КОГДА МЕНЯТЬ КАССЕТУ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Кассета на велосипеде является одной из важных деталей, с которой нужно следить. Как правило, у кассеты есть определенный ресурс, и ее необходимо менять по истечении определенного времени эксплуатации. Срок эксплуатации может варьироваться в зависимости от интенсивности использования велосипеда и условий езды.
Таким образом, если вы часто ездите на велосипеде, особенно по пересеченной местности, то вероятно, что кассету придется менять чаще, чем если бы вы использовали велосипед только по ровным дорогам. Также на время эксплуатации кассеты может влиять качество промывки и смазки цепи.
Кроме того, некоторые производители велосипедов рекомендуют менять кассету вместе с цепью. Это связано с тем, что при замене только цепи на уже изношенную кассету, новая цепь может быстро износиться и испортить кассету.
Если вы заметили, что цепь начала скачками перебрасываться на кассете, это может быть признаком того, что кассету нужно менять. Также на износ кассеты могут указывать зубы на звездах, которые стали острыми или, наоборот, сильно съехали.
Поэтому, как правило, срок эксплуатации кассеты на велосипеде составляет от 3 до 5 тысяч километров. Однако, если вы часто ездите на велосипеде или ездите по бездорожью, то этот срок может быть снижен.
Как определить износ кассеты? Проточка кассеты
Трещотка велосипеда: как снять, разобрать, отремонтировать. Чем отличается кассета от трещотки.
���� ЭТИ ОШИБКИ УБИВАЮТ ТВОЙ ВЕЛОСИПЕД! ТОП 10 косяков при обслуживании велосипеда!
��Как определить износ КАССЕТЫ велосипеда? 3 СПОСОБА.
GCN по-русски. Как узнать когда менять цепь, кассету и ведущие звезды
���� Как заменить трещетку и кассету на велосипеде
Как снять кассету велосипеда
Замена кассеты велосипеда без
Какая разница между трещоткой и кассетой ? Как снять кассету / трещотку
Велообучалка для домашнего мастера: простой способ узнать износ трансмиссии — цепи, звёзд, системы
Обслуживание велосипедной трансмиссии. Когда нужно менять цепь, кассету и передние звезды
Со временем любая велосипедная цепь исчерпывает свой ресурс. Вслед за ней, пусть и не так быстро, изнашиваются передние звезды и задняя кассета. С отработавшей трансмиссией сначала теряется точность переключения скоростей, а затем начинаются более серьезные проблемы, с которыми забываешь не только о скорости, но и комфортном катании как таковом. Элементы трансмиссии — это расходники. Причем, если говорить о звездах, — недешевые расходники. Насколько долго они прослужат — зависит от того, как велосипедист следит и ухаживает за трансмиссией своего байка. Обо всем этом — наш сегодняшний разговор.
Что такое велосипедная трансмиссия?
Максимально коротко: это технические компоненты, при помощи которых усилия от ног человека передаются на колеса. В трансмиссию многоскоростного велосипеда входят: цепь, набор задних звезд (кассета), передние звезды + два переключателя скоростей (спереди и сзади).
Сразу скажем, что это упрощенная схема устройства трансмиссии, но для понимания основ эксплуатации и ухода за велосипедом хватит и ее.
Цепь — самый уязвимый компонент трансмиссии
Больше всего износу подвержена цепь. Какой бы дорогой она ни была, со временем она начнет вытягиваться, из-за чего передние и задние звезды постепенно будут приходить в негодность.
Как изнашивается цепь?
Велосипедная цепь состоит из множества звеньев, соединенных между собой штифтами (пинами).
Под воздействием постоянных нагрузок металлические пины растачивают свои посадочные отверстия. В результате длина каждого звена немного увеличивается: буквально на долю миллиметра, но если учесть, что в среднем их 112-114 штук, итоговое увеличение длины дает о себе знать.
Растянутая цепь перестает нормально ложиться на звезды, из-за чего начинаются проблемы. Как быстро произойдет износ цепи — это зависит, во-первых, от того как часто катаются на велосипеде, во-вторых — насколько хорошо ухаживают за цепью. Грязь, пыль и другие микрочастицы, скапливающиеся на неухоженной трансмиссии, работают как абразив, который улучшает вышеописанный процесс расточки. Таким образом неухоженная цепь «умирает» в разы быстрее.
