Электронная тонировка — решение для автомобилистов, позволяющее регулировать степень затемнения стекол в зависимости от освещения и предпочтений. В статье рассмотрим три основных вида электронной тонировки, их преимущества и недостатки, а также советы по самостоятельной установке. Понимание типов тонировки поможет сделать осознанный выбор и обеспечить комфорт в автомобиле.
Разрешена ли электронная тонировка?
В российском законодательстве отсутствует явный запрет на конкретный тип тонировки. К любым затемняющим покрытиям, которые наносятся на автомобильные стекла, предъявляются единые требования:
- Для ветрового стекла – не менее 75% светопропускной способности;
- Для боковых и заднего стекол – не менее 70% светопропускной способности.
Если электронная тонировка, находясь в активном состоянии, соответствует указанным параметрам, то у сотрудников ГИБДД не будет оснований для ее запрета. В противном случае водителю грозит штраф в размере 500 рублей (данная сумма актуальна на 2020 год). При оплате штрафа в течение первых 60 дней после его оформления, сумма снижается вдвое.
Обратите внимание! В 2020 году инспекторы больше не будут требовать от водителей снятия тонировки, как это было ранее. Вместо этого нарушителям будут назначаться штрафы до тех пор, пока их автомобили не приведут в соответствие с установленными нормами.
Электротонировка представляет собой современное решение для управления светопропусканием в помещениях и автомобилях. Эксперты выделяют три основных вида этой технологии. Первый — это электростатическая тонировка, которая изменяет прозрачность стекла под воздействием электрического поля. Второй вид — это жидкокристаллическая тонировка, где специальные кристаллы меняют свою ориентацию при подаче электрического тока, что позволяет регулировать уровень затемнения. Третий вид — это пленки с изменяемой прозрачностью, которые активируются с помощью электрического тока и могут быть использованы как в интерьере, так и в автомобилях. Все три технологии обеспечивают не только комфорт, но и защиту от ультрафиолетовых лучей, что делает их популярными среди потребителей.
Виды электронной тонировки
По технологии нанесения, ценовой категории и качеству материала электронная тонировка делится на три типа:
- Электронная тонировка, с применением SPD технологии;
- Монохромная тонировка, с применением PDLC технологии;
- Двойной стеклопакет.
Чаще всего на рядовых автомобилях встречаются второй и третий типы тонировки. А вот SPD технологию в основном применяют на моделях люксового сегмента.
Тип электротонировки | Описание | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|---|
Пленочная электротонировка | Многослойная пленка с жидким кристаллом между поляризационными слоями. Изменение напряжения изменяет прозрачность. | Быстрая перемена прозрачности, относительно недорогая, легко устанавливается. | Менее эффективна в блокировании тепла по сравнению с другими типами, может искажать изображение при определенных углах обзора. |
Жидкокристаллическая электротонировка (PDLC) | Жидкокристаллическая суспензия между двумя прозрачными электродами. При подаче напряжения кристаллы выстраиваются, обеспечивая прозрачность. | Хорошая светопропускаемость в прозрачном состоянии, относительно высокая эффективность блокировки тепла. | Более высокая стоимость по сравнению с пленочной, более сложная установка. |
Электрохромная электротонировка | Использует электрохромные материалы, изменяющие свою оптическую плотность при подаче напряжения. | Высокая эффективность блокировки тепла и света, длительный срок службы, плавная регулировка прозрачности. | Высокая стоимость, медленная скорость переключения прозрачности. |
Интересные факты
Электротонировка — это современный метод затемнения стекол, который позволяет изменять степень прозрачности стекла с помощью электрического тока. Вот несколько интересных фактов об этом процессе и его видах:
-
Принцип работы: Электротонировка основана на использовании специальных материалов, таких как жидкие кристаллы или электропроводящие пленки. При подаче электрического тока эти материалы изменяют свою структуру, что позволяет регулировать уровень светопропускания. Это делает возможным быстрое и удобное изменение освещения в помещении или автомобиле.
