Колея- как ехать?
В чем опасность?
Колея может представлять собой различную опасность в зависимости от конкретных дорожных условий. Обычно она «накатывается» в нескольких направлениях, подмерзает и превращается в конкретное препятствие для водителей, которые хотят совершить какой-либо маневр в сторону. Только если ширина колесной базы машины идеально вписываются в ширину колеи, вам обеспечено довольно спокойное движение по ней. Однако, на изгибах и неровностях колеса могут удариться о стенку, что приведет к выбросу автомобиля, его развороту и скольжению. Если дорожный просвет не большой, а колея уже хорошо спрессовалась и заледенела, то есть опасность посадить машину на днище. При этом, можно просто поцарапать, можно зацепить элементами подвески, ну и самое плохое – оторвать глушитель или другую важную деталь. В случае, когда машина «сажается» на днище, элементы подвески приподнимаются вместе с колесами, что снижает силу сцепления с дорогой и уменьшает давление на ось. Колеса проскальзываю на льду и снять машину без посторонней помощи не представляется возможным. Чтобы избежать такой «посадки» необходимо заранее оценивать высоту центральной части колеи и визуально оценивать ее мягкость, желательно снизить скорость и подготовиться к торможению. Есть еще один альтернативный вариант движения по колее, это когда одно из колес движется по центральному возвышению колеи. Вариант более безопасный, однако, при больших неровностях вас может выкинуть обратно в колею, или в другую сторону. Центральная часть может быть слишком скользкой и иметь округлую форму, что увиливает вероятность сваливания. Двигаться с высокой скоростью в таком положении можно, но это потребует высокой внимательности и осторожности. Стоит упомянуть еще об одной опасности при движении по колее. Зимой улицы становятся уже от снега, поэтому неудачно оставленный автомобиль может стать причиной аварии. Двигаясь в колее, если по ходу движения появляются какие-либо препятствия, вы можете не успеть из нее выскочить. Как правильно выбраться из колеи В идеальных условиях лучше в нее не попадать, но если ситуация такова, что по-другому двигаться нельзя, необходимо соблюдать определенные правила. Двигайтесь на небольшой скорости и постоянно отслеживайте изменения в форме колеи, если возникли опасения или препятствия, то лучше заранее поискать пути выезда из колеи. Края могут быть очень скользкие, поэтому иногда выезд необходимо начинать с легкой раскачки. Сначала делаем легкое движение в противоположную от выезда сторону, а потом быстро поворачиваем в другую сторону. Новички делают ошибку, очень сильно выворачивают рулевое колесо в сторону выезда, в результате машина начинает скользить по «желобу». Необходимо стараться захватить кромкой колеса выступы, при этом газ следует давать избирательно, чтобы уменьшить проскальзывание. После выезда из колеи необходимо сделать выравнивающее движение, чтобы таким же образом задние колеса перевалили скользкий барьер. Если этого не делать, то заднюю часть начнет разворачивать по ходу движения поперек дороги, а это может создать сложную аварийную ситуацию на дороге. Большинство маневров по колее связано с разворотом или поворотом налево, преодолевать барьер необходимо с раскачки или отыскав участок, где центральная часть ниже, чем везде. В случае, когда попытка штурма высоты не удалась, поищите возможности выехать направо, после чего следует начинать осторожный разворот поперек колеи. Данные действия не менее опасны, так как вы можете застрять поперек дороги, поэтому избегайте одновременного попадания в углубления передних и задних колес.
С информацией разобрались. Теперь жду рассуждений, рекомендаций и просто мнений) высказывайтесь господа)
Радость снега: как правильно выбираться из сугроба во дворе или на обочине
Отличная снежная погода омрачается для автомобилиста долгими прогревами, сложностями с парковкой и особенно выкапыванием машины из сугробов по утрам. Ну и конечно же, всегда есть шанс просто застрять на неочищенной дорожке или даже попасть в ДТП из-за скользкой дороги и плохой видимости. Если сложно парковаться или «выпарковываться» обратно на дорогу, то, конечно, всегда можно поработать лопатой, но физические упражнения на свежем воздухе не всем нравятся. Так что наша задача на сегодня – научиться «понимать снег» и разобраться, как справляться с ним.