К чему приводит езда на изношенной цепи?
Мы выяснили, что когда звенья становятся длиннее, они уже не могут ложиться на зубья передних и задних звезд как следует. В результате отслужившая свое цепь начинает менять (подтачивать) профиль звезд, постепенно приводя их в негодность. Если не предпринимать никаких мер и продолжать кататься, износ всей трансмиссии будет прогрессировать.
Обычно сначала это проявляется в нечетком переключении скоростей или самопроизвольном перескакивании цепи с одной звезды на другую: особенно часто это происходит, когда педалируют с усилием. По мере износа всей трансмиссии проблемы становятся заметнее и превращают катание в настоящее испытание: переключатели скоростей окончательно перестают слушаться и их невозможно настроить, во время вкрутки цепь начинает подпрыгивать и неприятно лязгать на звездах, а в особо тяжелых случаях — прокручиваться. Исправить это можно уже только полной заменой всего групсета. Конечно, более или менее опытные велосипедисты редко «укатывают» трансмиссию до таких состояний, но нелишним будет знать, к чему приводит полный игнор замены цепи.
Причины ускоренного износа цепи
Понятно, что главные недоброжелатели трансмиссии — это грязь, песок и отсутствие элементарного ухода (выше мы объяснили почему). Эти факторы в большей степени критичны для MTB, чья стихия преимущественно бездорожье, и в меньшей — для шоссейников и городских велосипедов. Даже если вы ездите преимущественно по асфальту, это вовсе не освобождает от ухода за трансмиссией, просто это можно делать немного реже. Чтобы упростить себе жизнь, рекомендуем подумать о специальных инструментах для ухода за трансмиссией, которые превращают не самую приятную процедуру в быстрое и относительно чистое занятие.
Вторая причина преждевременного износа цепи — неправильное переключение скоростей. Этим страдают преимущественно неопытные велосипедисты, которые еще не успели до конца вникнуть в тонкости обращения с передачами. Кто-то просто не понимает логики переключения, кого-то это отвлекает от дороги, а кому-то «и так нормально». Игнорировать переключение скоростей — ненормально. От этого страдают колени, комфорт катания и технические компоненты.
Здесь мы будем говорить только о трансмиссии. Неправильное обращение со скоростями дает перекос цепи. Наиболее сильное искривление происходит, когда спереди и сзади цепь лежит на маленьких звездах или, наоборот, — на самых больших. Обе ситуации показаны на схеме. Сразу скажем, что такие критичные ошибки допускают преимущественно начинающие райдеры.
Куда чаще можно встретить другую условную ошибку, когда велосипедист выбирает спереди одну звезду (обычно среднюю) и всю поездку работает только задним переключателем, перемещая цепь вверх-вниз по всему диапазону кассеты. Перекос в этом случае меньше, чем в описанных выше примерах, но все равно не идет на пользу цепи. Если вы внимательно прочитали предыдущие разделы, то уже наверняка поняли почему. В изогнутом положении металлические пины звеньев интенсивнее растачивают свои посадочные отверстия, соответственно цепь растягивается быстрее.
А вот схема правильного переключения скоростей. Поначалу за соотношением звезд приходится следить, но очень быстро все доходит до автоматизма. За такое переключение скоростей вам «скажут» спасибо и цепь, и колени.
Как контролировать износ цепи
Итак, главное — не допускать критического износа цепи и вовремя ее менять. Так вы не только сможете наслаждаться точной работой трансмиссии, но и продлите срок службы кассеты и звезд, сэкономив попутно немало денег. Проверять растяжение звеньев проще всего при помощи вот такого измерительного калибра.
Большинство калибров показывает степень удлинения цепи в процентах: 0/0.5/0.75/1. Пользоваться таким измерителем — просто. Сначала внимательно смотрим маркировку на калибре и выбираем сторону с меньшими значениями.
1. Если измеритель ориентирован стороной от 0.5 до 0.75 и не проваливается между звеньями — с цепью все в порядке.
