В автомобиле тахометр позволяет контролировать обороты двигателя и оптимизировать его работу. Правильный выбор и установка электронного тахометра повышают комфорт и безопасность вождения, а также помогают избежать перегрева и износа двигателя. В этой статье мы рассмотрим, как выбрать подходящий тахометр для вашего автомобиля и объясним процесс его установки, что позволит выполнить эту задачу самостоятельно и с минимальными затратами.
Как работает электронный тахометр
Датчики оборотов фиксируют вращения коленчатого вала двигателя и генерируют электрические импульсы, преобразуемые в числовые значения тахометром. В отличие от аналоговых моделей с стрелочной индикацией, электронный тахометр предоставляет точное цифровое значение частоты вращения. Ошибка измерений не превышает 100 оборотов в минуту, тогда как у аналоговых приборов этот показатель может достигать 500 оборотов в минуту.
При выборе и установке электронного тахометра в автомобиле эксперты рекомендуют учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, важно определить тип тахометра, который будет совместим с конкретной моделью автомобиля. Некоторые устройства требуют подключения к бортовой системе, в то время как другие могут работать автономно.
Во-вторых, стоит обратить внимание на качество и точность измерений. Рекомендуется выбирать тахометры от известных производителей, которые предоставляют гарантии и имеют положительные отзывы пользователей.
Установка тахометра должна проводиться с соблюдением всех инструкций производителя. Эксперты советуют доверить эту работу профессионалам, чтобы избежать возможных ошибок, которые могут привести к неправильной работе устройства или повреждению автомобиля. Правильный выбор и установка тахометра обеспечат точные данные о работе двигателя и помогут водителю лучше контролировать его состояние.
Устройство
Автомобильный электронный тахометр состоит из:
- цифрового табло;
- микропроцессора;
- микросхемы;
- контрольного датчика на клапане холостого хода;
- счетчика (преобразователя).
Как уже было указано, показания прибора выводятся на табло. Питание прибора осуществляется от бортовой сети автомобиля с напряжением 12 В. Значение силы потребляемого тока составляет до 120 мА.
Еще одно достоинство, которым обладает автомобильный электронный тахометр по сравнению с аналоговым, — возможность сочетания в одном приборе различных функций:
- таймера;
- будильника;
- счетчика пробега;
- измерителя напряжения;
- измерителя угла замкнутого состояния контактов (УЗКС) прерывателя напряжения.
Характеристика тахометра | Описание | Советы по выбору и установке |
---|---|---|
Тип тахометра | Механический (с тросиком), электронный (с датчиком) | Для современных автомобилей предпочтительнее электронный, так как он более точен и не требует механического соединения с двигателем. |
Способ подключения | Подключение к катушке зажигания, к ЭБУ (электронному блоку управления), беспроводной (Bluetooth, WiFi) | Подключение к ЭБУ обеспечивает наибольшую точность, но требует определенных навыков. Подключение к катушке зажигания проще, но может быть менее точным. Беспроводной вариант удобен, но может быть менее надежным. |
Функциональность | Отображение оборотов двигателя, пиковые обороты, часы, вольтметр, индикаторы перегрева, предупреждения о превышении оборотов | Выбирайте функциональность, необходимую именно вам. |
Диапазон измерения | Обычно от 0 до 8000 об/мин, но может варьироваться в зависимости от модели двигателя. | Убедитесь, что диапазон измерения соответствует характеристикам вашего двигателя. |
Способ установки | Встраивание в приборную панель, крепление на руле, на лобовом стекле, на торпедо | Выберите место установки, обеспечивающее хорошую видимость и удобство использования. |
Питание | От бортовой сети автомобиля (12В) | Проверьте соответствие напряжения питания тахометра напряжению бортовой сети вашего автомобиля. |
Цена | От бюджетных до премиальных моделей | Цена зависит от функциональности, бренда и качества. |
Производитель | Известные бренды, малоизвестные производители | Выбирайте тахометры от известных производителей, чтобы гарантировать качество и надежность. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о выборе и установке электронного тахометра в автомобиле:
-
Типы тахометров: Существуют разные типы электронных тахометров, включая аналоговые и цифровые. Аналоговые тахометры имеют стрелку, которая указывает на обороты двигателя, в то время как цифровые отображают данные в числовом формате. Выбор между ними зависит от предпочтений водителя и стиля вождения.
