Схема работы системы отопления салона

Система отопления автомобиля обеспечивает комфорт водителя и пассажиров в холодное время. Правильная работа отопителя создает уют в салоне и улучшает видимость, обогревая стекла. В статье рассмотрим устройство системы отопления, основные компоненты и схемы подключения вентилятора, что поможет понять принципы работы и упростит диагностику и ремонт.

Общая схема циркуляции воздуха

Забор воздуха в салон автомобиля осуществляется вентилятором, который может находиться в салоне или за моторным щитом. Над электродвигателем установлен фильтр для очистки воздуха. При необходимости подогрева воздушный поток проходит через радиатор отопителя, связанный с системой охлаждения. Когда двигатель нагревается, циркулирующая жидкость прогревает соты радиатора, и воздух, проходя через них, становится теплым.

При отсутствии необходимости в подогреве очищенный воздух поступает в салон напрямую из внешней среды. Если автомобиль оснащен кондиционером, в режиме охлаждения воздух проходит через испаритель, после чего холодный воздух направляется в дефлекторы.

схема отопителя салона

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что схема работы системы отопления салона автомобиля представляет собой сложный, но продуманный механизм. Основным элементом системы является радиатор, который нагревается от охлаждающей жидкости, циркулирующей в двигателе. Когда водитель включает отопление, вентилятор начинает прокачивать воздух через радиатор, что позволяет быстро и эффективно нагревать салон.

Специалисты подчеркивают важность правильной настройки системы, так как от этого зависит не только комфорт пассажиров, но и безопасность вождения в холодное время года. Неправильная работа отопителя может привести к запотеванию стекол и ухудшению видимости. Также эксперты рекомендуют регулярно проверять состояние фильтров и радиатора, чтобы избежать перегрева и других неполадок. Таким образом, грамотное обслуживание системы отопления является залогом надежной работы автомобиля в любых климатических условиях.

Как работает система отопления салона: подробная схема и объяснениеКак работает система отопления салона: подробная схема и объяснение

Воздушные заслонки

Перенаправление воздушных потоков для регулирования температуры осуществляется специальной заслонкой. Виды управления заслонкой:

  1. Механическое. Привод заслонки посредством тяг и тросов соединяется напрямую с переключателем в салоне. В таком случае водитель, перемещая регулятор, вручную дозирует температуру поступающего воздуха.
  2. Электронное. Заслонка оборудована сервоприводом. Электромотор изменяет положение заслонки, получая команды от блока управления. Такая схема применяется на автомобилях с климатическими установками. Водителю достаточно задать в бортовом компьютере желаемую температуру в салоне, после чего электронный блок управления, ориентируясь на температурные датчики, будет управлять сервоприводом воздушной заслонки.

От вентилятора печки в салон уходят каналы. По ним воздух может подаваться на лобовое стекло, в ноги либо через центральные дефлекторы. В зависимости от схемы работы, режимы могут быть как комбинированными, так и единичными, когда весь заборный воздух подается только в одну зону. Переключение режимов может осуществляться механически либо с помощью сервопривода и блока управления. Механический способ предполагает прямое соединение воздушных заслонок с переключателем на торпеде. Электропривод заслонок позволяется управлять ими нажатием клавиши. А также реализовать автоматическое управление электронным блоком системы кондиционирования салона.

устройство отопителя салона

Компонент системы Функция Возможные неисправности и их признаки
Нагреватель (печка) Нагревает охлаждающую жидкость двигателя или электронагреватель Слабый нагрев, отсутствие нагрева, протечки, посторонние шумы
Вентилятор печки Обеспечивает циркуляцию нагретого воздуха в салоне Не работает, работает на низкой скорости, посторонние шумы, запах гари
Регулятор температуры Контролирует температуру воздуха, поступающего в салон Не работает, некорректное отображение температуры, заклинивание
Заслонки распределения воздуха Направляют поток воздуха в разные зоны салона (лобовое стекло, ноги, лицо) Заедание, неполное открытие/закрытие, неравномерное распределение воздуха
Радиатор отопителя Теплообменник, передающий тепло от охлаждающей жидкости в воздух Засор, протечки, слабый нагрев
Патрубки системы отопления Транспортируют охлаждающую жидкость Протечки, засоры, деформация
Датчики температуры Измеряют температуру охлаждающей жидкости и воздуха Некорректные показания, обрыв цепи
Электронный блок управления (в некоторых системах) Управляет работой компонентов системы Неисправности в работе системы, ошибки в работе

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о системе отопления салона автомобиля:

  1. Использование теплообменника: В большинстве автомобилей система отопления салона работает на основе теплообменника, который использует тепло, вырабатываемое двигателем. Охлаждающая жидкость, проходя через радиатор отопителя, передает тепло в воздух, который затем направляется в салон. Это позволяет эффективно использовать тепло, которое в противном случае было бы потеряно.

