При покупке поддержанного автомобиля многие потенциальные владельцы сталкиваются с терминами «машина-конструктор» и «авто распил». Эти понятия обозначают автомобили, восстановленные из частей или имеющие сомнительное происхождение, что может привести к юридическим и финансовым рискам. В статье рассмотрим, что такое машина-конструктор, как распознать такие автомобили и на что обратить внимание, чтобы избежать неприятных последствий и защитить свои интересы при покупке.
Юридическая сторона вопроса
«Конструкторы» — это транспортные средства с замененными двигателем и кузовом. К этой категории также относят «распили», хотя у них есть свои особенности. Оба термина появились в контексте ввоза автомобилей из Японии. Рассмотрим историю:
- До 2009 года было выгодно ввозить кузов и двигатель отдельно. Для регистрации владельцу требовалось заключение от НАМИ и сертификат ССКТС. На основе этих документов сотрудники ГАИ оформляли агрегаты и вносили отметки в ПТС. Такие конструкторы легальны, если все узлы соответствуют техническим требованиям и имеют документы о законном ввозе и растаможке.
- После 2008 года пошлины на ввоз целых кузовов возросли. В поисках экономии кузова стали ввозить как запчасти или металлолом, часто приходили лишь каркасы или разобранные кузова.
- Позже был принят закон, запрещающий ввоз целых кузовов без уплаты пошлин (сначала 5000 €, затем 3000 €). В 2011 году каркасы и остовы приравняли к кузовам.
Согласно техническому регламенту, который определяет «базовое транспортное средство», с 2009 года официально запрещено регистрировать машины-конструкторы. Однако если ввоз агрегатов из Японии и их растаможка произошли до вступления в силу закона, владельцу не могут отказать в регистрации.
Эксперты в области автомобильного рынка предупреждают о высоких рисках, связанных с покупкой машин-конструкторов и автомобилей, прошедших распил. Такие автомобили часто имеют неясную историю, что может привести к серьезным проблемам в будущем. Специалисты отмечают, что многие из них могут быть восстановлены с использованием неоригинальных запчастей, что негативно сказывается на безопасности и надежности транспортного средства. Кроме того, такие машины могут не соответствовать стандартам экологической безопасности и техническим требованиям, что может привести к штрафам и проблемам с регистрацией. Эксперты рекомендуют тщательно проверять документы и историю автомобиля, а также обращаться к профессиональным механикам для оценки состояния машины перед покупкой.
Окольные схемы регистрации
Поскольку обложение пошлинными и жесткие рамки регистрации сделали ввоз авто из Японии невыгодным, многие начали оформлять ТС мошенническими схемами. Именно в этот момент появляется авто распил. Теперь из Японии приходили не целые кузова, каркасы, а распиленные остовы. От машины могли отрезать корму либо часть лонжеронов с брызговиками по передние стойки (карпилы). В итоге получалось, что пошлина была заплачена за запчасти и металлом. В РФ эти кузова сваривались и оформлялись как обычные автомобили. Получается, что ввоз из Японии легален, но права стать на учет и свободно передвигаться такие авто не имеют. Купить такой автомобиль – накликать себе проблем.
Даже если авто было поставлено окольными путями на учет, то при попытке перерегистрации несоответствие будет выявлено. В итоге на нелегальный авто конструктор будет наложен запрет на регистрационные действия.
Один из мошеннических вариантов постановки на учет – вваривание индивидуального идентификационного номера авто (VIN-код). В автомобиль конструктор вваривалась небольшая часть металла, на которой был расположен ВИН-код, так называемая «планка» от реального существующего ТС. Последний, к примеру, мог быть угнан. Разумеется, такие машины считаются нелегальными. В редких случаях переваривается весь моторный щит в местах кузовных стыков. Швы обрабатываются герметиком так, что потом практически нереально заметить следы кузовных работ.
У некоторых автомобилей ВИН-код может находиться на стаканах либо на полу около пассажирского сиденья. Вам обязательно нужно знать эту информацию, если вы собираетесь купить поддержанный автомобиль. Проверка VIN-кода обязательна не только для машин из Японии, поскольку вварен чужой номер может быть даже у эксплуатировавшегося на территории РФ автомобиля.
