Замена маслосъемных колпачков — важная процедура, предотвращающая проблемы с расходом масла и дымлением из выхлопной трубы. В статье рассмотрим, как выполнить эту операцию без снятия головки блока цилиндров (ГБЦ), что упростит процесс и сократит время ремонта. Узнаете о необходимых инструментах, последовательности действий и нюансах, которые помогут успешно заменить маслосъемные колпачки без сложных манипуляций.
Назначение маслосъемных колпачков
Смазка газораспределительного механизма комбинированная: шейки распредвала получают масло под давлением, остальные элементы смазываются разбрызгиванием. В результате в верхней части головки скапливается значительное количество масла, которое может перекрывать направляющие клапанов. Без маслосъемных колпачков масло через зазор между клапанами и направляющими попадало бы в камеру сгорания по штокам клапанов. Под воздействием высокой температуры резина сальников теряет эластичность, и их рабочие кромки перестают плотно прилегать к штокам клапанов, что приводит к утечкам масла.
Во время работы двигателя выпускной клапан нагревается до высоких температур. Масло на его рабочей поверхности сгорает, образуя нагар, что может привести к прогоранию клапана. При откалывании частиц шлака в образовавшуюся неплотность между клапаном и седлом проникают раскаленные выхлопные газы, что иногда приводит к прогоранию клапана вместе с седлом. В отличие от него, впускной клапан работает при более низкой температуре, и масло, попадающее на него, стекает в цилиндр, поэтому впускной клапан никогда не прогорает.
Замена маслосъемных колпачков без снятия головки — это тема, вызывающая множество споров среди автолюбителей и специалистов. Эксперты отмечают, что данный метод может существенно сократить время и затраты на ремонт. Однако, важно учитывать, что такая процедура требует наличия специального оборудования и навыков. При неправильном подходе возможно повреждение других компонентов двигателя, что приведет к дополнительным расходам. Некоторые механики утверждают, что замена колпачков без демонтажа головки позволяет избежать риска неправильной установки, в то время как другие предупреждают о возможных последствиях, таких как утечка масла или ухудшение работы двигателя. В конечном итоге, выбор метода зависит от состояния автомобиля и квалификации мастера.
Симптоматика
Признаки износа сальников клапанов, называемых маслосъемными колпачками:
- Повышенный расход масла. Износ колец тоже вызывает расход масла, но тогда масло обязательно будет попадать в патрубок сапуна.
- Синеватый дым из выхлопной трубы после пуска двигателя. Это происходит потому что пока машина стоит, в камеры сгорания проникает масло, сгорающее после запуска мотора.
- Одинаково высокий расход масла при движении как по городу, так и по автостраде (при отсутствии масла в патрубке сапуна). Причем для диагностики важно сколько масла расходует мотор в различных режимах работы. Более высокий расход масла за городом укажет на износ колец.
- Сгоревшее масло на свечах. Если износ колпачков большой, свечи может забрызгивать маслом так сильно, что двигатель будет троить.
Если Признаки износа колпачков у вашего авто налицо, вряд ли, присадки смогут лишить вас проблемы. Стоит подумать о ремонте.
Этап работы | Необходимые инструменты и материалы | Возможные сложности и решения |
---|---|---|
Подготовка двигателя (снятие воздушного фильтра, свечей зажигания, клапанной крышки) | Набор ключей, отвертки, емкость для масла, ветошь | Затрудненный доступ к свечным колодцам, прикипевшие болты клапанной крышки (применение WD-40) |
Установка специального приспособления для установки маслосъемных колпачков | Приспособление для установки колпачков, специальные съемники старых колпачков | Сложность установки приспособления, повреждение направляющих втулок клапанов (аккуратность) |
Снятие старых маслосъемных колпачков | Специальные съемники, тонкие отвертки | Прикипевшие колпачки (использование специальных съемников, аккуратность) |
Установка новых маслосъемных колпачков | Новые маслосъемные колпачки, смазка | Неправильная установка колпачков (следовать инструкции, проверка правильности установки) |
Проверка герметичности (проверка на утечки масла после сборки) | Утечки масла (повторная проверка установки колпачков, замена прокладок) | |
Сборка двигателя (установка клапанной крышки, свечей зажигания, воздушного фильтра) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене маслосъемных колпачков без снятия головки:
-
Специальные инструменты: Для замены маслосъемных колпачков без снятия головки используются специальные инструменты, такие как компрессоры для пружин клапанов. Эти устройства позволяют зажать пружины клапанов и освободить доступ к колпачкам, что значительно упрощает процесс и экономит время.