-
Три вида электротонировки:
- Электрохромные стекла: Эти стекла меняют цвет под воздействием электрического тока, что позволяет регулировать уровень затемнения. Они часто используются в автомобилях и современных зданиях для управления солнечным светом и теплом.
- Стекла с жидкими кристаллами: Эти стекла могут быть прозрачными или матовыми в зависимости от подаваемого напряжения. Они идеально подходят для создания приватных пространств, так как могут мгновенно превращаться из прозрачных в непрозрачные.
- Пленки с электропроводящими свойствами: Эти пленки наклеиваются на обычные стекла и позволяют управлять их затемнением. Они могут быть использованы как в автомобилях, так и в интерьере зданий, обеспечивая гибкость в дизайне и функциональности.
-
Энергоэффективность: Использование электротонировки может значительно снизить затраты на кондиционирование воздуха и отопление, так как регулируя уровень солнечного света, можно поддерживать комфортную температуру в помещениях. Это делает электротонировку не только удобным, но и экономически выгодным решением.
Электронная тонировка SPD технология
Электронная тонировка, основанная на технологии SPD, представляет собой процесс нанесения на стекло специальной пленки, содержащей стержнеобразные частицы. Эти частицы состоят из жидкости, которая не проводит электрический ток. В состоянии без напряжения частицы располагаются беспорядочно под пленкой, создавая плотный защитный слой, который препятствует проникновению света в салон автомобиля.
При подаче электрического напряжения частицы начинают выстраиваться в ряд, увеличивая расстояние между собой. Чем выше напряжение, тем больше расстояние между частицами. В результате этого процесса стекло способно изменять свою светопропускную способность в диапазоне от 10-15% до 80-90%, и наоборот. Внешне такая тонировка практически не отличается от традиционной пленки.
Важно! В России пленка и стекла с технологией SPD не производятся. Приобрести такую тонировку можно только в США. Поэтому электронная тонировка SPD не пользуется высокой популярностью.
Принцип работы
Электрохромная пленка устанавливается на любое автомобильное стекло, в четыре простых шага:
- Удаление старой пленки с окон (если на окнах машины уже есть тонировка, то ее обязательно следует удалить, используя фен, мыльный раствор и шпатель);
- Очищение поверхности окна от грязи, пыли и остатков клея (окно промывается не менее двух раз, после чего его нужно протереть насухо);
- Нанесение мыльного раствора на рабочую поверхность (перед тем, как положить электрохромную пленку на окно, его нужно обработать мыльным раствором);
- Установка электрохромной пленки (клеить такую пленку нужно очень медленно, не допуская образования воздушных пузырей. Они в дальнейшем станут причиной некорректной работы тонировки. Для большего удобства рекомендуется использовать резиновый шпатель и фен).
К наклеенной пленке подводится два провода, ведущие к контроллеру. Их нужно хорошо заизолировать, чтобы обеспечить контакт. На контроллере есть всего одна кнопка, которая постепенно наращивает силу тока, подаваемого на стекло. За счет этого окна автомобиля затемняются, создавая до 5-10 % светопропускаемости.
Обслуживание стекол с тонировкой SPD технология
Чтобы гарантировать долговечность SPD пленки или стекла, достаточно придерживаться трех простых рекомендаций:
- Очищайте окна автомобиля только мягкой губкой, избегая фибровых материалов (температура воды не влияет на тонировку, как и используемые моющие средства, к которым нет особых требований);
- Не позволяйте воде и влаге долго оставаться на стекле (после мойки рекомендуется тщательно вытирать поверхность, используя хлопковые салфетки или обычную туалетную бумагу);
- Обратите внимание на изоляцию контактов, которые соединяют SPD тонировку с контроллером (провода должны находиться на максимально ровной поверхности. Избегайте их изгиба. Места соединений тщательно изолируйте специальной лентой).
При соблюдении этих рекомендаций SPD стекло прослужит не менее 10 лет. Для пленки этот срок сокращается почти вдвое.
