В чем прелесть рамных автомобилей и какими они бывают
Все знают, что настоящий крутой внедорожник должен быть рамным, иначе это не внедорожник вовсе, а кроссовер. А, собственно, почему? Мы выяснили, по какой причине конструкторы автомобилей пришли к рамным схемам и как такие конструкции развивались с годами.
Как собрать воедино все агрегаты самобеглой коляски, обеспечив их точное взаиморасположение при любых условиях движения? Первые автоинженеры об этом долго не думали. Все было уже придумано до них, и варианты были перед глазами: или несущий «кузов» телеги и кареты, или рамная конструкция паровоза и прочего железнодорожного транспорта. Тогда вопрос был решен в пользу рам, а сегодня автомобили с традиционной рамной конструкцией встречаются довольно редко. Хотя элементы рамной схемы использует большинство современных серийных машин.
Что такое рама?
В общем понимании рама (в терминологии первой половины прошлого века — остов) — это пара лонжеронов из металлического профиля, соединенных несколькими поперечинами. Рама служит основой, силовым каркасом, на который «навешиваются» кузов, силовой агрегат, элементы подвески и т.д.
«Остов» автомобиля начала века, фото: Wikipedia.org
Почему конструкторы выбирали раму?
1. Несущий кузов был или недостаточно жестким, или слишком тяжелым — сказывался тогдашний низкий уровень технологий.
Важная особенность рамной конструкции, плоской по сути, заключается в низком сопротивлении кручению по сравнению с несущей конструкцией коробчатого по своей сути кузова. На протяжении всей «рамной эпохи» этот вопрос решали двумя способами — увеличивая толщину металла и количество поперечин или меняя характеристики самого металла.
Проблема в принципе оказалась решаемой, тем более не всегда низкая сопротивляемость кручению вредила автомобилям. Так, в массовом советском грузовике ЗИС-5 «эластичная» рама («перепады» между диагонально противоположными концами рамы могли достигать 3-4 см) значительно повышала проходимость трехтонки, не позволяя на ухабах колесам вывешиваться. Потеря контакта колеса ведущего моста с дорогой чревата остановкой машины из-за «ухода» крутящего момента на поднявшееся колесо, поэтому трехтонка ЗИС ценилась на фронтовом бездорожье в период Великой Отечественной.
2. На одной и той же платформе можно было продавать множество моделей автомобилей под разные запросы клиентов.
Это сейчас термин «платформа» понимают как некую общность деталей двух разных авто. В первой половине ХХ века технология работала буквально.
Многие автомобили продавались в виде шасси — рамы со всеми агрегатами ходовой части вплоть до руля и педалей, а кузов клиент уже сам заказывал специализированному ателье. В итоге покупатель, обладая достаточным количеством финансов, мог позволить себе абсолютно эксклюзивный авто с полностью серийной агрегатной базой. Сейчас такое уже, увы, невозможно.
«Остов» автомобиля начала века, фото: Wikipedia.org
Эволюция рамы
Изначально для изготовления остова применялись твердые породы дерева, реже —металлические трубы. В 1910-х годах на грузовых автомобилях уже стали внедрятся рамы с привычным нам открытым профилем.
Лонжеронные рамы
В английской терминологии этот вид рам часто называют лестничным из-за внешней схожести с одноименным предметом. Два продольных лонжерона чаще всего выполнены из открытого профиля. Форма поперечных балок бывает разной (К-образные, Х-образные, перпендикулярные), а фрагменты рам могут соединяться между собой при помощи сварки (преимущественно легковые автомобили), заклепок (грузовики) или даже болтов (штучные экземпляры).
Лонжеронная рама, фото: Wikipedia.org
Сегодня клепаные рамы чаще всего применяются на пикапах и грузовых автомобилях. К лонжеронным рамам некоторые инженеры также относят и Х-образные рамы, которые значительно легче (на них построена вся американская классика 50-х, а также советские «Чайки» — ГАЗ-13 и ГАЗ-14). Главное преимущество лонжеронной рамы — простота конструкции и технологичность. Главные же недостатки — большой вес и громоздкость, что отрицательно сказывалось на полезном пространстве внутри машины.
Хребтовые рамы
История хребтовых (центральных) рам началась в 20-х годах ХХ века в Чехии. Конструкторы автомобилей марки «Татра» первыми разработали и внедрили новую схему в свои автомобили. Главный элемент конструкции — труба, соединяющая картер заднего ведущего моста с силовым агрегатом и трансмиссией. Внутри этой несущей на себе всю нагрузку трубы расположен вал без карданного шарнира, передающий крутящий момент с двигателя на колеса. То есть соединение, в отличие от всех современных задне- и полноприводных автомобилей, было жестким.
Как показал опыт эксплуатации, основными преимуществами хребтовой рамы являются высокая крутильная жесткость и возможность легко создавать многоосные полноприводные конструкции. Основным недостатком считается трудный доступ к встроенным в раму агрегатам.
Хребтовые рамы в свое время применялись на легковушках, а сегодня успешно применяются как раз на грузовиках-вездеходах марки «Татра». Достаточно сказать, что на такой машине «Татра» Карел Лопрайс, выступая в марафоне Париж — Дакар, за 14 лет (с 1988 по 2002 год) шесть раз становился чемпионом в классе грузовиков и четырежды завоевывал серебро.
Грузовой автомобиль «Татра»
Вильчато-хребтовые рамы
И снова Чехия… Вильчато-хребтовые рамы появились впервые перед Второй мировой на автомобилях родом из этой страны — «Шкодах» и «Татрах». Иногда вильчато-хребтовые рамы называют видом хребтовых рам. Главная особенность данного вида в том, что передняя и задняя части представляют собой трезубцы, образованные центральной трубой каркаса и отходящими от нее двумя лонжеронами, которые используются для крепления узлов и агрегатов.