-
Снижение риска повреждений: Один из главных плюсов замены колпачков без снятия головки — это минимизация риска повреждений других компонентов двигателя. При снятии головки существует вероятность повреждения прокладки или других деталей, что может привести к дополнительным расходам на ремонт.
-
Экономия времени и средств: Замена маслосъемных колпачков без снятия головки позволяет значительно сократить время работы и снизить затраты на услуги механиков. Это особенно актуально для владельцев автомобилей, которые хотят быстро решить проблему с масляным расходом и не готовы тратить деньги на полную разборку двигателя.
Инструменты и материалы
Если вы скептически относитесь к присадкам и решили заняться ремонтом самостоятельно, вам понадобится специальное оборудование. Для замены колпачков своими руками подготовьте:
- рассухариватель клапанов;
- пинцет;
- оправку для установки колпачков;
- молоток;
- головки с удлинителями и воротком;
- набор рожковых и накидных ключей;
- цанговый зажим для снятия колпачков;
- силиконовый герметик или новую прокладку крышки ГРМ.
Замена
Замена маслосъемных колпачков своими руками:
- Снимите крышку ГРМ.
- Выставьте коленчатый и распределительный валы по меткам. Поставьте на деталях соответствующие маркировки, чтобы не было трудностей с их выставлением после ремонта. Запишете расположение снимаемых патрубков и разъемов.
- Снимая распредвал, ослабьте натяжитель его привода.
-
Если привод цепной, отверните шестерню привода и снимите ее с распредвала. Чтобы не потерять, лучше выньте шпонку из паза вала и приберите ее. Если привод ременный, то проще снять ремень с шестерни.
- Отверните крепление постели распредвала и снимите его с головки. Размер ключей определите самостоятельно. Пока распредвал будет снят проверьте его на предмет износа шеек и кулачков.
- Демонтируйте толкатели клапанов: в зависимости от конструкции, снимите коромысла либо выньте стаканы с гидрокомпенсаторами.
- Так как поршни I и IV цилиндров у вас уже стоят в ВМТ, замену лучше начать с краев. Потому что для рассухаривания клапана нужно, чтобы он во что-то упирался в нашем случае это будет днище поршня.
- На некоторых моделях впускной коллектор мешает настолько сильно, что рассухариватель приходится укорачивать. Так как это проще чем снять коллектор.
-
Возьмите рассухариватель. Его кронштейн, который крепится ближе к краю рычага зафиксируйте на шпильке крепления постели, а прикрепленный ближе к середине поставьте кольцом на тарелку, накрывающую клапанные пружины. Одной рукой нажмите на рычаг рассухаривателя, чтобы клапанные пружины сжались, а тарелка опустилась вниз по штоку, а другой рукой возьмите пинцет и выньте им сухари из тарелки.
- Уберите рассухариватель в сторону, снимите со штока обе пружины и тарелку.
- Закрепите цанговый зажим съемника на колпачке. Перемещая грузик вверх по штоку съемника, ударьте им по верхнему упору ― снятие негодного колпачка выполнено.
- Пока клапан свободен, проверьте износ его штока и направляющей. Для этого возьметесь пальцами за верх штока и попытайтесь покачать его. Если износ незначителен, то люфт будет отсутствовать и вам это не удастся.
- Если у вас есть оправка, стоит воспользоваться ей. В случае ее отсутствия, для колпачков на клапаны с диаметром штока 8 мм она может быть заменена торцевым ключом-трубкой на 10. Если же диаметр штоков 6 мм, то подойдет ключ-трубка на 8. Сальники клапанов должны быть сделаны из фтористой резины.
Процесс установки
Как установить маслосъемные колпачки:
- Удалите пружины с сальников.
- Поместите сальник в оправку и капните немного масла на шток клапана.
- Наденьте сальник с оправкой на шток клапана и аккуратно сдвиньте его вниз до места установки в направляющей. Легкими ударами молотка по оправке зафиксируйте его на посадочном месте.
- Наденьте пружины на установленные колпачки перед сборкой.
- Установите все компоненты клапанов и зафиксируйте их, используя тот же метод, что и для снятия сухариков.
- Повторите процедуру столько раз, сколько необходимо, для замены колпачков.
- Соберите узлы в обратном порядке, соблюдая последовательность снятия. Если в двигателе отсутствуют гидрокомпенсаторы, отрегулируйте клапана.