Монохромная тонировка PDLC технология
Монохромная тонировка с применением PDLC технологии заключается в установке на автомобиль специального смарт-стекла, состоящего из жидких кристаллов и полимерного материала. В деактивированном состоянии кристаллы свободно перемещаются между двумя защитными пленками, не вступая в реакцию с полимерами. За счет этого на стекле образуется плотный слой, обеспечивающий максимальное отражение солнечных лучей.
Под воздействием электричества между двумя защитными пленками образуется силовое поле, которое приводит кристаллы и полимеры в движение. В результате такой реакции кристаллы соединяются между собой, образуя вкрапления. Таким образом плотность тонировочного слоя уменьшается, а свето-пропускная способность стекла наоборот, увеличивается.
Дополнительная информация! Технология PDLC тонировки принадлежит корейской компании DM DISPLAY. Поэтому ее стоимость существенно уступает американскому аналогу. Это и порождает широкий спрос на PDLC технологию в странах СНГ.
Монохромная пленка Smart Glass
Монохромная пленка Smart Glass представляет собой клеевую пленку, размещенную между двумя стеклянными слоями, формируя триплекс. Эта пленка состоит из двух слоев, а пространство между ними заполнено жидкими кристаллами и полимерными материалами. В состоянии покоя жидкие элементы пленки остаются неподвижными, образуя сплошной защитный экран. Однако, как только к пленке подается электрический ток через медные провода, она начинает функционировать.
Обслуживание стекол с тонировкой PDLC технология
Пленка и стекло PDLC спокойно переносят высокие и низкие температуры, поэтому мыть их можно как горячей, так и холодной водой. Не запрещено добавлять моющие средства разного происхождения. Они также не оказывают влияния на стекло и пленку. Главное – использовать мягкую губку, без фибрового покрытия.
После мытья окна желательно вытирать насухо, используя хлопчатобумажные салфетки или туалетную бумагу. Эту же процедуру следует производить и при появлении конденсата.
Особое внимание уделяется контактам системы. Они должны иметь хорошую изоляцию, и минимальное количество сгибов. Это позволит тонировке прослужить около 7-8 лет.
Тонировка двойным стеклом – «электро-тонировка»
Технология двойного стекла представляет собой наиболее простой способ достижения эффекта электро-тонировки. Суть ее заключается в установке двух стекол в одну дверную раму: одно из них остается прозрачным, а другое – тонированным. Каждое стекло оснащается отдельными направляющими, которые монтируются под дверной картой, а также одной направляющей на самой дверной раме.
Внешнее стекло должно быть прозрачным, в то время как внутреннее – тонированным. Для переключения между стеклами требуется установить два отдельных электродвигателя, которые будут поочередно поднимать и опускать стекла. Управление этими двигателями осуществляется с помощью отдельных контроллеров, размещенных в поручне двери.
Обратите внимание! Технология двойного стекла является наиболее экономичным вариантом. Поэтому она идеально подходит для автомобилей бюджетного сегмента, таких как Лада Калина, Лада Гранта, Лада Приора и другие.
Обслуживание стекол с тонировкой двойные стекла
Триплексное стекло разрешается мыть теплой или холодной водой, с применением химических очистителей. Двойная тонировка не боится твердых мочалок, в том числе и с фибровым покрытием. Единственное, на что нужно обращать внимание при мойке двойных стекол – скопление воды между окнами и на направляющих.
После мытья двойные стекла нужно поочередно вытирать насухо, с применением хлопчатобумажных салфеток или туалетной бумаги, и оставлять на проветривание. Для этого одно из стекол нужно опустить в нижнее положение. В противном случае влага вызовет ржавчину на металлических деталях конструкции.
Электро-тонировка On Glass
Электро-тонировка On Glass представляет собой высококачественный заливной триплекс, созданный с применением 3D матрицы. Основой этого продукта является SPD технология, которая включает в себя два ключевых компонента: прочную специальную пленку и жидкие стержнеобразные частицы.