-
Подключение к бортовой системе: Современные электронные тахометры могут подключаться не только к проводам зажигания, но и к бортовой системе автомобиля через OBD-II (On-Board Diagnostics). Это позволяет получать более точные данные о работе двигателя и упрощает установку, так как не требуется вмешательство в проводку.
-
Калибровка и точность: После установки тахометра важно провести его калибровку для обеспечения точности показаний. Некоторые модели имеют функцию автоматической калибровки, что значительно упрощает процесс. Неправильная калибровка может привести к ошибочным показаниям, что в свою очередь может повлиять на управление автомобилем и его производительность.
Перед установкой
Некоторые малые автомобили в стандартной комплектации не имеют тахометра, что затрудняет получение информации о работе двигателя. Поэтому многие владельцы устанавливают электронный тахометр. Для тех, кто предпочитает стрелочные приборы, электронный тахометр обеспечивает более точные данные, новые функции и улучшает внешний вид интерьера.
Электронные тахометры предназначены для двигателей с разным количеством цилиндров, что должно быть указано в характеристиках. Установка тахометра на двигатель с другим количеством цилиндров приведет к неверным показаниям.
При покупке тахометра важно изучить его технические параметры и уточнить у продавца совместимость с вашим автомобилем. Алгоритмы работы тахометров для бензиновых и дизельных двигателей различаются, хотя существуют универсальные модели.
Метод установки тахометра зависит от его размеров и дизайна. Его можно закрепить на «торпедо» с помощью двухстороннего скотча или кронштейна, либо установить в панели, заменив другое оборудование, например, часы.
Модели электронных тахометров
Helios 148/360/361/500
Приобретают привычный дизайн. Эти устройства предназначены для автомобилей с карбюраторными моторами от 1 до 16 цилиндров и устанавливаются на верхней части панели приборов.
Преимущества серии — доступная цена и широкий спектр функций, включая таймер для парковки и имитацию сигнализации. Погрешность измерений составляет до 5 об/мин. Модели отличаются схемой управления (однокнопочные или двухкнопочные), количеством сегментов на дисплее (от 3 до 5) и возможностью регулировки яркости индикатора.
Multitronics
Тахометры Multironics DD5/DM10/DM20 менее универсальны. Из них только первая модель имеет в качестве дополнительных функций часы и таймер, автоматическую регулировку яркости дисплея, в остальных имеется только вольтметр. Погрешность измерения несколько выше – при 2000 об/мин она составляет 10 об/мин, а при больших оборотах – до 3%. DD5 отличается также тем, что может применяться для широкого спектра двигателей – с 2, 4, 5, 6 и 8 цилиндрами как бензиновых, так и дизельных. DM10/DM20 предназначены только для четырехцилиндровых бензиновых двигателей. Для дизелей предлагаются модели DM11/DM12/DM20D. Крепление данных тахометров также осуществляется на двухсторонний скотч.
Амфитон-219/250
Эти модели привлекают дизайном и индикаторами, меняющими цвет в зависимости от нагрузки на двигатель. Они предназначены для карбюраторных четырехцилиндровых двигателей. Среди дополнительных функций — вольтметр, измеритель уровня заряда аккумулятора и система контроля работы регулятора напряжения. Амфитон-250 также оснащен таймером и защитой от короткого замыкания. Модели крупнее предыдущих, а их диапазон измерений ограничен: от 400 до 5990 об/мин.
Подключение – бензиновый двигатель
В случае бензинового двигателя автомобильный электронный тахометр подключается в следующем порядке:
- Черный контактный провод необходимо подключить к «массе» автомобиля.
- Красный провод соединяется с клеммой замка зажигания. Таким образом, при включенном зажигании на устройство будет приходить напряжение 12 В.
- Подключение третьего провода, который может иметь разные цвета, зависит от типа системы зажигания на конкретном автомобиле. При контактной системе зажигания подключение производится через прерыватель-распределитель. При бесконтактной системе провод подсоединяется к коммутатору напряжения или к выводу катушки зажигания.
- Если в тахометре предусмотрена подсветка, она замыкается на провод питания габаритных огней.
- При наличии среди дополнительных функций устройства вольтметра, он имеет отдельный провод, который должен быть соединен с «плюсом» аккумулятора.
Подключение – дизельный двигатель
На автомобилях с дизельным двигателем порядок подключения следующий:
- Снимите защитный кожух генератора. Для этого потребуется смотровая яма, эстакада или подъемник.