В отличие от автомобилей с хребтовой рамой, в машинах с вильчатой конструкцией используется обычный карданный вал, а картеры мостов и двигателя не являются единым целым с центральной трубой. Яркими носителями этой конструкции являются довоенные «Татра-77» и «Татра-87». Это были революционные для своего времени комфортабельные автомобили: они отличались одновременно крайне низким для 30-х годов прошлого века коэффициентом лобового сопротивления (0,34), умеренным «аппетитом» и неважной управляемостью, вызванной заднемоторной компоновкой. Сегодня вильчато-хребтовые рамы в автомобильной промышленности не используются.
Периферийные рамы
Они являются следующим витком эволюции лонжеронных рам и нашли массовое применяться на американских «дредноутах» и крупных европейских легковых авто (к примеру, Opel Admiral) первой половины 60-х, по этому же принципу созданы все советские представительские лимузины, начиная с ЗИЛ-114.
Лонжероны в данной конструкции разнесены так широко, что при установке кузова они оказываются возле самых порогов. Вывод массивных элементов рамы к бортам автомобиля позволил конструкторам заметно понизить уровень пола в машине и уменьшить высоту самого автомобиля.
Главными плюсами периферийной рамы считаются высокая стойкость конструкции к боковым ударам, а также лучшая приспособленность к конвейерной сборке. Главный же ее недостаток заключается в том, что такая рама не может сама воспринимать все нагрузки, поэтому кузов автомобиля должен быть более прочным, жестким, что сказывается на его весе.
До недавних пор (до 2012 года) с таким типом рамы выпускался комфортабельный седан Ford Crown Victoria, ставший символом американского такси и полицейского автомобиля 1990-2000-х годов. Инженерам удалось достигнуть удивительных показателей комфорта, в том числе благодаря применению особых резиновых демпферов, через которые кузов крепился к раме.
Ford Crown Victoria
Пространственные рамы
Пространственные или трехмерные рамы впервые появились в большом автоспорте в 20-х годах прошлого века. Они чаще всего создавались из тонких труб (изготавливавшихся с применением легированных сталей, изделиям из которых несвойственно кручение).
Вообще, трубные конструкции с трудом переносят нагрузки на изгиб. Поэтому, конструкторы стремились всегда к тому, чтобы трубы нагружались только на сжатие или растяжение, но не «на излом». Сегодня в автоспорте пространственные рамы уступили место монококам, но обрели вторую жизнь в автобусостроении. Кстати, до начала 2000-х годов все минивэны Renault Espace были построены именно на пространственной раме — трубчатый каркас обшивали кузовными панелями. Ради безопасности и удешевления производства от этой схемы отказались.
Пространственная рама Mercedes-Benz 300SL Coupe (Gullwing) W198 (1954)
Несущее днище
Несущее основание автомобиля — это промежуточный этап между рамной конструкцией и несущим кузовом. В этом варианте рама объединяется с полом кузова. Самым массовым и самым известным обладателем несущего днища является германский «Фолькваген Жук», у которого кузов крепился к плоской панели пола на болтах. Также по схожему принципу выполнен другой массовый автомобильчик из соседней Франции — Renault 4СV аналогичной с «Жуком» заднеприводной компоновки.
Такая конструкция достаточно технологична при крупносерийном производстве, и притом удается обеспечить низкий центр тяжести машины и низкий уровень пола в салоне. У большинства современных автобусов днище также является несущим, только кузов к нему приваривается, а не прикручивается.
Гибридные конструкции
Конец 40-х годов ознаменовался массовым переходом автопроизводителей на несущие кузова. Но переход был постепенным, и многие автомобили с новомодными на тот момент понтонными кузовами имели элементы рамных конструкций. Чаще всего рамы, выполненные на половину длины машины, служили для установки силового агрегата. В этом плане характерной является конструкция ГАЗ -21 «Волга» (1955 г.).
Хоть ее кузов и был уже типичным цельнонесущим, спереди у нее имелся полноценный подрамник. Вваренный в пол, он имел вид двух лонжеронов, тянущихся от переднего бампера до зоны ног передних пассажиров. Впрочем, интеграция рам в тело кузова (или, если хотите, «обрастание» кузова элементами рам) — это уже другая тема, которой мы посвятим следующую статью.
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Так в чем же прелесть рамных автомобилей? Привел нарезки известных фактов, абсолютно бессистемно. А ведь суть этого соревнования компоновочных схем — борьба долговечного и технологичного. И бизнес принял сторону технологичного — больше продаж — больше дохода. Какому автопроизводителю нужно что его авто служило 40 и более лет.
Так в чем же прелесть рамных автомобилей? Привел нарезки известных фактов, абсолютно бессистемно. А ведь суть этого соревнования компоновочных схем — борьба долговечного и технологичного. И бизнес принял сторону технологичного — больше продаж — больше дохода. Какому автопроизводителю нужно что его авто служило 40 и более лет.
Не распространяйте мифы !
Производитель сделал выбор между более дешёвым в производстве (рамой) и более безопасным (несущим кузовом), пойдя при этом на огромные затраты на совершенствование производственной оснастки чтобы вписаться в новые стандарты безопасности. И выбрал то, что проходит краш-тесты ЕвроНкап и НХТСА не только в ослабленном варианте для грузовиков, как отдельная рама ! Срок же службы автомобиля уже давно во всём мире кроме Кубы определяется его моральным устареванием, а не сроком, за который несущая система теряет свои свойства.
Поверьте, я хорошо знаю старые американские рамные легковые автомобили, Panther platform и т.д. И то, что автохлам с полностью сгнившим ниже стоек кузовом всё ещё как-то перемещается в пространстве благодаря тому, что рама сдерживает бренные останки от полного распада — отнюдь не достижение !
