Проверка аккумулятора автомобиля на работоспособность разными способами

Проверка аккумулятора автомобиля — важный этап обслуживания, который помогает избежать проблем на дороге. В статье рассмотрим методы проверки аккумулятора, включая нагрузочную вилку и мультиметр, а также рекомендации по выбору инструментов. Вы узнаете, как оценить состояние аккумулятора и что делать, если он не держит нагрузку, что повысит надежность и безопасность вашего автомобиля.

Способы проверки аккумулятора

Для проверки состояния аккумулятора достаточно заглянуть в его отсек под капотом. Многие производители устанавливают в аккумуляторы встроенные индикаторы — поплавки, которые показывают уровень и плотность электролита через смотровое окошко на крышке:

  • зеленый — уровень заряда в норме;
  • черный — необходима подзарядка;
  • белый — требуется замена.

Расшифровка цветов может различаться у производителей, и не все аккумуляторы имеют встроенные индикаторы. Этот метод дает лишь приблизительную оценку состояния, не учитывая износ и работоспособность. Бывает, что индикатор показывает зеленый цвет, а утром машина не заводится из-за разряженной батареи.

Для точной диагностики состояния аккумулятора рекомендуется использовать специальные приборы.

Для проверки состояния аккумулятора применяются:

  • цифровой мультиметр;
  • зарядное устройство (ЗУ);
  • ареометр;
  • нагрузочная вилка.

Индикатор заряда

Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность регулярной проверки аккумулятора для обеспечения надежной работы автомобиля. Существует несколько методов диагностики, каждый из которых имеет свои преимущества. Один из самых простых способов — визуальный осмотр, который позволяет выявить видимые повреждения, коррозию или утечки. Более точный результат можно получить с помощью мультиметра, который измеряет напряжение на клеммах аккумулятора. Если значение ниже 12.4 В, это может свидетельствовать о необходимости подзарядки или замены. Также специалисты рекомендуют использовать специальные тестеры, которые проверяют не только напряжение, но и пусковой ток. Эти устройства позволяют оценить состояние аккумулятора более глубоко, выявляя скрытые проблемы. Важно помнить, что регулярная проверка аккумулятора может предотвратить неожиданные поломки и продлить срок службы устройства.

Как проверить аккумулятор за 1 минуту и не покупать новый акб, с помощью мультиметраКак проверить аккумулятор за 1 минуту и не покупать новый акб, с помощью мультиметра

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Цифровой мультиметр — электроизмерительный прибор общего назначения. Он может работать в режиме вольтметра, амперметра, омметра и т. д. С его помощью можно проверить напряжение и на клеммах аккумулятора.

Мультиметры популярны по причине своей невысокой цены и широких возможностей. Поэтому проверка аккумулятора при помощи этого прибора является самым распространенным способом. Она состоит в измерении напряжения разомкнутой цепи. Другими словами, аккумулятор во время проверки необходимо отключить от электрической сети автомобиля.

Использовать этот способ при работающем двигателе, чтобы проверить износ аккумулятора, не рекомендуется. Такая проверка не будет иметь большого смысла, поскольку в цепи будет работать еще одно устройство — генератор. От других приборов энергопотребления также зависит, какое напряжение будет в бортовой сети. Из-за этого результаты измерений не будут иметь прямого отношения к собственно аккумулятору.

Для проверки к мультиметру подключаем идущие в комплекте с ним провода-щупы: черный к разъему COM, красный к разъему VΩmA. Затем устанавливаем переключатель в положение для измерения постоянного напряжения с пределом измерения 20 В.

Щупы мультиметра подключаем к клеммам АКБ параллельно: черный к минусовой, красный к плюсовой. Измерив напряжение, делаем следующие выводы:

  • 12,7 V и более — АКБ заряжен на 100%;
  • 12,2 V — степень заряда 50%, шансы завести мотор есть;
  • 12,0 V и менее — разряженный АКБ, вероятно, вы не сможете завести автомобиль.

Недостаток этого способа в том, что он позволяет проверить текущий заряд аккумулятора, но не дает информации о способности последнего держать заряд длительное время или работать под нагрузкой.

Диагностику мультиметром не рекомендуется проводить сразу после поездки. Если вы заряжали АКБ дома, то лучше всего проверить напряжение сразу после зарядки и дополнительно проконтролировать его через несколько часов.

