Троение двигателя — распространенная проблема для владельцев автомобилей. Перебои в работе двигателя могут вызывать дискомфорт при вождении и привести к серьезным повреждениям. В статье рассмотрим основные причины троения и эффективные методы их устранения. Понимание этих неисправностей поможет сэкономить время и деньги на ремонте, а также обеспечить безопасность и надежность автомобиля.
Дизельный двигатель
Причины троения дизельного двигателя:
- Сниженная компрессия в цилиндре. Это может привести к плохой тяге и глоханию, но не влияет на запуск.
- Поломка форсунки.
- Неисправность топливного насоса высокого давления (ТНВД).
- Проблемы со свечами накаливания. Если в мороз несколько свечей не работают, это затрудняет запуск.
Если двигатель троит на холодную, выхлоп дымный, а на горячую работает стабильно, вероятно, потребуется замена свечей накаливания.
На дизельных автомобилях с индикатором «чек» важно помнить, что не каждая неисправность вызывает его загорание. Однако, если двигатель нестабилен и индикатор горит, необходимо проверить коды ошибок.
Согласно мнению экспертов, причины, по которым двигатель может троить, могут быть разнообразными и зачастую взаимосвязаны. Одной из основных причин является неисправность системы зажигания, включая свечи, катушки и провода. Если свечи изношены или загрязнены, это может привести к неправильному сгоранию топлива и, как следствие, к троению. Также стоит обратить внимание на систему подачи топлива: забитый фильтр или неисправный насос могут нарушить нормальное функционирование двигателя. Кроме того, проблемы с датчиками, такими как датчик массового расхода воздуха или датчик положения коленчатого вала, могут вызвать сбои в работе. Наконец, механические неисправности, такие как износ поршней или клапанов, также могут стать причиной данной проблемы. Важно проводить регулярное техническое обслуживание и диагностику, чтобы своевременно выявлять и устранять возможные неисправности.
Бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива
Инжектор (от английского injector что означает впрыск или вдувание).
Если загорелся чек, когда троит инжектор, то диагностика, скорее всего, покажет обнаружение пропусков зажигания, а не причины, которые их вызывают. Так что не возлагайте на нее больших надежд. Не нужно быть хорошим диагностом, чтобы по звуку выхлопа на горячую определить, отчего загорелся чек в этом случае. Определить же чем вызвано то, что инжектор работает с пропусками, это не поможет. Сигнальная лампа, так называемый «чек», с большой долей вероятности поможет, если неисправен какой-то датчик. Причины по которым троит инжектор:
- Неисправная свеча зажигания. Так как свеча не каждый раз не поджигает рабочую смесь вряд ли она будет мокрой или черной от сажи. В этом случае ищите след пробоя на изоляторе центрального электрода. Он выглядит как полоса, нарисованная простым карандашом вдоль изолятора. Обязательно проверьте зазор между контактами свечей, так как не соответствующий норме зазор тоже может вызвать перебои в работе цилиндра и стать причиной того, что двигатель на горячую, так же как непрогретый, дергается, плохо тянет и даже глохнет на ходу.
- Неисправная форсунка. Снимая разъемы с форсунок во время работы двигателя. Так можно определить какой цилиндр не работает, но он может не работать не только из-за форсунки. Поменяйте ее местами с форсункой другого цилиндра. Если теперь не будет работать тот цилиндр, куда вы ее поставили, значит, она вышла из строя.
-
Пробой высоковольтных проводов или их наконечников. Выявление или опровержение этой причины начните с того, что посмотрите на работающий двигатель в тени. Иногда, если место пробоя не вплотную к массе, там видно искру. Если этот простой способ не принес результата, заглушите мотор и осмотрите провода высокого и наконечники, разыскивая следы пробоя. О нем свидетельствуют черные точки с отверстиями и черные полосы со следами сажи.
- Пониженная компрессия в одном из цилиндров. Нормальной компрессией для двигателя, работающего на бензине с октановым числом 92 и выше, является 12 кг/см2 при компрессии 10 кг/см2 и менее необходим ремонт двигателя.
- Неисправность датчика коленвала. Это может быть как неисправность самого датчика, так и нарушение установки и крепления зубчатого колеса. А также неверный зазор между датчиком и колесом. При запуске мотора в этом случае тоже будут проблемы.
- Неисправный жгут электропроводки подающий импульсы управления на форсунки. Часто перемещающийся от вибрации жгут протирает изоляцию проводов управления впрыском, которые периодически замыкаются на «массу» во время работы мотора. Это вызывает перебои в его работе и становится причиной того, что он дергается и даже глохнет на холостых оборотах, а также плохо тянет на ходу. Для диагностики последнего подвигайте жгут взад-вперед когда двигатель работает на холостых оборотах. И если двигатель дергается или глохнет от этого, ищите потертости изоляции со стороны жгута, лежащей на впускном коллекторе или металлической крышке ГРМ.