Такой рамы, как на УАЗе, о которой обычно думают джиперы — с металлом 7 мм толщиной, на которой всё держится — на легковых автомобилях не бывает уже лет 40. 50, с конца 60-х — начала 70-х годов. Одними из последних таких легковушек были “Роллс-Ройс-Сильвер-Клауд” и “Империал”, выпуск обоих был прекращён в 1966 году. Оба были крайне неуклюжими автомобилями, с высоким полом и низким из-за проходящих под ним лонжеронов рамы салоном !
Рама той же “Краун Вики” или “Тойоты-Краун” — это просто большой подрамник, на который навешаны агрегаты для удобства сборки. На более новых машинах его разделили на передний и задний подрамники, а суть не изменилась !
Что такое рама автомобиля и какие виды бывают
Одним из важнейших элементов автомобиля является несущая система. Именно она дает возможность сделать из всех составляющих машины единое целое. Ранее все транспортные средства имели рамную конструкцию. Однако со временем она была вытеснена другими типами, в том числе несущим кузовом, который используется почти на всех легковых машинах. Тем не менее, рамная несущая часть все равно используется – на внедорожниках и грузовых авто.
Что такое рама автомобиля: назначение, плюсы и минусы
Рама автомобиля – балочная конструкция, которая выступает как основа для крепления всех узлов и агрегатов, таких как силовая установка, элементы трансмиссии, ходовой части и так далее. Кузов при такой конструкции несущей системы обеспечивает пространство для размещения пассажиров и багажа, а также выполняет декоративную функцию.
Применение рамы дает возможность дать несущей части высокую прочность. Поэтому ее используют в грузовиках и внедорожниках. Также она дает возможность максимальной унификации узлов и механизмов между моделями различных классов.
Ранее производители автомобилей выпускали шасси авто с базовыми частями (рамой, мотором, трансмиссией и т.д.), куда «натягивались» различные типы кузовов.
Рама в автомобиле выступает как «скелет». Она воспринимает все внешние и внутренние нагрузки при движении машины и даже при ее стоянке. Ввиду этого к автомобильной раме предъявляется ряд требований:
- достаточная прочность и жесткость;
- небольшая масса;
- правильная форма, которая будет способствовать рациональной работе всех элементов автомобиля.
Рамная несущая часть обладает рядом преимуществ. Так, благодаря ей собирать машину и ремонтировать ее в дальнейшем становится значительно проще. Основное отличие рамной конструкции от кузовной в том, что любую поломку можно легко устранить благодаря хорошему специалисту и материалам. Еще одно важное достоинство: езда на плохих дорогах не будет чревата перекосами кузова (проемов дверей, стоек и т.д.).
Наряду с этим, есть и недостатки. Первый – существенное увеличение веса автомобиля ввиду наличия отдельных рамы и кузова. Соответственно, расход топлива также будет больше. Другой минус в том, что для размещения лонжеронов под кузовом нужно дополнительное место, что усложняет посадку в машину и отнимает существенную часть салона.
Также отмечается снижение пассивной безопасности, поскольку есть вероятность смещения рамы относительно кузова в случае удара. Поэтому несущий кузов – неотъемлемый элемент легкового автомобиля. В то же время рамная конструкция хорошо справляется с тяжелыми условиями, в которых ездят грузовые авто и внедорожники.
Виды рам
Рамы разделяются на несколько видов, отличающихся по конструктивным особенностям:
- лонжеронные;
- хребтовые;
- пространственные.
У некоторых видов имеются подвиды. Выделяются также комбинированные типы, сочетающие в конструкции составляющие разных типов рам.
Лонжеронная рама
Это самый распространенный вид. В конструкцию рамы входят две силовые продольные балки, которые называются лонжеронами. Они тянутся вдоль кузова и соединяются посредством поперечин. Балки выполняются из стали. С целью повышения показателей скручивания могут применяться различные виды профиля сечения.
Лонжероны необязательно ровные – иногда они имеют и вертикальные, и горизонтальные изгибы. Они могут располагаться как параллельно горизонтальной плоскости, так и под определенным углом, что присуще для внедорожников. Также возможно разное расположение поперечин, за счет которых соединяются лонжероны. На сегодня это наиболее популярная рамная конструкция, применяющаяся в большинстве грузовиков и внедорожников.
Такая рама отлично подходит для эксплуатации машины в условиях плохих дорог. Также она упрощает ремонт и сборку автомобиля. Минусы же в том, что лонжероны отнимают немалую часть салона и несколько усложняют процесс посадки.
Лонжеронная Х-образная
Х-образная рама – один из видов лонжеронной. Особенность ее конструкции в том, что лонжероны спереди и сзади разведены, а в центре – максимально сведены. Данный тип на вид похож на буку «Х», что и послужило причиной его названия.
Периферийная
Является видом лонжеронных рам. Этот вид начал активно использоваться на крупных легковых машинах европейского производства и «дредноутах» из США в 60-х годах. В таких рамах лонжероны расположены настолько широко, что в процессе установки кузова они располагаются у порогов. Это позволяет существенно снизить уровень пола, одновременно с этим уменьшив непосредственную высоту машины.
Важное достоинство подобной машины в ее максимальной приспособленности к боковым ударам. Однако есть существенный минус – рама не может выдержать значительные нагрузки, поэтому кузов авто должен обладать необходимой прочностью и жесткостью.
Хребтовая рама
Данный вид рам разработали представители компании «Татра» и преимущественно он применялся для машин ее производства. Главный несущий элемент – труба, соединяющая двигатель спереди с элементами трансмиссии, которые расположены внутри нее. По сути, труба выступает единым картером для коробки передач, раздаточной коробки и приводных валов. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии поступает посредством помещенного в трубу вала. Причем данный вал не является карданным, что обеспечивает большую надежность.