Цифровой мультиметр

Способ проверки Описание метода Преимущества Недостатки
Визуальный осмотр Проверка на наличие повреждений корпуса, утечек электролита, коррозии клемм. Быстрый, не требует специального оборудования. Не позволяет оценить емкость и пусковой ток.
Измерение напряжения мультиметром Измерение напряжения на клеммах аккумулятора. Простой и быстрый метод, доступен для большинства автовладельцев. Не показывает реальное состояние аккумулятора, только его заряд.
Проверка плотности электролита ареометром Измерение плотности электролита в каждой банке свинцово-кислотного аккумулятора. Позволяет оценить степень заряженности и сульфатацию пластин. Требует аккуратности, не подходит для необслуживаемых аккумуляторов.
Нагрузочная вилка Проверка падения напряжения под нагрузкой. Позволяет оценить пусковой ток аккумулятора. Требует специального оборудования.
Тест на автомобиле Запуск двигателя и оценка его работы. Простой метод, показывает работоспособность аккумулятора в реальных условиях. Не позволяет точно оценить состояние аккумулятора, только его способность запускать двигатель.
Компьютерная диагностика Проверка с помощью специального оборудования, которое анализирует параметры аккумулятора. Точная оценка состояния аккумулятора, выявление скрытых дефектов. Требует специального оборудования и знаний.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о проверке аккумулятора автомобиля на работоспособность:

  1. Метод “проверки под нагрузкой”: Один из самых надежных способов проверить аккумулятор — это метод проверки под нагрузкой. Он заключается в том, что на аккумулятор подается нагрузка, и измеряется напряжение. Если напряжение падает ниже 9.6 вольт при нагрузке, это может указывать на то, что аккумулятор нуждается в замене. Этот метод позволяет оценить не только состояние аккумулятора, но и его способность удерживать заряд.

  2. Использование мультиметра: Мультиметр — это универсальный инструмент, который может помочь в проверке состояния аккумулятора. При измерении напряжения на аккумуляторе в состоянии покоя, нормальное значение должно быть около 12.6 вольт. Если значение ниже 12.4 вольт, это может указывать на разряд аккумулятора, а если ниже 12.0 вольт — на необходимость его замены.

  3. Тестирование с помощью гидрометра: Гидрометр — это инструмент, который измеряет плотность электролита в аккумуляторе. Этот метод особенно полезен для свинцово-кислотных аккумуляторов. Плотность электролита должна находиться в пределах 1.25-1.30 г/см³ для полностью заряженного аккумулятора. Если плотность ниже, это может указывать на недостаток заряда или на проблемы с аккумулятором.

Как проверить аккумулятор автомобиля: 5 простых и эффективных способовКак проверить аккумулятор автомобиля: 5 простых и эффективных способов

Проверка аккумулятора при помощи ЗУ

Проверить состояние аккумулятора можно с помощью зарядного устройства, оснащенного функцией контроля заряда или встроенным вольтметром. Убедитесь, что устройство не подключено к электросети во время проверки.

Подключите провода зарядного устройства к клеммам аккумулятора, как при использовании мультиметра. Если ваше устройство поддерживает контроль аккумулятора, следите за показаниями индикатора, обычно это зеленый светодиод.

Некоторые модели имеют кнопку для активации режима контроля. Подробности можно найти в инструкции к зарядному устройству. Если функции контроля нет, используйте вольтметр и ориентируйтесь на его показания.

Критерии для определения уровня заряда такие же, как при проверке емкости аккумулятора с помощью мультиметра.

ЗУ

Проверка аккумулятора по уровню и плотности электролита

Для проверки состояния обслуживаемых батарей существует еще один способ. Для него нам потребуется ареометр (прибор для измерения плотности жидкости).

Уровень электролита во всех банках заряженного аккумулятора должен быть одинаковым, примерно на 1 см выше верхнего уровня пластин, а плотность электролита при различных температурах должна находиться в пределах от 1,27 (при +20 °C) до 1,31 (при -10 °C).

Специальных приборов для оценки уровня электролита нет. Используем подручные средства, например, небольшую прозрачную трубку длиной от 10 см и диаметром до 1 см.