  2. Регулирование температуры: Современные автомобили часто оснащены климат-контролем, который позволяет водителю и пассажирам индивидуально настраивать температуру в салоне. Это достигается с помощью системы, которая регулирует поток воздуха и его температуру, используя различные датчики и электронные компоненты для обеспечения комфорта.

  3. Зимний пакет: Некоторые автомобили предлагают опцию “зимнего пакета”, которая включает в себя дополнительные функции для улучшения работы системы отопления. Это может включать в себя подогрев сидений, подогрев руля и даже подогрев лобового стекла, что значительно улучшает комфорт и безопасность в холодное время года.

Рециркуляция

В режиме рециркуляции основная воздушная заслонка закрывается, и вентилятор печки начинает забирать воздух из салона автомобиля. Это предотвращает попадание неприятных запахов и загрязненного воздуха с улицы, что особенно важно на пыльных гравийных дорогах.

Зимой рециркуляция ускоряет прогрев салона, так как теплый воздух из салона проходит через радиатор отопителя, а не холодный с улицы. Летом этот режим облегчает работу кондиционера и улучшает охлаждение.

Существуют три вида привода рециркуляции:

  1. Механический (описанный выше).
  2. Вакуумный. Здесь заслонка соединена с вакуумной системой тормозов. При нажатии кнопки заслонка перемещается за счет вакуума и остается закрытой до следующего нажатия.
  3. Сервопривод. На некоторых моделях блок управления может автоматически активировать рециркуляцию, основываясь на показаниях газоанализатора при высоком уровне выхлопных газов в заборном воздухе.

Как работает вентилятор печки

Вентилятор системы обогрева салона автомобиля представляет собой обычный двигатель переменного тока. Это может быть как простейший осевой вентилятор, так и диаметральный вариант. Последний чаще всего устанавливается на современных автомобилях. Устройство внутренней части вентилятора печки ничем не отличается от устройства обычного электродвигателя переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов.

Больший интерес для нас представляет работа электродвигателя на разных скоростях. Реализуется эта возможность включением в схему дополнительного сопротивления. Резисторы увеличивают сопротивление, что приводит к уменьшению протекающей в цепи силы тока. Следовательно, вентилятор начинает вращаться медленней. Номинал резистора определяет, насколько сильным будет падение тока в цепи. Последняя скорость вентилятора является прямой, поскольку в цепь не включено сопротивление. Это позволяет вентилятору отопителя оставаться работоспособным, даже если сопротивление вышло из строя.

Схема подключения системы отопления салона

На иллюстрации представлена схема подключения вентилятора отопителя. При соединении плюсового вывода переключателя, защищенного предохранителем, с контактом H, электрический ток поступает к электродвигателю напрямую, что приводит к его работе на максимальной скорости. Если плюсовой контакт соединен с контактом V, ток проходит через резистор, уменьшая скорость вращения вентилятора.

Электродвигатель отопителя автомобилей ВАЗ 2108 и 21099 имеет три режима скорости. При соединении плюсового вывода переключателя с первым контактом в цепь включаются два резистора последовательно, что обеспечивает минимальную скорость. При подключении ко второму контакту ток проходит через один резистор, что соответствует средней скорости. Третий контакт подает питание в обход дополнительного резистора, обеспечивая максимальную скорость.

Такой принцип работы электродвигателя отопителя используется в большинстве автомобилей. Для более детального понимания схемы рекомендуем ознакомиться с видео.

https://youtube.com/watch?v=f23Sq40235M

Система автоматизированного управления отопителем

На схеме мы все так же видим дополнительный резистор. Вот только теперь все команды передаются электровентилятору не напрямую от ручки переключения скоростей, а через блок управления системой отопления (№3). Также блок управляет электромагнитным клапаном рециркуляции салона и микромоторедуктором привода заслонки. В данной схеме используется лишь один датчик температуры в салоне. Но в более продвинутых вариантах присутствуют также датчики температуры заборного воздуха, а также датчики, измеряющие в нескольких точках температуру подаваемого в салон воздуха.