В состоянии покоя эти частицы располагаются хаотично по всей поверхности, формируя плотный светоотражающий шар. При подаче электрического тока стержнеобразные элементы начинают выстраиваться в определённом порядке, создавая сетку, через которую свет проникает в салон автомобиля. Для наблюдателя этот эффект выглядит как обычное затемнение стекла.
Обслуживание стекол с тонировкой On Glass
Для сохранения заводского состояния стекол On Glass достаточно придерживаться стандартных правил обслуживания:
- Мыть окна с использованием мягкой мочалки, без фибровой поверхности (моющие средства не оказывают негативного воздействия на тонировку, поэтому их можно добавлять в воду. Сама же вода может иметь как низкую, так и высокую температуру. Это скажется лишь на качестве мытья);
- Не оставлять влагу на поверхности тонировки (после мытья окна необходимо протирать хлопчатобумажной салфеткой или туалетной бумагой. Эти материалы хорошо впитывают влагу. Тоже самое касается и скопления конденсата);
- Следить за изоляцией проводов (провода, соединяющие стекло и контроллер, должны иметь пластиковую изоляцию. При их установке желательно выбирать наиболее прямую траекторию, чтобы избежать изгибов. Также следует обработать места стыков и соединений проводов изолирующей лентой).
Тонировка On Glass пользуется широкой популярностью из-за того, что она позволяет воссоздавать любой размер окна, путем использования 3D матрицы.
Тонировка Vario Plus Sky
Технология Vario Plus Sky представляет собой многослойное смарт-стекло, которое обеспечивает светоотражение до 96%. Кроме того, тонировка Vario Plus Sky эффективно задерживает тепло, что положительно сказывается на общем уровне комфорта в салоне автомобиля. Благодаря своей многослойной структуре стекло Vario Plus Sky способно выдерживать значительные удары, достигающие 800 Дж (для разрушения обычного стекла требуется всего 200 Дж).
Важно! Многослойная конструкция стекла Vario Plus Sky также увеличивает вес всей дверной конструкции. Это может привести к более быстрому износу петель на дверях и раме.
Стекла Vario Plus
Из-за большого веса (более 1,5 кг) стекла Vario Plus Sky требуют большего расхода электроэнергии АКБ. Усугубляет ситуацию большое количество слоев защитной пленки. По конструкции они всегда должны находится под натяжением. А достичь этого эффекта можно только при дополнительном расходе заряда аккумулятора.
Стекла Vario Plus Sky производятся только в Америке. В России такая технология тонировки доступна только под заказ, за довольно крупную сумму. А сама установка таких стекол не может производится собственноручно. Для их монтажа требуется мастер с соответствующим образованием.
Обслуживание стекол с тонировкой Vario Plus Sky
Тонировка Vario Plus Sky не требует особого ухода. Чтобы триплекс-стекло служило как можно дольше, достаточно соблюдать несколько простых рекомендаций:
- Очищайте его мягкой губкой, избегая использования фибровых материалов (вода может быть любой температуры, это не повлияет на качество стекла. Также можно применять любые химические чистящие средства);
- Удаляйте остатки влаги и конденсата (для предотвращения проблем с механизмом Vario Plus Sky стекло следует тщательно протирать хлопчатобумажной салфеткой или туалетной бумагой);
- Обращайте внимание на изоляцию проводов (проводка внутри двери должна находиться в максимально прямом положении, без изгибов. Стыки и соединения необходимо изолировать специальной лентой).
Срок службы тонировки Vario Plus Sky составляет 5-6 лет. Поэтому такая технология не пользуется широкой популярностью.
Электрохромная пленка
Электрохромная пленка по своему типу действия напоминает SPD и PDLC технологии: под воздействием электричества жидкие частицы начинают двигаться, образуя пустые поля, что и способствует попаданию света в салон автомобиля. Но в отличие от SPD и PDLC технологий в состав электрохромной пленки входят особые химические элементы, действующие по принципу катализатора.