Для оценки уровня электролита делаем следующее:

  • откручиваем пробки;
  • опускаем трубку в отверстие, пока она не упрется в пластину;
  • закрываем верхний конец трубки пальцем, поднимаем;
  • длину жидкости, оставшейся в трубке, измеряем, это и есть уровень электролита;
  • если уровень менее 1 см, доливаем дистиллированную воду.

Плотность электролита измеряется специальным прибором — ареометром. Использовать его нужно так:

  • собираем прибор по инструкции;
  • откручиваем пробки;
  • при помощи груши всасываем часть электролита из АКБ в ареометр;
  • фиксируем показания по шкале.

Способ не дает нам возможности проверить напряжение на клеммах аккумулятора автомобиля. Тем не менее, он дает достаточно полное представление о состоянии батареи и в среде автомобилистов довольно популярен.

Ареометр

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Наилучший способ оценить состояние аккумулятора — провести диагностику с нагрузочной вилкой.

Что такое нагрузочная вилка и для чего она предназначена

Описанные способы имеют один существенный недостаток. С их помощью невозможно проверить износ АКБ.

В отличие от мультиметра и зарядного устройства, нагрузочная вилка — специализированный прибор. Диагностика АКБ автомобиля — это ее единственная и основная функция.

Основная особенность вилки — способность тестировать батарею в различных режимах работы — под нагрузкой и без нее. Поэтому, используя вилку, вы получите максимум информации о состоянии аккумулятора:

  • уровень заряда;
  • время сохранения заряда;
  • наличие или отсутствие неисправных пластин;
  • степень сульфатации;
  • изношенность батареи, ее остаточный ресурс.

Нагрузочная вилка

Виды нагрузочных вилок

Конструкция нагрузочной вилки проста и включает ключевые компоненты:

  • вольтметр;
  • нагрузочный резистор (спираль);
  • минусовой провод с зажимом «крокодил»;
  • плюсовой щуп.

Для выбора вилки нужно определить, какие аккумуляторы вы будете тестировать. Основные параметры — номинальное напряжение и емкость аккумулятора.

Вилки могут быть для различных напряжений или комбинированных значений 6V/12V/24V, что позволяет пользователю выбирать нужное значение.

В зависимости от модели, вилка может иметь одну или две нагрузочные спирали, которые подключаются одновременно или по отдельности. Для батарей с емкостью до 100 А·ч используется одна спираль, а при подключении двух — до 240 А·ч.

Некоторые модели оснащены амперметром, что расширяет функционал вилки для измерения различных параметров цепи. Такие вилки чаще применяются на станциях технического обслуживания, и для домашнего использования их приобретать не обязательно.

Электронная нагрузочная вилка

Как пользоваться нагрузочной вилкой

Нагрузочные вилки для проверки аккумуляторов можно приобрести за сравнительно небольшие деньги в любом магазине автозапчастей. Однако встретить ее в руках обычного водителя удается нечасто. Скорее всего, это следствие сложившегося стереотипа сложности ее использования. На самом деле, все достаточно просто. Ниже покажем, как правильно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой.

Проверка АКБ выполняется в три этапа:

  • подготовка батареи;
  • тестирование без нагрузки;
  • тестирование под нагрузкой.

Подготовка аккумулятора

Перед тестированием аккумулятора выполните следующие шаги:

  1. Между последней поездкой и проверкой должно пройти не менее семи часов.
  2. Отключите аккумулятор от электросети автомобиля; снимать его не обязательно.
  3. Оптимальная температура для аккумулятора — +20 °C. При более низкой температуре снимите аккумулятор с автомобиля, занесите в теплое помещение и дайте ему прогреться.
  4. У обслуживаемых аккумуляторов открутите пробки и проверьте уровень электролита. При необходимости долейте дистиллированную воду и закрутите пробки.

Уровень электролита

Тестирование без нагрузки

Сначала нужно определить уровень заряда АКБ. Для этого нагрузочную вилку подключаем к клеммам АКБ в режиме измерения напряжения, без нагрузки. Алгоритм тестирования следующий:

  • минусовой провод вилки подключаем к минусовой клемме, плюсовой провод или щуп — к плюсовой клемме;
  • проводим измерение.

Принимаем во внимание, что могут потребоваться дополнительные действия по отключению нагрузочной спирали вилки. Подробнее об этом можно прочитать в инструкции.