Снежный покров вовсе не так прост, как многие привыкли его воспринимать. По сути, это не просто еще одно скользкое покрытие. В зависимости от температуры и плотности он способен создавать целые наборы поверхностей с разными свойствами. Для городского водителя снег чаще всего предстает в виде снежного наката, слежавшегося в колеях снега или довольно плотных сугробов из мокрого или лежалого снега. И очень редко, к сожалению, в виде искрящегося мягкого покрывала на земле.
Коварство любого снежного покрытия в том, что пока снег рыхлый, его несущая способность невелика. Он отлично тормозит машину и не способен удержать ее на поверхности, она буквально проваливается в него до более твердых слоев. Но это не мешает снегу задерживать ее движение, особенно если он достает до кузова и деталей подвесок. Плотный слой снега вроде бы образует неплохую поверхность, за которую зимние покрышки цепляются хорошо, а уж «боевые» шипы у спортсменов с огромными шипами – и вовсе отлично.
Но буквально в мгновение ока такой снежный покров может превратиться в тонкий и очень скользкий слой льда на поверхности слежавшегося снега, по которому обычная шиповка уже работает не очень хорошо, особенно при температурах около нуля. Такая поверхность может оказаться слишком скользкой, чтобы колесо смогло ее «прокопать», и даже если до асфальта считанные миллиметры, машина останется на месте.
К тому же сугробы подмерзают, твердые слои чередуются с рыхлыми, поверхность дороги становится неровной, из-за чего нагрузка на колеса оказывается разной, и все эти факторы в сумме обычно означают, что машина застряла и без посторонней помощи уже не выберется. Или все же шанс есть? Рассмотрим несколько типичных ситуаций.
Утренний сюрприз
Поскольку машины сейчас в основном переднеприводные и зимняя резина широкодоступна, то я буду исходить из того, что автомобиль у вас именно с такой компоновкой и не на гоночных сликах. И если утром вы боитесь обнаружить, что от дороги вас отделяет снежный бруствер и полметра менее плотного и не такого глубокого снега, то у меня для вас хорошие новости.
Типичная ошибка водителя – это попробовать преодолеть препятствие «аки посуху». То есть тронуться, поворачивая колеса и пытаясь выскочить на дорогу. Обычно машина слегка сдвигается и тут же начинает буксовать внутренним по отношению к радиусу поворота колесом. После чего водитель жмет на газ еще немного, крутит руль, и вот уже машина сидит в глубокой снежной яме, откуда выбраться без посторонней помощи не сможет без специальных приемов.
Лучший способ понять, как нужно действовать – это хорошо себе представить, за счет чего колесо вообще удерживается на снегу, если оно не достает до асфальта. Пока колесо вращается и движется вперед, оно образует впереди себя «клин», в котором любое рыхлое покрытие уплотняется, прежде чем окажется под колесом.
Чем больше диаметр колеса, тем длиннее клин, и чем шире покрышка, тем больше площадь, им захватываемая. Если снег достаточно плотный, как это бывает в наших климатических условиях, то обычная легковая машина на колесах типичного диаметра имеет все шансы уплотнить снежный «клин» до такой степени, что он образует дорожку, которая сможет удержать машину, и за которую протектор колеса сможет зацепиться.
Но вся эта идиллия рассыпается, как только колесо немного начнет пробуксовывать. В этом случае зона уплотнения тут же вылетит за колесо, и оно окажется в ямке, и чем больше оно будет буксовать, тем более глубокую яму себе отроет. Но для движения по рыхлому и тяжелому снегу нужно много-много тяги. К счастью, решение проблемы уже давно найдено, просто нужно двигаться быстрее и преодолеть сложную часть участка «с хода». Но как это сделать, выезжая с парковки?
Приглядитесь к машине после снегопада. Колеса стоят не у самых углов машины, и обычно под ними есть пространство с укатанным снегом или даже с чистым асфальтом – именно его и нужно использовать для разгона. Вот только сразу проскочить весь сложный участок не получится. Для начала лучше всего сдать назад на расстояние заднего свеса машины. После чего чуть подразогнаться и «примять» первый участок дороги к свободе.
Тут важно не забуксовать, сразу сбросить тягу, как только машина наедет колесом на плотный снег. И если есть возможность, лучше не поворачивать сразу – тогда задним колесам придется прокладывать свой собственный путь в снегу, а это сильно тормозит машину. Сделайте по 10-15 сантиметров колеи за раз, откатывайтесь назад и снова разгоняйте машину уже смелее.