То есть, помимо принудительной реакции на подаваемый ток тонировка будет демонстрировать еще и реакцию на смену температурного режима. А это очень усложняет контроль над свето-пропускной способностью окон.
Важно! После подачи тока пленка сильно нагревается, а потому ее цвет фиксируется на длительное время. А вот в деактивированном состоянии повлиять на свето-пропускную способность пленки может даже окружающая среда.
Обслуживание стекол с электрохромной пленкой
Электрохромная пленка реагирует на изменения температуры, однако температурный режим не влияет на ее качество. Мыть такую пленку можно как холодной, так и горячей водой. Главное – использовать мягкую губку, избегая фибрового покрытия. Для повышения эффективности очистки стекол в воду можно добавлять моющие средства на различных основах.
Электрохромная пленка крайне чувствительна к влаге. Поэтому после мытья ее следует тщательно вытирать, используя туалетную бумагу или хлопковые салфетки. В противном случае влага может повредить проводку, вызвав окислительные процессы.
Контакты на такой тонировке должны быть хорошо изолированы. Особое внимание стоит уделить изгибам проводов и соединениям, так как именно эти участки наиболее подвержены окислению и коротким замыканиям. Для повышения безопасности рекомендуется смазывать стыки солидолом и обматывать их изолентой.
Регулировка уровня затемнения
Регулировка уровня затемнения стекла находит свое применение не только в автомобилях, с целью избегания штрафов, но и в некоторых домах, где конструкция стен не позволяет установить шторы или жалюзи. За счет специальных жидких составов электрическая тонировка может обеспечивать до 4% свето-пропускаемости.
Благодаря жидкой структуре электрическая тонировка может задерживать даже тепло, тем самым влияя на климат в салоне автомобиля. Таким образом многие автовладельцы экономят на кондиционерах в жаркий период года.
Для регулировки уровня затемнения окон достаточно минимального напряжения в 100-110 В. Поэтому электрическая тонировка не садит аккумулятор машины. Ну а за счет многослойной конструкции тонированные стекла могут выдерживать гораздо большую нагрузку, без явных повреждений.
Дополнительная информация! Многослойная конструкция повышает уровень звукоизоляции салона.
Преимущества и недостатки регулируемой тонировки
В отличие от традиционных автомобильных стекол, электрическая тонировка предлагает множество преимуществ:
- Возможность регулировки светопропускания стекла (в темное время суток стандартная тонировка может ухудшать видимость. С помощью регулируемого покрытия можно избежать этого недостатка);
- Дополнительная защита от ультрафиолетового излучения (электрическая тонировка способна блокировать до 95% ультрафиолетовых лучей);
- Экономия на использовании кондиционера и климат-контроля (благодаря своей уникальной структуре, электрическая тонировка помогает удерживать тепло, создавая комфортную прохладу в салоне).
Что касается недостатков электрической тонировки, то к ним можно отнести:
- Высокую стоимость всей системы (включая медную проводку, контроллер и триплекс);
- Невозможность установки своими силами;
- Увеличенный расход аккумулятора из-за постоянного натяжения триплекса;
- Ограниченный ассортимент моделей.
Последний пункт касается только российских владельцев автомобилей. В США электрическая тонировка доступна на рынке без ограничений.
Электронная тонировка из Китая
В России очень широкой популярностью пользуется тонировка в два стекла. А вот технологии SPD и PDLC больше распространенные в Америке. Поэтому купить их можно только по предварительному заказу, потратив не менее 80 тысяч рублей.
Ну а китайский рынок предлагает более дешевые аналоги SPD и PDLC тонировки, с бесплатной доставкой по России. Но это предложение не более, чем «замануха». Ведь за 20-30 тысяч рублей автомобилист рискует купить обычный триплекс, который не будет корректно срабатывать на электрические импульсы. И исправить эту ситуацию путем установки новой проводки не получится. Поэтому лучше не рисковать, и покупать проверенную электрическую тонировку.