АКБ считается готовым к тестированию под нагрузкой, если напряжение на его клеммах составляет не менее 12,6 V. Во всех остальных случаях потребуется подзарядка перед вторым этапом тестирования.

Тестирование под нагрузкой

Тестирование аккумулятора под нагрузкой следует проводить только при полностью заряженной батарее.

Это тестирование создает нагрузку с помощью резистора (спирали), имитируя условия работы аккумулятора при запуске двигателя стартером.

Следуйте этим шагам:

  • Подключите нагрузку согласно инструкции к вашей вилке (в зависимости от емкости аккумулятора и модели вилки может потребоваться подключение двух нагрузок);
  • Подсоедините минусовой провод вилки к минусовой клемме аккумулятора;
  • Плюсовым щупом коснитесь плюсовой клеммы аккумулятора и удерживайте в этом положении 5 секунд;
  • Запишите показания прибора.

Аккумулятор считается исправным, если под нагрузкой напряжение на его клеммах превышает 9 V.

Напряжение АКБ под нагрузкой таблица

Что делать, если АКБ не держит нагрузку

В момент подключения нагрузки в цепь «вилка — аккумулятор» напряжение исправного АКБ резко падает и сразу начинает подниматься. В течение некоторого времени после проверки параметры исправного АКБ должны полностью восстановиться.

Если напряжение под нагрузкой падает ниже 9 V, либо в течение 10 минут после отключения нагрузки не восстанавливается до уровня 12,5–12,7 V, такой аккумулятор считается неисправным. Скорее всего, имеет место замыкание пластин внутри корпуса. Нужно планировать замену батареи.

Как самому сделать нагрузочную вилку для аккумулятора

Принципиальная схема нагрузочной вилки проста. На рисунке представлена схема с одной и двумя спиралями.

Многие хотят самостоятельно изготовить вилку, используя старый вольтметр и ржавую проволоку в качестве нагрузки. Однако перед сборкой стоит учесть, что при подключении нагрузки по цепи проходят большие токи, что может быть опасно при неаккуратной сборке. Также для правильного расчета номинала нагрузки и ее изготовления из доступных материалов нужны определенные знания.

Цены на нагрузочные вилки в магазинах начинаются от одной тысячи рублей и ниже. Приобрести готовое устройство проще и безопаснее.

Схема нагрузочной вилки

Проверка нового аккумулятора

Все, что было написано ранее, касалось того, как проверить уже находящийся в работе аккумулятор.

Для проверки нового АКБ используются те же способы. Разве что рамки для измерений устанавливаются более жесткие:

  • напряжение на клеммах при разомкнутой цепи (НРЦ) должно находиться в пределах 12,7-12,8 V;
  • напряжение под нагрузкой не должно падать ниже 10,5 V.

Продление срока службы аккумулятора

В завершение представляем рекомендации для продления срока службы аккумулятора.

  1. Регулярно проверяйте и очищайте поверхность аккумулятора и его клеммы, чтобы избежать окислов и коррозии, снижающих проводимость.
  2. Следите за уровнем электролита и его плотностью, чтобы предотвратить оголение и повреждение пластин (для обслуживаемых аккумуляторов).
  3. Не оставляйте аккумулятор в разряженном состоянии, так как это ускоряет разрушение пластин. При редких поездках периодически подзаряжайте аккумулятор. Если он долго не используется, лучше снять его с автомобиля, зарядить и хранить отдельно.
Как Проверить Аккумулятор Автомобиля на Работоспособность Мультиметром и Нагрузочной Вилкой?Как Проверить Аккумулятор Автомобиля на Работоспособность Мультиметром и Нагрузочной Вилкой?

Проверка аккумулятора с помощью диагностического оборудования

Проверка аккумулятора является одним из самых точных и надежных способов оценки его состояния и работоспособности. Современные устройства для диагностики аккумуляторов позволяют получить детальную информацию о состоянии батареи, что помогает избежать неприятных ситуаций на дороге.