Подобная конструкция рамы в сочетании с независимой подвеской колес обеспечивает очень большие хода, что делает ее незаменимой в транспортных средствах специального назначения.
Преимущество хребтовой рамы также заключается в том, что она имеет очень высокую жесткость на кручение, а элементы трансмиссии надежно защищены от внешнего воздействия. Но ввиду того, что определенные механизмы расположены внутри конструкции рамы, ремонтные работы заметно усложняются.
Вильчато-хребтовая
Вильчато-хребтовый тип рам тоже является разработкой «Татра». В таком варианте двигатель крепится не к трансмиссионной трубе, а на специальной лонжеронной вилке. Это сделано для того, чтобы сократить уровень передающихся вибраций от работающего ДВС на раму и, следовательно, на кузов автомобиля. Однако, на сегодняшний день вильчато-хребтовые рамы уже не применяются в автомобилестроении.
Пространственная рама
Самый сложный тип рамной конструкции, применяющийся для спортивных машин. Это конструкция представляет собой каркас на основе тонких легированных труб и имеет очень высокие показатели по жесткости и прочности. В автомобилестроении данные рамы были вытеснены монококами, однако, похожие конструкции используются при создании автобусов.
Несущее основание
Несущее основание – это что-то среднее между кузовом и рамной конструкцией. Тут также используются лонжероны, но они объединены днищем, а не поперечинами. Наиболее массовый и популярный обладатель несущего днища – «Фольксваген Жук», у которого кузов крепится к плоской панели пола посредством болтов. Аналогичную конструкцию имеет и другая машина массового производства – Renault 4СV.
Несущее днище отличается высокой технологичностью и применяется в крупносерийном производстве. Данная конструкция позволяет сделать пол и центр тяжести автомобиля достаточно низкими.
У рамной несущей части автомобиля есть ряд достоинств и особенностей, которые делают ее незаменимой для грузовых машин и внедорожников. И хотя рама используется сугубо для конкретных видов автомобилей, некоторые элементы ее конструкции применяются крайне широко, так как позволяют сделать несущие кузова более жесткими. Почти любая легковая машина оснащена усиливающими лонжеронами либо подрамниками.
Рамная конструкция автомобиля: ее особенности и преимущества
Первый автомобиль представлял собой открытый экипаж, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания. В основе его лежала тележка – каркас с четырьмя колесами, на который был навешен силовой агрегат. Аналогичным образом выглядит структура паровоза, состоящего из массивной платформы и колесных пар. Большинство серийных машин в прошлом веке были изготовлены по тому же «рецепту». В основе лежала рама, объединяющая агрегаты и узлы автомобиля. Рамная конструкция автомобиля сохранилась и до наших дней, но применяется гораздо реже и потихоньку исчезает в чистом виде.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что такое рамная конструкция автомобиля
- Каковы преимущества и недостатки рамных конструкций
- Каково назначение и виды рамных конструкций
- Что безопаснее и удобнее – рамная конструкция или несущий кузов
Как устроена рамная конструкция автомобиля
Рамная конструкция автомобиля представляет собой несущую систему, на которой смонтирован двигатель внутреннего сгорания (ДВС), детали трансмиссии и подвески и, собственно, кузов. Такое устройство обеспечивает максимальную надежность машины при эксплуатации в реальных дорожных условиях. Не стоит забывать, что железнодорожный транспорт стал прототипом для автомобильных средств передвижения, и, соответственно, взаиморасположение элементов на первых порах перекочевало оттуда. Паровоз перемещал такие объемы груза, которые и не снились машине, поэтому рамная конструкция автомобиля имеет очень большой запас прочности.
Самые первые рамы в 20-х годах прошлого столетия изготавливались из металлических труб прямоугольного сечения. Они были универсальны и технологичны на производстве. К 1930-м годам в автостроении начался постепенный переход к интегрированию рамы и кузова. Стали появляться полурамные и несущие транспортные средства. В итоге, практика показала, что рамная конструкция автомобиля актуальна для тяжелых машин. Грузовики, тракторы, внедорожники, лимузины делаются по этому «рецепту». Особенно это касается бронированных лимузинов, огромный вес которых может удержать только полноценная рама, изготавливаемая, как правило, по отдельному заказу.
Рамная конструкция автомобиля четко подразделяет элементы на силовые и декоративные. Рама воспринимает нагрузки от мотора, трансмиссии и колес. Также она играет важную роль в пассивной безопасности автомобиля. Шасси – это совокупность рамы и силового агрегата с коробкой передач и подвеской. Оно, в принципе, может передвигаться и без кузова.
Кузовные панели формируют внешний облик и образуют кабину для водителя и пассажиров. Некоторые элементы кузова могут быть усилены дополнительным каркасом, но это касается, в основном, безопасности людей и не влияет на демпфирование нагрузок от мотора и от дорожного покрытия. Схема постоянно совершенствовалась, и со временем появилось несколько отдельных подвидов, характеризующих силовую структуру. Выделяют лонжеронные, хребтовые (в том числе вильчато-хребтовые), периферийные и решетчатые типы, особняком стоят несущие и полунесущие разновидности.
Назначение и виды рамных конструкций
Рамная конструкция автомобиля включает в себя систему профилей прямоугольного, Т-образного, Н-образного или иного сечения, соединенных между собой при помощи сварки, заклепок или болтов. На раму через эластичные подвесы устанавливается ходовая часть и мотор, который агрегатируется с узлами трансмиссии. Совокупность вышеперечисленных деталей называется шасси. Сверху оно накрывается кузовом, предназначенным для водителя, пассажиров и, отдельно, для грузового отсека.
