Причины неисправности тахометра

Тахометр — прибор для контроля оборотов двигателя, обеспечивающий оптимальную работу автомобиля. Однако он может выйти из строя, что приводит к неправильным показаниям и затруднениям в управлении. В статье рассмотрим основные причины неисправности тахометра и предложим советы по диагностике и ремонту. Эти знания помогут сэкономить на ремонте и повысить безопасность эксплуатации автомобиля.

Классификация по принципу работы

Классификация тахометров по принципу функционирования:

  1. Механические и электромеханические тахометры с прямым приводом. Стрелочный индикатор получает данные о оборотах через гибкий вал, который вращается от коленчатого вала или трансмиссии с помощью червячной передачи. Основой работы индикатора являются вихревые токи. Конструкция магнитного тахометра схожа с работой автомобильного спидометра, но в современных автомобилях такие тахометры не применяются.

  2. Электромашинные тахометры. Эти устройства подключаются к генератору и чаще всего используются на дизельных двигателях, хотя могут быть применены и на бензиновых.

  3. Электронные тахометры. Сигнал поступает от системы зажигания или электронного блока управления (ЭБУ). Они устанавливаются на бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания.

Неисправность тахометра может быть вызвана несколькими факторами, на которые обращают внимание эксперты в области автомобильной электроники. Во-первых, одной из основных причин является повреждение проводки или соединений, что может привести к неправильной передаче сигнала. Во-вторых, износ или поломка самого датчика оборотов двигателя также может стать источником проблемы. Эксперты подчеркивают, что коррозия контактов и загрязнение могут ухудшить работу тахометра. Кроме того, сбои в работе электронного блока управления (ЭБУ) могут влиять на точность показаний. Регулярное техническое обслуживание и диагностика системы помогут избежать многих из этих проблем и обеспечить надежную работу тахометра.

Kia Optima: Падает тахометр на 0? Простое решение проблемы!Kia Optima: Падает тахометр на 0? Простое решение проблемы!

Устройство и принцип работы тахометра

Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:

  • измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
  • блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
  • вспомогательные элементы.

Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.

Причина неисправности Симптом неисправности Способ устранения
Обрыв или повреждение проводки Тахометр не работает или показывает неверные показания Проверить проводку на обрывы и повреждения, заменить поврежденные участки
Неисправность датчика скорости (датчика частоты вращения коленвала) Тахометр не работает или показывает неверные показания Проверить датчик скорости на работоспособность, заменить неисправный датчик
Неисправность приборной панели Тахометр не работает или показывает неверные показания Проверить приборную панель на наличие неисправностей, отремонтировать или заменить приборную панель
Плохой контакт в соединениях Тахометр не работает или показывает неверные показания Проверить все соединения на наличие плохих контактов, очистить контакты или заменить разъемы
Неисправность предохранителя Тахометр не работает Проверить предохранитель на целостность, заменить неисправный предохранитель
Повреждение самого тахометра Тахометр не работает или показывает неверные показания Заменить неисправный тахометр
Программный сбой (в случае электронного тахометра) Тахометр не работает или показывает неверные показания Перепрошить электронный блок управления (ЭБУ) или обратиться к специалисту

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о причинах неисправности тахометра:

  1. Электрические проблемы: Одной из наиболее распространенных причин неисправности тахометра являются проблемы с электрической цепью. Это может быть связано с поврежденными проводами, плохими соединениями или неисправными датчиками, которые передают информацию о скорости вращения двигателя.

  2. Механические повреждения: Тахометры могут выходить из строя из-за механических повреждений, таких как удары или вибрации. Например, если тахометр установлен в автомобиле, который часто подвергается сильным ударам или тряске, это может привести к сбоям в его работе.

  3. Калибровка и программное обеспечение: Современные тахометры могут быть зависимы от программного обеспечения для точной работы. Неправильная калибровка или сбой в программном обеспечении могут привести к неправильным показаниям. В некоторых случаях обновление программного обеспечения может решить проблему.

Эти факты подчеркивают важность регулярного обслуживания и диагностики тахометров для обеспечения их надежной работы.

ТАХОМЕТР НЕ РАБОТАЕТ ИЛИ СКАЧЕТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?ТАХОМЕТР НЕ РАБОТАЕТ ИЛИ СКАЧЕТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Схема подключения тахометра

При поиске неисправности тахометра важно разобраться в схеме подключения и типе сигнала. Существуют три основные схемы подключения:

  1. Бесконтактная система зажигания. Провод тахометра соединяется с первичной цепью катушки зажигания. Работа основана на измерении частоты колебаний напряжения в этой цепи. Для расчета угла зажигания учитывается количество оборотов коленчатого вала, поэтому частота искрообразования зависит от скорости вращения коленвала. В четырехцилиндровых двигателях полному обороту коленчатого вала соответствуют два импульса напряжения. С увеличением скорости вращения коленвала возрастает частота скачков напряжения.

  2. Контактная система зажигания. Принцип работы и схема подключения аналогичны бесконтактной системе, но устройство измерительного блока отличается в зависимости от напряжения входной цепи.

  3. Блок управления двигателем (ЭБУ). Здесь работа также основана на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал для тахометра поступает непосредственно от блока управления.

  4. Генератор. Сигнальный контакт тахометра соединяется с выводом W генератора. Вращение шкива генератора происходит через ременную передачу от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение оборотов коленчатого вала вычисляется путем постоянного измерения величины ЭДС, генерируемой на обмотке. По принципу работы электромашинный тахометр напоминает вольтметр.