Риск | Вероятность (условная) | Последствия |
---|---|---|
Юридические проблемы (незаконное ввоз/растаможка) | Высокая (зависит от страны и продавца) | Штрафы, конфискация автомобиля, уголовная ответственность |
Технические неисправности, скрытые дефекты | Очень высокая | Высокие затраты на ремонт, невозможность эксплуатации |
Несоответствие заявленным характеристикам | Высокая | Разочарование, финансовые потери |
Проблемы с документами (поддельные ПТС, номера) | Высокая | Невозможность регистрации, использование автомобиля в незаконных целях |
Сложности с поиском запчастей | Средняя | Задержки ремонта, высокие цены на запчасти |
Низкое качество сборки/ремонта | Высокая | Ненадежность автомобиля, частые поломки |
Риск мошенничества со стороны продавца | Высокая | Полная потеря денег, уголовная ответственность |
Трудностей с продажей в будущем | Высокая | Низкая цена продажи, длительный срок продажи |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с риском покупки машины-конструктора или распила:
-
Неопределенность юридического статуса: Машины-конструкторы и распилы часто имеют неясный юридический статус. В некоторых странах такие автомобили могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют стандартам безопасности или не прошли необходимые проверки. Это может привести к проблемам с регистрацией и эксплуатацией автомобиля.
-
Скрытые дефекты: При покупке машины-конструктора или распила существует высокий риск скрытых дефектов, которые могут быть неочевидны на первый взгляд. Например, некачественная сварка, поврежденные узлы или детали, которые были заменены на неоригинальные, могут привести к серьезным поломкам и дополнительным затратам на ремонт.
-
Потенциальная экономия и индивидуализация: Несмотря на риски, покупка машины-конструктора может быть привлекательной для автолюбителей, которые хотят создать уникальный автомобиль. Это дает возможность не только сэкономить на покупке, но и настроить автомобиль под свои нужды и предпочтения. Однако для этого требуется наличие знаний и навыков в области автомобилестроения и ремонта.
Чего стоит опасаться
Теперь вы знакомы с понятием распила и процессом попадания автомобилей из Японии в Россию. Будьте осторожны с нелегальными «конструкторами». Легальный автомобиль-конструктор — это разобранный и заново собранный транспорт. Опасность заключается в некомпетентных мастерах, которые могут повредить проводку, что приведет к возгоранию или сбоям в электронике.
Существует несколько причин отказаться от покупки распилов из Японии:
-
Уменьшение жесткости кузова. Обычно у таких автомобилей отрезается задняя часть, что снижает жесткость несущей конструкции. При ударе зоны сминания теряют свою эффективность, и прочность металла становится несущественной. Часто при ДТП приваренная часть кузова отрывается, и системы пассивной безопасности не смогут гарантировать безопасность пассажиров. Вы не сможете узнать, кто выполнял сборку после доставки из Японии.
-
Риск нарушения геометрии кузова. Неправильная сварка негативно сказывается на управляемости, что приводит к неравномерному износу шин.
-
Эстетика. После сварки автомобиль нуждается в покраске. Качество материалов и соблюдение технологий определяют, как долго автомобиль будет выглядеть привлекательно.
Особенности рамы и несущего кузова
При ввозе рамных авто пилятся только кузова. Рама при этом остается нетронутой, что при правильной сварке и сборке практически не сказывается на крепости. В целом, оформление рамных машин проще. Именно поэтому, по некоторым данным, количество ввезенных экземпляров ненамного меньше численности легковых авто, имеющих в основе несущий кузов.
Учтите, что вне зависимости от конструкции существуют авто, которые даже после 2009 г. были ввезены легально – с уплатной полной пошлины.
Помощь со стороны
Чтобы избежать покупки автомобиля с поддельными документами, проконсультируйтесь с сотрудниками ГИБДД перед завершением сделки. Закажите криминалистическую экспертизу для подтверждения соответствия номерных узлов и агрегатов. Проверьте автомобиль в базе данных угнанных машин — это важно. Договоритесь с продавцом о передаче денег только после переоформления автомобиля.
Если у вас недостаточно знаний о машинах, обратитесь в специализированные компании по подбору автомобилей. В регионах, где распространен импорт автомобилей из Японии, есть специалисты, выявляющие распилы. Для определения состояния кузова используют прибор для измерения толщины металла, что помогает выявить сварные швы. Вы также можете самостоятельно проверить наличие распила кузова.
Как определить
Чтобы не купить распил, рекомендуем:
- Приобрести толщиномер. Сварной шов перед покраской маскируется шпаклевкой, которую вы без труда определите. Замеры обязательно производите в типичных местах разрезов.
- Снять дверные уплотнители. Отверните либо снимите, если хозяин позволит, пластиковую облицовку салона. Вы сможете даже невооруженным взглядом определить шов.
- Обращать внимание на оттенок краски, шагрень. После сборки такие машины чаще всего красятся методом перехода.