Автомобили с рамой имеют большую массу по сравнению с несущей компоновкой кузова. Но благодаря ее наличию имеют значительную прочность на изгиб и кручение, и, соответственно, лучше приспособлены для эксплуатации в условиях бездорожья и перевозки тяжелых грузов.
Важным стимулом для автопроизводителей служит взаимозаменяемость деталей от разных моделей машин. Рамная конструкция автомобиля позволяет максимально унифицировать размеры агрегатов и точки их крепления. В конечном итоге разные модели могли отличаться только наружными кузовными панелями при идентичных шасси.
Принято выделять несколько рамных типов, отличающихся взаиморасположением и сечением конструктивных профилей. Каждая из нижеописанных разновидностей характеризуется своей спецификой:
- Пространственные рамы.
- Лонжеронные конструкции.
- Хребтовые и хребтово-вильчатые.
Рамная конструкция автомобиля может быть комбинированной и объединять в той или иной степени все три основных типа.
- Лонжеронная и ее подвиды.
Самая проверенная схема состоит из двух продольных балок (лонжеронов), протянутых от начала до конца шасси и стянутых между собой поперечными связками.
Лонжероны изготавливаются из стальных сплавов. Для жесткости в поперечном сечении создается несколько ребер жесткости. Они бывают закрытыми (квадрат или прямоугольник) и открытыми (Т-образный или Н-образный профиль).
Продольные профили на самых первых изделиях были ровными, но в процессе технической эволюции обзавелись изгибами как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Это было сделано для оптимизации размещения навесных агрегатов и снижения центра тяжести автомобиля.
Читайте также!
Кроме того, на внедорожниках могут применяться рамные каркасы, имеющие наклон по отношению к горизонту.
Продольные профили рамы стягиваются поперечинами, которые обычно имеют аналогичное сечение. Поперечные рамные балки располагаются либо под углом 90° – классическая «лестничная» компоновка, либо под острым углом – так называемые К- и Х-образные схемы.
Между собой продольные и поперечные лонжероны скрепляются сваркой или заклепками. В некоторых случаях допускается болтовое соединение. Дополнительные кронштейны монтируются в точках крепления силового агрегата и подвески.
Рамная конструкция автомобиля с широко расставленными продольными лонжеронами называется периферийной. Она позволяет увеличить устойчивость к боковым ударам и, соответственно, повысить его безопасность. Кроме того, агрегаты могут быть опущены ниже (между балками), снижая таким образом центр тяжести и увеличивая пассивную безопасность.
Лонжероны, сведенные к центру рамы в горизонтальной плоскости, представляют собой соединение в виде буквы Х. Такая форма позволяет разместить в центре только вал трансмиссии и трубу выхлопной системы.
Реже всего встречается разновидность из двух продольных профилей, соединенных не отдельными стяжками, а целым металлическим листом. Это также рамная конструкция автомобиля, несмотря на то, что этот лист может являться полом кабины или кузова.
Хребтовая рамная вариация применялась на чешском грузовике «Татра». Продольная труба была всего одна и имела круглое сечение. От нее отходили ответвления по аналогии с позвоночником и ребрами. Двигатель и коробка передач также являлись своеобразным усилителем за счет прочного металлического корпуса.
Читайте также!
Серединный лонжерон жестко связывал между собой мотор и трансмиссию (коробка передач, раздаточная коробка, главные передачи). Трансмиссионные валы, связывающие агрегаты между собой, проходили внутри этой трубы. Конструкция была очень передовая и компактная, но практика показала ее эксплуатационную и ремонтную бесперспективность.
Важным преимуществом такой компоновки была возможность обеспечить независимую подвеску всех колес. Зависимые ведущие мосты нельзя было поставить в принципе, и крутящий момент на колеса передавался с помощью карданных валов, а не полуосей.
Повышенная жесткость кручения позволяла увеличить грузоподъемность хребтовой рамы при меньшей толщине металла лонжеронов по сравнению с традиционными схемами. Трубная система позволяла при необходимости без сложных доработок наращивать длину платформы и количество ведущих мостов за счет присоединения дополнительных модулей.
Высокий центр тяжести из-за особенностей крепления агрегатов позволял использовать хребтовую раму только на грузовиках. Для легковых автомобилей, передвигающихся на более высоких скоростях, такая рамная конструкция грозила опрокидыванием в поворотах и на неровной дороге. Главным недостатком, не позволившим дальнейшее развитие, стала низкая ремонтопригодность. Ремонт изношенных валов и других узлов трансмиссии длился очень долго в связи с необходимостью практически полной разборки рамы. Для коммерческой техники такие простои недопустимы.
Рамная конструкция автомобиля называется пространственной, когда каркас, выполненный из стальных труб, представляет собой не плоскую деталь в основании автомобиля, а объединяет в себе шасси и кабину. Такой тип характерен для спортивных машин, которые попадают в аварии гораздо чаще, чем остальные, и, соответственно, должны лучше защищать своих пассажиров.
Облицовочные кузовные панели закрепляются непосредственно на силовой каркас, так же как и двигатель, и трансмиссия, и прочие узлы.
Например, багги изначально делаются с пространственной рамой. А гражданские экземпляры переделываются в спортивные путем вваривания трубчатого каркаса внутри существующего кузова, поэтому такой каркас безопасности нельзя считать полноценной рамой. Наиболее дорогие спортивные машины представляют собой капсулу из карбона (разновидность армированного пластика), которая по жесткости не уступает металлической раме при значительно меньшей массе.
Рамная конструкция автомобиля далеко не всегда представляет собой определенный тип. Комбинация разных видов используется многими производителями.
