Как заменить вакуумный усилитель тормозов

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) обеспечивает безопасность и эффективность тормозной системы автомобиля. Со временем он может выйти из строя, что ухудшает тормозные характеристики и увеличивает тормозной путь. В этой статье рассмотрим процесс замены ВУТ и дадим советы по диагностике его неисправностей. Умение выполнять эту процедуру самостоятельно сэкономит время и деньги, а также повысит уверенность в техническом состоянии автомобиля.

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов:

  1. Педаль тормоза жесткая при работающем двигателе.
  2. При нажатии на тормоза двигатель начинает работать нестабильно, а при резком торможении может заглохнуть. Это происходит в автомобилях, где разряжение для вакуумного усилителя берется из впускного коллектора. Утечки в мембране или вакуумных трубках приводят к подсосу воздуха, что вызывает нестабильную работу двигателя и его глохновение. Этот признак не наблюдается у автомобилей с вакуумным насосом.

вакуумный усилитель тормозов

Замена вакуумного усилителя тормозов — это задача, требующая внимательности и знаний. Эксперты подчеркивают, что перед началом работы необходимо тщательно изучить руководство по эксплуатации автомобиля, так как процесс может варьироваться в зависимости от модели. Важно обеспечить безопасность: отключить аккумулятор и слить тормозную жидкость. Специалисты рекомендуют использовать качественные инструменты и запчасти, чтобы избежать проблем в будущем. При установке нового усилителя следует обратить внимание на герметичность соединений и правильность подключения вакуумного шланга. После завершения работы необходимо провести проверку тормозной системы, чтобы убедиться в ее исправности и эффективности.

Как проверить

Порванная мембрана – основная причина неисправности вакуумного усилителя тормозов. Принцип работы усилителя основывается на разнице давления в вакуумной и атмосферной камерах, благодаря чему и обеспечивается дополнительное втягивающее усилие на педали. Если вакуумная камера, к примеру, из-за надрыва мембраны, будет сообщена со средой с атмосферным давлением, создаваемого разряжения будет недостаточно для нормальной работы усилителя.

Как проверить ВУТ:

  • запустите двигатель и выжмите до упора педаль тормоза. Появление шипения говорит о том, что ВУТ негерметичен, поэтому через него происходит подсос воздуха;
  • 3-4 раза энергично выжмите педаль тормоза. Удерживая ее нажатой, запустите двигатель. Если вакуумник исправен, после запуска двигателя усилие на педали изменится, и она немного уйдет вниз.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов.Как проверить вакуумный усилитель тормозов.
Шаг Необходимые инструменты и материалы Описание действий
1. Подготовка Домкрат, упоры под колеса, ключи (размер зависит от модели автомобиля), отвертки, емкость для тормозной жидкости, новый вакуумный усилитель тормозов, перчатки. Установите автомобиль на ровной поверхности, затормозите ручным тормозом, поднимите переднюю часть автомобиля домкратом и установите упоры под колеса.
2. Отсоединение вакуумного шланга Ключ подходящего размера. Аккуратно отсоедините вакуумный шланг от вакуумного усилителя тормозов. Возможно потребуется немного смазать соединение. Будьте готовы к выходу небольшого количества воздуха.
3. Отсоединение тормозного шланга Ключ подходящего размера. Отсоедините тормозной шланг от вакуумного усилителя. Подставьте емкость для сбора тормозной жидкости.
4. Отсоединение тяги от педали тормоза Отвертка или ключ (в зависимости от конструкции). Отсоедините тягу, соединяющую педаль тормоза с вакуумным усилителем.
5. Открепление вакуумного усилителя Ключи подходящего размера. Открутите крепежные болты вакуумного усилителя и аккуратно снимите его с автомобиля.
6. Установка нового вакуумного усилителя Установите новый вакуумный усилитель в обратном порядке, соблюдая правильное положение и крепление.
7. Подключение тяги и шлангов Подключите тягу педали тормоза, вакуумный шланг и тормозной шланг к новому вакуумному усилителю.
8. Проверка системы Опустите автомобиль, проверьте уровень тормозной жидкости и прокачайте тормоза. Проверьте эффективность торможения. При необходимости долейте тормозную жидкость.
9. Завершение Уберите инструменты и материалы.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о замене вакуумного усилителя тормозов:

  1. Влияние на тормозную систему: Вакуумный усилитель тормозов значительно облегчает усилие, необходимое для нажатия на тормоза. При его неисправности водителю может потребоваться приложить гораздо больше усилий для остановки автомобиля, что может привести к опасным ситуациям на дороге.

