Проверка катушки зажигания автомобиля мультиметром

В статье рассмотрим, как проверить катушку зажигания автомобиля с помощью мультиметра. Если ваш автомобиль подергивается при разгоне или проявляет другие неисправности, это может указывать на проблемы в системе зажигания. Диагностика катушки зажигания поможет выявить неисправности на ранней стадии и избежать серьезных поломок, что сэкономит время и деньги на ремонте. Предоставим пошаговую инструкцию и советы для самостоятельной проверки, чтобы обеспечить надежную работу вашего автомобиля.

Виды катушек зажигания

В зависимости от назначения катушки зажигания делятся на два типа:

  • бесконтактные;
  • контактные.

Отсутствие трамблера в автомобиле указывает на бесконтактную систему зажигания. Индивидуальные катушки могут быть только бесконтактными. Контактная система зажигания используется, если трамблер имеет контакты прерывателя.

По количеству обслуживаемых свечей катушки бывают:

  • общие (одна катушка для нескольких свечей);
  • индивидуальные (каждая свеча имеет свою катушку).

Катушки также различаются по способу изоляции обмоток:

  1. Маслонаполненные. Эти катушки имеют металлический корпус, а обмотки изолируются трансформаторным маслом. Если корпус теряет герметичность, устройство выходит из строя, так как масло вытекает, и обмотки могут получить межвитковый электрический пробой.
  2. Залитые компаундом (сухие).

Проверка катушки зажигания мультиметром является важной процедурой для диагностики неисправностей в системе зажигания автомобиля. Эксперты отмечают, что правильная проверка позволяет выявить проблемы, которые могут привести к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива и затруднениям при запуске.

С помощью мультиметра можно измерить сопротивление обмоток катушки, что дает возможность определить её работоспособность. Специалисты рекомендуют обращать внимание на значения, указанные в технической документации автомобиля, так как они могут варьироваться в зависимости от модели.

Кроме того, важно учитывать, что даже при нормальных показателях сопротивления могут быть другие скрытые неисправности, такие как повреждение изоляции или проблемы с подключением. Поэтому, несмотря на простоту проверки, эксперты советуют проводить её в сочетании с другими диагностическими методами для более точной оценки состояния системы зажигания.

Как проверить индивидуальную катушку зажигания автомобиля своими рукамиКак проверить индивидуальную катушку зажигания автомобиля своими руками

Последовательность действий при диагностике

Действия при диагностике:

  1. Очистка поверхности от загрязнения.
  2. Проверка внешнего вида. Устройство с трещинами и следами пробоя необходимо заменить.
  3. Проверка сопротивления обмоток мультиметром.

инструкция к мультиметру

Проверка Ожидаемый результат (исправная катушка) Ожидаемый результат (неисправная катушка)
Сопротивление первичной обмотки 0.5 – 3 Ом Значительно выше или ниже нормы, обрыв или короткое замыкание
Сопротивление вторичной обмотки 6-10 кОм Значительно выше или ниже нормы, обрыв или короткое замыкание
Проверка изоляции (между первичной и вторичной обмотками) Бесконечность (или очень высокое сопротивление) Низкое сопротивление, пробой изоляции
Проверка напряжения на выходе (при работе двигателя) Высокое напряжение (несколько кВ) – проверка с помощью высоковольтного щупа Отсутствие или низкое напряжение

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о проверке катушки зажигания автомобиля с помощью мультиметра:

  1. Измерение сопротивления: При проверке катушки зажигания мультиметром важно измерять как первичное, так и вторичное сопротивление. Первичное сопротивление (между выводами катушки) обычно составляет от 0,5 до 2 Ом, в то время как вторичное (между выводом высоковольтного провода и корпусом) может достигать нескольких десятков кОм. Неправильные значения могут указывать на неисправность катушки.

  2. Проверка на наличие короткого замыкания: Мультиметр также может помочь выявить короткое замыкание в катушке зажигания. Для этого нужно установить мультиметр в режим проверки диодов. Если мультиметр показывает низкое сопротивление между выводами катушки, это может свидетельствовать о коротком замыкании, что требует замены детали.

  3. Тестирование под нагрузкой: Хотя мультиметр отлично подходит для проверки сопротивления, для более точной диагностики катушки зажигания рекомендуется проводить тестирование под нагрузкой с помощью осциллографа. Это позволяет увидеть форму сигнала и выявить проблемы, которые могут не проявляться при статическом тестировании, такие как прерывание искры или неправильная работа под нагрузкой.