Причина троящего двигателя | Симптомы | Возможные решения |
---|---|---|
Неисправность свечи зажигания (пробой изолятора, износ электрода) | Пропуски зажигания в одном или нескольких цилиндрах, снижение мощности, неровная работа двигателя, черный дым из выхлопной трубы | Замена свечей зажигания |
Повреждение высоковольтного провода | Пропуски зажигания, снижение мощности, неровная работа двигателя | Замена высоковольтных проводов |
Неисправность катушки зажигания | Пропуски зажигания в одном или нескольких цилиндрах, снижение мощности, неровная работа двигателя | Замена катушки зажигания |
Низкое давление топлива | Снижение мощности, неровная работа двигателя, затрудненный запуск | Проверка топливного насоса, топливных фильтров, топливной магистрали |
Засорение форсунки | Пропуски зажигания, снижение мощности, неровная работа двигателя, черный дым из выхлопной трубы | Проверка и чистка или замена форсунок |
Неисправность датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) | Пропуски зажигания, не заводится, неровная работа двигателя | Замена ДПКВ |
Неисправность датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) | Неровная работа двигателя, повышенный расход топлива | Проверка и замена ДМРВ |
Проблемы с системой вентиляции картерных газов (ВКГ) | Неровная работа двигателя, повышенный расход масла | Проверка и ремонт системы ВКГ |
Механические повреждения двигателя (износ поршневых колец, клапанов) | Снижение мощности, неровная работа двигателя, повышенный расход масла, стуки в двигателе | Капитальный ремонт двигателя |
Низкое компрессионное давление в одном или нескольких цилиндрах | Снижение мощности, неровная работа двигателя, затрудненный запуск | Проверка компрессии, ремонт двигателя |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему может троить двигатель:
-
Неисправности системы зажигания: Одной из самых распространенных причин, по которой двигатель может троить, является неисправность свечей зажигания или катушек зажигания. Если одна из свечей не работает должным образом, это может привести к неправильному сгоранию топлива в одном из цилиндров, что вызывает “троение”. Интересно, что даже небольшие загрязнения на свече могут существенно повлиять на работу двигателя.
-
Проблемы с подачей топлива: Троение двигателя также может быть вызвано недостаточной подачей топлива. Это может происходить из-за засорения топливного фильтра, неисправности топливного насоса или проблем с инжекторами. Например, если один из инжекторов не распыляет топливо должным образом, это может привести к тому, что один из цилиндров не получает необходимое количество топлива, что и вызывает троение.
-
Неисправности в системе впуска: Еще одной причиной троения может быть утечка воздуха в системе впуска. Если в системе есть трещины или повреждения, это может привести к неправильному соотношению воздуха и топлива, что также вызывает неравномерную работу цилиндров. Интересно, что даже небольшие утечки могут значительно повлиять на производительность двигателя, что делает диагностику и устранение таких проблем важными для поддержания его исправности.
Карбюраторный двигатель
Карбюратор может вызывать дергание и глохание двигателя при нагреве. Одной из причин является перелив топлива в поплавковой камере, что происходит, когда уровень жидкости слишком высок. Возможные причины:
- Неверная настройка уровня топлива.
- Утрата герметичности поплавка.
- Дефект игольчатого клапана.
- Слишком жесткая пружина бензонасоса, не позволяющая игольчатому клапану справляться с высоким давлением.
- Тонкая прокладка между бензонасосом и теплоизолирующей прокладкой, что может повысить давление и вызвать перелив.
- Переобогащение топливной смеси из-за разрыва диафрагмы экономайзера.
Хотя карбюратор не всегда является причиной проблем с двигателем, его следует рассматривать как одну из возможных причин неисправностей.
Наиболее характерные причины нестабильной работы мотора
Частые причины нестабильной работы мотора:
- Пониженная компрессия в одном из цилиндров (ниже 10 кг/см2).
- Разрыв диафрагмы вакуумного усилителя тормозов. Для диагностики вытащите наконечник шланга из резинового переходника в корпусе вакуума и заткните его пальцем. Если перебои в работе двигателя прекратятся, то виновник найден. Если нет, осмотрите шланг. Он не должен быть жестким, и иметь трещины. В противном случае он может быть виновником подсоса воздуха. Чтобы проверить это, снимите шланг со впускного коллектора и заткните отверстие в штуцере пальцем. В случае бесперебойной работы двигателя вам предстоит всего лишь замена шланга. Подсос воздуха во впускной коллектор сильно обедняет топливо-воздушную смесь. Это и приводит к неустойчивой работе двигателя. Особенно затрагивает это работу наиболее удаленных от карбюратора цилиндров: четвертого и третьего.
- Недостаточная мощность искры. Визуально оценить искру можно следующим образом. Высоковольтный провод, идущий от катушки зажигания, выньте из гнезда крышки трамблера. Закрепите вынутый конец в 5 мм от массы. Прокрутите мотор стартером. Искра, пробивающая этот промежуток, должна быть синего цвета и толстой. Тоненькая красноватого цвета искра, как правило, недостаточно мощная и может быть причиной нестабильной работы двигателя. Причиной недостаточной мощности искры может быть слишком большой или маленький зазор между контактами прерывателя или подгоревшие контакты, а также окислившаяся клемма питания катушки, плохой контакт ее корпуса с массой и дефекты ее резистора.