2. Если калибр, ориентированный этой же стороной (от 0.5 до 0.75), проваливается между звеньев — время думать о замене цепи.
3. Если измеритель проваливается со стороны от 0.75 до 1 — цепь давно отслужила свой ресурс. Скорее всего, она уже начала съедать и кассету, поэтому нужно внимательно рассмотреть задние звезды на предмет сточенности зубьев (как это делать — ниже).
4. Если калибр не просто проваливается, но и свободно люфтит между звеньев — все очень запущено. Велика вероятность, что сильно изношенная цепь успела «съесть» как кассету, так и передние звезды.
Уход за цепью: три серьезных ошибки
1. Обработка неспециализированными смазками. Обслуживать цепь нужно исключительно велосипедными составами. Завалявшееся масло для швейной машинки или банка отработки, найденная в гараже, — все это не подходит. Такие смазки плохо держатся и быстро вырабатываются, а отсутствие антистатических компонентов приводит к мгновенному налипанию грязи и пыли.
2. Нанесение густых смазок. Зачем покупать тефлоновую или восковую велосмазку, когда есть целая банка литола или солидола? Ведь она и дешевле, и гуще и будет дольше держаться. Это все так, но делать этого не стоит. Густая смазка хороша для закрытых механизмов. На цепи же она будет только притягивать пыль, грязь и песок, ускоряя таким образом расточку из-за усиления абразивного эффекта.
3. Смазка цепи WD-40. Вэдэшка — очень полезная вещь, но использовать ее для смазки велосипедной цепи неправильно. В первую очередь — это растворитель, предназначенный для смывания грязи и ржавчины. Легкие масла входят в ее состав, но смазочный эффект этого аэрозоля не идет ни в какое сравнение с профессиональными смазками — цепь очень быстро становится сухой и незащищенной. В то же время WD-40 имеет смысл использовать для чистки трансмиссии перед смазкой, но нужно следить за тем, чтобы аэрозоль не попадал на тормозной диск или обод (если стоят вибрейки).
Как изнашиваются звезды
Цепь, которая отработала свой ресурс, начинает уничтожать звезды. Этот процесс происходит не быстро, и даже если калибр показывает растяжение на 0.5—0.75% это вовсе не означает, что нужно менять все элементы трансмиссии. Как долго можно продолжать ездить без последствий — это зависит от того, где и как вы катаетесь. На хороших асфальтовых дорогах растянутая цепь начнет стачивать звезды позже, на бездорожье с перепадами высот — раньше.
Тем не менее, если не менять цепь, проблемы обязательно начнутся. Растянутые звенья не смогут нормально ложиться на зубья звезд и будут растачивать их под свою посадку. Цепь продолжит растягиваться, а металл — стачиваться сильнее. Начнет появляться лязг, самопроизвольно переключаться передачи, педали периодически будут давать прокручивание. Когда вы поставите на такие звезды новую цепь, она уже не сможет нормально работать, поскольку посадочные места будут необратимо расточены.
В первую очередь износу подвержены самые популярные передачи, как правило, это средняя звезда спереди и звезды среднего диапазона на кассете. Здесь мы возвращаемся к тому, что было сказано выше: чем реже велосипедист переключает скорости, тем быстрее трансмиссия «выкатывает» свой ресурс.
Как определить износ передних звезд
Сделать это на глаз весьма непросто. Точнее, это будет хорошо заметно, но уже на последней стадии их жизни, когда им уже мало чем поможешь, кроме замены. По мере стачивания зубья принимают т.н. форму акульего зуба.
Но даже до того, как изменения станут заметны невооруженным взглядом износ передних звезд можно определить по ряду признаков. Шумный ход и неровное переключение спереди даже в свежесмазанном состоянии — один из первых звоночков.
Среднюю степень изношенности обычно определяют по следующим признакам. Для самой маленькой звезды спереди — это налипание цепи. То есть, если поставить новую цепь и внимательно следить за тем, как она проходит по звезде, на сточенных зубьях она будет плохо сниматься, как бы прилипая к ним. А вот об износе большой звезды свидетельствует ее неровная работа: переключение происходит либо неточно, либо с большим усилием, и этот эффект невозможно исправить настройкой переключения передач.
