, так как в статье 1.2 ПДД указано, что препятствием не является транспортное средство, которое остановилось на полосе с соблюдением всех правил. В данном случае предусматривается наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок до 6 месяцев.
Во всех остальных случаях работает правило:
1) если на полосе неподвижный предмет, который мешает движению, — это объезд;
2) если препятствие может двигаться — это обгон или опережение.
Заметим, что наказание за обгон, совершенный не по правилам, более суровое, чем наказание за неправильный объезд.
Обгон и объезд — разные по терминологии понятия. И от их применения в той или иной ситуации зависит степень наказания для автомобилиста
Ситуация №1. Представим, что впереди едет трактор с медленной скоростью, а с левой стороны находится сплошная. Как может поступить водитель, который передвигается позади? Он может приступить к объезду трактора с левой стороны и лишиться водительского удостоверения на срок до 6 месяцев. Дело в том, что это будет расцениваться как езда по встречной полосе.
Водитель трактора тоже виноват, так как должен был уступить дорогу и передвигался слишком медленно. Ему за данное нарушение полагается штраф в размере 1000 – 1500 рублей. Однако, этот факт не спасет от лишения водительского удостоверения другого автомобилиста.
У водителя в данном случае есть еще один вариант — объехать трактор с правой стороны. В таком случае он получит штраф в размере 1500 рублей. Это тоже неприятное явление, но все же лучше, чем лишение прав. Энтузиасты среди автомобилистов находят выход даже из такой ситуации. Они заявляют, что съехали на обочину для остановки, а затем продолжили движение.
Ситуация №2. Что если впереди передвигается трактор и находится в зоне действия знака “Обгон запрещен”? Речь идет про знак, который исполнен в виде белого круга с красной окантовкой. Вроде бы, по определению, обгонять ТС нельзя. Но есть и исключения. Данный знак не распространяет свое действие на тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, велосипеды, мопеды и мотоциклы без прицепа. Поэтому некоторые автомобилисты полагают, что если на дороге прерывистая полоса, то обогнать трактор можно.
Однако, не все знают определение понятия “тихоходное транспортное средство”. Это транспорт, который не способен развивать скорость более 30 км/ч. Кроме того, на транспорте должен быть специальный знак, который указывает, что этот тихоход. Если на ТС нет такого знака, значит обгон совершать запрещено. За нарушение правила можно лишиться водительского удостоверения или получить штраф в размере 5000 рублей.
«Тихоходное транспортное средство” — это транспорт, который не способен развивать скорость более 30 км/ч. Кроме того, на транспорте должен быть специальный знак, который указывает, что этот тихоход
Ситуация №3. Дерево на дороге, сломанный автомобиль или авария. Такие явления в крупных городах — не редкость. Объезжать справа бывает очень сложно и долго, но слева есть свободная встречная полоса. В результате водитель выбирает второй вариант, а затем получает штраф в размере 1500 рублей. В ПДД это будет трактоваться как выезд на встречную полосу, совмещенный с объездом препятствия.
Избежать наказания можно только одним путем, но он предполагает потерю времени. Следует позвонить в ГИБДД, так как именно они должны организовать объезд. Это единственная законная возможность без наказания пересечь сплошную линию.
Если авария на дороге не критичная и ее участники могут разъехаться, нужно потребовать у них этого. Но перед этим они должны провести фото- или видеофиксацию с места ДТП, чтобы потом не сталкиваться с проблемами в ГИБДД.
Итог. Объезд, обгон и опережение — схожие между собой термины, которые имеют критически разное значение и по-разному влияют на меру наказания для автомобилиста. Следует разбираться в распространенных ситуациях, чтобы не лишиться в/у.