Например, симбиоз лонжеронной и хребтовой рамы. Между двумя продольными лонжеронами по центру идет труба. Агрегаты крепятся к лонжеронам в передней и задней части. Труба жестко крепится к периферии, но в отличие от хребтовой конструкции не прячет в себе приводные валы трансмиссии.
Вильчатая конструкция имеет несколько разных комбинаций основных типов. Например, гнутая Х-образная лонжеронная рама, снабженная сплошным металлическим покрытием. Или хребтовая основа с центральной несущей трубой, к которой приварены поперечины, но не по всей длине, а только спереди и сзади.
Интегрированная рама объединяет собственно рамную конструкцию автомобиля и кузов в едином форм-факторе. При этом кузовные панели, помимо выполнения декоративной функции, являются силовыми деталями несущего основания. Лонжероны в чистом виде присутствуют только в передней части автомобиля и предназначены для крепления мотора и коробки передач и сзади для крепления элементов подвески и заднего моста при наличии.
Широко распространено, особенно на внедорожниках, крепление силового агрегата к кузову через подрамник. Он представляет собой облегченную версию рамной конструкции автомобиля. То есть рама располагается не подо всем автомобилем, а только под передней частью и крепится к кузову болтами. Это существенно повышает жесткость последнего.
Заканчивая экскурс в историю развития рамной конструкции автомобиля, необходимо отметить, что рама как отдельный силовой элемент используется только для определенных типов автомобилей, эксплуатируемых в сложных дорожных условиях или для перевозки грузов. Современные легковые транспортные средства используют усеченную версию в виде подрамника или лонжеронов, вваренных в структуру кузова.
Преимущества и недостатки рамных конструкций
Рамная конструкция автомобиля очень удобна для конвейерной сборки, так как имеется свободный доступ к большинству агрегатов. Сервисные мастерские также отдают предпочтение подобным автомобилям, потому что так гораздо удобнее демонтировать детали и целые узлы для замены и ремонта. Владельцы рамных внедорожников могут спокойно ездить не только по асфальтовым дорогам, но и по «направлениям», не опасаясь за перекосы кузова, заклинившие в проемах двери и лопнувшие лобовые стекла. Ведь всю нагрузку воспринимает рама.
Безрамные конструкции преобладают среди легковых автомобилей благодаря ряду преимуществ. Во-первых, функционально разнесенные шасси и кузов существенно увеличивают вес автомобиля, отсюда вытекает повышенный расход топлива и ухудшенная динамика. Компоновка салона с лонжеронами вдоль бортов предполагает либо высокие бортики, через которые неудобно перелезать при посадке в авто, либо высокий пол, снижающий высоту потолка в салоне.
В последнее время более жесткие нормы безопасности для водителя и пассажиров не позволяют рамной конструкции автомобиля обеспечивать такой же высокий рейтинг на краш-тестах, как для аналогов с интегрированной схемой. Отдельно смонтированный кузов смещается относительно рамы во время аварии и неэффективно гасит энергию удара.
Область применения рамных конструкций
Автопроизводители остановились на рамной конструкции для грузовиков, тяжелых внедорожников и в некоторых случаях для автобусов. Отдельной статьей стоят премиальные авто, особенно в бронированном исполнении.
Изначально детали несущего основания скреплялись с помощью заклепок или цельнолитым способом. Клепочная технология достаточно простая и удобная. Она не требует дорогостоящего оборудования и высокой квалификации сборщиков. В настоящее время используется только для грузовиков. Рамы, изготовленные методом цельного литья, отличались высокой прочностью, но в силу своей дороговизны и сложности наладки оборудования и оснастки окончательно ушли в историю.
Читайте также!
Сварочная технология заняла свое место и имеет все перспективы дальнейшего развития. Такую работу легко автоматизировать, а сварные элементы гораздо проще отливать и транспортировать, чем целиковую раму. Большинство грузовых и внедорожных автомобилей выполнено по этой технологии.
Автомобили с рамной конструкцией:
- УАЗ «Хантер»;
- УАЗ «Патриот»;
- Джипы «Грейт Волл»;
- Джипы «Хавал»;
- Некоторые джипы корейских производителей.
Мнение автовладельцев о рамной конструкции автомобиля
- Не стоит путать кислое с соленым.
Классический легковой автомобиль в кузове седан или хэтчбек безусловно не нуждается в раме. Но если требуется большая грузоподъемность, увеличенная колесная база, возможность ездить по бездорожью, то следует обратить внимание на автомобиль рамной конструкции с минимальным количеством наворотов и вспомогательной электроники. На такой машине смело можно уехать от цивилизации и не опасаться неожиданных поломок. А если таковые и будут, то их можно устранить на месте. Современные кроссоверы созданы только для того, чтобы штурмовать бордюры для парковки на тротуаре. На них нельзя далеко уезжать от фирменного сервиса.
Для внедорожника рама скорее плюс, чем минус. Малая жесткость на кручение приводит к тому, что езда по пересеченной местности может закончиться перекосом кузова. Увеличенная колесная база необходима для улучшения устойчивости на дороге, но при этом недостаточная прочность приводит к ухудшению управляемости. Надежные машины высокой проходимости до сих пор имеют рамную конструкцию.
Каждый производитель закладывает свою «изюминку» в конструкцию кузова: у одного интегрированная рама, у другого высокопрочные стали, у третьего и то, и другое. Лидера выделить практически невозможно. Рама не ушла в историю по причине своей незаменимости для крупногабаритных джипов и пикапов. Коммерческий транспорт тоже никогда не сменит ориентацию. А все, что помельче, вполне обойдется безрамной компоновкой.