Если действовать правильно, то те полметра снега и еще 30-50 сантиметров разгона по пространству, занятому машиной, дадут возможность сходу проскочить более плотный и тяжелый снежный бруствер, не забуксовав и не прибегнув к помощи лопаты. Впрочем, не забывайте, что колею можно немного просто протоптать, а бруствер просто отбить ногами, тем самым сильно облегчив выезд. И всегда стоит помнить о риске оторвать бампер, если толкать снег очень уж усердно.
Все же застряли
Не всегда холодный голос разума позволяет проехать сложный участок. Иногда не хватает видимости, иногда снег чуть плотнее, чем казался… Или, банально, нога зацепилась, коврик под пяткой проскользнул, кто-то неожиданно проехал перед машиной – и вот уже она встала и двигаться не хочет. Главное в этот момент не запаниковать и не зарыть машину окончательно. Шансы появятся, как только машина обретет хоть немного подвижности.
Для начала стоит выйти из машины и оценить, насколько все плохо. Если резина зубастая, снег глубокий и мотор мощный, то автомобиль может сразу «сесть на брюхо», а это означает, что поможет только трос. Но если машина еще стоит на колесах, шансы есть. Первым делом стоит наметить траекторию дальнейшего движения – вперед или назад.
Поставить колеса прямо, если вдруг они повернуты, и с помощью скребка для очистки снега или лопаты вычистить тот снег, который машина успела «накопать» под себя. И чуть-чуть покачать ее взад-вперед, попытаться понять, едет ли она в какую-то сторону. Если едет, то самое время попробовать «раскачку».
Смысл этого приема в наборе скорости за счет маятниковых движений. Тронувшись в одну сторону, машина чуть заезжает на горку и начинает откатываться назад. Ей не нужно мешать, лучше даже помочь включением задней передачи, если вы хорошо обращаетесь со сцеплением и рычагом МКПП или уверены в надежности своего «автомата». Когда машина накатывается на противоположный край ямки и снова меняет направление движения, нужно снова сменить передачу и помочь машине в ее движении. Примерно так вы раскачиваете тяжелые качели. Небольшими усилиями в нужный момент можно раскачать наши четырехколесные «качели» до момента, когда они выедут из снежной ловушки и покатятся по снегу. Так мы вернемся к первому кейсу.
И немного о буксовании
Многие водители рассчитывают, что если долго буксовать, то колеса пророют снег до асфальта и машина выберется. Очень редко так и происходит, но обычно колесо успевает нагреть снег и он образует плотную ледяную «постель», из которой выехать сложно. Да и шансы на то, что перегреется дифференциал, очень высоки – он не рассчитан на долгую пробуксовку одним колесом.
У типичной легкой машины стоит обычный межколесный симметричный дифференциал. Он делит пополам мощность мотора, и если на одном из колес нет крутящего момента (оно свободно вращается), а на другом он есть (оно цепляется за дорогу), то обороты он поделит так, чтобы мощность была равна. А значит, колесо, на котором момента нет – будет вращаться. А то, на котором момент есть, будет почти остановлено.
Да, так вот нелогично дифференциал ведет себя на бездорожье. Но он сделан для удобного и экономичного передвижения машины по твердому покрытию и в этом деле он мастер. Если попали в сложную дорожную ситуацию, придется как-то выкручиваться. Вряд ли у вас стоит блокировка вискомуфтой, винтовая блокировка, какой-нибудь Торсен или умная противобуксовочная система. Рассчитывать придется строго на свои силы.
Как правильно ездить по ледяной колее
Зимняя колея таит в себе немало опасностей для автомобиля: резкая потеря управляемости часто становится причиной аварии. Распознать проблемное место можно заранее, и если действовать правильно — неприятных последствий можно избежать.
Бывает так, что зимой колея уходит с асфальта на обочину. Водитель ведет машину по наиболее удобной траектории и поначалу не замечает, что нормальная дорога кончилась. Во время оттепели снег под колесами размягчается и обнажает мерзлую землю со всеми ее неровностями.
И когда машину начинает трясти — водитель понимает, что его увело в сторону, но вернуться назад не так-то просто. Колею в сторону обочины распознать можно на поворотах. Если дорога уходит вправо, а колея приближается к краю насыпи, то скорее всего асфальт на этом месте кончается, пишет aif.ru. Если вариантов миновать неровности нет, то лучше заранее сбросить скорость и приготовиться к тряске.