Теперь вы знаете, как заменить маслосъемные колпачки. Будьте внимательны, независимо от опыта.
Полезные советы
Полезные советы:
- Существуют присадки для восстановления сальников. Когда у вас возникнет соблазн воспользоваться одной из них вместо того, чтобы поменять колпачки вспомните о том, что чудес в работе ДВС и естественном износе не бывает. Эти присадки размягчают отвердевшую резину и якобы должны восстанавливать качества сальников. Опыт же, показывает что присадки эти либо никак не действуют на резину, или же размягчают ее слишком сильно и от этого размер рабочей кромки увеличивается, а расход масла после применения присадки значительно возрастает. Так что лучше подумайте, как поменять маслосъемные колпачки. Сколько вам это будет стоить – зависит от типа ДВС. Но вы точно будете уверены в том, что колпачки выполняют свою функцию. Присадки, увы, такого эффекта вам гарантировать не смогут. Такие присадки пробовать на своем авто не стоит.
- Если вы не нашли устройство с цанговым зажимом для снятия колпачков, но это вас не остановило. Помните, что посадочная ступенька под колпачок имеет толщину стенки чуть более миллиметра и очень хрупкая, и при попытке снять колпачок пассатижами ломают эту часть направляющей клапана очень часто, а ремонт, который необходим после этого (замена направляющий, фрезеровка седла и притирка клапана) стоит гораздо дороже замены колпачков и соответствующих приспособлений.
Проверка состояния клапанов и седел
Перед тем как приступить к замене маслосъемных колпачков, необходимо провести тщательную проверку состояния клапанов и седел. Это позволит избежать дополнительных проблем в будущем и гарантировать, что новая замена будет эффективной.
Первым шагом в проверке состояния клапанов является визуальный осмотр. Необходимо обратить внимание на наличие следов износа, коррозии или трещин на поверхности клапанов. Если клапаны имеют значительные повреждения, их следует заменить, так как это может привести к утечкам масла и снижению эффективности работы двигателя.
Далее следует проверить состояние седел клапанов. Для этого можно использовать специальный инструмент — штангенциркуль или микрометр, чтобы измерить глубину и форму седел. Седла должны быть ровными и не иметь значительных выемок или повреждений. Если седла изношены, их необходимо обработать на специальном станке или заменить.
Также важно проверить герметичность соединения между клапанами и седлами. Для этого можно провести тест на герметичность, используя специальный состав или просто налив немного масла на седла. Если масло не удерживается, это указывает на необходимость замены клапанов или их доработки.
Не забывайте про смазку. Перед установкой новых маслосъемных колпачков и клапанов, рекомендуется смазать их специальным маслом, чтобы избежать преждевременного износа. Это также поможет обеспечить лучшую герметичность и снизить вероятность появления утечек.
В заключение, проверка состояния клапанов и седел — это важный этап в процессе замены маслосъемных колпачков. Тщательный осмотр и диагностика помогут избежать дополнительных затрат и обеспечить надежную работу двигателя в будущем.
Вопрос-ответ
Можно ли заменить маслосъемные колпачки без снятия головки?
Процедура замены маслосъемных колпачков может выполняться как со снятием головки блока цилиндров, так и без снятия. Для того чтобы поменять колпачки без снятия ГБЦ, необходимо иметь должный доступ к рабочей части и специнструмент. Снимается клапанная крышка и всё то, что может помешать работе.
Сколько стоит замена маслосъемных колпачков без снятия ГБЦ?
Замена маслосъемных колпачков без снятия ГБЦ от 12000 р.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно подготовьте все необходимые инструменты и материалы. Вам понадобятся специальные инструменты для снятия и установки маслосъемных колпачков, а также новый комплект колпачков. Это поможет избежать лишних перерывов в процессе замены.
СОВЕТ №2
Обязательно очистите поверхность вокруг клапанов перед началом работы. Это поможет предотвратить попадание грязи и мусора в двигатель, что может привести к серьезным повреждениям. Используйте сжатый воздух или чистую тряпку для удаления загрязнений.
СОВЕТ №3
Работайте аккуратно и внимательно следите за тем, чтобы не повредить пружины клапанов и другие компоненты. Используйте специальные приспособления для удержания пружин, чтобы избежать их случайного повреждения или неправильной установки.
СОВЕТ №4
После замены маслосъемных колпачков проверьте уровень масла и убедитесь, что нет утечек. Это поможет избежать проблем в будущем и гарантирует, что ваш двигатель будет работать эффективно.