При полном износе зубья спереди принимают выраженный профиль акульего зуба и, если поставить на них новую цепь, между звеньями и звездой будет виден просвет. Кроме как заменой, таким звездам уже мало чем поможешь, причем, скорее всего, придется менять и кассету.
Как определить износ кассеты
Заметить на глаз износ зубцов, прежде чем кассета окончательно исчерпает свой ресурс — довольно сложно. Наиболее очевидный признак — проскакивание только что замененной цепи по задним звездам. Обычно это происходит под нагрузкой при силовом педалировании и только на тех скоростях, которые используются чаще всего.
Определить износ кассеты можно и визуально. Даже у тех, кто правильно работает с переключением и задействует весь диапазон кассеты, задние звезды не изнашиваются равномерно. Задача велосипедиста — внимательно рассмотреть, насколько сильно выражена эта разница. Обычно «заезженные» звезды кассеты отличаются более острой и тонкой формой зуба. Если такая разница очевидна, и в дополнение к этому время от времени на проблемных передачах происходит проскакивание — кассета откатала свое и требует замены.
Еще один велосипедный лайфхак, как узнать износ кассеты — зажать задний тормоз и рукой дать приличную нагрузку на педали. Удобнее это делать, когда велосипед зафиксирован на стойке. Если новая цепь немного сползает вверх, скорее всего, зубья звезды изношены и кассета требует замены.
Эти несложные, но очень важные советы помогут продлить ресурс велосипедной трансмиссии дольше наслаждаться точной работой всех механизмов.
Когда нужно менять передние звезды и кассету на велосипеде?
Однако, пока всё не началось, предлагаю вам ознакомиться со статьёй, где освещается исследование выносливости и долговечности цепей разных производителей.
“Важно понимать, что с течением времени ваша цепь изнашивается и растягивается, а звёзды теряют точность и скорость.”, говорит Бен Хилдсон из Shimano. “Растянутая цепь изнашивает передние звезды и звезды кассеты. Самое главное — менять вовремя цепь. Можно сэкономить много денег, продлевая срок службы кассеты и звезд, если так делать.”
Технический эксперт компании SRAM, Крис Маккенни, солидарен со своим коллегой.
“Кассета, передние звезды и цепь изнашиваются вместе. Если райдер ездит слишком долго на грязной и несмазанной трансмиссии – обслуживание впоследствии обойдется очень дорого.”
Постоянное отслеживание износа цепи — лучший способ пролонгирования срока службы звезд. SRAM рекомендует использовать специальный измерительный инструмент, чтобы отслеживать необходимость обслуживания. Как только инструмент показывает значительный износ цепи, следует произвести замену. Содержание цепи смазанной и чистой, значительно повышает её срок службы.
Простой инструмент, для определения износа цепи велосипеда. Измеряет расстояние между звеньями цепи. Купить
Рано или поздно, даже если вы придерживаетесь самых жестких правил эксплуатации и чистоты, цепь и звезды, всё равно, придется менять. Так уж устроен этот мир.
“Вы можете рассмотреть возможность одновременной замены цепи и звезд.”, говорит представитель японской компании. Это даст вам гарантию того, что вы не используете новую цепь на изношенных звездах, которые уже не в состоянии обеспечить точные переключения.”
Конечно, тут не имеется в виду, что при каждой замене цепи требуется менять все звезды. Просто рекомендуется проверять работоспособность трансмиссии с новой цепью.
Как определить износ кассеты?
“Изменение формы зубцов звёзд и проскакивание цепи на кассете или передних звездах является явным признаком износа.”, говорит представитель теперь американской компании. “Довольно сложно заметить невооруженным глазом признаки износа зубцов звёзд прежде, чем они исчерпают свой срок службы, но довольно многие сталкивались с проскакивающей новой цепью на изношенных зубцах. Феномен этот широко известен.”