При выборе б/у автомобиля не пройдите стороной мимо информации об определении битых автомобилей и перевертышей. Эти советы обязательно помогут вам определить распил.
Проверка истории автомобиля
При покупке машины-конструктора или автомобиля, который подвергся распилу, крайне важно провести тщательную проверку его истории. Это поможет избежать неприятных сюрпризов и финансовых потерь в будущем. В первую очередь, необходимо запросить VIN-код (идентификационный номер автомобиля), который является уникальным для каждого транспортного средства. С помощью этого кода можно получить информацию о предыдущих владельцах, авариях, страховых случаях и других важных аспектах.
Существует множество онлайн-сервисов, которые предлагают проверку истории автомобиля по VIN-коду. Эти сервисы могут предоставить данные о том, был ли автомобиль в угоне, имел ли он серьезные повреждения, а также информацию о техническом состоянии. Некоторые из них могут даже предоставить фотографии автомобиля в его прежнем состоянии, что поможет оценить масштаб проведенных работ.
Кроме того, стоит обратить внимание на документы, которые идут в комплекте с автомобилем. Проверьте, есть ли у продавца оригиналы документов, подтверждающих законность приобретения автомобиля и его техническое состояние. Наличие документов о проведенных ремонтах и заменах деталей также будет плюсом. Это может свидетельствовать о том, что автомобиль обслуживался должным образом и не имел серьезных проблем в прошлом.
Не менее важным аспектом является проверка на наличие юридических ограничений. Убедитесь, что на автомобиль не наложены аресты или другие ограничения, которые могут повлиять на возможность его дальнейшей эксплуатации. Для этого можно обратиться в ГИБДД или воспользоваться специализированными сервисами, которые предоставляют такую информацию.
Также стоит обратить внимание на отзывы о продавце. Если вы покупаете автомобиль у частного лица, постарайтесь найти информацию о его репутации. На форумах и в социальных сетях можно найти мнения других покупателей, которые уже имели дело с данным продавцом. Это поможет вам избежать мошенничества и приобрести автомобиль у надежного человека.
Наконец, не забывайте о возможности провести независимую экспертизу автомобиля. Обратитесь к специалистам, которые смогут оценить техническое состояние машины и выявить возможные скрытые дефекты. Это особенно важно для автомобилей, которые подвергались серьезным изменениям, таким как распил или переоборудование.
Таким образом, проверка истории автомобиля — это ключевой этап при покупке машины-конструктора или распила. Тщательный анализ всех доступных данных поможет вам сделать осознанный выбор и избежать неприятных последствий в будущем.
Вопрос-ответ
В чем минус машины конструктора?
Среди отрицательных моментов можно выделить следующие: необходимость поиска подходящих документов, опасность ненадежной сборки, невозможность последующей продажи собранной машины по достойной цене.
Почему распил нельзя поставить на учет?
После того как распиленный автомобиль пересекает границу РФ, он проходит таможенную очистку как запасные части. Поэтому ПТС на распил не выдается, и поставить на учет его невозможно.
Что делать, если купил машину распил?
Покупатель имеет право обратиться с иском о расторжении договора купли-продажи и взыскании денежных средств в полном объеме (или можете мировым соглашением обойтись), а потом предъявить точно также требования о расторжении договора купли-продажи и взыскании денежных средств к человеку, который машину продал вам.
Почему конструктор нельзя поставить на учет?
Это связано с тем, что теперь невозможно регистрировать транспорт, изменения в конструкции которого не отвечают правилам безопасности на дорогах. Таким образом, покупать машину-конструктор стоит только в качестве донора при ремонте своего автомобиля или для продажи запчастей в автосервисы.
Советы
СОВЕТ №1
Перед покупкой машины-конструктора обязательно проверьте документы на автомобиль. Убедитесь, что все записи о регистрации и техническом состоянии автомобиля соответствуют действительности, и нет никаких ограничений или задолженностей.
СОВЕТ №2
Обязательно проведите осмотр автомобиля на предмет скрытых дефектов. Лучше всего обратиться к специалисту или на СТО, чтобы они оценили состояние машины и выявили возможные проблемы, которые могут возникнуть в будущем.
СОВЕТ №3
Изучите отзывы и репутацию продавца. Проверьте, насколько надежен продавец, и какие отзывы оставляют другие покупатели. Это поможет избежать мошенничества и покупки автомобиля с сомнительной историей.
СОВЕТ №4
Сравните цены на аналогичные модели. Это поможет вам понять, является ли цена на рассматриваемый автомобиль адекватной, и не скрывает ли продавец каких-либо недостатков, завышая стоимость.