Еще одна разновидность колеи возникает в свежем снеге. Как правило, она неглубокая и ровная, но довольно скользкая, так как подтаявший снег быстро схватывается льдом. Наиболее опасна такая колея для автомобилей без ABS: их может запросто развернуть на льду.
Если водитель начал ощущать малейший увод в сторону, нужно отпустить педаль тормоза, а затем возобновить плавное торможение с небольшими равномерными нажатиями, будто раскачивая педаль с небольшой амплитудой вверх и вниз. Тогда автомобиль сможет сохранить траекторию движения.
Не менее опасна старая колея в утрамбованном снегу: как правило, по ее краям образуются твердые неровности, которые мешают автомобилю быстро выехать из нее. Иногда эти наросты вызывают неприятную тряску машины, иногда ее даже может занести на казалось бы ровной дороге.
Как только начинаются пугающие покачивания кузова на колее, нужно погасить их мягким торможением в сочетании с аккуратной и плавной коррекцией рулем. Это изменит амплитуду колебаний, и машина останется на нужной траектории. В колее безопасная скорость движения не должна превышать 50 км/час.
Как распознать плохое сцепление колес с поверхностью дороги? Если на прямом участке машина начала рыскать и отклоняться от траектории после наезда на кочки, то скорее всего дорога обледенела. Можно подтвердить догадку резким и коротким нажатием на педаль тормоза. Если включится ABS — то под колесами и правда скользко. Скорость нужно сбросить хотя бы до 70 км/час. В этом случае автомобиль с большой вероятностью вернет себе управляемость.
Выручит сама колея!
Женечка : «Зимой часто бывает так, что я не могу выбраться из глубокой обледенелой колеи. Поворачиваю руль, жму на газ. Всё равно машина продолжает ехать по колее. Один раз чуть не стукнулась со встречной машиной. Подскажите, как быстро выезжать из колеи?»
Действительно выезд из глубокой обледенелой колеи часто вызывает проблемы у неопытных водителей. Особенно, когда они попадают в такую ситуацию впервые. Однако не стоит расстраиваться и пугаться таких дорог, так как существует простой и надёжный способ быстро справиться с этой зимней напастью.
Прежде всего ни в коем случае нельзя пытаться выскочить на скорости! В лучшем случае вы останетесь в колее. В худшем, вас развернёт и выбросит на встречку или в кювет. Выкручивать руль до упора и давить на газ тоже не стоит.
Как ни удивительно, вас выручат сама колея и закон физики, который гласит, что «действие равно противодействию». Причём при использовании этого приёма совершенно не важно какой привод у вашего автомобиля: передний, задний или полный. Более того, особой роли не играет даже тип и состояние резины: шипованная или не шипованная, зимняя или летняя, новая или «лысая»!
Итак, допустим вам нужно выехать из глубокой колеи в право ( —> ).
- Снизьте скорость до минимальной.
- Крепко возьмите руль обеими руками в положении «без пятнадцати три».
- Резким движением руля примерно на четверть оборота в противоположную сторону ( в нашем примере влево ( <— )</strong> ) «киньте» передние колёса автомобиля на левую стенку колеи.
- Как только шины упруго упрутся в левую стенку колеи и машина слегка приподнимется, быстро поворачивайте руль в нужную для выезда сторону ( в нашем случае вправо ( —> ) ) и слегка добавьте газ. Колёса как бы оттолкнутся от левой стенки, и машина легко выедет из колеи в нужном направлении. Все это происходит довольно быстро. Поэтому действовать рулем и педалями нужно четко, точно и быстро.
- Как только почувствуете, что колеса выскочили из колеи, слегка сбросьте газ, чтобы автомобиль не развернуло поперёк дороги.
По традиции напомню, что перед использованием этого несложного приёма в реальных условиях лучше заранее научиться выполнять его в каком-нибудь безопасном месте. При правильном совершении всех действий колея перестанет быть для вас ловушкой.
В заключение, советую стараться не въезжать в подобные колеи, а ехать по такой дороге так, чтобы одна из колей находилась под машиной. Об этом я уже писал в статье «Грязное дело». Советую её тоже прочитать.
Как ехать по дороге с колеями