Измерение параметров обмоток

Чтобы измерить сопротивление первичной обмотки мультиметром, переключите его в режим омметра и установите минимальный предел измерения. Соедините щупы прибора и, если возможно, установите ноль омметра. Если такой функции нет, запомните показания и вычтите их из результатов. Для вторичной обмотки установите предел измерения до 100 кОм, выставьте ноль или запомните значение при замкнутых щупах.

При работе с индивидуальными катушками щупы подключаются к контактам низковольтного разъема с номерами 1 и 3 (крайние). Для общих катушек щупы подключаются к двум низковольтным клеммам (Б и К или + и –).

Чтобы измерить сопротивление вторичной обмотки у общей катушки с одним выходом, щупы омметра подключите к высоковольтному выходу и к клемме + или Б. Для общей катушки с двумя высоковольтными выводами щупы следует присоединить к обоим выходам.

Для индивидуальной катушки щупы омметра подключаются к высоковольтному выходу и к среднему контакту разъема.

Проверка сопротивления обмоток позволяет выявить межвитковое замыкание или обрыв провода. При межвитковом замыкании сопротивление будет ниже, чем у исправной обмотки. При обрыве обмотки прибор покажет бесконечно большое сопротивление.

как определить неисправную катушку зажигания на рено меган 2как определить неисправную катушку зажигания на рено меган 2

Сопротивление обмоток некоторых моделей

Какое сопротивление у обмоток следующих моделей:

  1. Б 114 Б (для ЗИЛ 431410, ГАЗ 3102): первичная – 0,38 Ом, вторичная – 19,9 кОм;
  2. Б116–01 (для ГАЗ 31029): первичная – 0,65 Ом, вторичная – 18,7 кОм;
  3. 3705 (для Таврии): первичная – 0,38 Ом, вторичная – 4,3 кОм;
  4. 3705 (для Оки): первичная — 0,49 Ом, вторичная — 6 кОм;
  5. 3705 (производства Болгарии для ВАЗ 2108): первичная – 0,43 Ом, вторичная – 5,25 кОм;
  6. 2108–37050–10 (производство Италии для ВАЗ 2108): первичная – 0,65 Ом, вторичная – 18,7 кОм;
  7. Б 115 В (для Москвича): первичная – 2,3 Ом, вторичная – 6,3 кОм;

Данные приведенные выше не усредненные. Они получены сотрудниками редакции издания «За рулем» при измерении сопротивления обмоток исправных экземпляров некоторых моделей.

как проверить катушку зажигания

Какие неисправности не диагностируются омметром

С помощью омметра можно выявить обрыв или короткое замыкание в обмотке. Межвитковое замыкание трудно заметить при измерении сопротивления, так как сопротивление одного витка невелико, и общее сопротивление изменится незначительно. Пробой изоляции между витками можно обнаружить только при приложении высокого напряжения. Мультиметр не выявляет такие неисправности.

Если мультиметр не обнаружил проблему, стоит использовать другой метод для выявления неисправного элемента — поочередно заменять все катушки на исправные.

Почему загрязнения мешают искрообразованию

Катушка зажигания, как и любой другой трансформатор, повышающий напряжение электрического импульса, уменьшает его ток. Загрязнение изоляторов катушек и свечей маслом и нагаром проводит электрический ток, поэтому может быть представлено в виде сопротивления, подключенного параллельно искровому зазору и шунтирующего его. Ток, идущий через этот шунт из грязи и влаги, сильно снижает мощность электрического импульса, приложенного к искровому зазору. Поэтому напряжение импульса на электродах свечи тоже падает, и его не хватает для уверенного пробоя межэлектродного промежутка. Следовательно, чем выше напряжение искрообразования, тем меньше ток импульса, а система зажигания чувствительнее к различным загрязнениям.

Как образуется искра

Ток проходит через замкнутые контакты прерывателя или открытый ключ коммутатора, направляясь по виткам первичной обмотки, что создает магнитное поле. Силовые линии поля проходят через сердечник и замыкаются вокруг витков. Когда контакты размыкаются или ключ закрывается, ток прекращает течь через первичную обмотку, и магнитное поле исчезает. Силовые линии магнитного поля пересекают витки первичной обмотки, вызывая электрический импульс с напряжением около 300 В. Благодаря индукции этот импульс создает во вторичной обмотке другой электрический импульс. Напряжение этого импульса вычисляется умножением напряжения первого на коэффициент трансформации.