  2. Необходимость проверки других компонентов: При замене вакуумного усилителя тормозов важно также проверить состояние других элементов тормозной системы, таких как тормозные колодки, диски и трубопроводы. Это поможет избежать повторных проблем и обеспечит безопасность.

  3. Методы диагностики: Перед заменой вакуумного усилителя можно провести несколько простых тестов, например, проверить наличие вакуума в системе с помощью манометра или послушать, нет ли утечек воздуха. Это поможет точно определить, что проблема действительно в усилителе, а не в других компонентах тормозной системы.

Ремонт или замена

В процессе изготовления элементов корпуса усилителя их соединение происходит вальцовкой. Достичь заводского качества в домашних условиях сложно. Зазоры в стыках корпуса могут вызвать утечки и нарушить герметичность системы. При неисправностях рекомендуется полностью заменить комплект.

Перед заменой вакуумного устройства проверьте вакуумный шланг на механические повреждения. Негерметичность вакуумной системы может быть причиной неисправности усилителя.

Устройство системы

Узнать принцип работы и устройство ВУТ вы можете из статьи «Как работает вакуумный усилитель тормозов». Но для правильной замены своими руками куда важнее понимать общее устройство тормозной системы с вакуумным усилителем. ВУТ крепится к моторному щиту и соединяется только с главным тормозным цилиндром и рычагом педали.

Замена вакуумного усилителя не требует разборки тормозного цилиндра, поэтому после выполнения работ не нужно прокачивать тормозную систему.

Как поменять вакуумный усилитель тормозов своими руками

Чтобы заменить вакуумный усилитель тормозов (ВУТ), рассмотрим процесс на примере автомобилей ВАЗ 2110, 2111 и 2112. Конструкция системы схожа, поэтому, просмотрев видео, вы сможете выполнить замену ВУТ на ВАЗ 2114 и других моделях.

  1. Отсоедините разъем датчика низкого уровня тормозной жидкости.
  2. Открутите два болта на 17, крепящие тормозной цилиндр к корпусу ВУТ. Не отвинчивайте магистрали, просто отодвиньте цилиндр с бачком в сторону.
  3. Отсоедините вакуумный шланг от обратного клапана. Проверьте клапан и установите его на новый усилитель тормозов.
  4. Открутите четыре болта, фиксирующие ВУТ к моторному щиту. Внутри салона пространство в районе педального узла ограничено, поэтому используйте удлиненную головку, удлинитель и трещотку для удобства.
  5. Отключите разъем датчика, отвечающего за включение тормозов.
  6. Извлеките ВУТ вместе с кронштейном и тормозной педалью.
  7. С помощью пассатижей извлеките стопорную пластину оси вращения рычага тормозной педали.
  8. Удалите «палец», фиксирующий толкатель ВУТ в рычаге.
  9. Открутите две гайки, крепящие корпус вакуумного усилителя к кронштейну.

Установите новый усилитель и соберите все элементы в обратном порядке. Убедитесь, что уплотнительная прокладка между тормозным цилиндром и корпусом установлена правильно, если она предусмотрена в конструкции вашего автомобиля.

Замена вакуума на ВАЗ 2110, 2111 и 2112Замена вакуума на ВАЗ 2110, 2111 и 2112

Варианты конструкции

На некоторых автомобилях для замены вакуумника необходимо предварительно отсоединить толкатель усилителя от рычага в салоне автомобиля. Как мы видим на примере ГАЗели, сделать это можно двумя способами:

  1. Открутить болт крепежного элемента, соединяющего толкатель и рычаг педали.
  2. Ослабить регулировочную гайку, после чего выкрутить толкатель из крепежного элемента. Особенность такого метода в том, что толкатель после замены необходимо завернуть на аналогичное количество витков. Для этого вам необходимо либо измерить расстояние от края толкателя до регулировочной гайки, либо посчитать количество витков. Иначе точно установить регулировочную гайку на толкатель нового усилителя у вас не получится.

Если в процессе замены положение толкателя все-таки сместилось, произведите регулировку свободного хода педали тормоза.