Характерные неисправности тахометра

Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.

На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:

  1. Целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
  2. Качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
  3. Целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.

На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.

В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.

Дергается тахометр Kia Rio Hyundai SolarisДергается тахометр Kia Rio Hyundai Solaris

Как самостоятельно найти причину неисправности тахометра

Для самостоятельной диагностики вам понадобится универсальный измерительный прибор. Если вы умеете работать с мультиметром, сможете проверить наличие питания, «массу» и протестировать сигнальный провод на обрывы.

Проверка питания осуществляется в режиме измерения постоянного тока до 20 В. «Минус» остается постоянным, а «плюс» появляется при включении зажигания. Импульсы на сигнальном проводе фиксируются при вращении коленчатого вала. Для выявления обрыва переключите мультиметр в режим измерения сопротивления – омметр. Иногда для нахождения плохого контакта достаточно немного пошевелить разъем или жгут, в котором проходит сигнальный провод индикатора оборотов.

интсрукция к мультиметру

Стрелка тахометра дергается

Проблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.

Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.

генератор автомобиля

Методы диагностики и тестирования тахометра

Диагностика и тестирование тахометра являются важными этапами в процессе выявления причин его неисправности. Существует несколько методов, которые позволяют точно определить, работает ли тахометр корректно и какие могут быть причины его сбоя.

1. Визуальный осмотр

Первым шагом в диагностике тахометра является визуальный осмотр устройства и его подключения. Необходимо проверить, нет ли видимых повреждений проводов, разъемов и самого тахометра. Обратите внимание на наличие коррозии, трещин или других механических повреждений. Также стоит проверить, правильно ли подключены все провода, и нет ли обрывов в цепи.

2. Проверка питания

Тахометр требует стабильного источника питания для корректной работы. Используйте мультиметр, чтобы измерить напряжение на входе тахометра. Если напряжение ниже нормы, это может указывать на проблемы с аккумулятором или генератором. Убедитесь, что все соединения надежны и не имеют окисления.

3. Тестирование с помощью диагностического оборудования

Современные автомобили часто оснащены бортовыми системами диагностики, которые могут помочь в тестировании тахометра. Подключите сканер OBD-II к автомобилю и проверьте наличие кодов ошибок, связанных с тахометром. Некоторые сканеры также позволяют проводить тесты в реальном времени, что может помочь выявить проблемы с показаниями тахометра.

4. Сравнительный тест

Для более точной диагностики можно провести сравнительный тест с помощью другого тахометра. Установите временный тахометр на двигатель и сравните его показания с оригинальным. Если временный тахометр показывает корректные значения, это может указывать на неисправность самого тахометра.

5. Проверка датчиков

Тахометры могут использовать различные типы датчиков для определения оборотов двигателя, такие как датчики Холла или индуктивные датчики. Проверьте работоспособность этих датчиков, используя мультиметр для измерения выходного сигнала. Если датчик не выдает сигнал, это может быть причиной неисправности тахометра.

6. Проверка механических компонентов

В некоторых случаях тахометр может быть механическим устройством, и его работа зависит от состояния механических компонентов. Проверьте, нет ли заеданий или повреждений в механизме, который передает информацию о скорости вращения коленчатого вала на тахометр.

7. Обратитесь к профессионалам

Если после всех проведенных тестов проблема не была выявлена, рекомендуется обратиться к квалифицированным специалистам. Они могут провести более глубокую диагностику и тестирование с использованием специализированного оборудования, что позволит точно определить причину неисправности тахометра.

В заключение, диагностика и тестирование тахометра требуют внимательности и системного подхода. Используя описанные методы, можно значительно упростить процесс выявления неисправностей и обеспечить надежную работу тахометра в будущем.

Вопрос-ответ

Что приводит к поломке тахометра?

Тахометр использует различные датчики, например, датчик положения коленчатого вала, для точного измерения оборотов двигателя. Выход из строя любого из этих датчиков может привести к неточным показаниям или их отсутствию. Замена неисправного датчика часто может решить проблему.

Что может привести к отказу тахометра?

Главной причиной проблемы является загрязнение шариковых подшипников или попадание в магнитную муфту посторонних элементов. Также возможно попадание разного «мусора» между статором и ротором. Последствия в этом случае могут быть аналогичными. Решение — замена вышедшего из строя тахометра.

Откуда идёт сигнал на тахометр?

Цифровой сигнал для этого тахометра берётся с низковольтового контакта катушки зажигания, идущего от прерывателя.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте соединения проводов тахометра. Ослабленные или поврежденные контакты могут привести к неправильным показаниям или полной неисправности устройства.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на состояние датчика оборотов. Если тахометр не работает, возможно, проблема кроется в неисправности датчика, который может быть загрязнен или поврежден.

СОВЕТ №3

Проверяйте уровень напряжения в системе. Неправильное напряжение может вызвать сбои в работе тахометра. Убедитесь, что аккумулятор и генератор функционируют исправно.

СОВЕТ №4

Если тахометр продолжает показывать неверные данные, рассмотрите возможность обращения к специалисту для диагностики. Профессиональная проверка поможет выявить скрытые проблемы, которые могут быть не видны на первый взгляд.

Ссылка на основную публикацию
Похожее