Как проверить катушку зажиганияКак проверить катушку зажигания

Советы по замене катушки зажигания

Замена катушки зажигания – это важный процесс, который может значительно повлиять на работу двигателя вашего автомобиля. Если вы заметили проблемы с запуском двигателя, нестабильную работу на холостом ходу или потерю мощности, возможно, пришло время проверить и, при необходимости, заменить катушку зажигания. Вот несколько советов, которые помогут вам в этом процессе.

1. Подбор правильной катушки зажигания: Перед тем как приобрести новую катушку, убедитесь, что она совместима с моделью вашего автомобиля. Проверьте номер детали в руководстве пользователя или на сайте производителя. Использование оригинальных запчастей или качественных аналогов поможет избежать проблем в будущем.

2. Подготовка к замене: Прежде чем приступить к замене катушки, отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания. Также рекомендуется подождать, пока двигатель остынет, чтобы избежать ожогов.

3. Доступ к катушке зажигания: В зависимости от конструкции вашего автомобиля, доступ к катушке может быть затруднен. В некоторых случаях может потребоваться снять пластиковые крышки или другие элементы, чтобы добраться до катушки. Будьте осторожны, чтобы не повредить крепления и другие детали.

4. Проверка состояния старой катушки: Перед установкой новой катушки стоит внимательно осмотреть старую. Проверьте на наличие трещин, коррозии или других повреждений. Если вы заметили какие-либо проблемы, это может быть признаком того, что катушка действительно нуждается в замене.

5. Установка новой катушки: Установите новую катушку зажигания на место старой, убедившись, что она правильно зафиксирована. Подключите все разъемы и провода, следя за тем, чтобы они не были повреждены и плотно сидели на своих местах.

6. Проверка работы: После завершения установки подключите аккумулятор и запустите двигатель. Обратите внимание на его работу: двигатель должен работать ровно и без перебоев. Если проблемы сохраняются, возможно, стоит проверить другие компоненты системы зажигания или обратиться к специалисту.

7. Регулярное обслуживание: Чтобы избежать проблем с катушками зажигания в будущем, рекомендуется регулярно проверять состояние системы зажигания и проводить профилактическое обслуживание. Это поможет продлить срок службы катушек и других компонентов.

Следуя этим советам, вы сможете успешно заменить катушку зажигания и восстановить нормальную работу вашего автомобиля. Помните, что при выполнении любых работ с автомобилем важно соблюдать меры безопасности и, при необходимости, обращаться за помощью к профессионалам.

Вопрос-ответ

Какое должно быть сопротивление катушек зажигания?

Обычно сопротивление изоляции должно быть выше 10 МОм.

Как проверить 4-контактную катушку зажигания?

Единственный правильный способ проверить искрообразование состоит в том, чтобы использовать тестер для свечей зажигания KV/ARC или щуп для проверки системы зажигания COP. При наличии неисправности в катушке следует измерить сопротивление первичной и вторичной обмоток с помощью омметра.

Как понять, рабочая катушка или нет?

Нормальная работа катушки зажигания при исправной свече дает яркую и контрастную искру синего или фиолетового цвета. Отсутствие искры или ее желтый неяркий цвет сигнализируют о необходимости замены неисправного устройства.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом проверки катушки зажигания убедитесь, что автомобиль находится в безопасном состоянии: выключите зажигание, отсоедините аккумулятор и дайте двигателю остыть. Это поможет избежать травм и повреждений оборудования.

СОВЕТ №2

При использовании мультиметра для проверки катушки зажигания всегда следуйте инструкциям производителя. Убедитесь, что вы правильно настроили мультиметр на нужный режим измерения (омметр для проверки сопротивления) и диапазон значений.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на значения сопротивления первичной и вторичной обмоток катушки зажигания. Сравните полученные результаты с рекомендованными значениями в руководстве пользователя вашего автомобиля. Это поможет определить, исправна ли катушка.

СОВЕТ №4

Если вы обнаружили, что катушка зажигания неисправна, не забудьте проверить и другие компоненты системы зажигания, такие как свечи зажигания и провода. Это поможет избежать повторных проблем и обеспечит надежную работу двигателя.

Ссылка на основную публикацию
Похожее