ГАЗЕЛЬ замена вакумного усилителя тормозовГАЗЕЛЬ замена вакумного усилителя тормозов

Регулировка штока

Вылет штока — это расстояние между регулировочным болтом и буфером штока, критически важное для работы тормозной системы. Избыточный вылет может привести к заклиниванию контуров, а недостаточный увеличивает свободный ход штока, то есть расстояние от его спокойного состояния до соприкосновения с буфером.

Завод-изготовитель устанавливает вылет штока на этапе производства, поэтому при замене детали регулировка обычно не требуется. Вы можете проверить этот параметр, ознакомившись с технической документацией вашего автомобиля, где указано нормативное значение вылета штока. Для измерений используйте штангенциркуль и линейку.

Необходимые инструменты и материалы

Для успешной замены вакуумного усилителя тормозов вам понадобятся определенные инструменты и материалы. Подготовка к этому процессу является ключевым этапом, который поможет избежать неожиданных проблем и ускорит выполнение работы.

  • Набор ключей и головок: Вам понадобятся как стандартные, так и торцевые ключи различных размеров. Обычно для снятия вакуумного усилителя требуется ключ на 10, 12 и 13 мм.
  • Отвертки: Набор плоских и крестовых отверток поможет вам открутить различные крепежные элементы и разъемы.
  • Плоскогубцы: Они могут понадобиться для снятия хомутов и других креплений, которые могут быть труднодоступными.
  • Ключ для тормозных трубок: Специальный инструмент для работы с тормозными трубками поможет избежать их повреждения при демонтаже.
  • Новый вакуумный усилитель: Перед началом работы убедитесь, что у вас есть новый вакуумный усилитель, который соответствует спецификациям вашего автомобиля.
  • Тормозная жидкость: При замене вакуумного усилителя может потребоваться доливка или полная замена тормозной жидкости, поэтому запаситесь необходимым количеством.
  • Контейнер для сбора жидкости: Для предотвращения загрязнения окружающей среды и вашего рабочего места используйте контейнер для сбора старой тормозной жидкости.
  • Перчатки и защитные очки: Обязательно используйте средства индивидуальной защиты, чтобы избежать контакта с химическими веществами и механическими повреждениями.
  • Сервисный мануал: Рекомендуется иметь под рукой руководство по ремонту вашего автомобиля, чтобы следовать инструкциям и рекомендациям производителя.

Подготовив все необходимые инструменты и материалы, вы сможете значительно упростить процесс замены вакуумного усилителя тормозов и минимизировать риск возникновения ошибок. Убедитесь, что все инструменты находятся в исправном состоянии и готовы к использованию.

Вопрос-ответ

Как узнать, что вакуумный усилитель тормозов требует замены?

Признаки неисправности вакуумного усилителя включают затрудненное торможение, увеличение тормозного пути, а также появление свиста или других необычных звуков при нажатии на тормоза. Также можно заметить, что педаль тормоза становится жесткой и требует больше усилий для нажатия.

Какие инструменты понадобятся для замены вакуумного усилителя тормозов?

Для замены вакуумного усилителя вам понадобятся следующие инструменты: набор ключей и головок, отвертки, плоскогубцы, а также, возможно, специальный инструмент для снятия шлангов. Не забудьте также подготовить новые уплотнители и, если необходимо, тормозную жидкость.

Сколько времени занимает замена вакуумного усилителя тормозов?

Время, необходимое для замены вакуумного усилителя, может варьироваться в зависимости от модели автомобиля и уровня опыта механика. В среднем, процесс может занять от 1 до 3 часов, включая демонтаж старого усилителя и установку нового.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом замены вакуумного усилителя тормозов обязательно отключите аккумулятор. Это поможет избежать короткого замыкания и обеспечит вашу безопасность во время работы.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на состояние всех соединений и трубок, связанных с вакуумным усилителем. При замене усилителя рекомендуется проверить и при необходимости заменить вакуумные шланги, чтобы избежать утечек и обеспечить правильную работу тормозной системы.

СОВЕТ №3

Используйте качественные инструменты и запчасти. Это не только упростит процесс замены, но и повысит надежность работы тормозной системы в будущем. Лучше всего выбирать детали от проверенных производителей.

СОВЕТ №4

После установки нового вакуумного усилителя тормозов проведите тестирование тормозной системы. Убедитесь, что тормоза работают корректно и нет посторонних звуков. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к профессионалам.

Ссылка на основную публикацию
Похожее