Что такое рама в автомобиле, самые массовые рамные внедорожники
Кузов
Рама — важная часть конструкции автомобиля, но не все водители знают, из чего оно состоит, и какие типы рамы существуют. В этой статье рассмотрим понятие рамы, основные их типы, преимущества и недостатки, а также примеры современных моделей, имеющих рамную конструкцию.
Рама автомобиля — это
Это прочная основа, на которой закреплены все важные агрегаты и шасси. Она обеспечивает нужную жесткость и прочность и является неотъемлемой частью механизма. Рамная конструкция автомобиля обеспечивает прочность для перемещения больших грузов, движения в сложных условиях.
Плюсы и минусы рамной конструкции
Она имеет свои преимущества и недостатки. Давайте сначала рассмотрим положительные стороны.
Рама (Ленд Крузер 300) и обычный кузов
Основным преимуществом является ее прочность и надежность. Рамная конструкция автомобиля — это основа, к которой крепится кузов и другие компоненты. Благодаря этому автомобиль выдерживает большие нагрузки на скручивание.
Стоит также отметить, что в случае повреждения можно заменить только поврежденную деталь, что означает, что ремонт может быть проведен быстро и легко. Это позволяет сэкономить много времени и средств.
Однако у такой системы есть и свои недостатки.
Механизм намного тяжелее других конструктивных систем, что влияет на расход топлива. Большой вес сказывается на управляемости и скорости.
Рама также занимает много места, что снижает вместимость. Она также повышает центр тяжести, что может привести к ухудшению устойчивости на дороге.
Основные виды рам
В автомобильной промышленности были созданы рамы с различными конструктивными особенностями. Один из них — лонжеронная, которая сделана из двух удлиненных деталей — стоек (лонжеронов). Другой распространенный вид — хребтовая, в которой непосредственно рама размещена ортогонально продольным деталям. Существует также пространственный тип рамы, который состоит из сложной комбинации многих элементов.
Каждый тип рам может иметь свои разновидности с дополнительными элементами и различными конструктивными особенностями. Еще у каждого свои преимущества и недостатки, которые учитываются при выборе конструкции для конкретного типа авто. Некоторые типы рам более жесткие, прочные и обеспечивают большую безопасность, но они также могут быть более тяжелыми и менее комфортными для пассажиров.
Лонжеронная
Наиболее популярным типом рамы можно назвать — лонжеронную. Она состоит из двух балок, называемых продольными элементами, которые проходят по всей длине автомобиля и соединены между собой поперечными элементами. Балки изготовлены из стали и могут иметь различную форму поперечного сечения для увеличения жесткости рамы на кручение.
В такой рамной конструкции боковые элементы могут иметь различную форму, например, в виде кривой или под определенным углом. Это улучшает ходовые качества автомобиля. Поперечные элементы, соединяющие балки, также могут иметь различную форму.
Рамная конструкция имеет множество преимуществ, таких как высокая надежность и жесткость, а также простота сборки и ремонта. Такие рамы также подходят для плохих дорожных условий и для бездорожья. Однако есть и некоторые недостатки, например, то, что лонжероны занимают больше места, ограничивают салон и затрудняют вход в автомобиль.
Периферийная
Она входит в ту же категорию, что и предыдущая разновидность, и активно использовалась в 1960-х годах в больших европейских легковых машинах и в «дредноутах» в США. В рамной конструкции такого типа элементы расположены так широко, как только позволяет кузов. Благодаря такому расположению можно значительно опустить пол, тем самым уменьшив общую высоту.
Кроме того, такое конструктивное решение значительно повышает устойчивость машины к боковым ударам. Однако следует отметить, что такая система не может выдерживать большие нагрузки. Поэтому кузов должен обладать необходимой прочностью и жесткостью, чтобы компенсировать этот недостаток.
Пространственная
Спорткары требуют особого подхода к проектированию, поэтому здесь используется особый тип рам. Эта пространственная рама — шедевр техники. Конструкция состоит из тонких трубок, которые образуют раму, чрезвычайно жесткую и прочную.
Этот тип когда-то широко использовался при строительстве гоночных авто и остается одним из самых передовых и технологически сложных. Однако в обычных массовых машинах эта конструкция была заменена более простой рамой — монокок.
Однако подобные узкотрубные механизмы используются и в других областях автомобильной промышленности. Например, в устройстве автобусов, где требуется высокая прочность и жесткость.
Хребтовая
Одной из самых популярных рамных конструкций в автомобильной промышленности является хребтовая рама, которая создает остов (позвоночник) автомобиля.
Этот тип рамы был разработан компанией Tatra и в основном используется в машинах, производимых под этим брендом. Основным несущим устройством является труба, которая соединяет двигатель в передней части с компонентами трансмиссии внутри. Коробка передач и трансмиссия размещены в одном корпусе, поэтому конструкция очень компактна и проста в обслуживании.
Преимуществами такой рамы являются высокая жесткость на кручение и защита компонентов трансмиссии от внешних воздействий. Независимая подвеска колес также позволяет совершать длительные поездки, что особенно важно для автомобилей специального назначения.
Однако ремонтные работы могут быть значительно сложнее, так как некоторые механизмы расположены внутри рамы. Тем не менее хребтовые рамы кузова продолжают использоваться в современных автомобилях благодаря своей надежности и долговечности.
Вильчато-хребтовая
Этот тип рамы также был разработан компанией Tatra. В отличие от хребтовой рамы, двигатель установлен не на трансмиссионной трубе, а на специальной спинной вилке.
Это сделано для снижения вибраций, передающихся от двигателя на раму, и уменьшения шума в салоне. Такое устройство также снижает шум, передающийся от колес. Однако раздвоенная рама в настоящее время не используется в автомобильной промышленности из-за ее сложности и высокой стоимости производства.