Печка. Отопитель салона ВАЗ 2110 - 11 -12... . Устройство и принцип работы. Авто электрика.Печка. Отопитель салона ВАЗ 2110 – 11 -12… . Устройство и принцип работы. Авто электрика.

Эффективность системы отопления в различных условиях

Эффективность системы отопления салона автомобиля зависит от множества факторов, включая климатические условия, конструкцию автомобиля, тип используемого топлива и систему управления температурой. Важно понимать, как различные элементы системы отопления взаимодействуют друг с другом и как они могут быть оптимизированы для достижения максимальной производительности.

В холодных климатических условиях, где температура может опускаться ниже нуля, система отопления должна обеспечивать быстрое прогревание салона. Для этого используются мощные радиаторы, которые способны передавать тепло от охлаждающей жидкости двигателя в воздух, поступающий в салон. Эффективность этого процесса во многом зависит от качества теплообменника и его расположения. Например, радиаторы, расположенные ближе к вентиляционным отверстиям, обеспечивают более быстрое прогревание воздуха.

В условиях умеренного климата, где температура колеблется в пределах от 0 до 15 градусов Цельсия, система отопления может работать менее интенсивно. Однако важно, чтобы она была способна поддерживать комфортную температуру в салоне, особенно при длительных поездках. В таких условиях может быть полезно использование термостатов и автоматических систем управления, которые регулируют подачу горячей жидкости в радиаторы в зависимости от температуры внутри салона.

В жарком климате, где температура может достигать высоких значений, система отопления также должна быть эффективной, но в другом аспекте. Здесь важно, чтобы система могла быстро переключаться на режим охлаждения, чтобы предотвратить перегрев салона. Некоторые современные автомобили оснащены комбинированными системами, которые могут одновременно обогревать и охлаждать воздух, что позволяет поддерживать оптимальный микроклимат в салоне независимо от внешних условий.

Кроме того, стоит отметить, что эффективность системы отопления также зависит от состояния автомобиля. Например, утечки в системе охлаждения или загрязненные фильтры могут значительно снизить производительность отопления. Регулярное техническое обслуживание, включая проверку и замену фильтров, а также диагностику системы, поможет поддерживать ее в оптимальном состоянии и обеспечивать максимальную эффективность.

Таким образом, эффективность системы отопления салона автомобиля зависит от множества факторов, включая климатические условия, конструкцию системы и состояние автомобиля. Понимание этих аспектов позволяет не только улучшить комфорт во время поездок, но и продлить срок службы системы отопления.

Вопрос-ответ

Как устроен отопитель салона?

Типичный отопитель имеет несложную конструкцию. Он состоит из радиатора, соединенного с системой охлаждения двигателя, вентилятора, обеспечивающего обдув радиатора, системы воздуховодов, обеспечивающих подачу нагретого воздуха в салон, и ряда приборов управления и контроля.

Как работает система отопления в машине?

Вся конструкция отопления работает на основе поступления в радиатор специальной жидкости для охлаждения. После чего, при нагреве двигателя, происходит теплообмен: двигатель охлаждается антифризом, передавая тепло в салон. Таким образом, происходит цикличное охлаждение двигателя и отопление салона автомобиля.

Как устроена система отопления?

Отопительная система работает следующим образом: нагретая жидкость в котле продвигается по системе, тепло распределяется по трубам к приборам, после чего поступает для нагрева помещения. Так как все элементы отопления представляют собой замкнутую систему, жидкость движется по кругу.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом работы системы отопления салона, убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости в системе находится на оптимальном уровне. Это поможет избежать перегрева двигателя и обеспечит эффективную работу отопителя.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте и очищайте фильтры системы отопления. Загрязненные фильтры могут снизить эффективность обогрева и ухудшить качество воздуха в салоне автомобиля.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на работу термостата. Если он заедает или не открывается должным образом, это может привести к недостаточному обогреву салона. Регулярная диагностика поможет избежать проблем в будущем.

СОВЕТ №4

Не забывайте о необходимости периодической проверки состояния радиатора отопителя. Убедитесь, что он не забит и не имеет утечек, чтобы обеспечить максимальную эффективность системы отопления.

Ссылка на основную публикацию
Похожее