Самый простой способ определения износа кассеты заключается в установке новой цепи. Если под нагрузкой новая цепь на старой кассете проскакивает, то пришло время установить новую кассету. Конечно, осуществляя такую проверку с проскакиванием цепи важно не повредить райдера! В магазинах можно найти измерительные инструменты для кассеты, но они очень ограничены в применении. Используют они тот же принцип приложения нагрузки новой цепью к старым зубцам кассеты, так что простая проверка около дома даст тот же результат.
Замена кассеты является относительно простой процедурой, занимающей всего пару минут. Однако придется приобрести необходимый для этого инструмент: хлыст (рукоятка с фрагментом цепи) и съемник кассеты. Последний должен подходить именно под вашу кассету, любой не подойдет.
Хлыст для снятия кассеты. Купить
Что там с передними звездами?
“Шумная и неровная работа является верным признаком необходимости замены передних звезд. Определить износ визуально довольно сложно, но по мере износа зубцы принимают форму акульего зуба.”, говорит Крис из компании SRAM.
“Малая звезда спереди считается изношенной, если новая цепь плохо с неё снимается (прошедшая по звезде цепь как бы прилипает и не сразу отходит от звезды), а большая звезда считается изношенной, когда работа очень неровная и переключение на неё происходит с трудом. Это всего лишь вариант. Однако, если между зубьями и новой цепью можно увидеть просвет, то эта звезда изношена совершенно точно.”
“Изношенная цепь на новой кассете или передних звездах в значительной мере ускорит износ,” добавляет Крис. “Учитывая, что цепь является самым дешевым элементом трансмиссии, то имеет смысл её заменить при установке новых звезд и кассеты. В любом случае, новая цепь определит наверняка износ старых звезд.”
Примечательно, что компании не сообщают о приблизительном пробеге звезд, ведь здесь играют роль слишком много переменных.
Да, ребята из SRAM и Shimano всё верно говорят) С ними спорить, всё равно, что против ветра. ну, вы понимаете.
Хочется сделать акцент на чистоте трансмиссии. Ага, снова. На своем опыте я убедился, что цепь, для которой заявлен пробег в 5000 км, пройдёт свои 5000 км. Надо просто регулярно ухаживать за трансмиссией. Разумеется, если велосипед МТБ-шный используется сугубо в МТБ-шных условиях с обилием влаги и грязи, то тут долго жить ничего не будет. С этим придется мириться.
Если же велосипед используется в городских условиях, то следить за чистотой проще. Блестящая кассета и цепь должны блестеть, а не прятаться под пылью, смешанной с загустевшей смазкой, что, по сути, является абразивом. Конечно, всё это не правила, а лишь рекомендации, которые позволяют экономить реальные деньги. Не уверен вообще, стоит ли мне что-либо говорить, вы же прекрасно знаете стоимость 12 скоростной, например, кассеты и цепи.
Цифры просто шепчут — помой трансмиссию)
Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.
Как определить износ кассеты
Чаще всего причиной износа заднего блока звезд становится износ цепи. Цепь со временем растягивается и тянет за собой звезды, зубья истончаются от трения. Новая цепь с такой кассетой работать уже не будет. Поэтому, чтобы не менять кассету, нужно в первую очередь не допускать катания при растянутой цепи.
Износ кассеты происходит неравномерно, так как у каждого велосипедиста есть группа звёзд, которую он чаще всего использует. Обычно это центральные звезды, в то время как, например, самая маленькая звезда остается в отличном состоянии.
Итак, как понять, что кассета близка к износу:
- визуально — если внимательно осмотреть кассету, можно увидеть следы использования. На фото показано, как выглядят стертые звезды;
- при езде проверить наличие проскоков или прострелов. Часто этот симптом появляется уже после замены цепи, когда оказывается, что корректно взаимодействовать новая цепь со старой кассетой не может;
- износ показывает специальный инструмент — измеритель износа кассеты. Это самый верный способ, который используется в мастерских.
На фото видно, что центральные звезды стерты сильнее, чем крайние
Можно ли ездить на велосипеде, если кассета и цепь изношены? В общем-то да. Даже с сильным износом трансмиссия может проработать еще очень долго. Но придется смириться с некоторыми неудобствами, например, с тем, что цепь будет проскакивать на звезде. Также она может порваться от сильной нагрузки. Выезжать на большие расстояния в таких условиях очень опасно.