- Износ подшипника трамблера в результате чего опережение зажигания в зависимости от разряжения за дроссельной заслонкой будет меняться не плавно, а скачками к тому же величина зазора между контактами прерывателя тоже будет меняться в процессе работы двигателя, что также не способствует бесперебойной работе.
- Неисправная свеча зажигания. Пропуски в зажигании, как правило, бывают из-за пробоя изолятора центрального электрода. След этого пробоя похож на светлую черточку вдоль изолятора. Эта неисправность устраняется только заменой свечи.
Методы диагностики и устранения проблем с троением двигателя
Троение двигателя — это явление, при котором работа мотора становится нестабильной, что проявляется в потере мощности, увеличении расхода топлива и повышении вибраций. Для диагностики и устранения проблем с троением двигателя необходимо использовать комплексный подход, который включает в себя как визуальный осмотр, так и применение специализированного оборудования.
Первым шагом в диагностике является визуальный осмотр двигателя и его компонентов. Необходимо проверить наличие видимых повреждений, утечек масла или охлаждающей жидкости, а также состояние проводки и соединений. Обратите внимание на состояние свечей зажигания: если они загрязнены или имеют неправильный зазор, это может привести к неправильному сгоранию топлива и, как следствие, к троению.
Следующим этапом является проверка системы зажигания. Для этого можно использовать тестер для проверки искры на свечах. Если искра отсутствует или имеет слабый характер, необходимо проверить катушки зажигания, провода и распределитель зажигания (если он есть). Замена неисправных компонентов может значительно улучшить работу двигателя.
Также важно проверить систему подачи топлива. Это включает в себя проверку топливного насоса, фильтров и инжекторов. Неправильное давление топлива или загрязненные инжекторы могут привести к недостаточному поступлению топлива в цилиндры, что также вызывает троение. Для диагностики можно использовать манометр для измерения давления в системе подачи топлива и очистить инжекторы с помощью специальных средств.
Не менее важным аспектом является проверка системы впуска и выпуска. Убедитесь, что нет утечек воздуха в системе впуска, а также проверьте состояние каталитического нейтрализатора и глушителя. Забитый каталитик может вызвать обратное давление, что негативно сказывается на работе двигателя.
Для более глубокой диагностики можно использовать диагностическое оборудование, такое как сканеры OBD-II. Они позволяют считывать коды ошибок и параметры работы двигателя в реальном времени. Это может помочь выявить проблемы с датчиками, такими как датчик массового расхода воздуха (MAF) или датчик кислорода (O2), которые могут влиять на качество смеси и, как следствие, на работу двигателя.
После выявления причин троения, необходимо приступить к устранению проблем. Это может включать в себя замену неисправных компонентов, очистку систем или регулировку параметров работы двигателя. Важно помнить, что игнорирование проблемы может привести к более серьезным повреждениям двигателя, поэтому диагностику и устранение проблем следует проводить своевременно.
Вопрос-ответ
Можно ли ездить на машине, если она троит?
Сразу же возникает вопрос: а можно ли ездить с двигателем, работающем в таком состоянии? В принципе, если у вас нет возможности устранить неисправность на месте, то можно ехать дальше. Но долгое время ездить с неработающим цилиндром опасно. Это чревато последствиями.
Как понять, что троят свечи?
Как понять, что двигатель троит? Резко падают все характеристики. Холостые обороты плавают, машина неохотно идет на разгон, возможны прострелы в глушитель и рывки. Часто ощущается запах бензина в выхлопе и иные, нетипичные для штатной работы симптомы. На панели загорается индикатор Check Engine.
Как понять, что двигатель троит?
Троить мотор может по двум основным причинам: или топливную смесь нечем поджечь, или в цилиндре нечему гореть. Чаще всего «троение» вызывается неисправностью системы зажигания. К примеру, изношенные свечи могут выдавать искру с перебоями или недостаточной мощности.
Что делать, чтобы двигатель не троил?
Прежде всего, необходимо проверить давление в системе подачи топлива. Если давление недостаточное, значит, нужно разобраться с работой топливного насоса или клапаном давления. Недостаток топлива вынуждает двигатель троить. Если давление в порядке, ищите решение в форсунках.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте систему зажигания. Часто причиной троения двигателя могут быть неисправные свечи зажигания или провода. Замените их, если они изношены, и убедитесь, что все соединения надежны.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на топливную систему. Забитый фильтр или неисправный насос могут привести к недостатку топлива в цилиндрах. Регулярно проверяйте и при необходимости заменяйте топливный фильтр.
СОВЕТ №3
Проверьте компрессию в цилиндрах. Низкая компрессия может быть следствием износа поршневых колец или повреждения клапанов. Используйте компрессометр для диагностики и, если необходимо, обратитесь к специалисту для ремонта.
СОВЕТ №4
Не игнорируйте ошибки в системе управления двигателем. Подключите автомобиль к диагностическому сканеру, чтобы выявить возможные коды ошибок. Это поможет быстро определить источник проблемы и устранить ее.