Х-образная
Это разновидность с двумя продольными элементами. Она названа так из-за характерной формы, напоминающей букву «X» в алфавите. Она характеризуется тем, что разнесенные на концах в середине участки рамы сближаются максимально.
Преимущество Х-образной рамы заключается в том, что она обеспечивает более высокую степень жесткости и прочности, чем обычные. Поэтому авто с такими рамами более устойчивы на дороге и лучше справляются с нагрузками.
Пол объединен с рамой
Основание машины является важным конструктивным элементом, который сочетает в себе преимущества кузова и рамной конструкции. Несущий пол обычно используется в серийном производстве, чтобы снизить центр тяжести автомобиля и тем самым обеспечить лучшую устойчивость на дороге.
Современные рамные автомобили
В настоящее время рамных авто производится не так много. В основном это рамные внедорожники, для которых экономия топлива, управляемость не самые важные характеристики.
Что такое рамный внедорожник? Авто, которое опирается на прочную и жесткую раму, чтобы выдерживать большие нагрузки в сложных условиях бездорожья. Такие машины создают для того, чтобы они могли ездить в сложных условиях, преодолевая броды, каменистые, снежные, песчаные преграды.
Рамные внедорожники
Несколько распространенных внедорожников:
Jeep Wrangler — компактный внедорожник, который благодаря своей раме обеспечивает высокую мобильность и универсальность. Американский УАЗик.
Вранглер 4 пополения
Бренд и модель | Привод | Блокировки | Понижайка | Клиренс (мм) |
---|---|---|---|---|
Chevrolet Tahoe и Suburban | автоматически подключаемый полный | заднего межколесного дифференциала | да | 231 |
Great Wall Hover H3 и H5 | подключаемый полный | нет | да | 175 |
Kia Sorento 1 поколения (со 2 без рамы) | задний, подключаемый полный, автоматически подключаемый полный | нет | да | 203 |
Land Rover Discovery 2 поколения (с 3 без рамы) | постоянный полный | межосевого дифференциала | да | 253 |
Mitsubishi Pajero 2 поколения (с 3 без рамы) | подключаемый полный (Part-time), постоянный полный | заднего межколесного и межосевого (у версий с постоянным полным приводом) | да | 210 |
Mitsubishi Pajero Sport | подключаемый полный, постоянный полный | межосевого и заднего межколесного дифференциала | да | 215-220 |
Nissan Patrol | Y61 — подключаемый полный (Part-time), Y62 — автоматически подключаемый полный | заднего межколесного дифференциала | да | 220-274 |
Nissan Pathfinder (R51) | автоматически подключаемый полный | заднего дифференциала | да | 233 |
Toyota Land Cruiser | подключаемый (Part-time — Land Cruiser 100 STD и GX), постоянный полный | межосевого, переднего и заднего межколесных дифференциалов (Land Cruiser 100 GX) | да | 230 |
Toyota Land Cruiser Prado | постоянный полный | межосевого и заднего моста (опция) | да | 215-230 |
Toyota Hilux Surf | подключаемый полный (Part-time) | нет | да | 240 |
Toyota Fortuner | подключаемый полный | отключение переднего дифференциала (у всех), блокировка заднего дифференциала (дорогие комплектации) | да | 225 |
SsangYong Korando, ТагАЗ Tager | подключаемый полный | нет | да | 195 |
SsangYong Kyron | подключаемый полный (Part-time) | нет | да | 199 |
SsangYong Rexton | задний, подключаемый полный (Part-time), постоянный полный | нет | да (зависит от комплектации) | 206-250 |
Suzuki Jimny | подключаемый полный (Part-time) | межосевого дифференциала | да | 190 |
Suzuki Grand Vitara (1-е поколение) | подключаемый полный (Part-time) | межосевого дифференциала | да | 195 |
УАЗ Патриот | подключаемый полный (Part-time) | заднего дифференциала | да | 210 |
УАЗ 469 / 3151 / Хантер | подключаемый полный (Part-time) | заднего дифференциала | да | 210 |
Премиальные рамники
Бренд и модель | Привод | Блокировки | Понижайка | Клиренс (мм) |
---|---|---|---|---|
Cadillac Escalade | постоянный полный | заднего межколесного дифференциала | нет | 235 |
Infiniti QX56 (QX80 после рестайлинга) | подключаемый полный | нет | да | 257 |
Lexus LX | постоянный полный | межосевого дифференциала | да | 220-225 |
Lexus GX | постоянный полный | межосевого дифференциала | да | 215 |
Mercedes-Benz ML 1 поколения | постоянный полный | нет | да | 215-230 |
Легендарные рамники
Бренд и модель | Привод | Блокировки | Понижайка | Клиренс (мм) |
---|---|---|---|---|
Jeep Wrangler | подключаемый полный (Part-time) | переднего и заднего межколесных дифференциалов | да | 259 |
Toyota Land Cruiser 70 | подключаемый полный (Part-time) | переднего и заднего межколесных дифференциалов | да | 230 |
Nissan Terrano | подключаемый полный (Part-time) | межосевого дифференциала | да | 190-210 |
Mercedes-Benz G-Class | постоянный полный | межосевого, переднего и заднего межколесных дифференциалов | да | 205 |
Hummer H2 / H3 | постоянный полный | межосевого и заднего межколесного дифференциалов, переднего дифференциала (H3 Adventure) | да | 255 мм (H2), 231 мм (H3) |
Land Rover Defender | постоянный полный | межосевого дифференциала | да | 250 |
Lincoln Navigator | автоматически подключаемый полный | нет | да | 220 |
Пикапы
Этот класс авто еще менее распространен, но он есть.
Nissan Navara — еще один пикап, который, благодаря раме, может перевозить большие грузы и обеспечивает высокую проходимость в любых условиях.
Nissan Navara 3
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.