- Подключите выходной провод к клемме генератора с обозначением «W». Если такой клеммы нет, разберите генератор. Отключите один из проводов от обмотки к выпрямителю и соедините его с проводом тахометра, тщательно заизолировав соединение. Затем соберите и установите генератор обратно.
Рекомендуется также замкнуть контакт масляного насоса, чтобы избежать ложного срабатывания лампы аварийного давления масла при определенных оборотах двигателя.
Настройка и калибровка тахометра после установки
После установки электронного тахометра в автомобиль, крайне важно провести его настройку и калибровку. Это позволит обеспечить точность измерений и корректную работу устройства. Процесс настройки может варьироваться в зависимости от модели тахометра и особенностей автомобиля, но в целом включает несколько ключевых этапов.
1. Подключение тахометра к бортовой сети
Первым шагом является подключение тахометра к бортовой сети автомобиля. Убедитесь, что все соединения выполнены правильно и надежно. Неправильное подключение может привести к некорректной работе устройства. Обычно тахометр подключается к источнику питания, заземлению и сигналу от датчика оборотов двигателя.
2. Выбор типа сигнала
Следующий этап — выбор типа сигнала, который будет использоваться тахометром. В зависимости от конструкции автомобиля, тахометр может получать сигнал от различных источников: от датчика на распределительном валу, от генератора или от блока управления двигателем. Убедитесь, что выбранный вами тип сигнала соответствует вашему автомобилю.
3. Калибровка тахометра
Калибровка тахометра — это процесс, который позволяет настроить устройство для точного отображения оборотов двигателя. Для этого вам потребуется:
- Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу.
- Сравнить показания тахометра с эталонными значениями, которые можно получить с помощью диагностического оборудования или другого надежного источника.
- Если показания отличаются, используйте регулятор калибровки на тахометре, чтобы отрегулировать его показания до соответствия эталонным.
4. Проверка на различных режимах работы
После калибровки рекомендуется проверить работу тахометра на различных режимах работы двигателя. Убедитесь, что показания тахометра корректны как на холостом ходу, так и при увеличении оборотов. Это поможет выявить возможные ошибки в настройках и позволит внести необходимые коррективы.
5. Завершение настройки
После завершения всех этапов настройки и калибровки, убедитесь, что все соединения надежны, а тахометр установлен в удобном для водителя месте. Проверьте, чтобы он был хорошо виден и не отвлекал внимание во время вождения.
Правильная настройка и калибровка тахометра — это залог его точной работы и долговечности. Не пренебрегайте этим процессом, так как от этого зависит не только комфорт, но и безопасность вождения.
Вопрос-ответ
Куда подключается датчик тахометра?
Почти все тахометры снабжены подсветкой циферблата. Ее нужно подключить к габаритным огням вашего автомобиля. Для этого найдите соответствующую клемму на замке зажигания.
Как подключить китайский цифровой тахометр?
Подключается всё максимально просто: красный провод + от зажигания, чёрный – масса, жёлтый идёт на конец первичной обмотки катушки зажигания. Работает прибор следующим образом: пока не приходят импульсы с катушки зажигания, он показывает напряжение. Завели мотор, пошли импульсы – включается режим тахометра.
Сколько стоит установка тахометра?
В общей сложности замена тахометра обойдется вам примерно в 160–360 долларов.
Можно ли установить тахометр на автомобиль?
Как показывает практика, тахометр может быть установлен на автомобиль любой марки, независимо от того, предусматривался ли он в его оборудовании или нет. И не важно, какой двигатель установлен на машине – бензиновый или дизельный. В случае выхода его из строя всегда можно заменить на новый.
Советы
СОВЕТ №1
Перед покупкой электронного тахометра убедитесь, что он совместим с вашим автомобилем. Проверьте технические характеристики и тип подключения, чтобы избежать проблем с установкой и работой устройства.
СОВЕТ №2
При установке тахометра следуйте инструкциям производителя. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать повреждений автомобиля или неправильной работы устройства.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на дополнительные функции тахометра, такие как подсветка, возможность подключения к другим системам автомобиля или наличие памяти для хранения данных. Это может значительно повысить удобство использования устройства.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте и калибруйте тахометр, чтобы обеспечить его точность. Неправильные показания могут привести к неправильной эксплуатации двигателя и, как следствие, к его повреждению.