Существует несколько типов диагностического оборудования, которое можно использовать для проверки аккумулятора:

  • Мультиметры: Это универсальные приборы, которые могут измерять напряжение, ток и сопротивление. Для проверки аккумулятора с помощью мультиметра необходимо установить его на режим измерения постоянного напряжения (DC). Затем, подключив щупы к клеммам аккумулятора, можно определить его напряжение. Рабочее напряжение полностью заряженного аккумулятора должно составлять около 12.6-12.8 В. Если значение ниже 12.4 В, это может указывать на частичную разрядку, а при значении ниже 12.0 В аккумулятор может быть разряжен или неисправен.
  • Тестеры аккумуляторов: Специальные тестеры для аккумуляторов могут не только измерять напряжение, но и проводить тесты на емкость и пусковой ток. Эти устройства обычно имеют встроенные алгоритмы, которые позволяют оценить состояние аккумулятора и его способность к зарядке и разрядке. Тестеры могут выдавать результаты в виде числовых значений или графиков, что делает их удобными для анализа.
  • Сканеры OBD-II: Эти устройства предназначены для диагностики различных систем автомобиля, но многие из них также могут предоставлять информацию о состоянии аккумулятора. С помощью сканера можно получить данные о напряжении аккумулятора в реальном времени, а также о состоянии генератора и других компонентов, влияющих на работу аккумулятора.
  • Специальные зарядные устройства с функцией диагностики: Некоторые зарядные устройства для аккумуляторов имеют встроенные функции диагностики, которые позволяют не только заряжать батарею, но и проверять ее состояние. Эти устройства могут проводить тесты на емкость, определять уровень заряда и даже выявлять проблемы, такие как короткое замыкание или внутренние повреждения.

При использовании диагностического оборудования важно следовать инструкциям производителя и соблюдать меры предосторожности. Например, перед подключением мультиметра или тестера необходимо убедиться, что автомобиль выключен, а все электрические системы отключены. Это поможет избежать повреждения оборудования и обеспечит безопасность пользователя.

Проверка аккумулятора позволяет не только выявить текущие проблемы, но и предотвратить их возникновение в будущем. Регулярная диагностика поможет поддерживать аккумулятор в хорошем состоянии, что, в свою очередь, обеспечит надежную работу автомобиля и его систем.

Вопрос-ответ

Как проверить реальное состояние аккумулятора?

Самый простой метод оценить износ батареи — взглянуть на скорость разрядки. Как правило, полностью работоспособный аккумулятор теряет около 2% разряда в час в состоянии покоя и не более 6% за ночь. Если вы не используете гаджет, но тем не менее за час ваш он разряжается на 10-15% — значит, батарея деградировала.

Каковы три основных теста аккумулятора?

Большинство читателей журнала Motor уже знакомы с тремя основными общепринятыми тестами аккумуляторов — проверкой удельного веса, проверкой нагрузки и проверкой емкости.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность?

По-настоящему проверить аккумулятор можно нагрузочной вилкой. Этот прибор имитирует нагрузку от стартера двигателя, замеряя напряжение батареи при одновременном потреблении её тока. У исправного аккумулятора под нагрузкой не будет существенной просадки напряжения.

Как узнать, сдох аккумулятор или нет?

Чтобы узнать, сдох ли аккумулятор, можно проверить его напряжение с помощью мультиметра: нормальное значение для полностью заряженного аккумулятора составляет около 12.6-12.8 В. Если напряжение ниже 12.4 В, аккумулятор может быть разряжен, а при значении ниже 12 В он, скорее всего, неисправен. Также можно обратить внимание на трудности при запуске двигателя, коррозию на клеммах и запах гари, что может указывать на его неисправность.

Советы

СОВЕТ №1

Перед проверкой аккумулятора убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты, такие как мультиметр, тестер или специальный зарядный прибор. Это поможет вам провести диагностику более точно и эффективно.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте уровень заряда аккумулятора, особенно перед длительными поездками. Это можно сделать с помощью мультиметра, измерив напряжение. Если оно ниже 12.4 В, аккумулятор может нуждаться в подзарядке.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на физическое состояние аккумулятора. Проверьте наличие коррозии на клеммах и утечек электролита. Если вы заметили какие-либо повреждения, это может указывать на необходимость замены аккумулятора.

СОВЕТ №4

Если у вас есть возможность, проведите тестирование аккумулятора в специализированном сервисе. Профессиональное оборудование может дать более точные результаты и выявить скрытые проблемы, которые вы могли бы пропустить.

Ссылка на основную публикацию
Похожее