Сравнение цены на электро-тонировку
Все три разновидности электрической тонировки имеют свои ценовые категории. Однако, насколько оправдана стоимость каждой из технологий, можно увидеть в таблице ниже:
Название технологии | Цена | Уровень светопропускания | Комплектация | Дополнительные функции |
SPD | 395 – 450 тысяч руб. | От 10 до 90% | Два стекла (или две пленки), медные провода и контроллер | Защита от ультрафиолета, звукоизоляция и теплоизоляция |
PDLC | 55 – 90 тысяч руб. | От 4 до 95% | Два стекла (или две пленки), медные провода и контроллер | Защита от ультрафиолета, звукоизоляция, ударопрочность и теплоизоляция |
Два стекла | 20 – 50 тысяч руб. | От 10 до 95% | Два стекла, одна пленка, медные провода, два контроллера и два электромотора | Звукоизоляция |
Среди всех представленных технологий электрической тонировки, PDLC демонстрирует наилучшие результаты. Ее стоимость достаточно приемлема, а по функциональным возможностям она не уступает американскому аналогу SPD. Двойные стекла имеют наименьшие показатели, поэтому их рекомендуется устанавливать на автомобиль только в исключительных случаях.
Будущее электронной тонировки
Электротонировка, как технология, стремительно развивается и находит всё большее применение в различных сферах. В будущем можно ожидать значительного прогресса в области материаловедения, что позволит создавать более эффективные и долговечные решения для электронной тонировки. Одним из ключевых направлений является улучшение свойств используемых полимеров и жидкокристаллических материалов, что приведет к повышению качества изображения и уменьшению энергопотребления.
Также стоит отметить, что с развитием технологий умных домов и автомобилей, электротонировка станет неотъемлемой частью систем управления освещением и климатом. Например, в автомобилях электротонировка стекол может использоваться для автоматической регулировки уровня солнечного света, что повысит комфорт водителя и пассажиров, а также снизит нагрузку на систему кондиционирования.
Важным аспектом будущего электротонировки является интеграция с системами искусственного интеллекта. Это позволит создавать адаптивные решения, которые будут автоматически подстраиваться под изменения внешних условий, такие как уровень освещенности или температура. Таким образом, электротонировка сможет не только улучшить визуальный комфорт, но и способствовать экономии энергии.
Кроме того, ожидается, что с развитием технологий 3D-печати и наноматериалов, электротонировка станет доступной для более широкого круга пользователей. Это может привести к появлению новых продуктов и решений, которые будут использоваться не только в автомобилях и зданиях, но и в мобильных устройствах, таких как смартфоны и планшеты.
Таким образом, будущее электротонировки выглядит многообещающе. С каждым годом мы будем наблюдать за новыми инновациями и улучшениями в этой области, что сделает нашу жизнь более комфортной и удобной.
Вопрос-ответ
Что такое электронная тонировка?
Электронная тонировка — это вид тонировки, который позволяет настраивать светопропускаемость стекол по желанию автовладельца. При этом изменение параметров прохождения света занимает всего несколько секунд.
Что будет за электронную тонировку?
Электронная тонировка не учтена в правилах дорожного движения, поэтому и штрафы за ее применение не накладываются. Это связано с тем, что выявить применение такой технологии технически нереально.
Советы
СОВЕТ №1
Перед выбором типа электротонировки, внимательно изучите все доступные варианты. Сравните преимущества и недостатки каждого из трех видов, чтобы выбрать тот, который лучше всего соответствует вашим потребностям и стилю автомобиля.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на качество материалов и технологий, используемых в процессе электротонировки. Высококачественные пленки и оборудование обеспечат долговечность и эффективность тонировки, а также защитят ваши окна от повреждений.
СОВЕТ №3
Не забывайте о юридических аспектах. Ознакомьтесь с местными законами и правилами относительно уровня затемнения стекол, чтобы избежать штрафов и проблем с инспекцией.
СОВЕТ №4
Рекомендуется обращаться к профессионалам для установки электротонировки. Опытные мастера смогут гарантировать качественное выполнение работы и минимизировать риск появления пузырьков или других дефектов на пленке.